Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Информация общественного совета




Санкт-Петербургская академия

Постдипломного педагогического образования

Институт детства

Кафедра педагогики семьи

 

РЕКОМЕНДАЦИИ ДЛЯ РОДИТЕЛЕЙ (ЗАКОННЫХ ПРЕДСТАВИТЕЛЕЙ) ОБУЧАЮЩИХСЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ УЧРЕЖДЕНИЙ
САНКТ-ПЕТЕРБУРГА С ЦЕЛЬЮ ЗАЩИТЫ ДЕТЕЙ И ПОДРОСТКОВ
ОТ ПРЕСТУПНЫХ ПОСЯГАТЕЛЬСТВ,
СОВЕРШАЕМЫХ В СЕТИ ИНТЕРНЕТ

 

Разработаны совместно с Главным следственным управлением Следственного комитета России по городу Санкт-Петербургу, Главным управлением МВД РФ по Санкт-Петербургу
и Ленинградской области и Комитетом по вопросам законности, правопорядка и безопасности

 

 

Санкт-Петербург

Уважаемые родители!!!

В последние несколько десятилетий в современном обществе произошли масштабные изменения в информационной среде, связанные с появлением сети Интернет и мобильной телефонии. В свою очередь, это привело к риску бесконтрольной циркуляции информации различной направленности и насыщению сети Интернет информацией, потенциально опасной для жизни, здоровья и нравственности детей. С развитием сети Интернет способы совершения преступлений против жизни и здоровья граждан, особенно – несовершеннолетних, претерпели существенные изменения.

Обращаем Ваше внимание на основные угрозы и социальные риски для здоровья, эмоционального благополучия и нравственности вашего ребенка, материальных ресурсов вашей семьи, связанные с бесконтрольным нахождением ребенка в сети Интернет:

· попытки получения мошенниками и преступниками данных о жилище, банковских картах родителей или самого подростка (если таковая имеется);

· попытки установления контактов на основе нахождения «общих интересов» с вашим ребенком, а затем уже при личной встрече вовлечение его в секту, в преступную деятельность (например, в незаконный оборот - приобретение, распространение наркотиков), в преступный бизнес, связанный с порнографией, вовлечение в занятия проституцией, сообщества суицидальной направленности и т.д.;

· посягательства на честь и здоровье подростков - вовлечение несовершеннолетних
в сексуальные контакты на основе первоначального знакомства в социальных сетях или формах;

· сомнительные ссылки на видео сюжетах на «ютубе» (youtube), яндекс-видео (yandex video) и др., с целью вовлечения детей и подростков в «закрытые» группы в социальных сетях, связанные с вовлечением в проституцию, сексуальные контакты, распространением наркотиков, пропагандой мотивов суицидального характера (формирование мотивации детей
и подростков к совершению суицидов). Причем все это может делаться весьма искусно,
в форме приглашения подростка к деятельности, направленной на удовлетворение
его возрастных интересов и потребностей в разных сферах: спорт, питание, музыка, развлечения, мода и т.д.);

· попытки вовлечения подростков в экстремистские проявления и виды деятельности,
и вербовка в ряды запрещенных в России организаций экстремистской направленности (например, в ИГИЛ);

· попытки обманными путями выманить у детей и подростков финансовые средства под предлогом «первоначального взноса на работу» для «оформления документов, закупки оборудования, материалов, открытия личного кабинета и т.п.»;

· попытки сбыть подросткам некачественные товары (например, гаджеты, бытовая техника), предоставить по завышенной цене мнимые «качественные» и привлекательные
для них услуги (фитнес, билеты в кино, на концерты и т.д.).

· пропаганда в видео материалах, видео каналах, форумах и социальных сетях видео
и аудио суицидального характера;

· осуществление в сетевом сообществе различных вариантов буллинга и троллинга
в отношении детей и подростков (т.е. деятельности издевательского или саркастического характера, травли, осуществляемой агрессивными, невоспитанными или даже психически нездоровыми людьми для удовлетворения собственных потребностей, с целью «взять
на слабо», провокации, например, для получения интимных фотографий подростков, доступа
к их банковским картам («докажи, что у тебя на карте такая-то сумма денег – или балабол»
и т.д.) или просто из хулиганских побуждений. К сожалению, сегодня осуществление буллинга и троллинга в отношении детей и подростков возможно даже со стороны их одноклассников,
и если ребенок, подросток, остается один на один с травлей и оскорблениями через сеть Интернет, события могут развиваться драматично, вплоть до появления мыслей о суициде
и реальных действий, направленных на самоубийство.

