Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Классификация элементов системы




 

Основание классификации Элемент
Тип Характеристика
Степень родства с другими элементами Гомогенный Однотипен с другими элементами
Гетерогенный Разнотипен с другими элементами
Степень самостоятель­ности элемента Программный Действует по жёсткой программе
Адаптивный Обладает способностью приспособления
Инициативный Обладает способностью изменять действительность
Длительность существования Постоянный Отличается относительно длительным временем существования
Временный Возникающий временно
Временная принадлежность Прошлого (атавизм) Остался от прошлых этапов жизни системы
Настоящего Характерен для настоящего времени существования системы
Будущего Свойственен для будущего данной системы (инновационный элемент)
Роль в системе Основной Играет главную роль в системе
Неосновной Играет второстепенную роль в системе
Активность в системе Активный Воздействующий на процессы
Пассивный Слабо воздействующий на процессы системы
Характер воздействия на систему Определенный или предсказуемый Оказывает вполне определенное воздействие на систему
Неопределенный или непредсказуемый Оказывает непредсказуемые воздействия на систему
Характер восприятия сигнала Отторгающий Не воспринимает сигнал, нередко отражает его
Преобразующий Преобразует поступивший на вход сигнал
Передающий Передает сигнал в том виде, в котором получил
Число входов – выходов С одним входом без выхода Система получает сигналы, но не отдает их
С одним выходом без входа Система отдает сигналы, но не получает их
С одним входом и одним выходом Система отдает и получает сигналы
С несколькими входами и одним выходом Система получает несколько сигналов, но отдает один сигнал
С одним входом и несколькими выходами Система получает один сигнал, но отдает несколько сигналов
С несколькими входами и несколькими выходами Система получает и отдает несколько сигналов

 

 


[44, с. 133]. Связи выполняют в системе несколько функций, наиболее важные из них:

системообразующая – связи выступают основой архитектоники системы, обеспечивают взаимодействие элементов, их взаимное влияние, участие в общесистемных процессах;

специфицирующая – связи задают конкретные свойства системы, ее специфику. Определенный набор, характер, направленность и другие характеристики связей системы предопределяют её свойства, функциональные возможности и развитие;

витальная – связи обеспечивают жизнедеятельность системы, они поддерживают обмен системы с окружающей средой, изменения в связях предопределяет характеристики различных этапов развития системы.

Проблема связей, как и проблема элементов, относится к числу недостаточно исследованных. Можно согласиться со В. Н. Спицнаделем в том, что предпринятые в литературе попытки прямо и сразу построить концепцию связи обнаружили относительно невысокую эффективность такого способа решения проблемы [39].

Классификация связей, предложенная И. В. Блаубергом, В. Н. Садовским, Э. Г. Юдиным, которые выделяют связи взаимодействия, порождения, преобразования, строения, функционирования, развития, управления, является слишком обобщенной. Это приводит к тому. что связь заслоняется более сложными явлениями (взаимодействие. строение, функционирование и т. п.).

В. В. Дружинин и Д. С. Конторов [10, с. 84-99] делят связи на прямые и обратные. При этом прямые связи бывают усиливающие (ослабляющие) сигнал, ограничивающие, запаздывающие и селектирующие (осуществляющие отбор), а обратные делятся: на положительные (усиливающие исходный процесс) и отрицательные (ослабляющие исходный сигнал); на гладкие (действуют во всем диапазоне изменений выходного процесса) и пороговые (действуют, когда процесс превышает некоторое значение, называемое нижним порогом и не превышает некоторое значение, выступающее как верхний порог); на двусторонние, реагирующие на увеличение и на уменьшение; связи первого, второго и старшего порядка; на связи мгновенные, запаздывающие и опережающие.

Связи представляют собой довольно сложное явление, они столь многоплановы, что требует осмысления с позиции нескольких подходов. По нашему мнению, связи между элементами системы нужно рассматривать с точки зрения четырех подходов:

формального – фиксирует наличие и направленность связи;

функционального – фиксирует наличие или отсутствие функциональности в связях;

логического – дается объяснение природы связей;

содержательного – анализируются содержание, природа связей.

Каждый из этих подходов сам по себе имеет ограниченные возможности для объяснения связей. Здесь требуется использование их в единстве как взаимодополняющих подходов (табл. 3).

При формальном подходе связи делятся на такие разновидности, как ненаправленные, направленные, прерывистые, односторонние, двусторонние, равноправные и неравноправные, внутренние и внешние. Кроме того, они различаются продолжительностью (долговременные и кратковременные), а также частотой (частые и редкие).

При функциональном подходе связи рассматриваются с точки зрения выполняемой ими функции. При этом выделим два вида: нейтральные, при которых действие и противодействие равны по величине. изменений не происходит (поэтому эти связи называют нейтральными или статическими [16, с. 303]); функциональные, характеризующиеся тем, что действие и противодействие не совпадают, и элемент начинает реализовывать в системе некоторую функцию.

В свою очередь, функциональные можно представить как связи:

· порождения, или причинно-следственные связи;

· преобразования – реализуются путем непосредственного взаимо­дей­ствия двух объектов с переходом их в новое состояние;

· строения, или структурные, – обеспечивают строение системы;

· функциональные (в узком смысле слова) – обеспечивают функцио­ни­ро­вание системы;

· развития – смена состояний отличается качественными изменениями;

· управления – обеспечивают процесс управления системой.

Кроме того, под функциональный подход подпадают прямые и обратные связи, каждая из которых выполняет свое назначение. Обратная связь информирует вход системы о состоянии её выхода, а прямая – связывает один элемент с другим. Обратным связям принадлежит исключительно важная роль в управлении, поскольку они несут для субъекта управления необходимую ему информацию об объекте управления.

При логическом подходе связи делятся в соответствии с основными типами детерминации: причинно-следственные – одно явление порождает другое (Причинная связь выступает как необходимая связь между явлениями А и В, где А – причина, а В – следствие (при этом под причиной чаще всего понимается совокупность необходимых и достаточных условий осуществления события).); корреляционные – изменение одного явления приводит к изменению другого, а это другое меняет, приводит к изменению первого; состояний – из одного состояния системы вытекает другое, а отношение порождения отсутствует.

При содержательном подходе связи подразделяются на: энергетические – процессы передачи энергии между элементами системы; материально-вещественные – характеризуются материально-вещественными преобразованиями; информационные – представляют собой информационные потоки.


Таблица 3

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...