Принятие и позитивное отношение
Вступительное упражнение Уделите 10 минут для обдумывания следующих вопросов: Был ли в вашей жизни опыт внимания к своим сильным сторонам и слабостям, возможностям и их пределам, «плохим» и «хорошим» сторонам, опыт их принятия? Что вы чувствовали при этом? Был ли у вас опыт, когда вас принимали частично, с определенными оговорками, когда скорее вы встречались с предвзятостью и холодностью, чем с позитивным отношением и теплотой? Каковы были следствия? Если вы присутствуете на занятии обучающей группы, пожалуйста, поделитесь своим опытом перед тем как продолжить чтение. Обучающий стимул В качестве терапевта, человека, желающего помогать другим, исцелять их с помощью диалога, я принимаю клиента таким, каков он есть. Принятие является моим основным подходом, так же как безусловное позитивное отношение и эмоциональная теплота. Я уважаю собеседника как человека, и его достоинство для меня неприкосновенно. Это определение дает возможность по-новому взглянуть на избитую концепцию «любви» и сделать ее более конкретной. Я принимаю собеседника независимо от того, что он говорит и как себя ведет. Мои высказывания предполагают заботливое позитивное отношение, нацелены на него, и если оно отсутствует, то не может быть и речи о помощи или помогающем диалоге, для которых решающее значение имеет эмоциональная теплота, а не враждебность, безразличие или холодность. Столь же важно не прибегать к оценочным суждениям, уничижать клиента и не брать на себя роль судьи. Почему полное принятие и позитивное отношение столь трудны? Почему случается временами, что я отвергаю своего партнера или в состоянии лишь незначительно проявлять позитивное отношение? С одной стороны, это происходит из-за большой субъективности моих чувств и желаний, а с другой — из-за ценностей или стандартов, воспитанных родителями, школой, государством, церковью и т.д. Проблема состоит в том, смогу ли я развить волю и возможности, чтобы освободиться от условностей среды и воспитания и понять, что многие ценности и стандарты у меня (как и у моего партнера) достаточно субъективны.
Объяснение 1. Необходимость признания, одобрения и позитивного отношения со стороны других является одной из фундаментальных потребностей человека. Она столь же важна, как и дыхание. Если я предлагаю клиенту позитивное отношение и теплоту, то возникающий опыт становится похожим на заботу, с которой садовник ухаживает за растением, давая ему для роста достаточно пространства и солнечного света. 2. Если я принимаю партнера и позитивно отношусь к нему, то, возможно, со временем он станет подражать мне и придет к выводу, что важно уважать и принимать себя, и как следствие проявит одобрение и позитивное отношение к другим, в том числе и ко мне как терапевту. 3. Научными исследованиями подтверждено, что безусловное позитивное отношение и теплота вызывают у клиента конструктивные изменения. Карл Роджерс описывает это следующим образом: «Позитивные, а также негативные чувства важно принимать как неотъемлемую часть личности. Это принятие зрелых и инфантильных импульсов, агрессивных и социально приемлемых действий, чувства вины и положительных эмоций дает человеку <...> возможность осознать себя таким, каков он есть. Он уже не считает необходимым защищаться от своих негативных чувств. У него нет оснований переоценивать свои позитивные переживания, и в этой ситуации на поверхности возникает инсайт, новое понимание себя. Если бы у человека когда-либо появилась возможность понаблюдать за развитием такого инсайта, то ему трудно было бы даже поверить, что люди в состоянии столь результативно осознавать себя и свою психическую структуру <...>. Когда человек выражает негативные чувства, то далее следует слабое и робкое проявление позитивных импульсов, что благоприятствует росту (личности)<...>.
