Глава 2 Политика ценообразования в структуре экономических функций современного государства
2.1 Экономические реформы и ценообразование в России Изучение истории ценообразования в России позволяет сделать вывод о главной тенденции динамики цен: с момента своего возникновения цены по объективным причинам растут, хотя в отдельные периоды времени и наблюдается их снижение. С 1890г. по 1893 г. цены выросли на 4,6%. В период 1894-1897 гг. они снизились на 3%, за 1898-1901 гг. начался активный рост цен и их индекс составил 114,9% по отношению к 1890 г. В 1902-1903 гг. цены по сравнению с предыдущими двумя годами снизились на 8%, но с 1904 г. в связи с русско-японской войной они интенсивно растут и в 1904 г. индекс роста составил 4% по сравнению с 1903 г. Особенно быстрыми темпами цены росли в 1905-1907 гг. - на 21,5 % по сравнению с 1904 г. и на 31,6% по сравнению с 1890 г., что объясняется острыми политическими событиями в России. В 1908 г. цены упали на 5,8% по сравнению с 1907 годом, но уже в 1909 г. начинается их рост, и к 1914 году индекс по сравнению с 1890 г. составил 146,2%, а в 1915 году - 236,7%. После 1915 г. и Февральской революции продолжался неудержимый рост цен. К 1917 г. системы цен не существовало. Вместе с разрушением ценообразования было нарушено и денежное обращение и торговый аппарат. В период "военного коммунизма" торговля была запрещена, что завершило процесс развала ценообразования и денежной системы. Хотя следует помнить, что объективные экономические законы действуют всегда, в своей практической деятельности люди иногда не подчиняются их требованиям и за это жестоко расплачиваются. В 1921 г. был совершен поворот от прежней политики "военного коммунизма" к новой экономической политике - НЭПу. Для нее нужны были устойчивая денежная система и обоснованная политика цен. Денежная реформа была проведена в 1922-24 гг. Основы ее оказались настолько прочными, что ее влияние сохранялось при всех последующих мерах по урегулированию денежного обращения.
В 1923 г. сразу после начала денежной реформы, произошел существенный рост оптовых (в 2,8 раза) и розничных (в 2,7 раза) цен на промышленные товары, в то время как сельскохозяйственные продукты подешевели. К середине 20-х годов были приняты меры по снижению себестоимости и ограничению прибылей в государственной промышленности, тарифов на грузовые перевозки и наценок с бытовых и торговых организаций. Были установлены стабильные цены в отраслях тяжелой промышленности, снижены оптовые и розничные цены на ряд товаров. После 1926-1927 гг. начался рост розничных цен. В 1931 г. была организована коммерческая торговля по повышенным ценам, а общая торговля была ограничена введением карточной системы и системы закрытых распределителей, в которых действовали относительно низкие пайковые цены. В 1932-1935 гг. происходило дальнейшее повышение розничных цен. В 1936 г. была проведена реформа оптовых цен в промышленности. В основу цены были положены текущие затраты на производство, а прибыль определялась в размере 3-4 % к себестоимости. Налог с оборота на средства производства был сведен до минимума (0,5-1 %). Общий уровень цен значительно повысился. Однако рост оптовых и розничных цен остановить не удалось. В 1940 г. оптовые цены промышленности были выше цен 1926-1927 гг. в 2,2 раза, государственные розничные цены - в 6,5 раза, заготовительные цены - в 3,3 раза. В 1935 г. была отменена карточная система распределения товаров, ликвидирована множественность цен и установлены новые цены. Для обеспечения финансового маневра в ценообразовании и гибкости цен была введена система двух прейскурантов на товары народного потребления. Это было осуществлено в ходе реформы цен на продукцию легкой промышленности в 1939 г. Механизм ценообразования в годы первых пятилеток широко использовался для перераспределения национального дохода в пользу тяжелой промышленности за счет сельского хозяйства, на продукцию которого цены были относительно низкими.
