Экономическая информация. Её виды и функции
В настоящее время формирование и производство информации становится важнейшим элементом человеческой деятельности. Информация различна по своему предметному содержанию: научная, техническая, производственная, управленческая, экономическая, социальная, правовая и т.п. Управленческая информация – информация, которая обслуживает процессы производства, распределения, обмена и потребления материальных благ и обеспечивает решение задач организационно-экономического управления народным хозяйством и его звеньями. Понятие экономической информации Одной из важнейших разновидностей информации является информация экономическая. Ее отличительная черта - связь с процессами управления коллективами людей. организацией. Экономическая информация сопровождает процессы производства, распределения. обмена и потребления материальных благ и услуг. Значительная часть ее связана с общественным производством и может быть названа производственной информацией. Экономическая информация - совокупность сведений, отражающих социально-экономические процессы и служащих для управления этими процессами и коллективами людей в производственной и непроизводственной сфере. Мы будем понимать информацию, характеризующую производственные отношения в обществе. Экономическая информация – это преобразованная и обработанная совокупность сведений, отражающая состояние и ход экономических процессов. Экономическая информация циркулирует в экономической системе и сопровождает процессы производства, распределения, обмена и потребления материальных благ и услуг. Экономическую информацию следует рассматривать как одну из разновидностей управленческой информации.
К ней относятся сведения, которые циркулируют в экономической системе, о процессах производства, материальных ресурсах, процессах управления производством, финансовых процессах, а также сведения экономического характера, которыми обмениваются между собой различные системы управления. Экономическая информация может быть: § управляющая (в форме прямых приказов, плановых заданий и т.д.); § осведомляющая (в отчетных показателях, выполняет в экономической системе функцию обратной связи). Информацию можно рассматривать как ресурс, аналогичный материальным, трудовым и денежным ресурсам. Информационные ресурсы – совокупность накопленной информации, зафиксированной на материальных носителях в любой форме, обеспечивающей ее передачу во времени и пространстве для решения научных, производственных, управленческих и других задач.
Информационные технологии
Сбор, хранение, обработка, передача информации в числовой форме осуществляется с помощью информационных технологий. Особенностью информационных технологий является то, что в них и предметом и продуктом труда является информация, а орудиями труда – средства вычислительной техники и связи. Основная цель информационных технологий - производство необходимой пользователю информации в результате целенаправленных действий по ее переработке (Рис. 1.).
Рис. 1.
Известно, что информационная технология – это совокупность методов, производственных и программно-технологических средств, объединенных в технологическую цепочку, обеспечивающую сбор, хранение, обработку, вывод и распространение информации.
Рис.2
Информация является формой связи между управляемыми и управляющими объектами в любой системе управления. В соответствии с общей теорией управления, процесс управления можно представить как взаимодействие двух систем - управляющей и управляемой. Структура системы управления представлена на рисунке 3.
Рис. 3.
Система управления предприятием функционирует на базе информации о состоянии объекта, его входов Х (материальные, трудовые, финансовые ресурсы) и выходов Y (готовая продукция, экономические и финансовые результаты) в соответствии с поставленной целью (обеспечить выпуск необходимой продукции). Управление осуществляется путем подачи управленческого воздействия 1 (план выпуска продукции) с учетом обратной связи - текущего состояния управляемой системы (производства) и внешней среды (2, 3) - рынок, вышестоящие органы управления. Назначение управляющей системы - формировать такие воздействия на управляемую систему, которые побуждали бы последнюю принять состояние, определяемое целью управления. Применительно к промышленному предприятию с некоторой долей условности можно считать, что цель управления - это выполнение производственной программы в рамках технико-экономических ограничении; управляющие воздействия - это планы работ подразделении, обратная связь данные о ходе производства: выпуске и перемещении изделии, состоянии оборудования, запасах на складе и т.д. Очевидно, что планы и содержание обратной связи - не что иное, как информация. Поэтому процессы формирования управляющих воздействий как раз и являются процессами преобразования экономической информации. Реализация этих процессов и составляет основное содержание управленческих служб, в том числе экономических.
