Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Культурология как наука




О предмете «Культурология» сложилось довольно противоречивое мнение. С одной стороны – это единый предмет, с другой стороны – предмет, использующий в своем арсенале теоретическую и практическую базу многих других предметов.

В российской традиции культурология – это наука, изучающая культуру, в европейских и западных странах культурология как самостоятельная дисциплина не существует, есть родственный предмет – культурная антропология.

Современный словарь дает следующее определение: культурология (от лат. cultura – возделывание, земледелие, воспитание; от др.-греч. λόγος – мысль как причина) – совокупность исследований культуры как структурной целостности, выявление закономерностей её развития.

Предмет культурологии — исследование феномена культуры как исторически-социального опыта людей, который воплощается в специфических нормах, законах и чертах их деятельности, передаётся из поколения в поколение в виде ценностных ориентиров и идеалов, интерпретируется в «культурных текстах» философии, религии, искусства и права.

 

Смысл культурологии на сегодняшний день в том, чтобы учить человека на уровне культуры, как её создателя. В зависимости от целей и предметных сфер, уровня знания и обобщения выделяют фундаментальную и прикладную культурологию.

 

Фундаментальная культурология изучает культуру с целью теоретического и исторического познания этого феномена, занимается разработкой категориального аппарата и методами исследования; на этом уровне можно выделить философию культуры.

Прикладная культурология, опираясь на фундаментальные знания о культуре, изучает отдельные её подсистемы — экономическую, политическую, религиозную, художественную — с целью прогнозирования, проектирования и регулирования актуальных культурологических процессов.

В основе культурологических исследований лежит принцип единства логического и исторического подхода к изучаемым культурам.

Логический метод: предшествует историческому. Исследователь создаёт общий взгляд на данную культуру, сравнивает с другими.

Исторический метод: направлен на изучение того, как данная культура возникла, какие этапы в развитии проходила и чем она стала в своём зрелом виде.

Для изучения истории культуры, применяют различные варианты исторического метода:

· Генетический метод: направлен на обнаружение генезиса.

· Сравнительно-исторический метод: сопоставление периодов развития данной культуры или следующих друг за другом культур (диахронический метод), а также сопоставление сосуществующих культур или культурных явлений (синхронический подход).

· Сравнительный подход является основой современной компаративистики (методология сравнительно-исторических исследований).

Этапы развития культурологии

Донаучный – с периода древности и по XVIII век. На данном этапе культура еще не сформировалась как целостное общественное явление и изучалась совокупностью различных дисциплин, а сама культурология еще не определилась как отрасль научного знания.

Научный – начался в сер. XVIII в. завершился в XX в., когда культурология возникает как самостоятельная научная дисциплина. Здесь культура формируется как целостное общественное явление, происходит гуманизация общественных отношений.

Считается, что культурология как наука возникла на рубеже кон. XIX – нач. XX вв.

Каковы же причины выделения культурологии в самостоятельную науку?

· Абстрактность системы первых научных знаний о культуре

·Стремление к нахождению общего подхода к пониманию культуры в условиях нарастания диалога различных культур

·Необходимость в соотношении различных культур в условиях нарастания национального самосознания

·Необходимость создания планов рациональной государственной политики в области культуры

·Необходимость формирования культурного воспитания человека

·Необходимость в создании гуманитарного «противовеса» технократизму (принципу, в котором власть принадлежит техническим специалистам).

Одним из первых культурологическими исследованиями стал заниматься Эдуард Барнетт Тайлор (1831-1917) – выдающийся английский этнограф, родоначальник эволюционной теории развития культуры, один из основателей культурологии, один из первых культурологов. Труд Э.Б. Тайлора «Первобытная культура» (1871) ввел в науку новые понятия, такие как «анимизм» - одушевление природы, и «пережитки» - устаревшие понятия в культуре быта. Тайлор склонялся к отождествлению культуры и цивилизации.

Принято считать, что основателем культурологии является выдающейся американский антрополог, этнолог и культуролог Лесли Элвин Уайт (1900-1975), который ввел в научный оборот сам термин «культурология» как равный «культуре». Он написал труды «Наука о культуре» (1949), «Эволюция культуры» (1959), «Понятия культуры» (1973), в которых определил главную задачу культуры как формирование, воспитание и просвещение человеческого общества и человека.