Во время Великой Отечественной войны общий уровень оптовых цен повысился не намного. Снова была организована коммерческая торговля по ценам значительно меньше пайковых. Так продолжалось до 1947 г. В 1947 и 1949 гг. были проведены две крупные реформы цен, а с 16 декабря 1947 г. и денежная реформа. Были отменены высокие коммерческие и повышены низкие пайковые цены. С 1 января 1949 г. была проведена реформа оптовых цен на средства производства, отменена государственная дотация промышленности и транспорту. Новые оптовые цены были установлены на базе плановой себестоимости 1950 г. Была поставлена задача снижать себестоимость с тем, чтобы в 1952 г. снизить цены до уровня 1948 г. Уже в 1950 г. оптовые цены 1949 г. доведены до уровня 1948 г. Уровень закупочных цен послевоенные годы был самым низким - всего на 18 % выше довоенного уровня. В то время, как оптовые цены были выше цен 1940 г. в 1,8 раза. Розничные цены 1948 г. превысили 1940 г. в 2,5 раза. С 1949 г. началось планомерное снижение розничных цен и в 1950 г. он составил 75 % по отношению к уровню 1950 г. В 1950 г. были повышены в 2 раза заготовительные цены на технические и некоторые другие культуры. С 1952 г. улучшаются соотношения между оптовыми, розничными и заготовительными ценами. С 1953 г. происходит систематическое повышение закупочных и заготовительных цен. В 1963 г. закупочные цены превышали уровень 1927 г. в 20 раз, розничные цены - в 9 раз, оптовые - в 2,8 раза. В 1965 г. закупочные цены выросли по сравнению с 1964 г. на 17 %. В 1955 г. был проведен пересмотр оптовых цен, в результате которого эти цены стали ниже уровня 1948 г. на 3 %. Таким образом, до 60-х гг. наша страна развивалась в условиях острой нехватки практически всех видов ресурсов. Медленно, но верно по различным регионам и отдельным видам продукции достигалось насыщение, что обнаруживалось во все возрастающих трудностях по реализации продукта с учетом возмещения издержек всех видов, именуемых «общественно необходимыми затратами труда». Изменившиеся условия общественного производства стали диктовать необходимость перехода от стиля административного управления к экономическим методам хозяйствования. Это объяснялась тем, что увеличение выпуска массовой продукции становится оправданным лишь на рентабельных предприятиях и предполагает одновременное свертывание производства на убыточных. Последние, с учетом организационно-правовой формы их деятельности, необходимо быстро переориентировать на выпуск нужной рынку продукции, а это предполагает гибкость в системе управления, что в условиях жесткой централизации достигается с большим опозданием или не достигается вовсе.
В послевоенный период политика цен на предметы первой необходимости претерпела известные изменения. С 1949 по 1954 гг. осуществлялось систематическое снижение розничных цен. Подобная практика подорвала экономику сельского хозяйства и способствовала утверждению псевдооптимизма по поводу неисчерпаемости природных ресурсов. Кроме того послевоенное снижение розничных цен нейтрализовалось обязательностью участия населения в подписке на государственные займы развития народного хозяйства страны. В 1966-1967 гг. была проведена реформа оптовых цен. В результате ее в целом оптовые цены были повышены на 7 %, в том числе в тяжелой промышленности - на 15 %. С середины 60-х гг. произошло сохранение цен на прежнем уровне при росте заработной платы. В основе изменения политики цен лежали соображения о необходимости поднятия сельскохозяйственного производства и усиления стимулов по привлечению к производительному труду в отраслях, где создавалась товарная масса. Но постепенно начали проявлять свое действие тенденции, ведущие к скрытому обесценению того продукта, ярлыки цен на который не изменялись. Очередной пересмотр оптовых цен был в 1973 г. Он был вызван повышением закупочных цен на продукцию сельского хозяйства и ростом затрат на производство в добывающих отраслях промышленности. Поэтому были повышены цены на коксующиеся угли и руды черных металлов - на 9 %, а с 1976 г. были повышены цены на прокат черных металлов на 4 %.
