Теоретические аспекты управления ценообразованием на предприятии
Стр 1 из 3Следующая ⇒ Цена, предложение и спрос. Стратегия и методы ценообразования. Виды цен. Введение Экономика – наука о том, как общество использует ограниченные ресурсы для производства товаров и услуг и распределяет их среди различных групп людей. В зависимости от уровня рассматриваемых экономических проблем. Предприятие – основное звено экономики. Именно предприятие является производителем товаров и услуг, важнейшим рыночным субъектом, вступающим в различные хозяйственные отношения с другими субъектами. Цена - это денежное выражение стоимости товара. Цены и ценообразование являются одним из ключевых элементов рыночной экономики. Важная роль цен в экономической жизни определяется тем, что они являются основой всех экономических измерений, оказывают значительное влияние на затраты и результаты деятельности всех хозяйствующих субъектов: и предпринимательских структур, и домашних хозяйств, и народного хозяйства в целом. Цены определяют эффективность внешнеэкономической деятельности. Особенно велика их роль в рыночной экономике, где свободные цены выступают основным регулятором пропорций общественного воспроизводства, хозяйственных отношений. Цены являются также важным объектом государственного регулирования, благодаря которому государство осуществляет свою политику и в условиях рынка. В условиях рыночной экономики успех любого предприятия или предпринимателя во многом зависит от того, как правильно они будут устанавливать цены на свои товары и услуги. Но это не так то просто сделать, потому что на цены оказывает существенное влияние комплекс политических, экономических, психологических и социальных факторов. Сегодня цена может определяться количеством затрат на производство товара, а завтра ее уровень может зависеть от психологии поведения покупателей. Следовательно, предприниматель при установлении цены на товар должен учитывать все факторы, влияющие на ее уровень, и установить цену таким образом, чтобы получить прибыль.
Цена - один из критериев, определяющих покупательские восприятия. Она влияет на решение о покупке товаров, оказывает влияние на прибыль торгового предприятия и находится в тесном взаимодействии с факторами рынка. Цена в условиях рынка выступает как действительное средство в конкурентной борьбе за покупателей, предопределяет объемы производства и продажи товаров, влияет на поведение покупателей и их платежеспособности. В ценовом механизме следует различать и выделять две взаимодействующие составляющие. С одной стороны это сами цены, их структура, величина, динамика изменения, а с другой - ценообразование как способ, правила установления, формирования новых цен и изменения действующих. Ценообразование выступает активной, задающей частью ценового механизма. Оно, собственно, и предопределяет величину цены. Ценообразование - установление цен, процесс выбора окончательной цены в зависимости от начальной стоимости продукции, цен конкурентов, соотношения спроса и предложения и других факторов. Основные подходы к установлению цены: · - на основе закрытых торгов, исходя из ожидаемых ценовых предложений конкурентов; · - на основе ощущаемой ценности, исходя из покупательского восприятия ценностной значимости продукта; · - на основе уровня текущих цен, исходя из текущих цен конкурентов. Цель ценообразования. Обеспечить мотивированную, своевременную и достаточную ценовую реакцию, таким образом, чтобы получить максимальный объем продаж с минимальной потерей маржинальности. Нужно понимать, что ценообразование того или иного товара всегда зависит от целей, которые ставит организация. А цели бывают самые разные:
· - выживание организации. Т.е. необходимо установить такую цену на товар, которая позволит фирмы выжить в конкурентной борьбе. Очевидно, что такие ситуации происходят не от хорошей жизни; · - максимизация прибыли; · - расширение рынка торгово-промышленной деятельности; · - позиционирование товара для определенной ниши. Например, если товар является люксовым, то цена на него может быть далеко не всегда оправданно завышенной, если говорить об затратах на его изготовление; · - стимулирование торговой деятельности; · - расширение доли на ранке; Это не все цели. При желании данный список можно серьезно расширить. В конце концов, у всех компаний свои цели в тот или иной промежуток времени. Методы ценообразования. Итак, вот основные методы ценообразования: 1) На основе затрат Этот метод является одним из самых понятных и известных. В данном случае цена на товар устанавливается в зависимости от расходов на его производство. Т.е. Стоимость товара должна покрывать затраты на производство продукта и при этом приносить организации определенную выгода. Очевидно, что серьезное преимущество в такой ситуации получит та фирма, которая сумеет минимизировать свои расхода. Ведь в таком случае она сможет установить более низкие цены на свою продукцию или получать большую выгода. Наконец, многие полагают, что данный метод достаточно прозрачен и справедлив в отношении конечных потребителей продукции, которые платят не за воздух. Естественно, определенные проблемы есть и у данного метода: · - в некоторых случаях может быть достаточно сложно вычислить затраты на производство товара, чтобы установить его стоимость; · - если у конкурентов будут более низкие расхода, то у фирмы наступят серьезные проблемы; · - Затраты могут меняться. Следовательно, будет скакать и цена товара; 2) С оглядкой на конкурентов В данном случае цена на товар устанавливается на основе цен конкурентов. Одним из самых популярных методов является установление средней цены по отрасли, когда вычисляется средняя цена на товар между самым дорогим и дешевым аналогами. Наконец, цену можно устанавливать и большую чем у конкурентов, и меньшую. Все зависит от того, как организация хочет позиционировать свой товар на рынке, какие цели она преследует.
Теоретические аспекты управления ценообразованием на предприятии Понятие, виды цен и их классификация. Конкретные возможности ценообразования в значительной степени предопределяют финансовую политику компании. Цена является объектом энергичной конкуренции, результаты которой во многом предопределяют и финансовые итоги рыночной деятельности, что существенно повышает ответственность менеджмента компании за качество хозяйственных решений, которые так или иначе прямо или косвенно связаны с управлением ценами. Как известно, цена представляет собой экономическую категорию, означающую сумму денег, за которую продавец хочет продать, а покупатель готов купить продукт. Цена определенного количества продукта составляет его стоимость, отсюда цена — денежная стоимость продукта. По мнению Зайцева Н.Л., цена – экономическая категория, позволяющая косвенно измерить затраченное на производство продукта общественно необходимое рабочее время. При товарных отношениях цена выступает как связующее звено между производителем и приобретателем, то есть является механизмом обеспечивающим равновесие между спросом и предложением, а следовательно, между ценой и стоимостью. Цена — сложная экономическая категория. В ней фокусируются практически все основные экономические отношения в обществе. Прежде всего, это относится к производству и реализации товаров, формированию их стоимости, а также к созданию, распределению и использованию денежных накоплений. Цена опосредствует все товарно-денежные отношения. Ц енообразование — процесс формирования цен на товары и услуги. Характерны две основные системы ценообразования: рыночное ценообразование, функционирующее на базе взаимодействия спроса и предложения, и централизованное государственное ценообразование — формирование цен государственными органами. При этом в рамках затратного ценообразования в основу формирования цены закладываются затраты производства и обращения.
