Для закрепления знаний используются труд и игра.
Для обеспечения умственной активности детей на занятии воспитатель использует различные приемы: вопросы, вопросы-задания, сравнения, обследовательские и трудовые действия, загадки и т. д. Важно привлекать к выполнению заданий всех детей, а не только наиболее активных. Занятия первично-ознакомительного типа - Обучение детей на таких занятиях осуществляется через рассматривание картин и беседу. Нередко их компонентами становятся также чтение детской литературы, рассматривание иллюстраций, просмотр диафильма или слайдов, рассказ воспитателя. Мл.гр. воспитатель с помощью картин знакомит с домашними животными. При этом используются картины «портретного» типа, с несложным сюжетом. Воспитатель задает детям вопросы типа «кто» и «что», с помощью которых обозначает крупные объекты, создает их образ, просит показать на картине. Затем обращает внимание детей на события, действия животных Ср.гр. воспитатель больше активизирует речь детей: просит подробнее отвечать на разные вопросы, в беседу включает вопросы типа «какой», «сколько», «как», предлагает говорить простыми фразами, учит замечать соотношение предметов, их связи, разнообразит занятия игровыми приемами, включает в них стихи, загадки. Ст.гр. можно рассматривать картины природы, далекие от их опыта, выходить за пределы изображенного сюжета, рассматривать одновременно несколько картин — этому способствуют и некоторый уже сложившийся опыт детей, и имеющийся у них круг представлений. Занятия углубленно-познавательного типа - занятия, посвященные ознакомлению детей с зависимостями жизни и роста растений от факторов внешней среды, например ростом овощных культур, садовых растений, их сезонными изменениями и пр. Это занятия по ознакомлению детей с приспособленностью животных к среде обитания, например с маскировочной окраской животных, со способами их передвижения, защиты от врагов.
Занятия обобщающего типа - воспитатель ставит цель выделить ряд значимых признаков для группы знакомых объектов и на их основе формирует обобщенное представление, позволяют интенсивно развивать интеллект детей — умения сравнивать, сопоставлять, анализировать, делать выводы. МЕТОДИКА: Формирование обобщенных представлений происходит в процессе специальной беседы, стержнем которой является система вопросов. Их специфика состоит в следующем: формулировки носят общий характер, так как они охватывают не одно, а ряд конкретных явлений; содержание вопросов направлено на выявление тех существенных и характерных признаков, на основе которых строится обобщенное представление; каждому признаку соответствует специальный вопрос. Важное место в беседе занимает также формулировка выводов (заключений) — собственно построение обобщений: частных по каждому значимому признаку и затем общего, которое соответствует обобщенному представлению. Занятия комплексного типа - решают разные задачи развития детей и строятся на разных видах деятельности. это творческое дело воспитателя, их можно организовать по-разному, интересно. Они эффективно и всесторонне развивают личность ребенка, а сочетание различных видов деятельности способствует более легкому и быстрому формированию отношения к содержанию занятия. Первая часть занятия решает познавательные задачи и развивает интеллектуальные способности дошкольников. Вторая часть занятия предполагает иные программные задачи и другой вид деятельности для дошкольников. Третья часть занятия — это художественное творчество детей, ручная деятельность, в которой они сами становятся художниками и выполняют работу по своему усмотрению и желанию.
5. Методика проведения экскурсий в разных возрастных группах. Экскурсии — один из основных видов занятий и особая форма организации работы по экологическому воспитанию, одна из очень трудоемких и сложных форм обучения. Проводятся экскурсии вне дошкольного учреждения. Это своего рода занятия под открытым небом. Преимущество экскурсий в том, что они позволяют в естественной обстановке познакомить детей с объектами и явлениями природы. Экскурсии как форма занятий проводятся в средней и старшей группах. По содержанию экскурсии делятся на два вида: природоведческие (познавательные) экскурсии — в парк, лес, на реку, луг — и экскурсии в поле, на птицеферму, в сад, на огород и т. д. (ознакомление с трудом взрослых). Природоведческие экскурсии целесообразно проводить в одни и те же места в разные времена года, с тем, чтобы показать детям сезонные изменения, которые происходят в природе. Экскурсии на сельскохозяйственные объекты проводятся эпизодически для ознакомления с отдельными видами труда взрослых. Экскурсию провести значительно труднее, чем занятие в группе, поэтому успех ее зависит от тщательной подготовки воспитателя и детей. МЕТОДИКА: Природоведческая экскурсия включает в себя вводную беседу, коллективное наблюдение, индивидуальное самостоятельное наблюдение детей, сбор природоведческого материала, игры ребят с собранным материалом. Порядок частей варьируется в зависимости от цели экскурсии, сезона. Приведя детей к месту экскурсии, следует в краткой беседе напомнить о ее цели, дать ребятам осмотреться. Основной частью экскурсии является коллективное наблюдение, с помощью которого решаются все основные задачи экскурсии. Воспитатель должен помочь детям подметить и осознать характерные признаки предметов и явлений. Для этого можно использовать различные приемы: вопросы, загадки, сравнения, обследовательские действия, игры, рассказы, пояснения. По окончании основной части надо дать детям возможностьудовлетворить их любознательность в индивидуальных самостоятельных наблюдениях и сборе природоведческого материала. В заключительной части экскурсии воспитатель еще раз обращает внимание детей на общую картину природы.