К экономической информации предъявляются следующие требования: точность, достоверность, оперативность. Точность информации обеспечивает ее однозначное восприятие всеми потребителями. Достоверность определяет допустимый уровень искажения как поступающей, так и результатной информации, при котором сохраняется эффективность функционирования системы. Оперативность отражает актуальность информации для необходимых расчетов и принятия решений в изменившихся условиях. Свойства информации экономической и управленческой информации: • Достоверность – информация не искажает истинное положение дел;
• Полнота – информации достаточно для понимания и принятия решения. • Ценность информации – зависит от того, для каких задач данная информация используется; • Актуальность – информация должна соответствовать постоянно изменяющимся условиям; • Ясность и понятность – информация должна быть выражена языком, понятным для пользователей информации. Для экономической информации характерны: • большие объемы; • многократное повторение циклов её получения и преобразования в установленные временные периоды; • многообразие источников и потребителей; • значительный удельный вес арифметических и логических операций при её обработке
Отдельные виды экономической информации: Биржевая и финансовая информация - информация о котировках ценных бумаг, валютных курсах, учетных ставках, рынках товаров и капиталов, инвестициях, ценах. Источниками такой информации являются биржи и обслуживающие их специальные службы биржевой и финансовой информации. Главным фактором, обеспечивающим коммерческую ценность такой информации, являются ее полнота, точность и оперативность. Статистическая информация - числовая экономическая, демографическая и социальная информация. Предоставляется органами статистики (государственными и негосударственными) в виде динамических рядов, отчетов, оценок, прогнозов и т.п. Коммерческая информация - адресно-реквизитные данные об отраслях, предприятиях и их ответственных сотрудниках (включая данные о направлениях деятельности, ассортименте выпускаемой продукции, ценах и т.п.). Источники ее - государственные и целый ряд негосударственных организаций, издающих различные подборки, каталоги. Информация по коммерческим предложениям поступает от специализированных фирм - информационных торговых посредников. Политические, экономические, военные и т.п. новости, интересующие представителей различных социальных групп, в частности, предпринимателей. Нормативно правовые акты, в том числе: • общехозяйственные акты - гражданское, арбитражное, налоговое право,
• акты, регламентирующие отдельные виды деятельности, • нормативные и рекомендующие документы по стандартизации Информационные ресурсы – это документы и массивы документов в информационных системах (библиотеках, архивах, фондах, банках данных, депозитариях, музейных храненьях и др.). В течение всей предшествующей XX в. истории развития человеческой цивилизации основным предметом труда оставались материальные объекты. Деятельность за пределами материального производства и обслуживания, как правило, относилась к категории непроизводительных затрат. Экономическая мощь государства измерялась его материальными ресурсами. Еще в конце 70-х годов председатель программы по формированию политики в области информационных ресурсов, профессор Гарвардского университета А. Оеттингер писал, что наступает время, когда информация становится таким же основным ресурсом, как материалы и энергия, и, следовательно, по отношению к этому ресурсу должны быть сформулированы те же критические вопросы: кто им владеет, кто в нем заинтересован, насколько он доступен, возможно ли его коммерческое использование? Президент Академии наук США Ф. Хендлер сформулировал эту мысли следующим образом: “Наша экономика основана не на естественных ресурсах, а на умах и на применении научного знания”. В настоящее время идет борьба за контроль над наиболее ценными из всех, известных до настоящего времени ресурсов - национальные информационные ресурсы. Информационное общество Информационное общество (постиндустриальное общество) – по классификации Тоффлера – новый тип общества, следующий за индустриальным, в котором большинство работающих занято производством, хранением, переработкой и реализацией информации, особенно, в высшей ее форме знаний. Для современного общества на первый план выходит информация, передача новых знаний, технических и научных идей. При этом возникает необходимость централизовать поставляемые информационные ресурсы. Переход к информационному обществу и широкое внедрение информационных технологий стало возможно благодаря прогрессу в области вычислительной техники, в области телекоммуникаций, в вычислительной математике и др. отраслях. Развитие мировых информационных ресурсов позволило: • превратить деятельность по оказанию информационных услуг в глобальную человеческую деятельность; • сформировать мировой и государственный рынок информационных услуг; • образовать всевозможные базы данных ресурсов регионов и государств, к которым возможен сравнительно недорогой доступ;
• повысить обоснованность и оперативность принимаемых решений в фирмах, банках, биржах, промышленности, торговле и др. За счёт своевременного использования необходимой информации. Процесс информатизации общества – объем информации постоянно растет, большие потоки информации возникают из-за: 1)чрезвычайно быстрого роста презентаций, отчетов и т.д.; 2)роста числа периодических изданий по разным областям человеческой деятельности; 3)появление разнообразных данных: экономических, медицинских, географических и т.д.
Воспользуйтесь поиском по сайту: ©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...
|