Глава 3 Отраслевые аспекты совершенствования государственной ценовой политики в приоритетных отраслях экономики Российской федерации
⇐ ПредыдущаяСтр 3 из 3 3.1 Государственное регулирование цен на продукцию естественных монополий (на примере ТЭК) Регулирование цен и тарифов на продукцию естественных монополий является одной из достаточно хорошо оформившихся ниш в сфере нормативно-правового регулирования ценообразования. К естественным монополиям относятся: · транспортировка нефти и нефтепродуктов по магистральным трубопроводам; · транспортировка газа по трубопроводам; · услуги по передаче электрической и тепловой энергии; · железнодорожные перевозки; · услуги транспортных терминалов, портов, аэропортов; · услуги общедоступной электрической и почтовой связи. Цены на продукцию отраслей естественных монополистов, учитывая их основополагающее место в хозяйстве, во многом играют определяющую роль в ценообразовании всей экономики. Отсутствие действенного механизма государственного регулирования цен в естественных монополиях стало одной из основных причин высокой инфляции, источником макроэкономических диспропорций. Поэтому повышение эффективности ценообразования в отраслях, относящихся к естественным монополиям, является сегодня одной из ключевых задач российской экономики. Отсутствие системного подхода со стороны государства в области ценообразования привело к тому, что все последнее десятилетие продолжается рост цен на все виды топлива и электроэнергию по всем группам потребителей и сохраняется устойчивая диспропорция между уровнем тарифов для промышленности и потребителей, имеющих более льготные тарифы, в первую очередь, населения и сельского хозяйства. Предпринятые в последние годы шаги по развитию оптового рынка энергоресурсов не привели к ожидаемому снижению тарифов, а, напротив, к их дальнейшему повышению. [20]
Эффективность государственного регулирования ценовых условий на продукцию и услуги естественных монополий оказывает значительное влияние на функционирование предприятий реального сектора. C начала 90-х цены на топливно-энергетические ресурсы выросли на 60%, но с принятием правительством РФ в 1998 г. решения о временном замораживании цен рост цен стал регулироваться. [23] Рисунок 3.1 – Прирост цен (тарифов) на газ и электроэнергию для населения, в 2007 – 2009 гг., % Проанализировав рисунок 3.1, можно сказать, что прирост цен на электроэнергию с 2007 г. по 2008 г. составил 15%, а с 2008 г. по 2009 г. – 14%, на газ в 2008 г. прирост цен составил 21%, в 2009 г. – 11%. Рост цен на электроэнергию и газ в 2008 году обусловлен мировым кризисом, но, несмотря на возникший кризис, фактические показатели не превышают или адекватны соответствующим прогнозным оценкам Энергетической Стратегии -2020. Итак, естественные монополии стараются диктовать свои условия. Считаю, что на уровне правительства РФ должны быть приняты меры для того, чтобы развивалась, в первую очередь, конкурентная среда (особенно в нефтяном секторе экономики). Обязательно нужно предотвращать «ценовые сговоры» производителей. Необходима разработка и документов, типа балансов, на 3-5 лет. Из них будет виден уровень производства и потребления топливно-энергетических ресурсов по всей стране и по районам. Ориентируясь на такие документы, можно определять государственную политику в отношении развития ТЭК. Считаю также, что государство должно постепенно увеличивать цены на газ, т.к. газовое топливо является наиболее дешевым. К примеру. Уголь просто не может с ним конкурировать. А деньги, полученные за этот счет, можно направить на поддержку социально незащищенных граждан. Не уйти и от того, что добыча топливно-энергоресурсов падает, старые месторождения истощаются. Поэтому цены будут расти.