Через 2—3 дня после экскурсии следует провести занятие с использованием раздаточного материала, организовать рисование, лепку, дидактические игры с природным материалом, чтение художественной литературы, рассказы детей о том, где были и что видели, обобщающую беседу.
6. Наблюдение как ведущий метод ознакомления детей с природой. Приемы активизации познавательной деятельности детей в процессе наблюдения. Наблюдение – целенаправленное планомерное восприятие предметов и явлений окружающего мира. Это сложная познавательная деятельность, в ней участвуют восприятие, мышление и речь, требуется устойчивое внимание. Организуя наблюдения в природе, воспитатель решает в комплексе ряд задач: - формирует у детей знания о природе. - учит наблюдать. - развивает наблюдательность. - воспитывает эстетически. Наблюдения организуются воспитателем при ознакомлении детей с растениями и животными, погодой, трудом взрослых в природе, они проводятся на занятиях и экскурсиях, на прогулках, в уголке природы и т. д. Каждое наблюдение решает небольшую, конкретную задачу ознакомления детей с природой. Занятия по ознакомлению дошкольников с природой дают возможность формировать знания последовательно, с учетом возможностей детей и особенностей природного окружения. На занятиях под руководством воспитателя формируется система элементарных знаний у всех детей группы в соответствии с требованиями программы, в определенной системе и последовательности развиваются их основные познавательные процессы способности. В повседневной жизни, во время наблюдений у ребят накапливается личный опыт. Занятия дают возможность уточнить и систематизировать его. Обучение детей на занятиях осуществляется разными методами. Выбор методов зависит от вида занятия, от его основной задачи. На одних занятиях формируются первичные знания. С этой целью воспитатель использует наблюдение, рассматривание картин и т. д. На занятиях детей младшего возраста используется только наблюдения. Для того чтобы наблюдение привело к формированию правильных представлений, воспитатель должен руководить им. Руководство осуществляется путем объяснения детям цели наблюдения и постановки перед ними вопросов, направляющих их внимание на характерные особенности предмета или явления.
Это внимание я привлекаю словами «посмотри», «потрогай», «послушай», «понюхай», «попробуй на вкус». В процессе наблюдений я предлагаю детям сравнивать, сопоставлять качества и свойства изучаемого предмета. В младшей группе наблюдения должны быть кратковременны. Очень важно изучаемый предмет «приближать к детям», наблюдения связывать с действиями и радостными переживаниями. Экскурсия – это своеобразное занятие, на котором дети знакомятся с природой в естественных условиях – в лесу, на лугу, в саду, у водоема и т. д. Воспитательное – образовательное значение таких занятий очень велико, так как на них дети получают непосредственное впечатление от природы. Это обогащает чувственный опыт, воспитывает эстетические чувства дошкольников. На экскурсиях дети могут под руководством воспитателя изучать особенности растений, внешний вид и повадки животных, наблюдать сезонные изменения в жизни природы и установить некоторые связи между ними. Все это расширяет конкретные знания дошкольников, способствует росту наблюдательности, любознательности, служит основой для научного миропонимания в будущем. Выбор места для экскурсии за пределами детского сада проводятся со средней и старшей группы. С младшей группой рекомендуется экскурсии на своем участке, наблюдения на прогулке, и только во 2 – половине года короткие экскурсии на луг, в парк. Самым важным моментом в проведении экскурсии являются наблюдения. При организации наблюдений воспитатель должен учитывать неустойчивость внимания у некоторых детей и ставить их ближе к себе, чаще обращаться к ним с вопросами. В процессе наблюдений у детей часто возникают вопросы. Отвечать следует только на те из них, которые связаны с непосредственными восприятиями детей. Кроме наблюдений на экскурсиях проводятся дидактические и подвижные игры. Необходимо проводить наблюдения детей и на ежедневных прогулках и во время их игр на воздухе. Предметами наблюдений на прогулках могут быть погода, небо, сезонные явления в жизни растений (появление цветков, листопад) и животных. Наблюдения эти обычно кратковременны и носят эпизодический характер. В средней и старшей группах можно проводить наблюдения явлений которые протекают в течении многих дней, а иногда недель. Такие наблюдения принято называть длительными. Примерами их могут служить наблюдения за появлением листьев на ветках за развитием растения из семени, за превращением насекомых.