В 1976-1977 гг. существенно снижены оптовые цены на продукцию электронной и радиотехнической промышленности. Пересмотр оптовых цен был в 1982 г. Он был вызван необходимостью обеспечить рентабельность добывающих отраслей, где продолжали расти затраты, и подготовить базу для проведения реформы финансирования промышленности. Общий уровень оптовых цен не уменьшился, но повысились цены в добывающих отраслях. Последний пересмотр оптовых цен был подготовлен к 1991 году, но не был осуществлен в связи с либерализацией цен, которая коренным образом перестроила и систему цен, и методологию ценообразования. Ситуация же с потребительскими ценами в период с 1991г. по 2009г. складывалась следующим образом. Таблица 2.1 - Индексы потребительских цен по Российской Федерации в 1991-1998гг., на конец периода, в %
Проанализировав таблицу 2.1, можно сказать, что с 1991 г. по 1992 г. индексы потребительских цен выросли в среднем на 2348,4 %, из - за наступившего пика инфляции. А с 1992 г. по 1993 г., индекс потребительских цен на товары и услуги населению, на продовольственные и непродовольственные товары снизился, в среднем, на 1668%, с 1993 г. по 1994 г. на 635,3%, с 1994 г. по 1995 г. на 83,7%, с 1995 г. по 1996 г. на 109,7%, с 1996 г. по 1997 г. на 11,2%. Индекс потребительских цен на услуги в период с 1992 г. по 1993г. вырос на 190,7%, с 1993 г. по 1994 г. снизился на 1788,8%, с 1994 г. по 1995 г. на 290,2%, с 1995 г. по 1996 г. на 183,9%, с 1996 г. по 1997 г. на 25,9%. В 1998 году произошел финансовый кризис, который привел к увеличению потребительских цен, и индекс потребительских цен на товары и услуги населению, на продовольственные и непродовольственные товары увеличился, в среднем, на 87,5%. Индекс потребительских цен на услуги снизился на 4,2%. Таблица 2.2 - Индексы потребительских цен по Российской Федерации в 1999-2009гг., на конец периода, в %
Проанализировав таблицу 2.2, можно сказать, что с 1999 г. по 2000 г. индексы потребительских цен снизились, в среднем, на 16,8%. С 2000г. по 2006 г. с проведением последовательной политики по сдерживанию роста цен индекс потребительских цен снизился, в среднем, на 8,7%, с 2007 г. по 2008 г. вырос на 2,3%, с 2008 г. по 2009 г. снизился на 3,5%.
Проанализировав таблицы 2.1 и 2.2 можно сказать, что в России цены растут и снижаются по разным причинам. Это и изменение курса рубля к доллару и евро, и увеличение издержек производства и обращения, тарифов естественных монополий, бюджетной заработной платы, пенсий, рост мировых цен на топливо, а также инфляционные ожидания. 2.2 Зарубежный опыт государственной ценовой политики Опыт зарубежных стран показывает, что наряду с прямым установлением и регулированием цен, государственные органы осуществляют и контроль за ценами. В развитых странах со смешанной экономикой сфера контролируемого государством ценообразования составляет 10-30% общего объема выпускаемой продукции. Государственное регулирование заключается в том, чтобы не допустить инфляционного роста цен в результате возникновения устойчивого дефицита, резкого роста цен на эксплуатируемое сырье и топливо, монополизма производителей, способствовать созданию условий для нормальной конкуренции, ориентирующей на внедрение научно-технического прогресса. Важной задачей при этом является достижение определенных социальных результатов. Меры воздействия на производителей со стороны государства могут быть как прямыми (путем установления определенных правил ценообразования), так и косвенными (через такие экономические рычаги, как финансово-кредитный механизм, оплата труда, налогобложение и др.). На способы и методы государственного регулирования цен оказывают влияние национальные и климатические факторы, сырьевые и политические условия, место страны в мировом разделении труда. Рассмотрим, с помощью, каких мер и какими методами осуществляется государственное регулирование цен в странах с рыночной экономикой. США. Заметное ускорение темпов роста оптовых и розничных цен на внутреннем рынке в 70-х годах, перерастание умеренной инфляции в галопирующую привели к необходимости модификации экономической стратегии страны. Первой наиболее естественной реакцией государства стала попытка победить инфляцию с помощью методов прямого регулирования цен. В августе 1971 года по инициативе администрации р. Никсона в США впервые за послевоенные годы был установлен централизованный контроль над ценами. Не имея альтернативной программы косвенного регулирования экономики, президент был вынужден пойти на