Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Пути регулирования безработицы и занятости в РФ




Среди конкретных причин, обусловливающих сокращение занятости трудоспособного населения в России, можно отметить следующие:

1.Первая причина коренится в том, что характерной чертой советской экономики являлась чрезмерная численность производственного персонала (в том числе вспомогательного и управленческого) предприятий. В литературе уже давно отмечался тот факт, что на советских предприятиях, в сравнении с аналогичными по профилю и объему производства в западных странах, было занято в два-три раза больше работников. Наличие избыточного персонала тормозило внедрение новой техники и трудосберегающих технологий, препятствовало росту производительности труда. С другой стороны, необходимость оплачивать излишних работников неоправданно завышала издержки производства с вытекающим отсюда ослаблением конкурентоспособности производимых товаров. Наличие чрезмерного количества рабочих мест означало искусственный дефицит рабочей силы, а он подрывал дисциплину труда, способствовал подавлению у рабочих стимула к лучшей работе.

В основе такой ситуации лежало, во-первых, то, что экономические ведомства и директора советских предприятий руководствовались укоренившимся догматом экономической теории о принципиальной несовместимости социализма и безработицы; во-вторых, то, что излишек рабочей силы оказывался практически полезен для отбывания предприятием различных административно взваливаемых на него повинностей, не относящихся к характеру его деятельности: участие в уборке урожая, в обеспечении сохранности продукции на базах, в строительстве объектов соцкультбыта, в уборке улиц и т.п. Наконец, - и это, наверное, главное, - излишек персонала можно было с успехом использовать для традиционных авралов по выполнению плана в самом конце месяца, квартала или года.

 

Короче, долгие годы существовала устойчивая и весьма массовая скрытая безработица.

Директора государственных предприятий нередко и по сей день склонны мириться с наличием избыточного персонала. Иное дело - частные собственники, которые берут под контроль предприятия в результате их приватизации: они стремятся иметь оптимальное количество работников, т.е. возможно меньшее. Таким образом, эта причина безработицы состоит в том, что сам факт перехода к частной собственности и рыночным принципам хозяйствования означает выталкивание в ряды безработных значительных масс людей, которые были безработными и раньше, но в форме не открытой, как сейчас, а скрытой. 

2. Переход к рыночным критериям оценки хозяйствования предприятий обнаруживает несостоятельность многих из них, поскольку они не могут приспособиться к реальному спросу по видам продукции, ее ассортименту, качеству, цене. Такие предприятия едва ли реально приватизировать обычным способом (кому нужны акции банкротов?), их придется предварительно санировать, а затем уже целиком продавать физическим или юридическим частным лицам, согласным и способным расплатиться с долгами и осуществить производственные инвестиции. Очевидно, что эти новые собственники рискнут стать таковыми лишь имея полную свободу освобождения от груза ненужного персонала. А это - еще один канал, пополняющий безработицу.

3. Многие госпредприятия восприняли либерализацию цен как возможность их бесконтрольного повышения с тем, чтобы не только покрыть свои чрезмерные издержки, но и значительно увеличить доход (прибыль и зарплату). На первых порах это широко удавалось. Однако такое положение не может сохраняться долго. Вскоре бесконтрольный рост цен обернулся бумерангом многократного удорожания сырья, энергоносителей, комплектующих, и в конечном счете - кризисом неплатежей по всем технологическим цепочкам. Он поразил не только потенциальных банкротов, но и многие предприятия, продукция которых нужна обществу, даже остро  необходима, но не может быть оплачена ее потребителями. Этот кризис - еще один фактор, питающий безработицу.

4. Рыночные реформы ведут к успеху только если сопровождаются глубокой структурной перестройкой. Такая перестройка охватывает не только микроэкономику (реструктуризацию конкретных предприятий), но и макроэкономику: ведет к концентрации ресурсов на развитии только тех отраслей, которые имеют реальные перспективы успеха в условиях жесткой рыночной конкуренции, и, соответственно, к свертыванию таких отраслей, продукция которых не пользуется спросом. Очевидно, что в России, для экономики которой характерны глубокие диспропорции, прежде всего огромное разбухание группы А, служившей базой форсированного роста ВПК, такая перестройка породит массовую структурную безработицу.

