Дисциплина «Теория и технология экологического образования детей»
1. Методологические основы методики ознакомления с природой и ее связь с другими науками. Теория и методика ознакомления дошкольников с природой изучает цели, задачи, содержание, формы и методы работы с дошкольниками в области экологического образования, воспитания. Целью экологического образования дошкольников является становление у детей научно- познавательного, эмоционально-нравственного, деятельностного отношения к окружающей среде и своему здоровью. Методика осуществляет следующие задачи: 1. Формирование системы элементарных научных экологических знаний, доступных пониманию ребенка-дошкольника. 2. Развитие познавательного интереса к миру природы 3. Формирование первоначальных умений и навыков экологически грамотного и безопасного для природы и самого ребенка поведение. 4. Воспитание гуманного, эмоционально- положительного, бережного и заботливого отношения к миру природы и к окружающему миру в целом, развитие чувства эмпатии к объектам природы. 5. Формирование умений и навыков наблюдений за природными объектами и явлениями. 6. Формирование первоначальной системы ценностных ориентаций (восприятие себя как части природы, взаимосвязи человека и природы) 7. Формирование эмпатийных умений (предвидеть последствия некоторых своих действий в природе) Успех и эффективность реализации этих задач обеспечивается построением и созданием системы работы Экологическое образование дошкольников может быть высокоэффективным, когда различные аспекты его содержания раскрываются во взаимодействии различных дисциплин, как естественных, так и гуманитарных. Экологическое образование базируется, прежде всего, на науках биологического цикла: природоведение, общая биология и экология. Такие науки предоставляют методике базовые научные знания, которые та, в свою очередь, должна предоставить детям. Вся экологическая и природоведческая информация должна основываться на научных знаниях и за это педагог несет полную ответственность.
Связь с педагогикой очевидна: воспитание нравственно- экологических и эстетическо-экологических черт личности ребенка- дошкольника стоит и провозглашается в обеих дисциплинах. Очевидна связь экологического образования дошкольников и с науками методических циклов: методикой развития речи, методикой математики и физвоспитания и др. Уже долгое время во многих западных странах, в частности, в Швеции и Японии, экология плотно входит во все формы занятий и упражнений по всем методикам. Например, игра «Подбери природный материал по первой букве твоего имени» (звуковой фонетический анализ), «Найди веточки размером с пальчик, ладошку, руку» (математика) Роль правильно организованной педагогической среды трудно переоценить. Действительно, невозможно представить себе процесс экологического образования в интерьерах, лишенных растительных композиций, аквариумов, птичьих вольеров и т.д. Показательно, что дошкольникам с определенного возраста (4-5 лет) свойственно желание экологизации своей жизненной среды. Практически каждый ребенок просит родителей «завести» собаку, котенка, попугаев, хомячка и др.Дети постарше сами приносят в дом различных животных. Когда ребенок живет в квартире без растений и животных, он привыкает к среде, лишенной мира природы. Такой ребенок живет с установкой: «Без этого можно обойтись». В этом случае, вся естественная природная среда воспринимается искусственно, как принесенная извне.
2. Принципы реализации примерной образовательной программы дошкольного образования «Разноцветная планета».
Программа «Разноцветная планета» призвана обеспечить каждому ребенку, живущему в России, равный старт, который позволит ему в дальнейшем успешно обучаться как на русском языке, так и на других языках народов РФ. Развитие ребенка в программе осуществляется интегративно, через организацию игровой деятельности детей на основе сказки. Программа «Разноцветная планета» предполагает осуществление диалога культур народов России, а также общее знакомство детей с мировым наследием. Билингвальное и поликультурное построение программы «Разноцветная планета» позволяет при необходимости включить любой родной язык в образовательное и воспитательное пространство, что делает программу уникальной. Главная идея современных программ и модернизации образования в целом — это перестать уже воспитывать детей и научиться помогать им расти в условиях естественного и самоценного периода детства. Ну а некоторые практические советы Вы найдете в замечательной книге «Перестаньте детей воспитывать — помогите им расти»
Основными принципами отбора содержания программы «Разноцветная планета» являются: •принцип развивающего обучения; •принцип доступности; •принцип систематичности и последовательности; •принцип непрерывности; •принцип научности, предполагающий знакомство детей с совокупностью элементарных представлений, которые служат основой формирования мотивации действий ребенка, развития его познавательного интереса и формирования основ его мировоззрения. Основными принципами программы «Разноцветная планета» являются: 1)полноценное проживание ребенком всех этапов детства (младенческого, раннего и дошкольного возраста), обогащение (амплификация) детского развития; 2)построение социокультурной образовательной среды и реализация особенностей каждого ребенка, при которой сам ребенок становится субъектом образования (далее —индивидуализация дошкольного образования и образовательная инклюзия); 3)сотрудничество с семьей, содействие и сотрудничество детей и взрослых; 4)приобщение детей к социокультурным нормам, традициям семьи, этноса, общества и государства; 6)реализация в образовательной практике идеи диалога культур;
7)формирование познавательных интересов и познавательных действий ребенка в различных видах деятельности; 8)возрастная адекватность дошкольного образования (соответствие условий, требований, методов возрасту и особенностям развития); 9)учет этнокультурной ситуации и особенностейнационально-региональногохарактера, влияющих на развитие ребенка.
3. Целевая прогулка как форма организации работы по ознакомлению детей с природой. Содержание и методика проведения.