Возможно, через 5 лет цены приблизятся к мировым. В связи с этим, необходимо обеспечить равную эффективность внутренего и внешних рынков топливно-энергетических ресурсов. Этого можно достигнуть при помощи налогового и таможенного регулирования (должны работать экспортные пошлины). В результате цены будут расти, но ведь это заставит искать способы, чтобы экономить, т.е. сберегать ресурсы. Энергоемкость экономики может уменьшиться на 25 – 30%. Нужно преодолевать и кризис неплатежей. Можно перейти на предварительную оплату услуг, или частично их авансировать, ввести льготы для тех, кто платит вперед. Государство также должно требовать максимальной прозрачности в финансовой отчетности по ТЭКу. Всем известно, к чему ведет «нецелевое» расходование средств в этой области. Все эти меры, конечно, быстрого эффекта не дадут. Поэтому, для начала, нужно реализовать меры, направленные в первую очередь на энергосбережение, а так же, как можно эффективнее использовать уже имеющиеся ресурсы. Это позволит, в какой - то мере, держать цены под контролем и сдерживать их неуправляемый рост. 3.2 Государственное регулирование цен на продукцию агропромышленного комплекса Агропромышленный комплекс (АПК) имеет особое значение в экономике страны. Он относится к числу основных народнохозяйственных комплексов, определяющих условия поддержания жизнедеятельности общества. Значение его не только в обеспечении потребностей людей в продуктах питания, но в том, что он существенно влияет на занятость населения и эффективность всего национального производства. [16] АПК — самый крупный из основных (базовых) комплексов в экономике страны. В АПК России в настоящее время занято около 35% всех работающих в сфере материального производства. Здесь сосредоточено более четверти всех производственных фондов и создается почти 15% ВВП. Около 30% отраслей народнохозяйственного комплекса включено в воспроизводственные связи с аграрным сектором. Из сельскохозяйственного сырья производится примерно 70% всего набора производимых в стране предметов потребления. В розничном товарообороте продовольственные товары составляют примерно половину.
К агропромышленному комплексу относятся все виды производств и производственного обслуживания, создание и развитие которых подчинены производству конечной потребительской продукции из сельскохозяйственного сырья. Государственное регулирование цен в АПК предполагает введение или отмену ценовых и других лимитов по различным товарам, непосредственное изменение уровня отдельных цен и нормативов налоговых и кредитных ставок и платежей, фиксирование цен на определенный период и т.п. Цели государственного регулирования цен заключаются в следующем: · не допустить инфляционного роста цен в результате монополизма производителей; · способствовать созданию нормальной конкуренции, ориентирующей на снижение затрат, не допустить разрушительной конкуренции; · обеспечить относительный паритет цен во всех звеньях экономики; Степень государственного регулирования цен изменяется в зависимости от состояния экономики. [1] С 2006 года реализуется приоритетный национальный проект «Развитие АПК». Его основные направления: ускоренное развитие животноводства; стимулирование развития малых форм хозяйствования; обеспечение доступным жильем молодых специалистов (или их семей) на селе. Также принят Федеральный закон «О развитии сельского хозяйства», который определил основные направления государственной аграрной политики, в 2007 году принята программа "Развитие сельского хозяйства и регулирование рынков сельскохозяйственной продукции, сырья и продовольствия на 2008-2012 годы".[21] Из государственного бюджета каждый год выделяются значительные финансовые средства, в результате чего наметилась положительная динамика индексов объема продукции сельского хозяйства. [22] Рисунок 3.2 – Динамика индексов физического объема продукции сельского хозяйства (в хозяйствах всех категорий), в 2007-2009 гг.,в % к 2006 г. Проанализировав рисунок 3.2 можно сказать, что рост с 2007 г. по 2008 г. составил 12%, с 2008 г. по 2009 г. – 3,5 %. С 2000 г. по 2009 г. в аграрной сфере удалось переломить ситуацию к лучшему и обеспечить заметный рост производства продукции, но по-прежнему сохраняются риски для надежного обеспечения населения страны продовольствием по доступным для него ценам.
Считаю, что следует стремиться к дальнейшему улучшению ситуации в АПК. Понятно, что сделать это не просто. Во всех развитых странах производство с/х продукции дотируется государством. В СМИ мы часто видим стихийные митинги протеста организованные фермерами. Думаю, что главное – не допустить резкого роста цен в результате монополизма производителей (как в ТЭКе),за этим должно следить государство. Следует способствовать созданию нормальной конкуренции, чтобы снижались затраты и цены. Сейчас рост цен во многом обусловлен повышением мировых цен на продукты питания, а также ростом тарифов в торговле. А ведь сами с/х товаропроизводители не могут повышать цены соответственно росту затрат на производство своей продукции. Разрыв цен на с/х продукцию и к примеру, на горюче – смазочные материалы также впечатляющий. Конечно же, всемерно следует поддерживать отечественного товаропроизводителя (доля импорта продовольственных товаров у нас очень высока). Уровень господдержки с/х в России – один из самых низких среди экономикически развитых стран. Выход видится не только в развитии малых форм хозяйствования, привлечения молодых специалистов на село обеспечив их, в первую очередь, доступным жильем, но и в создании крупных агропредприятий включающих и переработку производимой продукции, и даже ее продажу. В конечном итоге, выиграет потребитель; цены станут более приемлемыми. Жестко регулировать цены в этом секторе экономики опасно, т.к. производитель реагирует на это болезненно, а вот за конечными ценами контроль необходим.