5. Наряду с приведенными выше факторами массовой безработицы в наших условиях действуют и репродуцирующие безработицу специфические факторы. Имеются в виду разрывы сложившихся хозяйственных связей между бывшими союзными республиками СССР (ныне независимыми государствами), а также между Россией и странами Восточной Европы. Эти разрывы резко ухудшили положение предприятий и по материально-техническому снабжению, и по сбыту продукции, что опять-таки не может не питать безработицу. Говоря о специфических для бывшего СССР факторах, нельзя обойти и известный факт наличия явно гипертрофированного ВПК. Нормализация его удельного веса в экономике служит весьма ощутимым фактором в уменьшении общего количества рабочих мест, тем более, что решение проблем конверсии военных предприятий оказалось на практике делом далеко не простым и не быстрым. Поэтому неудивительно, что на сегодня безработица приняла наиболее острые формы именно в районах концентрации военных заводов.

Многообразие типов безработицы делает задачу ее сокращения чрезвычайно сложной. Поскольку единого «лекарства от безработицы» быть не может, любой стране для решения этой проблемы приходится использовать самые разные методы.

Уровень фрикционной безработицы может быть снижен за счет:

1) улучшения информационного обеспечения рынка труда. Во всех странах эту функцию выполняют организации по трудоустройству (биржи труда). Они собирают у работодателей информацию о существующих вакансиях и сообщают ее безработным;

2) устранения факторов, снижающих мобильность рабочей силы. Для этого необходимо, прежде всего: а) создание развитого рынка жилья; б) увеличение масштабов жилищного строительства и в) отмена административных преград для переезда из одного населенного пункта в другой.

На протяжении первой половины 90-х гг. в России было сделано немало в этом направлении: проведена приватизация жилья (без которой не может существовать его рынок), разрешена торговля жильем, ликвидирована система прописки.

Сокращению структурной безработицы более всего способствуют программы профессионального переобучения и переквалификации.

Часто люди не могут найти работу из-за отсутствия навыков, которые теперь требуются а их профессии. Например, в 1995 г. российские газеты были заполнены объявлениями, в которых на работу (с высокой зарплатой) приглашались бухгалтеры. На это предложение охотно откликнулись бы отечественные инженеры, многие из которых пребывали в состоянии скрытой безработицы, числясь в штатах полуживых предприятий и научных институтов.

Но инженеры не обладали необходимыми знаниями в области бухгалтерского учета. Но поскольку спрос на переобучение был велик, то вскоре российские рекламные газеты запестрели объявлениями различных бухгалтерских курсов. И многие из тех, кто окончил такие курсы, со временем действительно нашли работу в качестве бухгалтера.

Наиболее трудно бороться с циклической безработицей. Для решения

такой задачи приходится использовать много различных мер.

Вот некоторые из них.

1) Создание условий для роста спроса на товары. Спрос на рынке труда – производный и зависит от ситуации на рынках товаров и услуг. Следовательно, занятость возрастет, а безработица упадет в том случае, если товарные рынки предъявят большой спрос и для его удовлетворения надо будет нанять дополнительных работников.

Отсюда и проистекают призывы многих российских политиков «впрыснуть» в экономику дополнительные деньги для реализации схемы: повышение доходов граждан  рост спроса на товары  рост производства пользующихся спросом товаров  рост занятости на предприятиях, производящих эти товары.

Серьезным изъяном этой схемы борьбы с безработицей является возможность скачка темпов инфляции. Ведь для наращивания производства товаров потребуется время, а дополнительные деньги хлынут на рынки сразу. В итоге возрастет спрос, и при прежней величине предложения это вызовет немедленный рост цен. Поэтому более разумными способами увеличения спроса являются:

- стимулирование роста экспорта. Это может привести к ростй объемов производства на отечественных предприятиях и соответственно занятости на них;

- поддержка и поощрение инвестиций в реконструкцию предприятий с целью повышения конкурентоспособности продукции. Тогда отечественным предприятиям удастся увеличить свою долю на рынке и нарастить масштабы производства и занятости;

- поощрение иностранных инвестиций в экономику России. Результатом таких инвестиций становится либо создание новых производств, либо реконструкция действующих. Конечные итоги – рост производства и занятости для россиян.

2) Создание условий для сокращения предложения труда. Очевидно, что

чем меньше людей претендуют на рабочие места, тем легче найти работу даже при том же числе свободных рабочих мест. Сократить число претендентов на эти места и, более того, высвободить дополнительные вакансии для безработных вполне реально.

Некоторое облегчение может принести, например, предоставление возможности досрочного выхода на пенсию работникам, еще не достигшим пенсионного возраста. В России, например, при упразднении органов управления союзного уровня работавшим в их штате мужчинам позволяли уйти на пенсию в 57-58 лет, а женщинам – в 53-54 года. Без этого пожилым служащим пришлось бы искать работу. А поскольку шансов на трудоустройство в этом возрасте у них было немного, они увеличили бы армию безработных. Досрочная пенсия позволила предотвратить такое развитие событий.