Чем более неистово, резко и глубоко выражены негативные чувства (и при этом приняты и осознаны), тем более вероятной становится определенность, что их сменят проявления позитивных чувств любви, социально приемлемых импульсов, базисного самоуважения и желания стать зрелой личностью». 4. Принятие и позитивное отношение к партнеру создает (в смысле так называемого совместного обусловливания) атмосферу, в которой исчезает страх и эмоциональное напряжение вместе с агрессией и желанием бегства, которые являются их следствиями. В этой атмосфере самоуничижение и презрение клиента к самому к себе, а также его страх не в состоянии выжить, если наталкиваются на позитивное отношение терапевта к клиенту. В дальнейшем это помогает отыскать пути для лучшего узнавания себя (самопознания). Если я проявляю недостаточно одобрения и любви, то клиент почувствует отвержение, испытает давление, а затем замкнется в своей «скорлупе», ощутив небезопасность. В результате у него появятся страх, защитные формы поведения, желание убежать, вытеснение и другие механизмы психологической защиты. Это повредит контакту и доверию между собеседниками: взаимоотношения не смогут развиваться, и клиент не будет способен к дальнейшему росту.
Практические определения 1. Принятие и позитивное отношение не следует отождествлять с соглашением (явное соглашение, как и отвержение, приводит к сомнительным результатам). Гораздо лучше проявить понимание и оценить поведение клиента, показав его значимость для него самого. Цель принятия состоит не в том, чтобы «пройти мимо, не осудив», а в том, чтобы прояснить и помочь осознать клиенту наиболее важные его отношения с окружающим миром. 2. Проявление к партнеру позитивного отношения в конкретном смысле означает воздержание от употребления следующих прямых или скрытых утверждений: «Это не стоит того, чтобы...», «Я полагаю, что это не имеет никакого смысла для вас, а следовательно неправильно и плохо». Разумеется, у меня есть свои стандарты поведения, однако их не следует навязывать партнеру, поскольку они часто субъективны. Они зависят от времени, места, «Weltanschauung» («жизненной философии»), культурного уровня, профессии, религиозных предпочтений, возраста и т.д.
Если я в самом деле хочу принять партнера, то в высшей степени осторожно использую слова типа «но» и «да, но», ибо ими маскируется мое возражение, отвержение или пренебрежительное отношение. 3. Я могу проявить позитивное отношение и теплоту невербальным способом: жестами внимания, кивком головы, выражением лица, позой, а также теплыми и дружественными интонациями голоса. Мне важно контролировать и внимательно относиться к языку своего тела, включая голос. О чем говорит мое тело: о принятии или отвержении, о позитивном отношении или пренебрежении, о теплоте или холодности? Телесные проявления зачастую ясно указывают на мои чувства и выражают или же точно свидетельствуют, каких чувств я лишен. 4. Если мне тяжело принять манеру поведения партнера, стоит спросить себя, отчего это происходит; ведет ли он себя так под воздействием текущих обстоятельств и неудач или влияют механизмы психологической защиты. Затруднения в принятии манеры поведения партнера могут быть обусловлены моими защитными механизмами. Очень часто бывает так, что я отвергаю (не принимаю) в других то, что отвергаю у себя. Поэтому я стремлюсь определиться и принять мои защитные механизмы, отнесясь к ним сознательно и с должной заботой (см. главу «Механизмы психологической защиты»). 5. Я сохраняю глубокое уважение к клиенту как человеку, к его жизненному пути, свободе и предпочтениям, «чуду быть другим» (Мартин Бубер), то есть к тому, что он является иным, чем я. 6. Я проявляю принятие и позитивное отношение к клиенту, предлагая полное выслушивание (см. главу «Систематическое выслушивание»). 7. Я демонстрирую позитивное отношение и теплоту, эмпатическим образом вербализуя то, что он выражает (прежде всего чувства, желания и ценности) (см. главу «Эмпатия и вербализация»).
8. Во что бы то ни стало я стремлюсь быть искренним в отношении принятия (см. главу «Искренность и личная конгруэнтность»), поэтому избегаю обмана или ничего не значащих фраз. Я очень надеюсь, что совместно с партнером можно будет учесть ограничения принятия и мое право их иметь. В защите своих ограничений я открыт и искренен. Если у клиента есть стороны, которые я не в состоянии принять, об этом следует сказать конструктивно, от первого лица. Например: «Я могу принять большинство ваших мнений, но эта точка зрения для меня трудна. Я бы хотел найти решение вместе с вами». Если я обнаружу, что совершенно не в состоянии принять партнера или отнестись к нему с уважением, то прерву диалог и предложу ему другого собеседника. 9. Каков наиболее важный совет этой главы, и как она связана с другими? Чтобы консультант был в состоянии принимать партнера и позитивно относиться к нему, линия его поведения должна содержать три основных элемента: — систематическое выслушивание, — эмпатию и вербализацию, — искренность и личную конгруэнтность.