Система цен характеризует взаимосвязь и взаимоотношение различных видов цен, состоит из блоков, в качестве которых рассматриваются как конкретные цены, так и определенные группы цен. Первым и важнейшим признаком классификации цен является их дифференциация в соответствии с обслуживаемой сферой товарного обращения. В зависимости от этого признака цены подразделяются на следующие основные виды: 1) оптовые цены на продукцию промышленности подразделяются на 2 подвида: ü оптовая цена предприятия - цена, по которой предприятие реализует произведенную продукцию другим предприятиям; ü оптовая цена промышленности – цена, по которой предприятие оплачивают продукцию снабженческо-сбытовым организациям; 2) цены на строительную продукцию. Продукция строительства оценивается по трем видам цен: ü сметная стоимость – предельный размер издержек на строительство каждого объекта; ü прейскурантная – усредненная сметная стоимость единицы конечной продукции типового строительного объекта; ü договорная цена – цена, устанавливаемая по договоренности между заказчиками и подрядчиками; 3) закупочные цены на сельскохозяйственную продукцию – цены (оптовые), по которым реализуется сельскохозяйственная продукция фермерами; 4) тарифы грузового и пассажирского транспорта – плата за перемещение грузов и пассажиров, взимаемая транспортными организациями с отправителей грузов и населения; 5) розничные цены – цены, по которым торговые фирмы реализуют продукцию населению; 6) тарифы на коммунальные и бытовые услуги, оказываемые населению; Цены, обслуживающие внешнеторговый оборот (экспортные и импортные цены). Аналогичную классификацию цен в зависимости от оборота выделяет Сергеев И.В. в учебном пособии “Экономика предприятия”. Зайцев Н.Л. в зависимости от характера обслуживаемого оборота различает три основные вида цен на промышленную продукцию. Оптовая цена предприятия – это цена, которая предусматривает возмещение текущих издержек и получение прибыли. Оптовая цена предприятия играет важную роль в хозяйственной деятельности промышленного предприятия, т.к. обеспечивает ему возмещение текущих затрат производства и получение нормативной чистой прибыли. Цопт. пред.= Сп (1+Rсс), где Сп - полная плановая исходная стоимость единицы продукции предприятия, российский рубль. Rсс - уровень рентабельности, рассчитанный по первоначальной стоимости, т.е. это величина прибыли, полученная по реализации годового объема продукции, приходящаяся на 1 RUB годовых текущих расходов, который можно определять по формуле:
Rсс = (Rпр *ПФсr) ¸Спr, где Rпр - уровень рентабельности промышленного предприятия в долях единицы; ПФcr - среднегодовая стоимость производственных фондов, т.е. сумма основного и оборотного капитала; Спr - полная плановая начальная стоимость годового объема произведенной и реализованной продукции. Оптовая цена промышленности формируется на основе оптовой цены предприятия и дополнительного включения в цену предмета торговли, прибыли сбытовых организаций и налога на добавленную стоимость: Цопт.пром.=Цопт. пред.+(Цо.п.- МЗ) *НДС+ПРсб+ТЗсб, где МЗ – фактическая или плановая первоначальная стоимость материальных издержек единицы продукции; ПРсб, ТЗсб – выгода и расходы сбытовых организаций. Государственная розничная цена является конечной ценой, по которой товары народного потребления и некоторые орудия и предметы труда реализуются через торговую сеть. Она представляет оптовую цену промышленности плюс величина затрат торговых организаций и размер плановой прибыли. Она отражает процесс нарастания общественно необходимых расходов по всем последовательным стадиям производства товаров: Цр=Цопт.пром.+ТЗр+Пр., где ТЗр,Пр. - текущие расхода и выгода розничных торговых организаций. Ø В зависимости от сферы регулирования различают: Ø свободные цены, которые устанавливаются производителями продукции и услуг на основе спроса и предложения; Ø договорно-контрактные цены, устанавливаемые по соглашению сторон; Ø цены в условиях частичной или полной монополизации рынка, которые вынуждают одну или обе стороны принимать какие-то принудительные условия; Ø регулируемые цены – цены, устанавливаемые под контролем государств или отдельных субъектов федерации. Различают прямые и косвенные методы регулирования. Прямое регулирование осуществляется путем установления фиксированных цен, предельных цен, надбавок, предельных коэффициентов изменения цен, предельного уровня рентабельности. Косвенное регулирование предполагает