Вместе с тем этот способ может использоваться только в очень ограниченных масштабах, так как он влечет существенное увеличение пенсионных выплат.

   3) Создание условий для роста самозанятости. Смысл такого рода программ состоит в том, что людям помогают открыть собственное дело, чтобы они могли прокормить себя и свою семью, даже если им не удастся найти работу по найму.

Содержание этих программ может быть самым различным. Например, в ряде стран для начинающих предпринимателей создают специальные «бизнес-инкубаторы». Такой «инкубатор» обычно представляет собой комплекс помещений, в котором новым фирмам в течение определенного времени можно практически бесплатно пользоваться помещениями, услугами связи и консультациями специалистов по различным аспектам коммерческой деятельности. Став на ноги и начав получать прибыль, фирма покидает «инкубатор», уступая место новичкам.

В России поддержку самозанятости взяло на себя государство. В этих целях принята специальная программа поддержки малого предпринимательства, реализацией которой занимается Министерство по антимонопольной политике. Его задача – помогать начинающим отечественным предпринимателям успешно стартовать и как минимум

обеспечить средства для существования своим семьям. А в идеале – и создать новые рабочие места для тех, кто сейчас без работы, но не обладает качествами бизнесмена и может работать только по найму.

4) Реализация программ поддержки молодых работников. Тяжелее всего безработица ударяет по пожилым (их уже никто не хочет брать на работу из-за падающей производительности и ухудшения здоровья) и самым молодым (их еще никто не хочет брать на работу из-за низкой квалификации и отсутствия опыта).

Для помощи молодежи могут использоваться различные методы:

- экономическое стимулирование молодежной занятости (например, предоставление определенных налоговых льгот фирмам. В штате которых молодые работники составляют оговоренную долю);

- создание специальных фирм, предлагающих работу именно молодежи;

- создание центров обучения молодых людей тем профессиям, шансы на занятость в которых наиболее высоки.

Список программ сокращение безработицы можно продолжать еще долго – в разных странах их придумано немало. Важно, однако, понимать, что все эти программы не могут полностью ликвидировать или существенно сократить циклическую безработицу. Такой результат достигается лишь при общем улучшении экономической ситуации в стране, когда в ней начинает расти спрос на товары и для их производства становится выгодно нанимать людей, которые жили до того на пособие по безработице. Именно такое развитие событий и нужно России, чтобы число незанятых во всех регионах упало до уровня, соответствующего только фрикционной и структурной безработице.


Заключение

Целью исследования данной курсовой работы было изучение и анализ проблемы безработицы и пути ее преодоления, рассмотрение возможностей совершенствования, развития занятости на рынке труда России.

Рассматривались теоретические аспекты функционирования рынка труда, где раскрыты понятие и сущность безработицы и занятости, а также причины, виды и измерение безработицы.

Таким образом, можно сделать следующие выводы:

1) Под безработицей понимают социально-экономическое явление, при котором часть рабочей силы (экономически активного населения) не занята в производстве товаров и услуг;

2) Безработица существует в любой экономической системе, хотя формы ее могут быть различными;

3) Уровень безработицы оценивается с помощью расчета доли безработных в общей численности рабочей силы;

4) Различают фрикционную, структурную и циклическую безработицу. Наиболее тяжелые проблемы связаны с циклической безработицей.

  В результате анализа Рынка труда было выявлено, что в настоящее время ситуация на рынке труда стабилизировалась, безработица не стала такой острой проблемой российской экономики, как это было всего несколько лет назад. Наблюдаемые сегодня тенденции на рынке труда говорят о том, что и работодатели и кандидаты более или менее адаптировались к ситуации кризиса и вновь проявляют друг к другу взаимный интерес. Для работодателей по-прежнему является актуальной и перспективной замена уже работающего персонала на более опытных, но дешевых работников. Практически во всех компаниях идет пересмотр штатного расписания в сторону повышения эффективности персонала. Это достигается за счет совмещения одним работником нескольких ранее существовавших должностей. Сегодня работодателю нужен работник, который будет работать за троих, получать же зарплату он будет за одного. Сегодня работодателям больше не требуются просто энтузиасты, люди со "связями" или с "пробивными" способностями. Им требуются профессионалы. В связи с этим характерно повсеместное ужесточение требований к кандидатам, прежде всего к их практическому опыту работы и профессиональным навыкам, и, одновременно, продолжающееся снижение уровня зарплаты в долларовом выражении.

