Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Виды тестовых заданий.




Психодиагностика использует широкий спектр методических подходов. Их многообразие обусловило и многообразие психодиагностического инструментария. Диагностическое обследование в психологии реализует принцип, согласно которому организуется специальное влияние на испытуемого (стимулы, стимульный материал, задания), фиксируется реакция на это влияние (ответы, отклики, действия) и анализируется полученная информация (интерпретация).

Основанием для структурного анализа и классификации психодиагностических методик может служить объединение разных видов тестовых заданий с разными способами реагирования испытуемых.

Стимульний материал в психологических тестах делится на вербальный и невербальный. В свою очередь, среди вербальных стимулов выделяют стандартизированные и личностно-ориентированные, а невербальные стимулы могут быть представлены статическими или динамическими.

Вербальные стимулы - это вопросы, утверждения и задания, выраженные словами. Стандартизированные стимулы являются одинаковыми для всех испытуемых, в то время как личностно-ориентированные подбираются в каждом случае отдельно для каждого обследуемого.

Невербальные стимулы - это картинки, фигуры, значки, пятна, цветные карточки и т.п.. Невербальные стимулы могут обращаться не только к сфере зрительного восприятия, но и к другим органам ощущения (слух, прикосновенье, нюх, вкус). Параметры статических невербальных стимулов постоянны во времени, в динамической же стимуляции могут изменяться форма, цвет, высота звуковой тональности и др.

Характеристика тестовых заданий дополняется описанием порядка предъявления стимулов в процессе психодиагностического обследования. Этот порядок может быть фиксированным и сменным. Разновидностью сменного порядка есть случайное (стохастическое) предъявление стимулов, например в организации рандомизированного исследования. Другой вид сменного порядка предъявления стимулов связан с использованием обратной связи, когда содержание и форма последующего стимула зависит от конкретной реакции обследуемого на предыдущую стимуляцию.

Соответствующие реакции обследуемого на тестовые стимулы (задания) делятся на закрытые, открытые и динамические, которые осуществляются через органы управления.

При закрытом способе регистрации ответов испытуемого все возможные варианты ответов заранее известны, они в тесте уже присутствуют. Эти ответы могут осуществляться в форме выбора из "меню" ответов. В зависимости от перечня предложенных ответов, их конструкции и назначения различают методики с альтернативным и множественным выбором или с помощью оценивания значения какого-нибудь признака по заданной шкале, путем восстановления частей предложений, фигур, событий и т.д. Возможный вариант переструктурирования данных.

Открытые способы регистрации ответов испытуемого допускают получение их на предъявленные стимулы в свободной форме. При этом могут быть регламентированы лишь наиболее общие требования к форме ответов (вербальные или невербальные, при заданном объеме работы или фиксированном времени). Они могут включать в себя ответы в виде дополнения заданного стимула и те, в которых целиком допускается свободное конструирование.

При динамическом реагировании через органы управления используются перцептивные и моторно-двигательные способности испытуемых, как например, в исследовании времени - реакции на фото- и фоностимуляции.

Для психодиагностических тестов большое значение имеет то, что ответы на вопросы должны быть объективно и с высокой степенью надежности оценены. Это становится возможным благодаря специальной разработке в тестах заданной формы вопросов.

В наиболее известных и распространенных опросниках используются следующие типы вопросов:

1. Вопрос с ответами типа "да - нет", их легко формулировать, они понятны испытуемым и ответы на них даются быстро. Такая форма вопросов характерна для большинства личностных тестов, например, для теста Айзенка. Типичный дихотомический вопрос: " Любите ли вы рассказывать истории друзьям?".

2. Вопрос с ответами типа " да - не знаю - нет", "да - тяжело ответить - нет ". Это варианты описанного выше типа вопросов "да - нет" с добавлением категории неопределенности, поскольку некоторые испытуемые теряют терпение, становятся раздражительными и несговорчивыми, если их заставляют отвечать или "да", или "нет" на вопросы, в ответах на которые они не очень уверены. Однако следует отметить, что хотя эта "средняя" категория ответов очень привлекательная для испытуемых, она редко бывает информативной в тесте. Большинство специалистов думают, что дихотомические вопросы лучше, поскольку они помогают преодолевать нежелание делать выбор, хотя П.Клайн считает, что различие здесь чисто символическое. Г.Кеттелл предпочитает использовать трихотомическую форму в своих личностных тестах.