Родителям важно знать!

Необходимо проявлять особую заинтересованность и активное внимание к деятельности своего ребенка в сети Интернет, чтобы предотвратить риски для здоровья и нравственности ребенка.

Рекомендуемые варианты и формы деятельности родителей и условия
по предотвращению этих рисков для здоровья и нравственности ребенка:

1. Родители с помощью антивирусной программы устанавливают систему «родительский контроль», наблюдают, какие сайты посещает их ребенок, узнают о том, какой у него «аватар» (изображение небольшого размера, позволяющее визуально идентифицировать пользователя интернет в социальных сетях, на формах и т.д.), «ник» (первоначально «кличка, прозвище»,
от средне-английского an eke name − «другое имя», сетевое имя − псевдоним, используемый пользователем в интернете, обычно в местах общения (в социальных сетях, блогах, форумах, чатах, он-лайн играх) и «статус» (особое текстовое сообщение, которое каждый пользователь размещает в специальном окошке, добровольно, данное сообщение могут видеть все посетители и все ваши друзья, которые есть у вас в контактах в социальных сетях, это может быть важная информация «я на экзамене!», цитата какого-то великого деятеля, фраза из песни
и т.д. в он-лайн играх и социальных сетях).

Такой вид активности родителей эффективен, однако при отсутствии хорошего межличностного контакта может быть воспринят ребенком при достижении им подросткового возраста как излишнее вторжение в его личную жизнь, спровоцировать ситуации агрессивного поведения и даже отказа от общения.

Важно! В семье должна существовать благоприятная психологическая атмосфера, традиции доверительного общения.

2. Родители доверяют ребенку, при этом периодически доброжелательно, ненавязчиво, «исподволь» интересуются его «жизнью в интернете», советуются о том, какие фильмы, музыка, игры сегодня на «пике моды» и т.д.

Если общение с ребенком будет происходить в таком ключе, возможно налаживание доверительных отношений и даже формирование традиций совместного увлекательного времяпрепровождения в сети Интернет всей семьей.

Важно! Главное при этом варианте - не отпустить ситуацию в слишком свободное (фактически бесконтрольное) русло или самим не «уйти с головой» в социальные сети или
он-лайн игры.

3. Родители уделяют минимум внимания жизни ребенка в сети Интернет (как возможно,
и другим сторонам его жизни). Скорее всего, родители этого не делают, или делают формально, эпизодически, ввиду большой загруженности на работе и т.д.

4. Отсутствие всякой активности родителей по контролю поведения ребенка в интернете − самый опасный из вариантов, поскольку в этой ситуации подросток может попасть на уловку мошенников и в «лучшем» случае потерять какие-то финансы, а в худшем − быть вовлеченным в преступную деятельность, оказаться в секте, в экстремистском сообществе, стать жертвой преступления сексуальной направленности и т.д. ввиду недостатка социального опыта и полной бесконтрольности, в том числе, в сети Интернет.

Очевидно, что первый и второй варианты родительской позиции по отношению
к времяпровождению ребенка в интернете могут быть весьма плодотворны для предотвращения рисков преступных посягательств для ребенка в интернет-пространстве, а третий и четвертый - вести к их сохранению.

Родительский контроль - это программы и службы, которые позволяют родителям (законным представителям), отслеживать, как их ребенок использует компьютер:
от фильтрации веб-содержимого и управления контактами электронной почты до ограничений на общение через Интернет. Цель таких средств - обеспечить безопасность ребенка
в Интернете, и эти инструменты иногда называют семейными настройками и настройками семейной безопасности.

Windows 7, 8, 10 Linux. Windows Vista, Xbox 360, Xbox Live, Bing и другие продукты Microsoft включают встроенные настройки семейной безопасности.

Как показали данные проведенного СПб АППО в 2015 году исследования, применение технических средств – например, родительского контроля с помощью антивирусных программ, является на сегодняшний день пока не очень распространенным вариантом для петербургских родителей. Так, используют систему «родительский контроль» лишь 48% петербургских родителей, ограничивают активность своего ребенка в интернете 50% опрошенных. Признали, что нет возможности ограничить время пребывания ребенка в Интернете 25%. из принявших участие в исследовании. При этом, по мнению опрошенных петербургских родителей, у трети петербургских подростков - учащихся основной и старшей школы - уже имелся негативный опыт общения в сети Интернет, побудивший его к нежелательной, по их мнению, встрече
с незнакомыми людьми, сборам по призыву участников групп, сообществ, блогов.