В работе раскрыты пути регулирования безработицы и занятости РФ.

Для сокращения безработицы могут использоваться методы, направленные на стимулирование спроса на товары. Тем самым создаются условия для роста занятости на предприятиях, производящих хорошо покупаемые товары. Кроме того, могут использоваться программы прямой помощи безработным – всем или определенным группам (прежде всего пожилым, молодежи, женщинам и инвалидам). Обычно эти программы предполагают помощь в овладении профессиями, пользующимися спросом, создании мелких семейных фирм, организации предприятий, дающих работу преимущественно молодежи или инвалидам, и т. д.

Таким образом, можно сделать общий вывод:

 Осуществляемый в России в настоящее время переход к рыночным отношениям связан с большими трудностями, возникновением многих социально-экономических проблем. Одна из них - проблема занятости, которая неразрывно связана с людьми, их производственной деятельностью.

 

Список использованных источников

1. Трудовой кодекс РФ. – М., 2002.

2. Российский статистический ежегодник Госкомстат России. – М., 2005.

Список использованной литературы

1.  Аброчнов А. Мотив к труду.// Биржа плюс карьера, 2003, № 35.

2.  Баранов А. Социально-экономические проблемы депопуляции и                

старения населения. // Вопросы экономики, 2002, №7, с.111-120.

3. Власова В. М. Стабилизация занятости в условиях рынка - М., 2004.

4. Гавриленков Е. Российская экономика: перспектива макроэкономической политики // Вопросы экономики, 2004, №4, с.21-35.

5. Камаев В. Д. Основы экономической теории - М.,2001 г.

6. Колтунов В. М. Основы рыночной экономики - Н. Новгород, 2004 г.

7. Лещинская Г. Молодежный рынок труда. // Экономист, 2001, №8, с. 62-70.

8. Львова Ю.А. "Современные тенденции на рынке труда"//                    "Справочник кадровика" №10. 2004

9. Лялюев А.Н. Рынок труда стабилизируется.// Нижегородская правда,

               2001, 27 июня.

10. Макконнелл, Брю. Экономикс - Москва, 2002 г. Т. 1

11. Мандрикова Е.Ю. Вопросы психологии. 2005, №6, стр. 54-62

12. Микульский К. Формирование новой модели занятости. //        Экономист, 2003, №3, с.47-52.

13. Никифорова А. А. Рынок труда, занятость и безработица. - М., 2003.

14. Показатели занятости и безработицы г. Москвы "Московская правда - БТ" №7(54) от 26 июля 2004 г.

15. Помощь безработным гражданам в организации собственного дела //         Биржа труда" № 5(79) июль 2004 г.

16. О. Осколкова Старение населениея в странах // Мировая экономика и   международные отношения, 2003. № I0. - с. 74

 

17. Рынок труда и доходы населения/Под ред. Н. А. Волгина. Учебное пособие – М.- Информационно-издательский дом “Филинъ”, 2001

18. Хоткина З. Женская безработица и неформальная занятость в России. // Вопросы экономики, 2003, №3, с.85-93.

19. Черняева Д.В. Справочник кадровика, 2006, №3, стр. 45-48

20. Экономика / Под ред. Булатова А. С. - Москва, 1997 г

21. Экономика. Под ред. Булатова А.С. – М., 1997

22.  Экономика: В 2 книгах. Книга 1. – 8-е изд. – М.: Вита-Пресс, 2003. – 352с.

23. Экономика труда: Экономическая теория труда: Учебное пособие.-М.:ИНФРА-М., 2003

24.  Экономическая теория/Под ред. Чепурина М. Н., Киселевой Е.А. – М., 2004.

25. Ясин Е., Алексашенко С., Гавриленков Е., Дворкович А. Реализация либеральной стратегии при существующих ограничениях. // Вопросы экономики, 2004, №7, с.4-20.

26. Россия в цифрах: - М., 2003.

27. Россия в цифрах: - М., 2005.

Иные информационные источники

1. http://www.job/rambler.ru;

2. http://www.algo.ru/default.asp;

3. http://www.businesspress.ru/newspaper/article.

 

Приложение 1.

