Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Для специальности 060101 Лечебное дело




шифр специальности название специальности

«УТВЕРЖДАЮ»

Проректор по учебной работе

д.м.н., проф. С.Ю. Никулина

_________________________

«___» ______________2011 г.

 

1. Положение человека в системе животного мира. Качественное своеобразие человека. Значение биологического наследства человека для социального развития и определения здоровья людей. Соотношение биологических и социальных факторов в становлении человека на различных этапах антропогенеза.

ОТВЕТ: Положение человека в системе животного мира.

Царство животные

Тип хордовый

Подтип позвоночные

Класс млекопитающие

Подкласс плацентарные

Отряд приматы

Подотряд человекообразные обезьяны

Семейство гоминиды

Род человек

Вид человек разумный

Качество своеобразия человека:

Человек имеет сложную биосоциальную природу. С одной стороны, человек - это общественное существо, отличительной чертой которого является сознание, сформировавшееся на основе общественно-трудовой деятельности. С другой стороны, человек появился на Земле в результате длительного эволюционного процесса, произошёл из ствола животного мира, генетически связан с этим миром. Представители приматов (включая человека) характеризуются следующими отличительными признаками:

- хорошо развита ключица;

- большой палец по крайней мере на одной паре конечностей противопоставляется всем остальным;

- первый палец стопы имеет плоский ноготь или лишён ногтя;

- кисть способна к пронации и супинации благодаря вращению локтевой кости вокруг лучевой;

- глазницы окружены костным кольцом, и глаза направлены вперёд;

- зубная система неспециализированная, присутствуют по крайней мере 3 типа зубов;

- отчётливо выражена слепая кишка;

- у самок развивается 1 пара молочных желёз;

- мозг всегда имеет затылочную долю и шпорную борозду;

- высоко развиты отделы нервной системы, обеспечивающие ловкие и тонкие действия мышц;

- хорошо развито цветовое стереоскопическое зрение, обеспечивающее точную оценку расстояния, что особенно важно при прыжках в кронах деревьев;

- обычно рождается один детёныш.

Однако ни один из перечисленных признаков в отдельности нельзя считать определяющим, так как порознь они достаточно часто встречаются в основном стволе млекопитающих, в примитивной форме - у древесных сумчатых и насекомоядных.

 

Соотношение биологических и социальных факторов в становлении человека на различных этапах антропогенеза.:

Антропогенез осуществляется под влиянием биологических и социальных факторов.

Биологические факторы, или движущие силы эволюции, являются общими для всей живой природы, в том числе и для человека. К ним относят наследственную изменчивость и естественный отбор.

Роль биологических факторов в эволюции человека была раскрыта Ч.Дарвином. Эти факторы сыграли большую роль в эволюции человека, особенно на ранних этапах его становления.

У человека возникают наследственные изменения, которые определяют, например, цвет волос и глаз, рост, устойчивость к влиянию факторов внешней среды. На ранних этапах эволюции, когда человек сильно зависел от природы, преимущественно выживали и оставляли потомство особи с полезными в данных условиях среды наследственными изменениями (например, особи, отличающиеся выносливостью, физической силой, ловкостью, сообразительностью).

К социальным факторам антропогенеза относят труд, общественный образ жизни, развитое сознание и речь. Роль социальных факторов в антропогенезе была раскрыта Энгельсом в работе "Роль труда в процессе превращения обезьяны в человека" (1896). Этим факторам принадлежала ведущая роль на более поздних этапах становления человека.

Важнейший фактор эволюции человека - труд. Способность изготавливать орудия труда свойственна только человеку. Животные могут лишь использовать отдельные предметы для добывания пищи (например, обезьяна использует палку, чтобы достать лакомство).

Трудовая деятельность способствовала закреплению морфологических и физиологических изменений у предков человека, которые называют антропоморфозами.

Важным антропоморфозом в эволюции человека было прямохождение. В течение многих поколений в результате естественного отбора сохранялись особи с наследственными изменениями, способствующими прямохождению. Постепенно сформировались приспособления к прямохождению: S-образный позвоночник, сводчатая стопа, широкие таз и грудная клетка, массивные кости нижних конечностей.

Прямохождение привело к высвобождению руки. Сначала рука могла выполнять лишь примитивные движения. В процессе труда она совершенствовалась, стала выполнять сложные действия. Таким образом, рука является не только органом труда, но и его продуктом. Развитая рука позволила человеку изготавливать примитивные орудия труда. Это дало ему значительные преимущества в борьбе за существование.

Совместная трудовая деятельность способствовала сплочению членов коллектива, вызывала необходимость обмена звуковыми сигналами. Общение способствовало развитию второй сигнальной системы - общению при помощи слов. Сначала наши предки обменивались жестами, отдельными нечленораздельными звуками. В результате мутаций и естественного отбора шло преобразование ротового аппарата и гортани, формирование речи.

Труд и речь влияли на развитие мозга, мышление. Так в течение длительного времени в результате взаимодействия биологических и социальных факторов осуществлялась эволюция человека.

Если морфологические и физиологические особенности человека передаются по наследству, то способность к трудовой деятельности, речь и мышление развиваются только в процессе воспитания и образования. Поэтому при длительной изоляции ребенка у него не развиваются совсем или развиваются очень плохо речь, мышление, приспособленность к жизни в обществе.

 

2. Обследованы работники свинофермы с острой формой кишечного расстройства. Укажите, каким паразитом могли быть инвазированы люди, исходя из их профессии? Назовите систематическое положение паразита, перечислите его морфологические особенности и инвазионную форму. Покажите на препарате одну из жизненных форм паразита.

ОТВЕТ: предварительный диагноз – балантидиаз. Balantidium coli. Тип-простейшие(Protozoa), класс-Споровики(Sporozoa). Размер 200мкм кругловатой формы, имеет цисту(круглую). Диагностика-обнаружение цист и трофозоидов в мазках фекалий больного. Для заболевания характерны понос с кровью.

 

3. Пробанд болеет глаукомой, имеет двух здоровых сестер. Жена пробанда и ее родители здоровы относительно анализируемого заболевания. Родители пробанда здоровы. Родители и сестра отца пробанда здоровы тоже. Мать пробанда имеет больную сестру, которая вышла замуж за здорового мужчину, и у них родились здоровый мальчик и больная девочка. Дедушка пробанда со стороны матери болен, а бабушка здорова. Определить какова вероятность рождения больного ребенка в семье пробанда.

 

Утверждено на заседании кафедры биологии с экологией и курсом фармакогнозии протокол № от ««2011г.

 

 

Зав. кафедрой биологии с экологией

и курсом фармакогнозии /Т.Я.Орлянская /

название кафедры подпись ФИО

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...