С другой стороны, наряду с техническими средствами, особенно важное значение имеет личный контроль, родительское внимание, доверительное общение в семье при условии уважения личности ребенка. Практика доверительного обсуждения в семье интересных видеороликов из интернета, материалов, касающихся спорта, музыки, живописи, мира природы в социальных сетях, интересных фильмов, игр и т.д., способствует предотвращению нежелательных контактов вашего ребенка в Сети и улучшению ваших отношений с ним.

Опасные ситуации, которые могут свидетельствовать о рискованном поведении ребенка в интернет-пространстве, на которые родителям надо обратить особое внимание:

 

• Резкое изменение поведения. Например, ребенок теряет интерес к тому, чем раньше любил заниматься, у него резко сокращается круг ранее привычных и любимых увлечений.

• Ребенок обнаруживает прочную зависимость от устройств, имеющих выход в сеть Интернет, проводит в сети практически все время, зачастую в ущерб учебе, развлекательным мероприятиям и так далее, почти никогда не расстается с мобильным телефоном. При этом им устанавливаются пароли на всех девайсах, используются графические ключи для входа, проводится постоянная очистка используемых браузеров, корзины.

• Зависимость от социальных сетей, «зависание» в них в любое время, в том числе ночью.

• Изменение образа жизни. В частности, ребенок выходит в социальные сети в ночное время, сам уходит из дома, не поясняя куда, в том числе вечером и даже ночью.

• Наличие на теле и конечностях ран, порезов (как правило, в области запястий), иных повреждений, объяснить происхождение которых подросток не может, либо наоборот, стандартно оправдывается («упал», случайно порезался» и так далее).

• Рисование на руках планет, различных мистических символов и знаков, побуждение сделать татуировки.

• Наличие примера суицида в ближайшем окружении, а также среди значимых взрослых или сверстников.

· Самым страшным и необратимым процессом воздействия на детей стало массовое вовлечение их в суицидальные группы, в которых романтизируется смерть, популяризируется уход из жизни. Воздействовать на ребенка могут не только путем прямого контакта в переписке в социальных сетях, но и через предложения просмотра видео, прослушивания музыки, обсуждения сериалов, в помощи решения домашнего задания. Также могут предлагаться определенные онлайн книги, рекомендации по прочтению литературы
и прослушивание музыки.

Вот некоторые значимые признаки, на которые необходимо обратить внимание родителям при мониторинге страницы своего ребенка в социальной сети:

• в своих изображениях, публикуемых на страницах соцсетей, детьми могут размещаться фотографии самоунижения, оскорбления себя в разных и порой даже жестоких формах, вплоть до нанесения себе травм, в частности и порезов;

• символичными являются сохранение фотографий китов (которые выбрасываются
на берег и таким образом добровольно уходят из жизни), бабочек (которые летят на свет, хотя знают, что это приведет их к неминуемой гибели), единорогов (смерть едет на единороге в ад), съемки с высоты, крыш и чердаков;

• следует обратить внимание на круг друзей и подписчиков, изучить оставленные ребенком комментарии в различных группах;

• зачастую в «статусе» страницы указывается так называемый «обратный отсчет» (например, «До самоубийства осталось 10 дней»);

• необходимо фиксировать время посещения (а в отдельных случаях,
и продолжительность) ребенком своей страницы в соцсетях.

Также необходимо иметь в виду, что активными участниками «групп смерти»,
как правило, становятся дети из полных благополучных семей, часто с хорошим достатком и организованным досугом, широким кругом общения.

При этом наличие всех вышеперечисленных признаков дети объясняют тем,
что хотели «разыграть» родителей или друзей, отрицая любые подозрения в намерении совершить суицид.

Помните! Никто из детей изначально не застрахован от этого! Не полагайтесь на то,
что если Ваш ребенок воспитывается в благополучной семье с надлежащими условиями воспитания, то он не может стать жертвой сети Интернет!

Главное следственное управление предупреждает: любой ребёнок может стать жертвой в результате неправильного использования сети Интернет!

