Использование тестов
Стр 1 из 4Следующая ⇒ Лекция 3. ПСИХОМЕТРИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ПСИХОДИАГНОСТИКИ. 1. Сильные и слабые стороны тестов. 2. Использование тестов. 3. Психометрические свойства тестов: надежность, валидность, репрезентативность, дискриминативность. 4. Виды тестовых заданий. 5. Методическое обеспечение тестирования. 6. Требования к психометрической подготовке психолога.
Литература 1. Анастази А. Психологическое тестирование: В 2-х тт.- Т.1-2. - М.: МГУ, 1982. 2. Ананьев Б.Г. Избранные психологические труды. - М., 1980.- Т. 1-2.-512 с. 3. Бурлачук Л.Ф. Психодиагностика. - СПб.: Питер, 2002. - 352 с. 4. Бурлачук Л.Ф., Савченко Е.П. Психодиагностика: психодиагностический инструментарий и его применение в условия социальных служб. - К.: А.Л.Д., 1995. - 100 с. 5. Бодалев А.А. Общая психодиагностика. - СПб.: Питер, 2000. - 440 с. 6. Лучшие психологические тесты. Описание и руководство к использованию / Под ред. А.Ф.Кудряшова. - Петрозаводск, 1992. - 318 с. 7. Мельников В.М., Ямпольский Л.Т. Введение в экспериментальную психологию личности. - М.: Просвещение, 1985. - 319 с. 8. Основы психодиагностики / Под общ. ред. А.Г.Шмелева. - Ростов-на-Дону: Феникс, 1996. - 544 с. 9. Психология индивидуальных различий. Тексты / Под ред. Ю.Б.Гиппенрейтер и др. - М.: МГУ, 1982. - 320 с. 10. Психодиагностика: Учеб. пособие / Под ред. Гуревича К.М., Борисовой 11. Психодиагностика: Теория и практика: Пер. с нем. - М.: Просвещение, 12. Рогов Е.И. Настольная книга практического психолога 13. Скребец В.А. Психологическая диагностика: Учеб. пособие. - К.: МАУП, 1999. - 120 с. Сильные и слабые стороны тестов. Метод тестов - один из основных в современной психодиагностике, а по уровню популярности в образовательной и профессиональной психодиагностике он крепко удерживает первенство уже в течение столетия. Претендуя на объективность, тесты в первую очередь должны удовлетворять основным психометрическим свойствам и учитывать целый ряд других факторов, требования к которым мы рассмотрим.
Для анализа сильных и слабых сторон тестов рассмотрим только одну их группу, тесты диагностики образовательных знаний. Они состоят из серии заданий с выбором готовых ответов. При подсчете баллов по тесту выбранные ответы получают однозначную количественную интерпретацию и суммируются. Суммарный балл сравнивается с количественными тестовыми нормами и после этого сравнения формулируются стандартные диагностические заключения.
Использование тестов
Эффективное использование теста зависит от учета многих факторов, среди которых наиболее важными являются следующие: 1. Теоретическая концепция, на которой базируется тот или иной тест. Психологический конструкт является теоретическим построением, предложенным для объяснения и организации отдельных аспектов существующего знания, например, о личностных чертах или особенностях и их проявлениях в поведении. Этот конструкт, будучи частью авторской концепции, должен быть целиком отмежеван от интерпретаций, которые вытекают из других теорий. Пользователь теста должен быть в достаточной мере ознакомлен с теоретическими основаниями применяемой методики. Это позволит ему сопоставить и согласовать собственную концепцию конструкта с концепцией автора теста и осуществлять адекватную интерпретацию. 2. Диагностические цели и назначения теста, которые тесно связаны с теоретической концепцией автора теста. Применение теста не по назначению недопустимо. 3. Область применения теста, под которой имеется в виду особая социальная среда или сфера общественной практики (производство, медицина, семейная жизнь и т.п.); контингент испытуемых (выделенный по полу, возрасту, образованию, состоянию здоровья, профессиональному опыту и т.д.). Произвольное расширение или изменения области применения теста крайне нежелательно, так как может привести к искаженным результатам. В противном случае необходимо проведение дополнительного исследования по апробации и стандартизации теста на новой выборке испытуемых. 4. Весь комплекс сведений, обусловленных стандартными требованиями к психологическим тестам, в том числе: а) психометрические характеристики процедуры, сведения о ее валидности и надежности; б) твердая регламентация процедуры обследования (точное соблюдение инструкции, строго определенных способов предъявления стимульного материала, невмешательство исследователя в деятельность обследуемого и др.), соблюдение которой необходимо для того, чтобы не была утрачена точность измерений.
Воспользуйтесь поиском по сайту: ©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...
|