Кроме того, Уайт вывел подсистемы культуры:

· технологическая – содержит орудия производства и опосредует отношения между человеком и природой

· социальная – охватывает межчеловеческие – экономические, нравственные, политические – отношения

· идеологическая – идеи, верования, мифы, знания

Три основных подхода понимания культурологии как науки

Первый – рассматривает культурологию как комплекс дисциплин, изучающих культуру. Образующим моментом здесь является цель изучения культуры в ее историческом развитии и социальном функционировании, а результатом – система знаний о культуре.

Второй - представляет культурологию как состоящую из разделов дисциплин, так или иначе изучающих культуру. Например, культурология как философия культуры претендует на ее понимание в целом, в общем. Существует и обратная позиция, согласно которой культурология есть раз дел философии культуры, изучающий проблему многообразия культур (типологизация, систематизация знания культуре без учета фактора культурного самосознания).

В данном случае возможно отождествление с культурологией и культурантропологии, социологии культуры, а также вы деление философской культурологии как науки о смыслах, значениях, взятых в их целостности по отношению к определенному региону или отрезку времени.

Третий - подход обнаруживает стремление рассматривать культурологию как самостоятельную научную дисциплину. Это предполагает определение предмета и метода исследования, места культурологии в системе социально-гуманитарного знания.

Итак,

Культурология – от латинского слова «cultura» – культура и греческого «logos» – наука, знание, мысль, т.е. буквально означает «наука о культуре».

До настоящего времени существует около 1000 определений культуры.

Культурология – это система научных знаний о культуре как сложном и целостном социальном феномене.

В состав и структуру культурологического знания входят:

  • Культурная антропология
  • Социология культуры
  • Философия культуры
  • История культурологии
  • История культуры
  • Прикладная культурология

Термин «культурология» был предложен американским антропологом Лесли Уайтом для обозначения новой научной дисциплины как самостоятельной науки в комплексе социальных наук. Однако в зарубежной научной классификации культурологию как отдельную науку не выделяют. Данная область знаний в англоговорящих странах называется Cultural studies, а в немецкоговорящих странах — Kulturwissenschaft. Феномен культуры в Европе и Америке понимается преимущественно в социально-этнографическом смысле, поэтому основной наукой считается культурная антропология.

Использованная литература

1. Астафьева О. Н., Разлогов К. Э. Культурология: предмет и структура // Культурологический журнал / Рос. ин-т культурологии. — 2010. — № 1.

2. Ахутин А. В. Парадоксы культурологии // В перспективе культурологии: повседневность, язык, общество / Рос. ин-т культурологии. — М.: Академический проект, 2005. — С. 10-47.

3. Культурология. XX век. Энциклопедия в двух томах / Главный редактор и составитель С.Я.Левит. — СПб.: Университетская книга, 1998. — 640 с.

4. Доброхотов А. Л., Калинкин А. Т. Культурология: учебное пособие. М.: ИД «ФОРУМ»: ИНФРА — М, 2010. — 480 с.: илл. — (Высшее образование).

5. Елисеев А.Л., Тюрин Е.А. Культурология. Учебно-методическое пособие для студентов дистанционной (заочной) формы обучения. – Орел: Изд-во ОрелГТУ, 1999. – 234 с.

6. Пучков А. А.Архитектуроведение и культурология: Избранные статьи. — Киев: Изд. дом А. С.С, 2005. — 608 с. — ISBN 966-8613-06-6.

7. Флиер А. Я., Культурология для культурологов. Учебное пособие. 2 переработанное издание. – М.: Согласие, 2010. – 672 с. – ISBN 978-5-86884-134-7

8. Флиер А. Я., Культурология. – М.: Согласие, 2011. – 560 с. – ISBN 978-5-86884-141-5

9. Флиер А. Я., Феномен культурологии: опыт новой интерпретации // Обсерватория культуры. 2011. № 2. С. 4-19.


Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...