Русское возрождение.
Конец XV – середина XVI веков – расцвет русской культуры, который специалисты обозначили как русское возрождение. В этот период обозначились новые черты: апелляция к разуму и знаниям; секуляризация (обмирщение, светскость) общественного сознания; новое, радостное ведение мира. Тем не менее, русское возрождение имело свои отличия:
Русское возрождение совпало с двумя важными процессами, происходящими в российском государстве: а) становление единого русского государства с центром в г. Москве б) оформление русского этноса (особенности языка, культуры).
Философская мысль. Секуляризация общественного сознания обозначилась, прежде всего, во множестве еретических движений, а все центральные вопросы общественной мысли сфокусировались в философской дискуссии иосифлян и нестяжателей. В центре дискуссии – вопросы о том, каким должно быть русское государство, его структура и место церкви в государственной иерархии.
Парадокс: симпатичный с человеческой точки зрения Нил Сорский оказался менее созвучен времени и политическая жизнь России XVI века основывалась на идеях Иосифа Волоцкого.
Раннее возрождение представлено в русской культуре гениальным ученым-энциклопедистом Максимом Греком, выходец из Византии стал основателем русской публицистики и руководителем Кружка образованных московитов – своеобразно литературно-просветительский клуб, который объединял всех неординарно мыслящих людей своего времени. Кроме этого, он являлся мыслителем мирового масштаба, философом, богословом, переводчиком, талантливым литератором, боролся за свободомыслие, за право личности быть самой собой. Судьба трагична, 30 лет заточения в монастыре, но он до конца дней сохранил твердость духа и ясность мысли.
Литература. Дмитрий Сергеевич Лихачев назвал ее литературой нового сознания и действительно, в этот период проявляются тенденции личностного самосознания автора + появляются чисто светские произведения, например, с темой женской любви. Центральное место в русской литературе XVI века занимает переписка Ивана Васильевича IV Грозного и его бывшего единомышленника по избранной раде Андрея Курбского. Оба – блестящие полемисты, неординарные личности, талантливые литераторы.
Дискуссия была разрешена историей: в России победило самодержавие, но это не означает, что программа Курбского была более прогрессивной (например, Речь Посполитая, построенная по образцу Курбского в XVIII веке, будет разделена более могущественными государствами (Германия, Австрия, Россия) и перестанет существовать как национальное государство (Польский Сейм парализует королевскую власть), а Россия, как самостоятельное государство будет существовать на протяжении всей своей истории). Ермалай-Еразм. «Повесть о Петре и Февронии Муромских» – русский «Ромео и Джульета». Архитектура. XVI век – время появления редкого произведение красоте архитектурного стиля – шатра. Вопрос о его появлении дискуссионный: 1. Традиции язычества, напоминает языческие курганы 2. Башни военной крепости 3. Большинство исследователей считают, что в наибольшей степени отвечало задачам времени возвышения Москвы и могучего российского государства. Ярким примером является церковь Вознесения в Коломенском и церковь Покрова на Рву (храм Василия Блаженного (Казанская церковь)): в центре – шатер, который объединяет в единое целое 8 одинаковых, но одновременно различных глав, как Москва объединила разные русские земли.
Живопись. Предвозрождение в русской культуре представлено творчеством Феофана Грека (философ, иконописец). Стиль: экспрессия, эмоциональность. Характерно: часто до конца не прорисовывал образы, но при этом достигал необыкновенного воздействия на зрителя, наличие белых бликов. Стиль соответствовал характеру художника: когда писал никогда не стоял на месте (вероятно, всегда отходил чтобы видеть мазок издалека) и одновременно вел философии с учениками о боге и многом другом. Его фрески сохранились в Спасо-Преображенском соборе в Новгороде и Благовещенском монастыре Кремля. Андрей Рублев (выходец из богатого рода). Мало известно, но, вероятней всего, пострит пришел в Троицко-Сергиевской лавре (близок по духу с Сергием Радонежским), был монахом Спасо-Андронникова монастыря, там и похоронен. Стиль – умиротворенность, гармоничность, нежный колорит. Главное произведение: «Троица» – символ русского национального духа, о котором говорят: «если есть «Троица» Рублева, значит есть Бог». Сама культура возрождения представлена гением Деонисием – по силе таланта равен Рублеву. В стиле – нежный колорит + специфически утонченные композиции. Его росписи находятся в соборе Рождества Богородицы Ферапонтова монастыря, который находится в Вологодской области.
Воспользуйтесь поиском по сайту: ©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...
|