воздействие на цены через изменение налогов и процентных ставок. В зависимости от территории действия различают: Ø цены, единые по стране или поясные; Ø цены региональные (зональные, местные). Единые, или поясные, цены могут устанавливаться только на базовые виды продукции, на которые цены регулируются (фиксируются) государственными органами (энергоносители, квартплата, Драгоценные металлы и сплавы и др.). Региональные цены могут быть оптовыми, закупочными, розничными. Они устанавливаются предприятиями, органами ценообразования региональных органов власти и управления (цены и тарифы на подавляющее большинство жилищно-коммунальных и бытовых услуг). По способу установления фиксации выделяют: Ø свободные цены устанавливаются производителями продукции на основе спроса и предложения; Ø регулируемые цены: предельные, цены выше которых предприятия не могут устанавливать оплату своей продукции и услуг, фиксированные цены; Ø контрактные; Ø трансфертные применяются при реализации продукции между подразделениями одной организации; Ø биржевые, устанавливаются на товары, реализованные посредством биржевой коммерции; Ø цены торгов. По способу получения информации об уровне цены: Ø справочные – используются в качестве ориентировочной информации при установлении цен на аналогичную продукцию, при анализе уровня цен; Ø прейскурантные – вид справочной цены, публикуемой в прайс-листах фирм-продавцов; Ø расчетные – применяются в договорах контрактах на нестандартное оборудование, производимое по индивидуальным заказам. По времени действия цены подразделяются на: Ø твердые, которые не меняются в течение всего срока действия контракта; Ø текущие, меняющиеся в рамках одного контракта; Ø сезонные, действующие в пределах определенного периода времени; Ø скользящие, устанавливаемые на предмета торговли с длительным сроком изготовления. С учетом фактора времени: Ø постоянная цена – цена, срок действия которой заранее не определен; Ø сезонная цена-вид розничных или оптовых цен носящих сезонный характер; Ø ступенчатая – ряд последовательно снижающихся цен в заранее обусловленные моменты времени по определенной шкале. В зависимости от метода включения транспортных затрат в цену продукта выделяют: Ø цену “франко-станция (пристань) отправления”– в оптовую цену включаются расходы по доставке продукции до станции назначения; Ø цену “франко-склад поставщика” – все расходы по доставке продукции несет покупатель; Ø цену “франко-склад приобретателя” – все доходы по транспортировке оплачивает поставщик. При анализе и определении уровня цен бизнесмен должен ясно представлять общую картину системы цен, которая характеризует взаимосвязь и взаимоотношения различных видов цен. Все элементы системы цен находятся в тесной взаимосвязи. Взаимосвязь цен обусловлена зависимостью отдельных предприятий, производств и отраслей, единой методологией формирования издержек на производство, а также взаимосвязью всех элементов рыночного механизма. Основные факторы, оказывающие воздействие на процесс ценообразования. Перед всеми коммерческими и многими некоммерческими организациями в качестве одной из основных встает проблема определения цены на свои товары и услуги. В условиях рынка ценообразование представляет собой весьма многогранный процесс, подверженный воздействию множества факторов. Рыночная цена продукта формируется под влиянием большого числа факторов, определяющих состояние соответствующего рынка. При выборе ценовой стратегии компания должна выявить и проанализировать все факторы, которые могут оказать влияние на цены. Таких факторов достаточно много, в большой степени эти факторы, не контролируемые компанией. И.К. Салимжанов считает, что различные ценообразующие факторы оказывают далеко не равнозначное воздействие на процесс формирования товарных цен, одни из них способствуют уступке в цене, другие вызывают ее рост. Иную классификацию факторов ценообразования приводят А.