замораживание цен и заработной платы. В краткосрочном плане прямое регулирование цен способствовало определенной стабилизации экономики страны: к осени 1972 года снизились темпы повышения оптовых и розничных цен на 13,2%, несколько увеличилась занятость, стал быстро расти ВНП. Однако довольно скоро выявились негативные последствия централизованного регулирования. Замораживание цен и заработной платы ограничивало межотраслевой перелив капиталов, тормозило инвестиционную политику, снижало уровень деловой активности, сдерживало рост доходов. Уже в мае 1974 года администрация Д. Форда отказалась от прямого контроля над ценами. Попытки прямого регулирования цен предпринимались и в последующие годы. Они затрагивали внутренние цены на энергоносители, которые, отражая рост импортных цен на нефть, нефтепродукты и природный газ, росли в 1974-1981 гг. высокими темпами, стимулируя раскручивание инфляционной спирали. В 1974 году цены выросли на 12.2%, а в 1981 - на 8.94% Замораживание внутренних оптовых цен на нефть, нефтепродукты и природный газ, сдерживая развитие инфляционных тенденций, привело к ряду негативных последствий в экономике. Недостаток инвестиций в энергетическое хозяйство, отсутствие заинтересованности у добывающих корпораций в разработке новых месторождений нефти и природного газа ввиду контроля над уровнем цен привели к тому, что импорт нефти в США, несмотря на рост мировых цен, продолжал вплоть до 1981 года увеличиваться высокими темпами. Рисунок 2.1 – Рост индекса потребительских цен в США, изменение год к году, в 1980-1988 гг., в % Р. Рейган в январе 1981 года отменил контроль над внутренними ценами на нефть и нефтепродукты. Американская администрация, ограничивая государственное финансирование и прямое регулирование цен по отдельным товарным группам, делает упор на активное использование рыночных рычагов и методов косвенного регулирования, способствующих общему оздоровлению экономического положения в стране. В целом такой подход оказал стабилизирующее воздействие на развитие инфляционных процессов, то можно, заметить из рисунка 2.1. Среди основных направлений косвенного регулирования цен можно выделить следующие: · рестриктивная кредитно-денежная политика, регулирование учетной ставки федеральных резервных банков; · сокращение дефицита государственного бюджета; · федеральные закупки товаров и услуг; · налоговая политика. Эти направления государственной макроэкономической политики оказывают влияние на изменение соотношения спроса и предложения на внутреннем рынке США и таким образом определяют базовые пропорции обмена и уровня цен. Всего в США государством регулируется от 5 до 10% цен. [18] В 1986 году быстрый восстановительный рост экономики США стал сменяться более медленной экспансией, приведшей к «мягкому падению» и снижению инфляции. 19 октября 1987 года произошло самое большое падение промышленного индекса Доу-Джонса за всю его историю — 22,6%. Это событие затронуло не только США, а быстро распространилось по всему миру. Это событие также повлияло на рост потребительских цен, которые увеличились с 1986 г. по 1990 г. на 4,8% Рисунок 2.2 – Рост потребительских цен в США, изменение год к году, в 1987-1996 гг., % С 1990 г. по 1997 г. цены снижались, благодаря мерам, принятым правительством США. Но в 1998 г. разразился новый финансовый кризис, цены взлетели вверх. Рисунок 2.3 – Рост потребительских цен в США, изменение год к году, в 1997-2002 гг., % Проанализировав рисунок 2.3, можно сказать, что потребительские цены в США выросли с 1997 г. по 2000 г. на 0,7%. С 2000 г. цены снижались, в среднем, на 0,5 %. Рисунок 2.4 – Рост потребительских цен в США, изменение год к году, в 2003-2009 гг., %. В 2008 году наступившая в США рецессия еще более усугубила состояние финансового рынка. Предшественником финансового кризиса 2008 года был ипотечный кризис, первые признаки которого появились в 2006 году в форме снижения числа продаж домов и в начале 2007 года переросли в кризис высокорисковых ипотечных кредитов. Постепенно кризис из ипотечного стал трансформироваться в финансовый и затрагивать не только США. К началу 2008 года кризис приобрёл мировой характер и постепенно начал проявляться в повсеместном снижении объёмов производства, снижении спроса и цен на сырьё, росте безработицы. Япония. В отличие от других государств в Японии в последние годы наблюдается дефляция потребительских цен, а цены производителей снижаются с 1991 г. Государством регулируется около 20 % потребительских цен, в том числе на