Выполнение контрольных заданий
Вопросы, не рассмотренные на лекциях и семинарских занятиях, должны быть изучены магистрантами в ходе самостоятельной работы. Контроль самостоятельной работы магистрантов над учебной программой курса осуществляется в ходе семинарских занятий методом устного опроса или ответов на контрольные вопросы тем. В ходе самостоятельной работы каждый магистрант обязан прочитать основную и по возможности дополнительную литературу по изучаемой теме. Обучающийся должен готовиться к предстоящему практическому занятию по всем, обозначенным в методическом пособии вопросам. Не проясненные (дискуссионные) в ходе самостоятельной работы вопросы следует выписать в конспект лекций и впоследствии прояснить их на семинарских занятиях или индивидуальных консультациях с преподавателем.
Участие в дискуссии (подготовка докладов, тезисов выступления) по изученной теме Подготовка к дискуссии включает самостоятельную работу, направленную на формирование собственной точки зрения, для чего следует глубже изучить первоисточники и дополнительную литературу, привлечь статистические данные, материалы предприятий и т.п. Целесообразно изучить различные литературные источники, в которых зачастую высказываются противоположные суждения, что поможет внести в дискуссию должную остроту. Если по отдельным вопросам предусмотрены докладчики, целесообразно предоставить участникам дискуссии возможность заранее ознакомиться о тезисами или текстом доклада. Докладчик должен подчеркнуть в выступлении как главную мысль, защищаемую им, так и критикуемые положения и мотивы критики. При проведении дискуссии уместны также различные методические приемы, которые применяются и в других формах занятий. Важную роль играет анализ конкретных примеров с привлечением местного материала. Это позволяет добиться большей доступности и одновременно органической связи преподаваемого предмета с практической деятельностью.
Большую роль в докладе играют средства наглядности, в особенности структурно-логические схемы, а, следовательно, и технические средства обучения. Для достижения необходимого эффекта схемы не должны быть излишне подробными и полностью законченными. Целесообразно также приводить на схеме различные точки зрения по одной и той же проблеме (например, основных направлений современной экономической мысли). Важно выбрать оптимальный момент демонстрации схем и привлечения к ним внимания аудитории.
Сбор, систематизация и оценка статистического материала по выбранной теме и его использование на семинарских занятиях Сбор фактического материала является важнейшим этапом исследовательской работы. Любое экономическое исследование надо подтверждать фактами и статистическими материалами, расчетами и т.д. В ходе исследования необходимо в достаточном количестве собрать первичную информацию об изучаемом объекте. Важным источником информации являются опубликованные данные (полученные другими исследованиями и доступные в ходе изучения литературы и документов). Однако, они не всегда дают достаточные или достоверные сведения об исследуемом объекте. Вторую группу информационных источников образуют данные и факты, полученные исследователем в результате практической работы с предметом исследования. Правильно проведенные непосредственно на рынке или в организации наблюдения, мониторинг, сравнения, опросы также дают большие возможности для научных выводов, так как полученные данные зачастую содержат более полную информацию, и исследователю лучше известна их природа. К подобным информационным источникам относятся:
· сведения финансовой отчетности (данные о производстве и сбыте товара, ассортименте поставки и отгрузки, об оптовом и розничном товарообороте, себестоимости и цене, инвестициях, затратах и прибылях, материально-технической базе и т.д.) могут помочь при составлении всесторонней экономической и финансовой характеристики производственного/торгового потенциала фирмы; · опросы потребителей, предпринимателей, специалистов, которые обычно производятся в форме интервьюирования или анкетирования. · наблюдение – это обычно визуальное слежение за объектом наблюдения (например, подсчет времени, затрачиваемого на покупку). Оно может быть открытым, когда объект наблюдения знает, что за ним наблюдают, в частности, при опросах покупателей, и скрытым, когда изучаемый объект не ставится в известность о том, что за ним наблюдают. Информация, собранная в результате исследования, может быть представлена в виде: - текста, излагающего факты или описывающий какое-то явление/процесс; - таблиц, обобщающих и систематизирующих потоки информации, в т.ч. числовых данных; - графиков и диаграмм, отображающих состояние и развитие явлений, их размеров, динамики, структуры и взаимосвязей; - статистических рядов (динамические и распределения), систематизирующих во времени и в пространстве числовые характеристики изучаемых явлений и процессов. Третья группа источников информации – это нормативно-правовые акты. Нередко серьезные научные исследования бывают посвящены влиянию нормативно-правого режима на экономику. Например, влияние изменений в законодательстве об охране интеллектуальных прав собственности на создание новых фирм, специализирующихся на научно-исследовательской деятельности. Собранную информацию необходимо систематизировать и структурировать таким образом, чтобы она была пригодна для дальнейшего анализа и обработки. К собранной информации предъявляется ряд принципиальных требований, вытекающих из основополагающих принципов теории и практики исследования. Они представлены в следующей таблице.
Таблица – Требования, предъявляемые к информации
Воспользуйтесь поиском по сайту: ©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...
|