3. Альтернативные задании с ответами типа "верно - неверно". Эти задании состоят из утверждений (часто от первого лица), которые испытуемые должны отметить как верные или неверные для них. Примером альтернативной задании есть утверждения: "Мне бывает тяжело признать, что я неправ" (из теста ММРІ). В сущности говоря, эта постановка утверждений не намного отличается от дихотомических формулировок, однако подача их как альтернативных утверждений, а не как дихотомических вопросов может в определенной степени повлиять на речевую подачу задания. Иногда для усиления смыслового оттенка важно получить ответ не в виде согласия - несогласия "да - нет", а как оценку "верно - неверно".

 

4. Задания с ответами типа " нравится - не нравится ". Это довольно оригинальная форма задания, которая используется в динамических тестах личности, основанных на шкале ценностных преимуществ. Испытуемые должны указать, нравится ли им предложенное, или нет.

В одних случаях выбирается один вариант из нескольких, в других, как, например, в цветовомтесте М. Люшера, выбор осуществляется по принципу ранжирования. Этот же принцип используется и в тесте "Ценностные ориентации" М.Рокича. В специальной литературе высказывается мысль, что методы диагностики с таким типом ответов относятся к категории проективных, но даже если они и не являются такими, информация, полученная с помощью их, оказывается полезной, часто неожиданной и необычной.

5. Задания с рейтинговыми шкалами. Эти задания характеризуются своеобразной конструкцией предложений (утверждений), к которым добавляются рейтинговые шкалы. Некоторые психодиагносты отдают им предпочтение потому, что испытуемым они кажутся более интересными, чем дихотомические задания, а диагностам дают оттенки, нюансы, "меру" ответа. Типичным примером может быть тестовое утверждение: "Мне нравится бывать с друзьями в кафе" с ответами: "всегда", "очень часто", "часто", "от случая к случаю", "редко", "очень редко", "никогда". Здесь использована 7- балльная шкала, крайними значениями которой есть "всегда - никогда", хотя могут применяться и другие, в частности, такая же 7- балльная шкала с ограничениями в пределах: "выражено да - выражено нет" или др.

6. Трихотомические задания, которые представляют собой варианты трехполюсной формы ответа типа "да- нет". Например, Р.Кеттелл использует такие задания ("да - тяжело ответить - нет") в тесте 16- факторного личностного опросника (16 ФЛО), поскольку они больше отвечают по смыслу некоторым утверждением. Параметры трихотомий: "обычно - иногда - никогда" или "верно - не знаю - неверно", или "согласен - не уверен - не согласен". Названные варианты ожидаемых ответов более гибкие при формулировке заданий, по сравнению с жесткими формами типа "да - нет" (дихотомические) или альтернативные.

6. Трихотомические задания с выбором. Варианты заданий типа предыдущего не позволяют вложить в лаконичную форму разнообразные по смыслу суждения. В трихотомических заданиях с выбором используются три завершающих фразы предложения, одну из которых испытуемый должен выбрать. Вот типичный пример: "Когда мне ничего делать, я могу: а) позвонить другу, чтобы поболтать; б) заняться разгадыванием трудного кроссворда; в) пойти на джазовый концерт". Встречаются тесты, которые используют такие задания с двумя, тремя и больше вариантами выбора.

7. Задания с вынужденным выбором. В таких заданиях испытуемых вынуждают к выбору того, какое из двух утверждений им более присуще или более правильное для них. Например, в детском личностном опроснике Р.Кеттелл строит утверждение так: "Возвращаясь из школы, ты останавливаешься поиграть или ты сразу идешь домой".

Задания с вынужденным выбором включаются в отдельную категорию не потому, что они концептуально отличаются от трихотомических заданий с выбором, а потому, что специально сконструированные пары уравновешивают тенденции к социально одобряемым ответам, снижают влияние установки выдавать ожидаемое за действительное. Или, наоборот, в отдельных случаях эти установки фиксируются.

8. Другие типы заданий. Некоторые тестовые задания, хотя по форме и напоминают восемь названных, но отличаются сопроводительными их инструкциями. Например, в личностном опроснике Едвардса испытуемые должны отвечать на вопрос задания так, будто бы смотрят на себя со стороны (как, по их мнению, другие видят их). Такой же прием предлагает М.Рокич, если результаты прямого тестирования не обнаруживают выраженных тенденций. Обычно в одном тесте можно встретить разные типы построения психодиагностических заданий. Однако в формулировании тестовых заданий существуют свои правила. Большинство из них, наверное, основываются на здравом смысле, другие - отработаны многолетней практикой психодиагностики.