рис, пшеницу, мясные и молочные продукты, воду, тарифы на электроэнергию, газ, железнодорожные тарифы, стоимость образования и медицинского обслуживания. Несмотря на то, что прямое вмешательство государства в ценообразование минимально и проводится курс на ограничение любых форм контроля над ценами, правительство все же воздействует на цены отдельных товаров в интересах ведущих промышленных и торговых компаний, фермеров и их объединений. Функции регулирования экономики и цен в Японии осуществляют министерства и ведомства, которые в известных пределах наделены не только исполнительной, но и законодательной властью. Прямое регулирование цен осуществляется через систему общественных предприятий, в первую очередь, в базовых отраслях — угольной промышленности, атомной энергетике, черной металлургии, а также в сфере коммунальных услуг, на транспорте и на предприятиях связи; в финансовой сфере; в сельском хозяйстве; в области здравоохранения и системе образования. Финансовый кризис 2008 года существенно повлиял на цены и ситуацию в стране. Курс иены сильно вырос к евро и доллару, из-за этого товары Японии не покупают за границей. Другим существенным фактором является сокращение внутреннего и мирового спроса на японскую продукцию. Кризис пришел извне и неизвестно, когда он закончится. Объемы экспорта снижаются, а объемы импорта растут. Финансовый кризис так сильно ударил по Японии, что японцы протестую против повышения пошлин на ввоз их автомобилей в Россию. В Японии в октябре 2009 г. индекс потребительских цен снизился на 2,2% по сравнению с октябрем 2008 года. Это поддерживает опасения о том, что продолжительная дефляция может оказать давление на восстановления японской экономики. Годовые темпы снижения индекса в октябре 2009г. замедляются второй месяц подряд, но данные подкрепляют другие свидетельства того, что дефляция в Японии может сохраниться в следующие несколько лет. Дефляция обычно приводит к сокращению дохода компаний, что способствует снижению их деятельности и сокращению рабочих мест, а это, в свою очередь, увеличивает риски возобновления рецессии в Японии. Аналитики также полагают, что наблюдаемое в последнее время укрепление японской иены может привести к снижению цен на импорт нефти, продуктов питания, металлов и других сырьевых товаров, которые Япония покупает за рубежом, что может ускорить продолжающуюся дефляцию в Японии. Правительство может усилить давление на Банк Японии с тем, чтобы он принял дополнительные меры смягчения для борьбы с дефляцией. Базовый индекс потребительских цен района Токио, который считается опережающим индикатором национальных ценовых тенденций, в ноябре 2009 г.упал на 1,9% по сравнению с ноябрем 2008 года после падения на 2,2% в октябре. Экономика Японии, по меньшей мере, 3 года будет переживать период дефляции, постепенно восстанавливаясь после удара мирового финансового кризиса. Японский Центробанк прогнозирует что цены на потребительские товары в 2011 г упадут в Японии на 0,4 % по сравнению с показателями 2010 г. Экономический кризис в Японии и США приблизился к дефляции. Это еще больше затормозит экономический рост. Дефляция – падение цен, вызванные спадом деловой активности. Банки при этом сворачивают кредитование, производители – производство, поскольку не надеются на высокие прибыли, а потребители снижают текущие расходы, в особенности на товары длительного спроса, поскольку понимают, что в будущем смогут всё купить дешевле. И американская, и японская экономики могут получить себе такое «счастье» уже в ближайшем будущем. В этих странах уже наблюдается тенденция к отрицательному росту производственных и потребительских цен. Центробанки США и Японии борются сейчас с замедлением экономического роста путём понижения ставок рефинансирования с целью удешевления кредитных ресурсов в экономике и стимулирования тем самым производственной и потребительской активности. Это лекарство могло бы помочь в ситуации, когда экономический спад будет поддержан снижением цен. Но проблема в том, что Федеральная резервная система (ФРС) США и Банк Японии уже и так значительно снизили свои ставки. Ставка ФРС равна 1%, в Японии она составляет 0,3%. Борьба с дефляцией при нулевой базовой ставке уже имела место в истории. Глава Банка Японии Масааки Сиракава вспоминает, что массовые вливания ликвидности в банковскую систему помогли Стране Восходящего Солнца выйти из периода десятилетней дефляции, которая началась в конце 1990-х годов. Но не факт, что это лекарство поможет Японии и США на этот раз.