Длительные наблюдения занимают большое место в старшей группе. Почти всегда они связаны с трудом детей. Например, во время работы на огороде дети могут обнаружить на листьях капусты гусениц. Воспитатель вместе с детьми собирает гусениц, кормят листьями капусты, в течении длительного времени наблюдают, как гусеницы превращаются в куколку, а потом в бабочку. Длительные наблюдения ценны тем, что часто позволяют детям уловить последовательность в наступлении явлений, понять их причинную связь. Например, наблюдая за ветками деревьев и кустов, дети могут выяснить, от чего зависит появление листьев, быстрота распускания почек. 7. Повседневные прогулки на участке детского сада, их значение и место в системе работы по ознакомлению детей с природой. Для ознакомления детей с природой широко используют прогулки. Здесь воспитатель может ознакомить ребят с теми явлениями природы, представления о которых складываются длительное время. Детей знакомят с таянием снега, набуханием почек, появлением травы и т. п. Здесь же можно организовать разнообразные игры с природным материалом — песком, глиной, водой, льдом, листьями и т. п.; у дошкольников накапливается чувственный опыт, они видят природные явления в естественных условиях во всех связях и отношениях. Повседневные наблюдения за явлениями природы не должны быть случайными, их надо заранее продумывать. При этом следует использовать разнообразные формы организации ребят (фронтальные, групповые, индивидуальные). Фронтальная организация наблюдений на прогулках используется для ознакомления детей с яркими сезонными изменениями, с трудом взрослых. Наблюдения могут проходить и с небольшими группами детей (рассматривание цветущего растения, появившихся всходов, насекомых и т. д.). На прогулке ведется и индивидуальная работа. Большую работу во время прогулки можно провести в цветнике и огороде. Дети поливают растения, подкармливают их, рыхлят землю. Эту работу планируют на утро и вечер. На прогулках дети в той или иной форме соприкасаются с природой. Зеленые леса, луга, яркие цветы, бабочки, жуки, птицы, движущиеся облака, падающие хлопья снега, ручейки, даже лужицы после летнего дождя – все это привлекает внимание детей, радует их, дает богатую пищу для их развития. Игры в лесу, на лугу, сбор цветов и плодов, пение птиц, шелест травы, шуршание сухих листьев, скрип снега под ногами – все это позволяет детям чувствовать природу и может служить богатым материалом для развития у них эстетического чувства, сенсорного воспитания. Ознакомление дошкольников с природой на прогулках – это средство образования в их сознании реалистических знаний об окружающей природе, основных на чувственном опыте и воспитании правильного отношения к ней. В процессе ознакомления детей на прогулке с природой осуществляются образовательные и воспитательные задачи, которые неразрывно связаны между собой. Приучая наблюдать детей на прогулке, то есть целенаправленно сосредотачиваться на явлениях природы, мы тем самым развиваем внимание детей, которое находится в тесной связи с общим умственным развитием и является существенным условием готовности детей к обучению. Интерес к природе тоже необходимо воспитывать. Показывая детям, что и как надо наблюдать у животных и растений, обращая внимание на внешний вид, движения, повадки, воспитатель формирует не только знания о природе, но и отношение детей к ней. Нужно только всегда учитывать возраст ребенка и знать, что привлекает его внимание в данном предмете или явлении. На прогулках надо обращать их внимание на шум леса, пение птиц, окраску листьев, запах цветов. Необходимо, чтобы дети научились чувствовать прекрасное, с тем чтобы в дальнейшем своей жизни они умели воспринимать мир во всей его красоте и всем многообразии. 