Е. Карлик в учебном пособии “Экономика предприятия”. Основными из этих факторов являются следующие: ü Спрос на продукцию. Значительное влияние на цену оказывает спрос. Чем выше цена продукта, тем меньше предлагаемых по этой цене предметов торговли могут приобрести покупатели. Зависимость между ценой и спросом на него описывается кривой спроса, которая показывает обратно пропорциональную зависимость между ценой продукта и спросом на него. Если при росте цен кривая спроса падает, то кривая предложения, наоборот, возрастает. Это объясняется тем, что повышение цены заинтересовывает производителей в увеличении объемов продаж. Цен, при которой спрос и предложение равны, называется равновесной ценой. Эта именно та цена, по которой продукт будет продан. В действительности соотношение спроса и предложения Спрос на различные товары может быть как эластичным, так и неэластичным. При эластичном спросе (незначительном изменении цены и значительном изменении спроса) значение коэффициента эластичности больше 1. К товарам неэластичного спроса относятся, например товары повседневного спроса, относительно недорогие товары. Кроме эластичного и неэластичного спроса, существует частный случай, когда процентное колебание цены приводит к совершенно точно такому же изменению продаж и общая выручка остается неизменной (Эц=1) [5 c.58]. Влияние ценовой эластичности спроса на общую выручку и реакцию покупателей на изменение цен отображено в Прил. Б. ü Государственное регулирование цен. В условиях несовершенного рынка возникающая равновесная цена не способствует оптимальному состоянию и стабильности в обществе. Поэтому государство путем установления регулируемых цен целенаправленно создает новые условия равновесия. Но при этом необходимо учитывать следующее: · устанавливаемая государством цена не может достаточно быстро меняться под влиянием изменений спроса и предложения, поэтому может возникать дефицит или затоваривание продукции; · полный отказ от вмешательства в процесс ценообразования лишает общества возможности воздействовать на уровень цен отраслей и предприятий. Государственное регулирование цен осуществляется по нескольким основным направлениям. Законодательным путем ограничиваются попытки сговора о ценах и установления фиксированных цен производителями продукта, представителями оптовой и розничной торговли. Независимо от того, насколько «обоснованы» эти фиксированные цены, они признаются незаконными. Бизнесмены, их установившие, строго наказываются, а на организации налагаются огромные штрафы. Такие нарушения получили название «горизонтальное фиксирование цен». Во избежание подозрения в подобных нарушениях закона предприниматели не должны: консультироваться или обмениваться информацией с конкурентами о ценах, снижениях цены, условиях реализации и займа; подвергать обсуждению цены, надбавки и затраты каких-либо фирм на профессиональных отраслевых собраниях; договариваться с конкурентами о временном сокращении производства с целью поддержания высоких цен. Нарушением, преследуемым законом, является также «вертикальное фиксирование цен». Оно проявляется в том, что производители или оптовая торговля требуют продажи своего продукта по конкретным ценам, контролируя таким образом розничные цены. Государство также запрещает и ценовую дискриминацию, если она приносит ущерб конкуренции. Так, производители и оптовые торговцы обязаны предлагать свой продукт разным покупателям – участникам каналов торговли на одних и тех же условиях. ü Расход по производству и реализации продукции. Основу цены предмета торговли составляют расхода, связанный с его производством и реализацией, поэтому их размер во многом определяет уровень цены. В состав расходов входят издержки как зависящие (уровень использования сырья и материалов, степень загрузки производственных мощностей, плодотворность труда), так и независящие (транспортные тарифы, стоимость сырья, материалов, сырья) от деятельности предприятия. ü Ценовая конкуренция Конкуренция подталкивает компании к совершенствованию своей продукции, детальному обоснованию цены на нее. При этом компания может ориентироваться или на рынок продавца или на рынок покупателя. На рынке продавца доминирующее положение занимает продавец – производитель продукта. В этих условиях фирме легче функционировать, поскольку ее продукция находиться вне конкуренции. На рынке покупателя доминирующее положение занимает покупатель. И от того, насколько организация сумеет учесть меняющиеся запросы покупателя и вовремя удовлетворить их и зависит ее благополучие. Ценовая конкуренция воздействует на цену продукта через такие факторы, как отраслевые особенности производства (например, капитало- или трудоемкое); жизненный цикл продукта (на какой стадии жизненного цикла находится продукт); тип продукции (например, серийная или единичная); имидж компании; объем поставок; взаимоотношения между продавцом и покупателем (характер взаимоотношений может определяться контрактом); условия платежа. Состояние