2.3 Задачи и функции государственных служб по управлению ценами Государство призвано с помощью антимонопольного законодательства и других мер ограничивать своекорыстие монополистов, обеспечивать примерно равные условия для конкуренции, ограждать интересы слабых. Государство несет ответственность за функционирование таких организаций, за сохранение и воспроизводство (в экономическом смысле) природных ресурсов. Оно устанавливает или регулирует цены на продукцию государственных предприятий и организаций, уровень рентных платежей, ставки налогов и платежей, которые в конечном счете включаются в цены, влияют на их уровни и соотношения. К основным задачам федерального антимонопольного органа, непосредственно указанным в Законе, относятся: · содействие формированию рыночных отношений на основе развития конкуренции и предпринимательства; · предупреждение, ограничение и пресечение монополистической деятельности и недобросовестной конкуренции; · государственный контроль за соблюдением антимонопольного законодательства. Федеральный антимонопольный орган выполняет следующие основные функции, прямо перечисленные в Законе: · направляет в Правительство Российской Федерации предложения по вопросам совершенствования антимонопольного законодательства и практики его применения, заключения о проектах законов и других нормативных актов, касающихся функционирования рынка и развития конкуренции; · дает рекомендации федеральным органам исполнительной власти, органам исполнительной власти субъектов Российской Федерации и местного самоуправления о проведении мероприятий, направленных на содействие развитию товарных рынков и конкуренции; · разрабатывает и осуществляет меры по демонополизации производства и обращения; · контролирует соблюдение антимонопольных требований при создании, реорганизации и ликвидации хозяйствующих субъектов; · контролирует приобретение акций (долей) с правом голоса в уставном капитале хозяйственных обществ, которое может привести к доминирующему положению на рынках в Российской Федерации хозяйствующих субъектов либо к ограничению конкуренции. Полномочия федерального антимонопольного органа, а также его задачи предусмотрены несколькими федеральными законами, связанными с функционированием и развитием товарного рынка. Они различаются сферой применения, регулируемыми отношениями и методом регулирования. В связи с этим представляется целесообразным раздельное рассмотрение полномочий, определенных Законом о конкуренции, Законом о естественных монополиях, Законом о рекламе, Законом о защите конкуренции, т.е. законами, составляющими конкурентное законодательство. [13] 2.4 Итоги работы Федеральной службы по тарифам Федеральная служба по тарифам - федеральный орган исполнительной власти Российской Федерации, уполномоченный осуществлять правовое регулирование в сфере государственного регулирования цен (тарифов) на товары (услуги) в соответствии с законодательством Российской Федерации и контроль за их применением, за исключением регулирования цен и тарифов, относящегося к полномочиям других федеральных органов исполнительной власти, а также федеральным органом исполнительной власти по регулированию естественных монополий, осуществляющим функции по определению (установлению) цен (тарифов) и осуществлению контроля по вопросам, связанным с определением (установлением) и применением цен (тарифов) в сферах деятельности субъектов естественных монополий. Каждый год проходит Всероссийский семинар совещание 1) Электроэнергетика. Были установлены предельные уровни тарифов на электрическую энергию на 2010 год. Предельный максимальный уровень тарифа на электрическую энергию в среднем по Российской Федерации на 2010 год составил 171 коп/кВтч, (рост 108%). Предельный максимальный уровень тарифа на электрическую энергию на 2010 год для населения в среднем по Российской Федерации составил 236 коп/кВтч.
Рисунок 2.6 - Тарифы на электрическую энергию для населения по федеральным округам (коп/кВтч с НДС), в 2008-2010 гг. В рамках развития правого государственного регулирования в сфере электроэнергетики, в том числе, с учетом той аварии, которая произошла на Саяно-Шушенской электростанции. Страна потеряла 13% или 14% установленной мощности. Для того чтобы предотвратить возможность резкого ценового колебания на оптовом рынке были разработаны соответствующие меры: · постоянный ценовой мониторинг на оптовом рынке электроэнергии; · механизм сглаживания цен в случае превышения установленных темпов их роста; · введение государственного регулирования цен на оптовом энергорынке в случаях, предусмотренных ст. 27 Федерального закона «Об электроэнергетике»: при временном дефиците мощностей в отдельных регионах, при отсутствии конкуренции между поставщиками из-за технологических причин, а также при возникновении чрезвычайных ситуаций; при введении государственного регулирования применяются особые процедуры ведения мониторинга и ценового сглаживания. В случае если предпринятые меры по сглаживанию роста цен оказались недостаточными, Правительственная комиссия по вопросам развития электроэнергетики вправе по предложению Федеральной службы по тарифам ввести прямое ценовое регулирование. Прямое ценовое регулирование представляет собой установление предельных параметров ценовых заявок на рынке на сутки вперед и расчет равновесных цен без формирования маржинальной цены. Прямое ценовое регулирование предлагается вводить на срок не более 30 дней. По истечению указанного срока расчеты на оптовом рынке будут производиться в обычном порядке. 2) Коммунальный комплекс. Основной метод регулирования – метод индексации тарифов. Верхняя граница роста тарифов в размере 115 % определена с учетом обязательств по ликвидации субсидий организациям коммунального комплекса на возмещение затрат или недополученных доходов в связи с содержанием объектов, используемых в сфере теплоснабжения, в связи с реализаций Федерального закона от 21 июля 2007 г. № 185-ФЗ «О фонде содействия реформированию жилищно-коммунального хозяйства». Рост тарифов на тепловую энергию в среднем по федеральным округам с учетом различий в структуре себестоимости производства и распределения тепловой энергии, а также региональных особенностей отдельных субъектов Российской Федерации составит: Таблица 2.1 - Рост тарифов на тепловую энергию в 2010 г.