Наиболее часто с использованием сети Интернет совершаются преступления против половой неприкосновенности несовершеннолетних, а также преступления экстремистской направленности.

Например, в производстве следственного отдела по Красногвардейскому району Главного следственного управления Следственного комитета Российской Федерации
по г. Санкт-Петербургу (далее – Главное следственное управление) находилось уголовное дело, возбужденное следственным отделом по Ленинскому району г. Воронежа Следственного управления Следственного комитета РФ по Воронежской области по факту совершения насильственных действий сексуального характера и понуждения к ним, а также распространения сведений о частной жизни в отношении несовершеннолетней.

Предварительным следствием было установлено, что 3 девочки, 2002-2003 г.р., создали страницу в социальной сети «ВКонтакте», через которую в «веб-чате» по указанию одного
из пользователей одна из них демонстрировала свое обнаженное тело. После этого несовершеннолетняя стала получать от ряда пользователей данного интернет-ресурса сообщения с угрозами распространения ее фотографий и предложением повторить указанные выше действия. После отказа совершить указанные действия, ее фотографии были направлены учащимся одного из лицеев Воронежа, где она также обучалась. В совершении указанных преступлений был изобличен совершеннолетний житель г. Санкт-Петербурга Белов А.А.

Кроме того, в Невский районный суд г. Санкт-Петербурга для применения принудительных мер медицинского характера было направлено уголовное дело в связи
с изготовлением Фроловым К.В., страдавшим, согласно заключению судебно-психиатрической экспертизы, параноидальной шизофренией, порнографических материалов с участием несовершеннолетних.

Предварительным следствием было установлено, что Фролов К.В. приглашал к себе домой несовершеннолетних подростков, где осуществлял их видео и фотосъемку. Указанные материалы он впоследствии размещал в сети Интернет с целью продажи.

Согласно решению суда к Фролову К.В. применены принудительные меры медицинского характера.

Также в Санкт-Петербургский городской суд было направлено уголовное дело
по обвинению Лопатюка А.А. по 12-ти эпизодам насильственных действий сексуального характера и по 12-ти эпизодам изнасилования несовершеннолетней девочки. При этом совершение одного из преступлений выразилось в том, что обвиняемый вел интернет-переписку с несовершеннолетней С., в ходе которой требовал от потерпевшей фотографировать и присылать ему ее интимные фотографии, чем возбуждал неестественный для ее возраста интерес к половой жизни. Вместе с тем, Лопатюк А.А. не ограничился исключительно общением посредством сети Интернет и впоследствии предложил девочке встретиться лично.
В ходе таких встреч им в отношении пострадавшей в течение длительного периода времени совершались указанные выше преступления против ее половой неприкосновенности.

Согласно решению суда, Лопатюк А.А. был приговорен к 14 годам лишения свободы
в исправительной колонии строгого режима.

В свою очередь, в Приморский районный суд г. Санкт-Петербурга было направлено уголовное дело по обвинению Калашникова В.В. в связи с совершением им развратных действий в отношении несовершеннолетней Н., выразившихся в переписке с нею на сайте «Mail.ru» и в демонстрации фотографий интимного содержания.

По решению суда Калашников В.В. был приговорен к 5 годам лишения свободы
с отбыванием наказания в колонии строго режима.

В части эффективного расследования уголовных дел о преступлениях экстремистской направленности необходимо отметить следующее.

Подавляющее большинство таких преступлений сегодня совершается с использованием сети Интернет, при этом различные интернет-ресурсы становятся не только площадкой для размещения противоправных материалов, но и служат целям поиска единомышленников, общение с которыми в тех же социальных сетях позволяет быстро спланировать совершение преступления.

Так, в июле 2016 года в Санкт-Петербургский городской суд было направлено уголовное дело по обвинению организованной преступной группы под руководством Колесникова А.В., состоявшей из 19-ти лиц, в совершении 11-ти преступлений на экстремистской почве
и по национальным мотивам и 25-ти преступлений общеуголовной направленности (нападения и убийства граждан Республик Узбекистана и Таджикистана, на иных лиц с неславянской внешностью, распространение экстремистских материалов в сети Интернет и иные). При этом на момент совершения этих преступлений 12 обвиняемых являлись несовершеннолетними.
В ходе расследования было установлено, что общение между участниками группы осуществлялось, в том числе, в сети Интернет, где они делились информацией экстремистского содержания и планировали противоправные акции.