финансовой системы, а именно: уровень и тенденции выгод населения, покупательская способность денежной единицы, уровень и динамика инфляции, изменение паритета национальной валюты и др. ü Участники каналов товаропродвижения. Все они стремятся увеличить объем реализации и прибыли и установить больший контроль за ценами. Компания-производитель влияет на цену продукта, используя систему монопольного товародвижения, сводя до минимума продажу товаров через магазины, торгующие по сниженным ценам. Чтобы достигнуть согласия всех участников канала торгово-промышленной деятельности в решениях по ценам, производителю необходимо: обеспечить соответствующую долю прибыли каждому участнику для покрытия его затрат и получения прибылей; предоставить гарантии оптовой и розничной торговле в получении продукции по самым низким ценам; предложить особые согласия, включающие снижения цены с цены па определенный период или бесплатную политическую партию товаров для стимулирования закупок оптовой и розничной торговлей. Потребители - важный фактор, оказывающий значительное влияние на цены. Любой бизнесмен должен видеть глубокую взаимосвязь между ценой и восприятием ее различными потребителями. Отношения между ценами и количеством сделанных покупок по этим ценам можно объяснить двумя причинами: воздействием законов спроса и предложения и ценовой эластичности и неодинаковой реакцией покупателей различных сегментов рынка на цену. Именно эти причины легли в основу деления всех покупателей по их восприятию цен и ориентации в покупках на четыре группы: 1) покупатели, проявляющие большой интерес, при выборе покупки к ценам, качеству, ассортименту предлагаемых товаров (большое влияние на эту группу покупателей оказывает реклама, раскрывающая полезные дополнительные свойства этого товара), это так называемая группа экономных покупателей; 2) покупатели, создавшие себе «образ» продукта, которым они хотят владеть, и чутко реагирующие на все характеристики, приближающие или удаляющие их от «образа», — это персонифицированные покупатели; они требуют к себе особого внимания и чуткого обслуживания; 3) покупатели, которые поддерживают своими покупками небольшие организации и делают их по уже давно сложившейся традиции, эта группа покупателей называется «этичные покупатели»; они готовы заплатить более высокую цену за продукт, продаваемый в этом магазине, подчас пренебрегая широким ассортиментом товаров других магазинов; 4) покупатели, мало интересующиеся ценами, — «апатичные покупатели». Из всех перечисленных ранее факторов основное воздействие на движение цен оказывает динамика цены производства продукта. Рост плодотворности труда, снижение издержек орудий труда и сырья на единицу продукции вызывают снижение цены производства, и наоборот. Поэтому можно было бы ожидать, что с ускорением темпов научно-технического прогресса произойдет снижение рыночных цен. Однако практика показывает, что в развитых странах достижения научно-технического прогресса не приводят в ряде отраслей к снижению стоимости товаров. Это объясняется тем, что действие других факторов, таких как политика монополистов и инфляция, оказывается более сильным. Аликлычев выделяет 2 основные группы факторов: действующие со стороны спроса и со стороны предложения. В результате приспособления продавцов и покупателей друг к другу складывается так называемая равновесная цена. Предложение товаров и спрос на них, обуславливается не только уровнем и структурой выгод, но и социальной средой, в которой осуществляется процесс купли-продажи. Поэтому рыночная цена – это сложное социально-экономическое явление, а процесс регулирования уровней и динамики цен требует постоянного изучения всей совокупности факторов, действующих на них. Среди факторов, действующих со стороны спроса, основными являются следующие: покупательная способность населения, число покупателей на рынке товаров и услуг, прогнозы со стороны потребителей, изменение потребительских вкусов, достигнутый уровень цены на сопряженные товары, сезонность и т.