Для совершенствования тарифного регулирования в сфере теплоснабжения были предложены меры: · Разработка концепции развития сектора теплоснабжения; · Институциональное и кадровое развитие системы органов ценового и тарифного регулирования субъектов Российской Федерации и органов местного самоуправления; · Разработка проекта Федерального закона «О теплоснабжении»; Газовая отрасль. По газовой отрасли была принята жесткая траектория по росту цен: · Единовременная индексация цен на газ для промышленных потребителей с 01.01.2010 г. (в среднем) на 15%; · Диапазон изменения цен на газ для промышленных потребителей по различным регионам (январь к декабрю) 13,5% - 15,5%; · Изменение оптовых цен для населения в 2 этапа: с 1 января 2010 года на 5% и с апреля 2010 года на 15%;
Рисунок 2.7 – Цены на природный газ для конечных потребителей, в 2006 -2009 гг. Основные направления развития государственного регулирования цен и тарифов на газ: · Поэтапное доведение оптовых цен на газ до уровня равной доходности поставок газа на внешний и внутренний рынки; · Совершенствование положения о формуле цены; · Возможность перехода к либерализации цен на газ в 2011 году; · Возможность перехода к тарифообразованию в газовой отрасли с использованием метода, основанного на заявленном потребителем объеме услуг по транспортировке газа и метода RAB; · Введение единой зависимости изменения оптовых цен на газ и тарифов на его транспортировку по магистральным газопровода от расстояния транспортировки; · Поэтапная ликвидация перекрестного субсидирования на всех уровнях ценообразования; · Разработка подходов по формированию цен на газ в новых районах газификации на Дальнем Востоке. 4) Транспорт. 5 августа 2009 г. было подписано 643-е постановление правительства «О государственном регулировании и контроле тарифов, сборов и платы в отношении работ (услуг) субъектов естественных монополий в сфере железнодорожных перевозок». В связи с ним было сделано: · Регламентация общих принципов и методов регулирования тарифов, сборов и платы на работы и услуги, выполняемые субъектом естественных монополий на железнодорожном транспорте общего пользования; · Систематизация тарифов, сборов и плат на работы, выполняемые субъектами естественных монополий на железнодорожном транспорте общего пользования; · Осуществление индексации тарифов, сборов и платы с учетом изменения макроэкономических показателей, обеспечения финансовой сбалансированности деятельности субъектов естественных монополий на железнодорожном транспорте, оптимизации ценообразования по отдельным видам деятельности и отдельным видам перевозок за счет общего финансового результата деятельности субъектов естественных монополий на железнодорожном транспорте общего пользования; · Повышение инвестиционной привлекательности организаций железнодорожного транспорта общего пользования за счет учета в тарифах, сборах и плате необходимой нормы прибыли на капитал; · Стимулирование субъектов естественных монополий на железнодорожном транспорте к экономии эксплуатационных расходов; · Регламентация взаимодействия субъекта естественной монополии и регулирующего органа; · Развитие конкуренции. С принятием данного постановления создаются необходимые условия для дальнейшего совершенствования системы государственного регулирования и развития конкуренции в железнодорожной отрасли. [15]
Воспользуйтесь поиском по сайту: ©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...
|