Практические упражнения Упражнение 1 Основная цель этого упражнения состоит в достижении глубокого и критического обсуждения обучающего материала. Группа произвольно делится на две подгруппы, участники которых садятся друг напротив друга. Первые выдвигают все возможные аргументы в пользу «принятия и позитивного отношения». Вторые атакуют их критическими замечаниями и вопросами, защищающими противоположную точку зрения. В процессе взаимодействия можно временно или навсегда переходить из одной подгруппы в другую. Прорабатывающие обучающий материал вне группы могут взять лист бумаги и на его левой стороне записать аргументы, по их мнению, говорящие в пользу «принятия и позитивного отношения», а на правой — свидетельствующие против. Упражнение 2 С помощью этого упражнения вам удастся определить, насколько вы способны достичь принятия и позитивного отношения. Пожалуйста, в два этапа проверьте свое поведение во время диалога, используя следующую оценочную шкалу (помните, что это ваша личная оценка, а не объективное свидетельство). 2.1. Спонтанно в общем оцените себя и позвольте сделать это другим (по возможности, членам группы). 2.2. Оцените себя сразу после беседы с клиентом. Ее можно записать (на магнитофон), что даст больше возможностей для оценки в группе. Используя шкалу, можно выявить «проколы» и со временем исправить их, а также обнаружить, желаете ли вы принять их и отнестись к ним с пониманием.
Шкала оценки «принятия и позитивного отношения»*
* Примечание. Цифры обозначают: 1 — в очень малой степени, 2 — в недостаточной мере, 3 — в достаточной степени (базисный уровень), 4 во вполне достаточной степени, 5 — в высшей мере.
Упражнение 3 Основной целью этого упражнения является самоосознавание. Вам удастся определить, проявляете ли вы позитивное отношение и теплоту или осознать возникновение тенденций к пренебрежению, отвержению и холодности. Итак, постарайтесь узнать себя лучше, принять имеющиеся возможности и ограничения и обойдитесь с ними, проявив заботу и понимание. Старайтесь придерживаться следующих этапов: 3.1. Очевидно, вам известны люди, к которым вы совершенно или почти не испытываете принятия и позитивного отношения. Вспомните представителей бликого окружения и дайте каждому из них оценку (2 — отношусь с большим принятием, 1-е незначительным принятием, 0 — совершенно не принимаю): — участников обучающей группы; — коллег по работе; — клиентов; — родственников; — общественных деятелей (политиков, артистов, художников, спортсменов и т.п.). По всей видимости, вы иногда проявляете достаточно позитивного отношения и теплоты, иногда мало, а порой не испытываете совсем (к определенным характеристикам личности, поступкам и т.д.); пожалуйста, опишите, что происходит с вами. Следующее упражнение: Если вы являетесь участником обучающей группы или группы самоосознавания, то большой помощью для вас будет поделиться своими находками с группой или с отдельными ее участниками. Конечно, вы вправе не говорить всего. Вместе с другими участниками можно заняться поиском причин: почему вы таковы, каковы есть? Некоторые ответы вы получите, проделав следующее упражнение. 3.2. Проработав дальнейший перечень, вы получите ответ на вопрос: какие формы поведения вызывают у вас глубокое принятие, недостаточное позитивное отношение или вовсе не способствуют им? 2 означает глубокое принятие, 1 — незначительное принятие, 0 — его отсутствие. Пожалуйста, запишите соответствующую цифру в каждой из следующих строк. После завершения заполнения перечня поделитесь своими результатами с другими участниками и примите к сведению заключения, которые сделаны. Насколько вы принимаете и позитивно относитесь к клиентам, которые:
Воспользуйтесь поиском по сайту: ©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...
|