Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Тема 1. Педагогика как наука.




МЧС РОССИИ

САНКТ – ПЕТЕРБУРГСКИЙ ИНСТИТУТ ГОСУДАРСТВЕННОЙ ПРОТИВОПОЖАРНОЙ СЛУЖБЫ

 

 

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА

Учебной дисциплины

ПЕДАГОГИКА

По специальности 020400 «Психология»

 

Санкт – Петербург

2004 г.

 


МИНИСТЕРСТВО РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ ПО ДЕЛАМ ГРАЖДАНСКОЙ

ОБОРОНЫ, ЧРЕЗВЫЧАЙНЫМ СИТУАЦИЯМ И ЛИКВИДАЦИИ ПОСЛЕДСТВИЙ

СТИХИЙНЫХ БЕДСТВИЙ

САНКТ – ПЕТЕРБУРГСКИЙ ИНСТИТУТ ГОСУДАРСТВЕННОЙ ПРОТИВОПОЖАРНОЙ

СЛУЖБЫ

 

 

УТВЕРЖДАЮ

Начальник Санкт-Петербургского института

Государственной противопожарной службы

МЧС России

полковник внутренней службы

 

В.С. Артамонов

«__30___»___июня___________ 2004 г.

 

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА

учебной дисциплины

ПЕДАГОГИКА

 

по специальности 020400 «Психология»

 

Санкт – Петербург

2004 г.


Коновалова Л.И., Трофимов А.Б., Солнцев В.О. Педагогика: Учебная программа по специальности 020400 – «Психология» Под общей ред. В. С. Артамонова. – СПб.: Санкт-Петербургский институт Государственной противопожарной службы МЧС России.

 

 

Учебная программа разработана в соответствии с Государственным образовательным стандартом высшего профессионального образования по специальности 020400 "Психология", квалификационных характеристик психолог, преподаватель психологии и опыта преподавания аналогичных дисциплин в вузах России.

Учебная программа обсуждена и одобрена на заседании Ученого совета института «30» июня 2004 г. (протокол №10).

 

 

Рецензенты:

С.П. Безносов – доктор психологических наук (Санкт-Петербургский университет МВД России)

А.В. Шленков – кандидат психологических наук (Санкт-Петербургский институт ГПС МЧС России)


ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА

 

Рабочая программа учебной дисциплины «Педагогика» разработана с учетом Государственного образовательного стандарта высшего профессионального образования по специальности 020400 – «Психология», квалификационных характеристик и Методических рекомендаций по разработке учебных планов и программ учебных дисциплин для образовательных учреждений ГПС МЧС России.

Практика воспитания и обучения своими корнями уходит в глубинные пласты человеческой цивилизации. Появилась она вместе с первыми же людьми. Детей воспитывали без «всякой педагогики», даже не подозревая о ее существовании. Наука о воспитании и обучении сформировалась значительно позже, когда уже существовали такие, например, науки, как геометрия, астрономия и многие другие. Она по всем критериям принадлежит к числу молодых, развивающихся отраслей знания. Первичные обобщения, эмпирические сведения, выводы из житейского опыта не могут считаться теорией, они лишь истоки, предпосылки последней.

Известно, что первопричина возникновения всех научных отраслей – потребности жизни. Наступило время, когда образование стало играть все более заметную роль в жизни социума. Обнаружилось, что общество прогрессирует быстрее или медленнее в зависимости от того, как в нем поставлено воспитание подрастающих поколений и на какой основе это происходит.

Настоящая программа разработана на основе требований государственного образовательного стандарта к уровню подготовки выпускников института в области гуманитарных и социально-экономических дисциплин. В основу содержания программы положена идея предметной интеграции. Она способствует формированию целостного представления об изучаемом объекте и предмете, усилению развивающей и культурной составляющей курса, а также рациональному использованию учебного времени.

Специальный раздел курса «Педагогика» посвящен изучению общих основ педагогики, где главное внимание уделяется знакомству с основными разделами теории обучения и воспитания, дидактическими приемами развития и формирования личности, овладению навыками анализа учебно-воспитательных ситуаций, решения педагогических задач, как в семье, так и в коллективе.

Рабочая программа учебной дисциплины направлена на формирование у обучаемых педагогических знаний, умений и навыков, профессионально-важных качеств организатора, педагога, исследователя, педагогической культуры, что в дальнейшем должно помочь им в личной жизни, в воспитании детей, в профессиональной деятельности и общении с разными людьми.