Кроме того, на сегодняшний день серьезную озабоченность Главного следственного управления вызывает то обстоятельство, что в сети Интернет существует большое количество ресурсов, посвященных теме самоубийства. При этом содержащаяся на них информация, как правило, связана с эстетизацией культа смерти, а в отдельных случаях фактически открыто пропагандирует суицид, особенно – среди несовершеннолетних.

Необходимо отметить, что в настоящее время в производстве 1-го управления
по расследованию особо важных дел (о преступлениях против личности и общественной безопасности) Главного следственного управления находится уголовное дело по фактам совершения рядом лиц подстрекательства к доведению до самоубийства посредством создания в социальной сети «ВКонтакте» сообществ, пропагандирующих тематику суицида, в том числе среди несовершеннолетних.

При этом на указанных интернет-ресурсах, как правило, размещалась информация депрессивного содержания, пропагандирующая отрицательные ценности (убийства, боль, смерть и так далее).

Также было установлено, что от действий так называемых «групп смерти»
на территории Российской Федерации погибло около 60-ти детей, при этом 15 случаев подростковых самоубийств имели признаки склонения к суициду через социальную сеть
«В Контакте».

Следует отметить, что поведенческие проявления указанных детей перед совершением суицида существенно отличались от свойственного им поведения. В частности, они постоянно пользовались сетью «В Контакте», в том числе по ночам, вследствие чего стали страдать недосыпанием, ухудшилось их общее физическое и психоэмоциональное состояние (возникло угнетение сознания), они потеряли интерес к учебе и иным прежним увлечениям. При этом
в ряде случаев родители видели в сети «В Контакте» статус своих детей или их «друзей»:
«10 дней до суицида», однако дети поясняли, что это розыгрыш, и взрослые не придавали этому серьезного внимания.

Зачастую дети состояли в «группах смерти», общались с администраторами данных групп, выполняли их задания (причинить себе боль, увечья, порезы, сделать видеозапись
с места, где они планируют совершить суицид и так далее), чем повышали свой «рейтинг»
и получали доступ к новому контенту и новым заданиям. При этом выполнение отдельных заданий поручалось сделать в ночное время, что в конечном итоге вело к ухудшению общего самочувствия и снижению волевых и критических способностей ребенка.

Таким образом, дети, вступившие в сети Интернет в определенные сообщества
в развлекательных целях, в целях участия в увлекательной игре и исполнения занимательных
и неопасных (в первое время) заданий, в итоге попадали в жесткую психологическую зависимость от администратора сообщества, и, дорожа своим рейтингом, постепенно вынуждены были выполнять все более и более опасные и рискованные задания (поскольку невыполнение очередного задания влекло за собой немедленное исключение из группы), вплоть до самоубийства.

Информация, размещаемая в таких «группах смерти», в частности, картинки, посты, открыто высмеивали и обесценивали общепринятые человеческие ценности, и, напротив, открыто пропагандировали применение насилия в отношении себя, животных, однополые сексуальные отношения, а также возможность решения всех своих проблем путем ухода
из жизни.

Зависимость от социальных сетей и иных интернет-ресурсов обнаруживают и другие подростки, ставшие жертвами преступлений, в частности и те, о преступлениях в отношении которых шла речь выше. Приведенные примеры показывают: сегодня родителям необходимо осознать глубину и серьезность рисков для здоровья и нравственности детей, которые потенциально несет сеть Интернет, меру своей родительской ответственности за то,
чтобы уберечь детей от этих рисков!

По данным исследований СПб АППО, более трети современных петербургских школьников-подростков отметили, что не имеют сегодня возможности обсуждать с родителями личные проблемы. В этих условиях основным и чаще всего бесконтрольным советчиком
и собеседником ребенка становится сеть Интернет со всеми вытекающими отсюда рисками
и возможными описанными выше негативными последствиями.

Неоспоримым является тот факт, что Сеть Интернет сегодня оказывает мощное влияние на все сферы жизнедеятельности детей и подростков: демонстрирует образцы поведения, формирует жизненные ориентиры, предлагает в рамках интересов и особенностей каждого подростка своеобразные и зачастую рискованные источники социальной поддержки.

ИНФОРМАЦИЯ ОБЩЕСТВЕННОГО СОВЕТА

Поделиться:





©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...