Численность экономически активного населения

(Россия в цифрах 2005)

 

  1992 1995 2000 2001 2002 2003 2004

Тысяч человек

Экономически активное население – всего в том числе: занятые в экономике безработные Мужчины в том числе: занятые в экономике безработные Женщины в том числе: занятые в экономике безработные     74946     71068 3877 39171     37145 2026 35774     33923 1851       70861     64149 6712 37336     33720 3616 33525     30429 3096     71464     64465 6999 37154     33379 3781 34310     31091 3219     70968     64464 6303 36846     33435 3411 34122     31229 2893     71919     65766 6153 36937     33615 3322 34982     32151 2831     72835     67152 5683 37206     34199 3007 35629     32953 2676     72909     67134 5775 37079     34177 2902 35831     32958 2873

В процентах к итогу

Экономически активное население – всего в том числе: занятые в экономике безработные Мужчины в том числе: занятые в экономике безработные Женщины в том числе: занятые в экономике безработные     100     94,8 5,2 100     94,8 5,2 100     94,8 5,2       100     90,5 9,5 100     90,3 9,7 100     90,8 9,2       100     90,2 9,8 100     89,8 10,2 100     90,6 9,4     100     91,1 8,9 100     90,7 9,3 100     91,5 8,5     100     91,4 8,6 100     91,0 9,0 100     91,9 8,1       100     92,2 7,8 100     91,9 8,1 100     92,5 7,5     100     92,1 7,9 100     92,2 7,8 100     92,0 8,0  

 

Приложение 2.

Структура занятого населения России по отраслям, в %

(Россия в цифрах 2003)

 

Население 2000 2001 2002 2003
Всего занято в экономике 100 100 100 100
В том числе в: -промышленности   29,6   29,4   27,1   25,7
-сельском и лесном хозяйстве 14,3 14,6 15,4 15,7
-строительстве 11,0 10,1 9,9 9,7
-транспорте и связи 7,8 7,6 7,8 7,9
-торговле и общественном питании, материально-техническом снабжении, сбыте и заготовках 7,9 9,0 9,5 9,7
-жилищно-коммунальном хозяйстве, непроизводственных видах бытового обслуживания населения 4,1 4,2 4,4 4,9
-здравоохранении, физической культуре и искусстве 5,9 6,0 6,4 6,7
-образовании, культуре и искусстве 10,4 10,2 10,8 11,3
-науке и научном обслуживании 3,2 3,2 2,7 2,5
-кредитовании, финансах и страховании 0,7 0,8 1,1 1,3
-аппарате органов управления 2,1 2,3 2,4 2,5
-других отраслях 3,0 2,6 2,5 2,1

 

Приложение 3.

 

Территориальная структура свободных рабочих мест и вакансий в российской экономике на конец 2003 года.

 

Название региона Число свободных рабочих мест и вакансий (тыс. ед.) Структура свободных рабочих мест и вакансий (%)
Северный 13 4
Северо - Западный 21 6.5
Центральный 113 34.8
Волго - Вятский 13 4
Центрально - Черноземный 14 4.3
поволжский 28 8.6
Северо - Кавказский 24 7.4
Уральский 34 10.5
Западно - Сибирский 36 11
Восточно - Сибирский 14 4.3
Дальневосточный 14 4.3
Калининградская область 1 0.3
Всего по России 325 100

 


 Приложение 4.

Приложение 5.

Распределение численности безработных по уровню образования
(в процентах к итогу)

 

  Безработ-ные - всего

в том числе имеют образование

    высшее профессиональ-ное Непл ное выс-шее про-фес-сиональное Сред-нее профессио-наль-ное Начальное профессиональное Сред-нее (пол-ное) общее Основ-ное общее начальное общее, не имеют начального общего образова-ния
Все-го                
1992 100 10 3,5 27,3 ... 38,1 18,6 2,4
1995 100 9,2 2,2 28,6 ... 41,8 16,9 1,3
1996 100 8,2 2,3 29,3 ... 41,4 17,5 1,2
1997 100 9 2,3 27,7 8,7 32,8 16,3 3,3
1998 100 10,2 2,4 28,2 10,1 31,7 14,7 2,7
1999 100 10,8 2,7 27 11,1 31,2 13,5 3,8
2000 100 11,1 4,1 22,5 12,9 32,9 14,1 2,4
2001 100 11,1 3,2 25,2 13,2 33,3 12,9 1,1
2002 100 10,4 2,7 24,6 12,6 34,6 13,9 1,2
2003 100 11,2 2,7 20,7 16,2 33,7 14,1 1,4
2004 100 10,9 2,7 20,5 18,3 33,1 13,5 1,1

 

 

 

 

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...