Основной целью дисциплины является повышение эффективности профессиональной деятельности специалистов на основе развития гуманитарного мышления и формирования профессионально-важных психолого-педагогических качеств и умений. Достижение цели курса достигается при правильной постановке лекционной части, адекватной организации семинарских и практических занятий, применении современных методик активного обучения в высшей школе, постоянном и объективном педагогическом контроле, сочетании групповых, коллективных методов обучения и индивидуального подхода, а также при глубокой личностной включенности в учебный процесс слушателя (курсанта).

Основные задачи дисциплины:

1. Содействовать формированию психолого-педагогического мышления, его гуманизации, что, в частности, предполагает:

а) усвоение идеи уникальности и неповторимости каждого человека, его психологического склада;

б) отношение к личности как к высшей ценности, исключающее манипулирование человеком и использование его как средство достижения других целей;

в) формирование представлений об активном, творческом характере человеческой психики. Следствием этого является отрицание прямого вмешательства или непосредственного изменения ее атрибутов и составляющих. Любые навыки, знания, умения, черты и качества личности, ее идеалы и интересы могут быть сформированы или изменены только в результате деятельности, инициированной самим человеком. Внешние воздействия могут лишь стимулировать или тормозить эти процессы, но никак не подменять. Всякое прямое внешнее вмешательство в психику в обход собственной активности личности может оказаться губительным для психики, и даже жизни человека;

г) признание отношения человека с другими людьми в качестве главной движущей силы и, одновременно, источником новообразований индивидуальной психики;

д) принятие идеи единства органической и духовной жизни человека с утверждением ведущей роли в развитии человека духовного начала.

2. Сформировать установку на постоянный поиск приложений философской, социально-экономических, психологических, педагогических и других знаний к решению психологических и педагогических проблем профессиональной деятельности.

3. Способствовать глубокому усвоению норм профессиональной этики.

В соответствии с поставленной целью и задачами обучаемые должны знать:

· историю развития педагогики, основных направлений, современных тенденций развития педагогики;

· место и значение отраслей педагогики в профессиональной деятельности;

· основные понятия и категории педагогики;

· структуру и особенности образовательного процесса, профессиональной подготовки, профессионального обучения и воспитания сотрудников и работников МЧС;

· методы обучения и воспитания работников пожарной охраны, рабочих, служащих и населения;

· методы самовоспитания и самосовершенствования;

· теоретические основы педагогической диагностики и педагогического прогнозирования;

· методологические аспекты и методические принципы организации различных видов подготовки и их месту в системе профессиональной подготовки сотрудников;

· методологические основы формирования и самоформирования профессионально-важных качеств сотрудника МЧС.

В результате изучения учебной дисциплины «Педагогика» обучаемые должны уметь:

· на основе накопленных теоретических знаний, навыков исследовательской работы и информационного поиска уметь ориентироваться в современных научных концепциях;

· грамотно ставить и решать исследовательские и практические задачи;

· участвовать в практической прикладной деятельности, владеть основными методами психодиагностики, психокоррекции и психологического консультирования;

· владеть комплексом знаний и методикой преподавания психологии в высших учебных заведениях.

· организовать и проводить индивидуальную воспитательную работу с сотрудниками (работниками) МЧС, служащими и населением;

· использовать в работе приемы педагогического воздействия на личность;

· применять современные методы обучения личного состава;

· применять методы самовоспитания и самосовершенствования; владеть приемами профилактики и самопрофилактики профессиональных деформаций,

· проводить публичные выступления, дискуссии и переговоры.

В соответствии с целью и задачами учебной дисциплины разработано содержание настоящей программы и тематические планы для обучаемых очной и заочной форм обучения.

Вариативность образовательного процесса реализуется посредством изменения количества часов, отводящихся на изучение отдельных тем, их объединением, а так же выполнением самостоятельных работ по тематике, предусмотренной в данной программе.

Практические занятия проводятся двумя преподавателями.

Самостоятельная работа студентов, слушателей и курсантов предусматривает овладение материалом некоторых разделов при помощи реферирования и конспектирования отдельных вопросов дисциплины «Психология и педагогика», которые не прозвучали в лекционно-практических занятиях.

На изучение дисциплины обучения отводится 100 часов.

По очной форме обучения предусматривается 50 ч. аудиторных занятий (лекций – 16 ч., семинаров – 16ч., практических занятий – 18 ч.) и 50 часов самостоятельной работы.

По заочной форме обучения предусматривается 12 часов аудиторных занятий (лекций – 6 часов, практических занятий – 6 часов) и 88 часов самостоятельной работы.

Формами итогового контроля изучения дисциплины являются: по очной форме обучения - экзамен по окончании 4 семестра; по заочной форме обучения написание контрольной работы и экзамен.

Распределение часов по темам приведено в тематических планах.


ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН №1

по дисциплине «ПЕДАГОГИКА»

для очной формы обучения.

Общее количество часов — 100,

аудиторных занятий — 50 ч., самостоятельная работа — 50 ч

 

НАИМЕНОВАНИЕ ТЕМ всего Распределение учебного времени в часах по видам учебных занятий
Лекции Семинары Практические занятия Сам. работа
Тема 1. Педагогика как наука.          
Тема 2. Процесс обучения и развития личности.          
Тема 3. Профессиональное обучение сотрудников ГПС МЧС.          
Тема 4. Принципы, методы, формы и средства обучения.          
Тема 5. Искусство общения в процессе обучения.          
Тема 6. Педагогические технологии делового общения в процессе профессиональной деятельности сотрудника ГПС МЧС.          
Тема 7. Сущность процесса воспитания и управления профессиональным коллективом.          
Тема 8. Методы, средства и формы воспитания. Воспитание личности в коллективе.          
Тема 9. Основы семейного воспитания и семейная педагогика.          
Тема 10. Предупреждение профессиональных деформаций сотрудников ГПС МЧС.          
Тема 11. Педагогическая культура руководителя в системе ГПС МЧС и пути ее совершенствования.          
Всего:          
Экзамен          

ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН №2

по дисциплине «ПЕДАГОГИКА»

для заочной формы обучения

Общее количество часов — 100 ч,

аудиторных занятий — 12 ч., самостоятельная работа — 88 ч.

 

НАИМЕНОВАНИЕ ТЕМ всего Распределение учебного времени в часах по видам учебных занятий
Лекции Семинары Практические занятия Контрольная работа Сам. работа
Тема 1. Педагогика как наука.            
Тема 2. Процесс обучения и развития личности.            
Тема 3. Профессиональное обучение сотрудников ГПС МЧС.            
Тема 4. Принципы, методы, формы и средства обучения.            
Тема 5. Искусство общения в процессе обучения.            
Тема 6. Педагогические технологии делового общения в процессе профессиональной деятельности сотрудника ГПС МЧС.            
Тема 7. Сущность процесса воспитания и управления профессиональным коллективом.            
Тема 8. Методы, средства и формы воспитания. Воспитание личности в коллективе.            
Тема 9. Основы семейного воспитания и семейная педагогика.            
Тема 10. Предупреждение профессиональных деформаций сотрудников ГПС МЧС.            
Тема 11. Педагогическая культура руководителя в системе ГПС МЧС и пути ее совершенствования.            
Всего:         +  
Экзамен            

СОДЕРЖАНИЕ ДИСЦИПЛИНЫ

Тема 1. Педагогика как наука.

Определение педагогики как науки о воспитании, воспитании подрастающего поколения, воспитании человека. Понятие «педаго­гика» и изменение его смысла в связи с развитием общества. Из ис­тории возникновения педагогической науки. Определение педагоги­ческой науки как категории. Предмет педагогической науки как науки о воспитании и педагогической системы. Задачи, функции и методы педагогической науки. Основные категории педагогической науки: воспитание, обучение, образование, педагогическая деятельность, педагогическое взаимодействие, педагогическая технология, педагогическая задача.

Категория «воспитание», основные параметры характеристики воспитания. Воспитание как целенаправленный и организованный процесс. Категория воспитания в широком и узком социальном смысле, в широком и узком педагогическом смысле.

Категория «обучение», определение категории обучения раз­ными авторами, основные составляющие категории обучения - зна­ния, умения, навыки, связь обучения и воспитания.

Категория «образование» как результат обучения, прогнозиро­вание образования на ближайшее и отдаленное будущее, связь педа­гогического прогнозирования с футурологией.

Образование как общечеловеческая ценность. Образование как социокультурный феномен и педагогический процесс. Образовательная система России. Цели, содержание, структура непрерывного образования, единство образования и самообразования.

Система педагогических наук о воспитании и образовании де­тей и взрослых. Отражение новых знаний, научной мысли, фунда­ментальных и прикладных закономерностей в системе педагогиче­ских наук.

Семинарское занятие. Педагогика как наука.

Примерные темы рефератов:

1. Понятие «педаго­гика» и изменение его смысла в связи с развитием общества.

2. Воспитание как целенаправленный и организованный процесс.

3. Образование как общечеловеческая ценность.

Самостоятельная работа. Изучение рекомендованной литературы. Подготовка к предстоящим занятиям.

Рекомендуемая литература:

Основная литература: [1, 2, 3, 5, 6].

Дополнительная литература: [17, 18, 28, 43, 44, 46, 47].

 

 

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...