Воспитатель организует наблюдения детей за и их значение общественной жизнью и явлениями природы и за пределами участка. С этой целью организуются целевые прогулки. В младшей группе целевые прогулки проводятся раз в неделю на небольшое расстояние, по улице, где находится детский сад. Со старшими детьми такие прогулки проводятся два раза е неделю и на более далекие расстояния. Детям младшей группы воспитатель показывает дома, транспорт, пешеходов, средней -- здания общественного назначения (школа, Дом культуры, театр и т. п.). Со старшими детьми проводятся целевые прогулки на другие улицы, в ближайший парк или лес. Дети знакомятся с правилами поведения в общественных местах и правилами уличного движения. На целевых прогулках дети получают много непосредственных впечатлений об окружающем, расширяется их кругозор, углубляются знания и представления, развивается наблюдательность и любознательность. Движения на воздухе оказывают положительное влияние на физическое развитие. Длительная ходьба во время прогулки требует от детей определенной выдержки, организованности и выносливости. Во время прогулок воспитатель проводит индивидуальную работу с детьми: для одних организует игру с мячом, метание в цель, для других -- упражнение в равновесии, для третьих -- спрыгивание с пеньков, перешагивание через деревья, сбегание с пригорков. На прогулках осуществляется работа и по развитию речи ребенка: разучивание потешки или небольшого стихотворения, закрепление трудного для произношения звука и т. п. Воспитатель может вспомнить с детьми слова и мелодию песни, которую разучивали на музыкальном занятии.
В круглосуточных дошкольных учреждениях с детьми проводится и вечерняя прогулка. Участок при этом должен быть хорошо освещен. Основное место во время прогулки отводится самостоятельным играм детей. 6. Анализ опыта работы лучших воспитателей по организации прогулки Часто понятие прогулка смешивают с такими понятиями, как экскурсия, игра, занятия спортом и трудом. Это происходит потому, что в обычной жизни прогулка часто сочетается с различными видами занятий на воздухе. При работе в группе продленного дня предлагаем использовать виды прогулок, которые можно подразделить следующим образом: ПРОГУЛКА НАБЛЮДЕНИЕ за сезонными изменениями в природе; особенностями растительного мира; жизнью домашних и диких животных; трудом и отдыхом людей. ПРОГУЛКА- ЗАДАНИЕ, имеющая цель поздравить товарищей или взрослых с праздником; пригласить гостей на классное или школьное мероприятие; известить население, родителей, товарищей о каком-нибудь событии или мероприятии; оказать шефскую помощь. ПРОГУЛКА-ЗАДАЧА, направленная на решение какой-нибудь практической задачи. Например, предлагается определить: расстояние; величину предмета; высоту предмета; его цвет; крутизну склона; направление и скорость ветра. ПРОГУЛКА-ПОИСК. Во время этой прогулки учащиеся получают задание отыскать: лекарственные травы; сеянцы; семена деревьев; природный материал для гербария, коллекции и т. д. ПРОГУЛКА-ПОХОД на: скорость; выносливость; дисциплину; внимание; ориентирование на местности. ПРОГУЛКА -ФАНТАЗИЯ должна представить возможность: сделать зарисовку; изготовить поделку из природного материала; сплести венок, корзину; составить букет из листьев, цветов, веток; придумать сказку, стихотворение, рассказ. ПРОГУЛКА-ПОКАЗ, ставит перед воспитателем самые разнообразные задачи. Познакомить и показать: местные достопримечательности; различные предметы и объекты; редкие цветы, деревья, кустарники; разнообразные свойства, признаки предмета. ПРОГУЛКА-ПРАКТИКУМ, предусматривает закрепление знаний и умений учащихся: по правилам дорожного движения; по технике безопасности; по трудовым навыкам; по ориентированию; по культуре поведения. КОМБИНИРОВАННАЯ ПРОГУЛКА проводится в сочетании с: играми; спортивными занятиями; трудом; экскурсионной работой. Прогулка проводится один раз в неделю до самоподготовки. Ее продолжительность - 1,5 часа. Воспитатель определяет три цели прогулки: познавательную, воспитательную, развивающую.
ПОДГОТОВКА К ПРОГУЛКЕ Определить вид прогулки. Установить цель. Разработать маршрут, ознакомиться с ним. Выбрать место проведения. Определить затраты времени на прогулку. Разработать задание. Наметить виды деятельности учащихся. Составить конспект прогулки. ТРЕБОВАНИЯ К ОРГАНИЗАЦИИ ПРОГУЛКИ Предупредить о прогулке заранее, чтобы одежда и обувь соответствовали погоде. Сообщить цель прогулки. Рассказать о маршруте и заданиях. Указать порядок следования по маршруту. Назначить ответственных. Провести инструктаж по ТБ. 4. Занятие как основная форма ознакомления детей с природой. Особенности проведения занятий с детьми разных возрастных групп. Воспитатель проводит занятия со всей группой детей в строго отведенное время. Занятия позволяют педагогу формировать знания о природе в системе и последовательности, с учетом возрастных особенностей детей и природного окружения. Обучение детей на занятиях осуществляется разными методами — наглядными, практическими и словесными. Эти группы методов обеспечивают наглядно-действенное усвоение детьми содержания знаний о природе. Процесс формирования на занятиях знаний, навыков и умений длительный. Он включает ряд этапов. На одних занятиях идет формирование первичных знаний о природе. С этой целью воспитатель использует наблюдение, рассматривание картин, просмотр диафильмов и кинофильмов. На других занятиях идут углубление, расширение, конкретизация знаний. Для этого используются рассказ воспитателя, чтение художественного произведения, повторные наблюдения. И наконец, занятия, связанные с обобщением и систематизацией знаний детей о природе. С этой целью проводят беседы, дидактические игры, обобщающие наблюдения.
Воспользуйтесь поиском по сайту: ©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...
|