 

Дж.Гилфорд, личностные опросники которого были одними из первых, высказал ряд положений, которые получили статус правил, которые полезно знать как разработчикам, так и пользователям психодиагностических тестов.

1). Профессиональный тест по смыслу вопросов (утверждений, заданий) должен устранять возможность проникновения испытуемых в суть того, что изучается с помощью данных заданий. Это делается не для того чтобы ввести людей в заблуждение, а ради сокрытия настоящей цели исследования: если испытуемый догадается, какую черту у него измеряют, то будет давать ответы, которые отображают его точку зрения, а не реальное положение дел. По мнению Дж.Гилфорда, идеальной была бы оценка черт испытуемого, о которых он не знает, с постановкой вопросов о том, что он знает хорошо.

2). В тестах формулируются понятные, недвусмысленные вопросы (утверждения). Делается это для уменьшения погрешности, которая возникает из-за неверного понимания вопросов. От этого зависит уровень надежности теста.

3). Тестовые задания, как правило, отображают конкретные, а не общие аспекты исследуемой области поведения. Например, задание типа: "Нравится ли вам спорт?" является слишком общим: термин "спорт" неконкретный, невыразительным также есть слово "нравится". Когда задается более конкретный вопрос: "Регулярно ли вы играете в волейбол?" или "Вы постоянно следите за игрой вашей любимой футбольной команды?", едва ли есть необходимость фальсифицировать ответа на такие вопросы, и люди обычно показывают свое реальное отношение, отвечают одинаково, когда бы их не тестировали.

В каждом задании (утверждении) ставится только один вопрос или высказывается только одно суждение, например утверждение: "Если взрослые воспринимают детей как равных, дети лучше их слушаются". Казалось бы, суждение достаточно лаконично выражает мысль о понимании уровня взаимоотношений между родителями и детьми. Однако здесь прослеживаются две мысли: 1) о равенстве детей и взрослых, 2) о послушании детей. И вдобавок двузначное понятие "взрослые" - или это только родители, родственники, или взрослые вообще. Вопрос послушания также довольно широкий. С ответом в такой ситуации определиться сложно. Поэтому в тесте детско-родительских отношений он сформулирован четче и конкретнее: "Дети, которым разрешается шутить и смеяться вместе с родителями, легче воспринимают их советы".

4). В формулировках избегают, насколько это возможно, слов, которые определяют частоту действий, например: "Часто ли вам снятся сны?". Здесь все зависит от субъективного понимания слова "часто".

Для одних видеть сон раз на месяц - часто, другие могут возразить, что один сон за ночь - это не часто, поскольку есть исследования, которые показывают, что людям снятся три-четыре сна за ночь. Поэтому лучше будет звучать вопрос: "Сны вам снятся дважды в неделю или чаще?".

5). В профессиональных тестах избегают, насколько это возможно, понятий, которые выражают чувства. Вместо этого задания представляют в контексте поведения. Это правило хорошо иллюстрирует пункт, где слово "нравится" заменено в одной фразе на "играете", в другой - на "следите". Нравится - это эмоция: сегодня нравится, а завтра у меня болит глава и мне ничего не нравится. Кроме того, нравится спорт - для одного человека это возможность расслабиться, отвернуться от насущных проблем, для другого - получить удовлетворение, для третьей - наслаждаться. Однако это не означает, что в тестовых заданиях не обращаются к эмоционально-чувственной сфере, но там, где выражение чувств может быть заменено описанием поведения, формулирования изменяют.

 

 

6). Утверждения формулируются так, чтобы испытуемые давали первые ответы, которые пришли на ум. Эффективное задание личностного теста обычно вызывает немедленную и точную реакцию. В противном случае есть вероятность, что задание не обнаруживает ту область поведения, которая относится к измеренной черте личности. Как только испытуемые начинают раздумывать над вопросами, включаются не только защитные процессы, но и сознательные перекручивания, такие как желание произвести впечатление, выставить себя в лучшем свете, угодить экспериментатору, а все это отрицательно сказывается на результатах тестирования.

 

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...