Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Использование тестов




Лекция 3.

ПСИХОМЕТРИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ПСИХОДИАГНОСТИКИ.

1. Сильные и слабые стороны тестов.

2. Использование тестов.

3. Психометрические свойства тестов: надежность, валидность, репрезентативность, дискриминативность.

4. Виды тестовых заданий.

5. Методическое обеспечение тестирования.

6. Требования к психометрической подготовке психолога.

 

Литература

1. Анастази А. Психологическое тестирование: В 2-х тт.- Т.1-2. - М.: МГУ, 1982.

2. Ананьев Б.Г. Избранные психологические труды. - М., 1980.- Т. 1-2.-512 с.

3. Бурлачук Л.Ф. Психодиагностика. - СПб.: Питер, 2002. - 352 с.

4. Бурлачук Л.Ф., Савченко Е.П. Психодиагностика: психодиагностичес­кий инструментарий и его применение в условия социальных служб. - К.: А.Л.Д., 1995. - 100 с.

5. Бодалев А.А. Общая психодиагностика. - СПб.: Питер, 2000. - 440 с.

6. Лучшие психологические тесты. Описание и руководство к использо­ванию / Под ред. А.Ф.Кудряшова. - Петрозаводск, 1992. - 318 с.

7. Мельников В.М., Ямпольский Л.Т. Введение в экспериментальную пси­хологию личности. - М.: Просвещение, 1985. - 319 с.

8. Основы психодиагностики / Под общ. ред. А.Г.Шмелева. - Ростов-на-Дону: Феникс, 1996. - 544 с.

9. Психология индивидуальных различий. Тексты / Под ред. Ю.Б.Гиппенрейтер и др. - М.: МГУ, 1982. - 320 с.

10. Психодиагностика: Учеб. пособие / Под ред. Гуревича К.М., Борисовой
Е.М. - М.: МСПИ, 2001. - 368 с.

11. Психодиагностика: Теория и практика: Пер. с нем. - М.: Просвещение,
1986. - 207 с.

12. Рогов Е.И. Настольная книга практического психолога
в образовании. - М.: Педагогика, 1995. - 528 с.

13. Скребец В.А. Психологическая диагностика: Учеб. пособие. - К.: МАУП, 1999. - 120 с.

Сильные и слабые стороны тестов.

Метод тестов - один из основных в современной психодиагностике, а по уровню популярности в образовательной и профессиональной психодиагностике он крепко удерживает первенство уже в течение столетия. Претендуя на объективность, тесты в первую очередь должны удовлетворять основным психометрическим свойствам и учитывать целый ряд других факторов, требования к которым мы рассмотрим.

Для анализа сильных и слабых сторон тестов рассмотрим только одну их группу, тесты диагностики образовательных знаний. Они состоят из серии заданий с выбором готовых ответов. При подсчете баллов по тесту выбранные ответы получают однозначную количественную интерпретацию и суммируются. Суммарный балл сравнивается с количественными тестовыми нормами и после этого сравнения формулируются стандартные диагностические заключения.