8. Игровой метод обучения, его характеристика. Использование игр во время ознакомления детей с природой. В ознакомлении детей с природой широко используются разнообразные игры. В практике дошкольного воспитания применяются две группы игр — игры с готовым содержанием и правилами и творческие игры. 9. Методы ознакомления детей с природой, общая характеристика и взаимосвязь. Методы обучения — это способы совместной деятельности воспитателя и детей, в ходе которых осуществляется формирование знаний, умений и навыков, а также отношение к окружающему миру. Методы и приемы, используемые педагогом в работе, соединяются, например наблюдение с беседой, рассказ воспитателя с чтением художественного произведения, эксперимент с трудом и т. д. Применяя тот или иной метод, воспитатель использует множество различных приемов. Так, например, при проведении беседы в сочетании с наблюдением воспитатель "приближает" объект к детям, сравнивает с уже известным, вводит элементы игры, применяет пословицы, поговорки и т. п. Одни и те же приемы могут использоваться в разных методах. Например, сравнение применяется во время наблюдений, в дидактических играх, в беседе; игровые приемы также используются при наблюдениях, в беседах; показ, пояснение — при обучении трудовым навыкам, проведении опытов и др. Разнообразие и эффективность методов и приемов характеризует мастерство воспитателя. Выбор методов и приемов определяется содержанием программы и зависит от природного окружения дошкольного учреждения, места и объекта наблюдений, а также от возраста детей и накопленного ими опыта. В группах раннего и младшего дошкольного возраста особое значение имеют чувственные восприятия детей, поэтому основным методом будет наблюдение.
10. Беседа как метод ознакомления детей с природой. Виды бесед и их содержание. Беседа используется воспитателем с разными дидактическими целями: для создания интереса к предстоящей деятельности (перед наблюдением, экскурсией); для уточнения, углубления, обобщения и систематизации знаний детей о природе. В каждой беседе решается задача развития речи детей. В зависимости от дидактических целей беседы о природе принято делить на следующие виды: установочные, эвристические и итоговые. Установочная беседа помогает воспитателю собрать внимание детей, вызвать интерес к предстоящей деятельности, актуализировать имеющийся опыт, для того чтобы установить связь между знаниями, полеченными ранее, и предстоящей экскурсией, наблюдением и т. д. Эвристическая беседа предполагает установление причин разнообразных явлений природы с помощью рассуждений. Такая беседа строится на имеющихся у детей знаниях, полученных в процессе наблюдений. Она направлена на углубление знаний о взаимосвязях, существующих в природе, самостоятельное решение детьми познавательных задач, развитие речи-доказательства. Эвристическая беседа используется в старшем дошкольном возрасте. Ее содержание разнообразно. Задачей воспитателя в руководстве эвристической беседы является обеспечение самостоятельности детей в формулировании выводов и точности высказываний. Воспитатель заметил, что на участке детского сада одуванчики находятся Е1 разном состоянии: цветущие, с зонтиком семян и с нераспустившимися бутонами. Он предлагает детям подумать, отчего это произошло. Дети охотно начинают рассуждать: Итоговая беседа используется для обобщения и систематизации знаний детей о природе, полученных в процессе наблюдений, игр, чтения художественных произведений, труда и т. д. Итоговая беседа организуется воспитателем начиная со средней группы. Она проводится по мере накопления у детей представлений о природе и только при условии, если эти представления усвоены всеми детьми. Воспитатель продумывает, какие существенные признаки или связи будут лежать в основе обобщений знаний. Важно продумать иллюстративные средства к итоговой беседе. Не следует подбирать много иллюстративно-наглядного материала. Цель его использования- оживить впечатления детей помочь им припомнить известные факты, вокруг которых и будет разворачиваться беседа. Беседа начинается с анализа имеющихся у детей знаний о природе. Тема разговора с детьми подчинена определенной логике, которой необходимо придерживаться, не отвлекаться на несущественные для данной беседы моменты. Наглядным материалом служат не только картины, но и модели. Педагогические приемы должны обеспечивать активное участие в беседе всех детей, побуждать их к размышлению, решению познавательных задач, к самостоятельности в формировании выводов, к доказательству своих суждений.
Воспользуйтесь поиском по сайту: ©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...
|