д. Среди факторов, действующих со стороны предложения, основными являются следующие: изменение цен на используемые ресурсы; изменения в технологии производства; налоги, обязательные выплаты, льготы, дотации; количество продавцов на рынке. Действие всех факторов спроса и предложения взаимопересекаются. Многие факторы имеют экзогенный (внешний по отношению к производителю товаров) характер. Это позволяет использовать каждый из них в качестве своеобразного рычага внешнего воздействия на производителя, не вмешиваясь непосредственно в его производственный процесс и формировании цен выпускаемой продукции. Взаимосвязь цен и финансов. Цены и финансы в процессе стоимостного распределения функционируют в тесной взаимосвязи. Их место в единой системе стоимостных экономических категорий определяется масштабом отражения совокупности производственных отношений. Место цены в этой системе, как денежного выражения стоимости, обусловливает то, что она формирует реальный базис для реализации финансовых отношений. Цены выступают основой финансового метода распределения стоимости, а финансы исходя из пропорций распределения, сложившихся на базе цен (их структуры), является инструментом, реализующим эти пропорции, корректируя их с учетом развития экономики. Цена является одним из центральных звеньев рыночного механизма. Вместе с тем сама цена состоит из финансовых категорий – цены без наценки, прибыли, НДС, акцизного налога и некоторых других элементов. От того, как и насколько достоверно определяются и исчисляются эти финансовые категории, будет зависеть и правильность определения цены. Существует и обратная связь. Нередко в условиях рынка цена, сложившаяся под воздействием множества рыночных факторов, диктует величину расходов, размер прибыли и других элементов цены. В этом случае издержки на производство и остальные составляющие цены “подстраиваются” под тот уровень цены, который диктует рынок и при котором продукт может быть продан. Таким образом, существует как прямая, так и обратная связь и взаимозависимость финансовых показателей и цены. Поэтому отделение и тем более противопоставление финансов и цен, как это нередко имело место прежде, необоснованно и неправомерно. Следовательно финансовый и ценовой механизмы тесно связаны между собой, так как все экономические, финансовые отношения основаны на использовании цен и их составляющих. В условиях перехода к рынку потребность в глубоком изучении взаимосвязи и взаимозависимости финансов и цен приобретает еще большее значение в связи с необходимостью достижения и поддержания материальной сбалансированности в развитии экономики Российской Федерации. В рыночном механизме финансы и цены выполняют как общие, так и специфические функции, присущие либо только финансам, либо только ценам. К общей функции финансов и цен прежде всего относиться их взаимодействие в формированиии и распределении чистого дохода общества. В результате распределения и перераспределения формируются финансовые ресурсы. На их динамику и структуру большое воздействие оказывают изменения в сфере производства. Вместе с тем огромную роль в формировании финансовых ресурсов играют уровень и структура цены, а также финансовые нормативы. Так, на увеличении доли обязательных отчислений сказалось повышение соответствующих нормативов и отражение их в ценах. Главным финансовым инструментом распределения и перераспределения является госбюджет, который отражает основные пропорции перераспределения национального дохода. В результате распределения и перераспределения образуются фонды возмещения, накопления и потребления. На всех стадиях, от первичного распределения до образования конечных прибылей, цены и финансы активно участвуют в этом процессе. Тесной связью характеризуется также стимулирующая функция финансов и цен. Так стимулирование или ограничение потребления определенных видов потребительских товаров происходит путем изменения розничных цен и оказывает значительное влияние на размер финансовых ресурсов государства. Сфера действия финансов весьма широка, она практически охватывает все секторы и отрасли экономики, в то время как цены в большей мере выполняют свои специфические функции – распределительную, учетную, согласование спроса и предложения. То обстоятельство, что цена является денежным выражением стоимости, отражает глубокую сущность взаимосвязи цен и финансов. Так же как цена немыслима вне денежных отношений, так и финансы могут функционировать только на основе цен. Сумма реализованных цен является источником финансовых ресурсов, а цены выступают как результат производства, рыночной продажи, компания которых возможна лишь на основе использования основных и оборотных средств. Структура и уровень цен, несмотря на свободу их формирования и влияния на них многих рыночных факторов, в значительной степени определяются финансовыми нормативами и потребностью в финансовых источниках для