Преимущества тестирования Недостатки тестирования
1. Стандартизация условий и результатов. Тестовые методики относительно независимы от квалификации исследователя. 2. Оперативность и экономичность. Типичный тест состоит из серии коротких заданий, на выполнение каждой из которых требуется немного времени. 3. Количественный и дифференцированный характер оценки. Хороший тест позволяет дифференцировать испытуемых по уровню развития их психологических характеристик. Кроме того, количественный характер тестовых результатов дает возможность применять в случае тестирования хорошо разработанный аппарат психометрики, который разрешает проявить, насколько хорошо работает тест. 4.Оптимальная сложность. Профессионально разработанный тест состоит из заданий оптимальной сложности. При этом средний испытуемый набирает приблизительно 50 процентов от максимально возможного количества. Это достигается с помощью предыдущих испытаний - психометрического эксперимента. 5.Надежность. Это главнейшее преимущество тестов. В частности, при использовании педагогических тестов задания охватывают, как правило, все разделы программы и дают возможность проявить всю полноту усвоенных знаний. 6.Возможность компьютеризации. В результате компьютеризации повышаются все параметры тестирования. Компьютеризация - мощный инструмент обеспечения информационной безопасности (достоверности диагностики). 7. Психологическая адекватность. Наличие в тесте большого количества заданий разной сложности дает возможность поверить в себя, активизировать психологически оптимальную установку на "преодоление". Человек не является пассивным объектом измерения при тестировании, он всегда остро реагирует на тест. Тестовая ситуация оптимальной сложности является необходимым условием для того, чтобы показать наилучший результат. 1. Возможность "слепых" ошибок. Слепая вера низкоквалифицированных исполнителей в то, что тест должен работать правильно автоматически, порождает иногда серьезные ошибки: испытуемый не понял инструкцию, исследователь неправильно применил ключи при обработке тестового материала и т.д. 2. Опасность профанации. Это эффект деятельности "профанов" в буквальном понимании слова, которые с помощью нескольких тестов стараются решать все задании, т.е. найти тесты на все "случаи жизни". 3." Потеря индивидуального подхода - стрессогенность". Тест - общая "гребенка", под которую подгоняют всех людей, и возможность пропустить уникальную индивидуальную личность, нестандартного человека довольно большая. У людей с низкой стрессоустойчивостью могут возникнуть даже расстройства саморегуляции - они начинают волноваться и делают ошибки в элементарных для себя заданиях. Своевременно выучить такую реакцию на тест - задания, которая по силам квалифицированному исследователю. 4 ."Потеря индивидуального подхода - репродуктивность". Тесты знаний, как правило, апеллируют к стандартному применению готовых знаний, которое усложняет возможность раскрыть свою индивидуальность при наличии стандартных условий. С точки зрения выявления творческих способностей человека, тесты весьма ограничены для этой задачи. В любом случае тесты творческие имеют дело с достаточно абстрактным материалом, а тесты достижений (знаний), адаптированные на жизненно-важном материале (профессионально релевантному), в основном выполнены в форме стандартного набора заданий с заданным набором ответов. 5. Отсутствие доверительной обстановки. В процессе тестирования теряется возможность живого общения с испытуемым, у которого возникает ощущение того, что психолог не заинтересован в нем лично. В этом плане имеют преимущество диалогические методы.

Использование тестов

Эффективное использование теста зависит от учета многих факторов, среди которых наиболее важными являются следующие:

1. Теоретическая концепция, на которой базируется тот или иной тест.

Психологический конструкт является теоретическим построением, предложенным для объяснения и организации отдельных аспектов существующего знания, например, о личностных чертах или особенностях и их проявлениях в поведении. Этот конструкт, будучи частью авторской концепции, должен быть целиком отмежеван от интерпретаций, которые вытекают из других теорий. Пользователь теста должен быть в достаточной мере ознакомлен с теоретическими основаниями применяемой методики. Это позволит ему сопоставить и согласовать собственную концепцию конструкта с концепцией автора теста и осуществлять адекватную интерпретацию.

2. Диагностические цели и назначения теста, которые тесно связаны с теоретической концепцией автора теста. Применение теста не по назначению недопустимо.

3. Область применения теста, под которой имеется в виду особая социальная среда или сфера общественной практики (производство, медицина, семейная жизнь и т.п.); контингент испытуемых (выделенный по полу, возрасту, образованию, состоянию здоровья, профессиональному опыту и т.д.). Произвольное расширение или изменения области применения теста крайне нежелательно, так как может привести к искаженным результатам. В противном случае необходимо проведение дополнительного исследования по апробации и стандартизации теста на новой выборке испытуемых.

4. Весь комплекс сведений, обусловленных стандартными требованиями к психологическим тестам, в том числе:

а) психометрические характеристики процедуры, сведения о ее валидности и надежности;

б) твердая регламентация процедуры обследования (точное соблюдение инструкции, строго определенных способов предъявления стимульного материала, невмешательство исследователя в деятельность обследуемого и др.), соблюдение которой необходимо для того, чтобы не была утрачена точность измерений.

 

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...