конкретного предприятия или компании. Так, налоги или другие обязательные платежи, образующие доходы государства в целом или отдельных регионов, возмещаются частично из исходной стоимости, частично из прибыли и являются надбавкой к цене (акцизный налог). С другой стороны, реализованные цены образуют выручку и денежные накопления предприятия или организации, которые являются источниками вышеперечисленных платежей и финансовых ресурсов компании. Платежи и отчисления, относимые в состав издержек на производство взаимосвязаны с ценами двояким образом. Во-первых, они как всякие налоговые платежи через цена без наценки находят отражение в составе цены продукции и реализуют, таким образом, ее перераспределительную функцию. Во-вторых, эти платежи и отчисления сами являются ценами соответствующих видов ресурсов. Снижение начальной стоимости и рост на этой основе прибыли увеличивают финансовые возможности предприятия. Исходная стоимость является финансовым барометром условий производства и распределительных отношений. Достижение роста прибыли не за счет снижения первоначальной стоимости, а за счет роста цен становится генератором инфляционных процессов. В рыночной экономике необходим единый подход при определении состава расходов, относимых на исходная стоимость, и унифицированные для предприятий конкретных отраслей методические материалы по формированию цены без наценки как для целей ценообразования, так и для расчета полученной прибыли и других результатов хозяйственной деятельности. Таким образом, следует иметь в виду, что и механизм ценообразования, и формирование прибыли требуют использования исходной стоимости в рыночной экономике. Наибольшее влияние на уровень и структуру цен оказывает НДС и акцизные налоги. НДС образуется в каждом звене товаропродвижения и аккумулируется в розничной цене. Он оплачивается конечным приобретателем, то есть населением или государством. Этот налог, как правило составляется 20%, но имеются льготные ставки его по отдельным группам товаров (некоторые продукты питания, медикаменты, товары детского ассортимента). НДС и акцизные сборы наряду с налогом на выгода и таможенным налогом являются основными доходными статьями бюджета. Самое большое воздействие на уровень цен оказывает НДС по товарам, которые облагаются акцизной пошлиной, поскольку ставка НДС применяется к ценам, уже включающим акцизные сборы (налоги). Акцизные налоги включаются в состав цены производителя, они установлены по строго ограниченному перечню товаров и дифференцированы в зависимости от соотношения издержек и спроса на конкретный подакцизный продукт. Следующим налоговым платежом, оказывающим влияние на уровень и структуру цен, является налог на выгода, которая подвергается наибольшему перераспределению и более тесно чем НДС и акцизные налоги связана с уровнем цен и расходов. Структура цен определяет первичные доходы предприятия и его работников, на которые распределяется выручка, поступившая на его расчетный счет. Но уже на стадии обмена через отклонение цен от стоимости осуществляется процесс перераспределения выгод. В процессе распределения выручки через формирование различных денежных фондов предприятия и отчислений в бюджетную систему образуются вторичные доходы работников самого предприятия или государства. Дальнейшее перераспределение осуществляется в процессе. категорий и для ее правильного понимания необходимо ясное представление о том, что лежит в основе цены, какие объективные законы воздействуют на процесс ценообразования и движение цен. Цена является денежным выражением стоимости, отражает глубокую сущность взаимосвязи цен и финансов. Так же как цена немыслима вне денежных отношений, так и финансы могут функционировать только на основе цен. Сумма реализованных цен является источником финансовых ресурсов, а цены выступают как результат производства, рыночной продажи, фирма которых возможна лишь на основе использования основных и оборотных средств. Конкретные возможности ценообразования в значительной степени предопределяют финансовую политику организации. Цена выступает объектом энергичной конкуренции, результаты которой во многом предопределяют и финансовые итоги рыночной деятельности, что существенно повышает ответственность менеджмента компании за качество хозяйственных решений, которые так или иначе, прямо или косвенно связаны с управлением ценами.
Воспользуйтесь поиском по сайту: ©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...
|