ЗАКЛЮЧЕНИЕ Итак, цены являются объектом постоянного внимания и регулирования со стороны государства. Цены являются одной из критических точек экономической и социально-политической жизни, где сталкиваются интересы потребителей и производителей, импортеров и экспортеров. Воздействие на цены служит глобальным целям государственного регулирования экономики, целям конъюнктуры и структурной политики, борьбе с инфляцией, усилению национальной конкурентоспособности на мировых рынках и смягчению социальной напряженности. Воздействие государственной экономической политики на другие объекты регулирования, в свою очередь, отражается на процессах формирования цен. Конкретные акции в области цен могут иметь краткосрочные или даже экстренные цели, которые могут в данный конкретный момент не совпадать с другими целями, но они всегда служат генеральной цели государственного регулирования – оптимизации темпов и пропорций экономического развития и стабилизации социальной системы.
В настоящее время сложилась не вполне определенная ситуация с регулированием цен. Необходим более жесткий вариант законодательного решения данного вопроса. Пока существуют лишь отдельные нормы, регулирующие ценообразование, которые необходимо учитывать в практической деятельности. Переход к рыночным отношениям в Российской Федерации предполагает развитие навыков отбора всего лучшего, что накоплено в области теории и практики ценообразования мировым хозяйством, и творческое использование их для перестройки отечественного ценообразования. Большинство стран с экономикой смешанного типа в качестве общей тактики используют определенные правила ценообразования. Они оформляются в виде законодательных актов, регламентирующих порядок и методологию формирования цен. Понятно, что государственное регулирование цен играет большую роль в функционировании как российской, так и зарубежных экономик. Среди прямых методов государственного регулирования необходимо назвать, прежде всего, административное установление цен. Косвенные меры направлены на изменение конъюнктуры, создание определенного режима в области финансирования, валютных и налоговых операций, а, в конечном счете, – на установление оптимального соотношения между спросом и предложением на рынке. Государственное регулирование цен в странах с рыночной экономикой является попыткой государства с помощью законодательных, административных и бюджетно-финансовых мероприятий воздействовать на цены таким образом, чтобы способствовать стабильному развитию экономической системы в целом, т.е. через цены уравнивать циклические колебания процессов воспроизводства. В зависимости от конкретной хозяйственной конъюнктуры регулирование цен носит антикризисный и антиинфляционный характер. Практика подтвердила неэффективность как монополизированной, так и чисто рыночной экономики, отдав предпочтение экономике смешанного типа. Особенность последней состоит в том, что она представляет собой систему, объединяющую на условиях равноправия государственный и негосударственный секторы, причем государственные органы создают эффективную систему регулирования экономики, не нарушая при этом механизмов рыночного саморегулирования. В систему регулирования экономических отношений входят подсистемы финансово-валютного, бюджетного, кредитного налогового и ценового регулирования, главная цель которого состоит в поддержании баланса спроса и предложения, потребления и накопления, товарной и денежной массы. Одной из важнейших задач государства является обеспечение такого соотношения монополии и конкуренции, которое не приводит к разрушительным последствиям в экономике. Эта задача решается с помощью антимонопольного законодательства, впервые принятого в США в конце прошлого столетия. Антимонопольными считаются законы, запрещающие соглашения и действия, направленные на ограничение конкуренции: раздел рынка, вертикальное или горизонтальное фиксирование цен, дискриминацию в торговле и т.д. Конечно, необходимо совершенствование государственной ценовой политики в приоритетных отраслях экономики Российской Федерации. Очень важно государственное регулирование цен на продукцию естественных монополий, таких, как ТЭК. Необходимо дальнейшее совершенствование законодательства в сфере государственного регулирования, нужен переход на долгосрочное ценовое регулирование, в том числе для повышения инвестиционный привлекательности, с учетом достижения заданного уровня качества и надежности регулируемых услуг, использование в государственном регулировании механизмов, стимулирующих снижение издержек производства товаров и услуг. Для привлечения дополнительных инвестиций в ТЭК необходимо: · существенное реформирование налоговой системы; · совершенствование практики применения соглашений о разделе продукции; · создание равных, конкурентных условий для всех участников рынка; · переход к конкурентным, рыночным механизмам ценообразования с сохранением государственного регулирования цен и тарифов на услуги естественных монополий. В России - высокая энергоемкость экономики, в 3,5 раза превышающая удельную энергоемкость экономики развитых стран Запада, поэтому стратегия развития ТЭК должна быть направлена на снижение энергоемкости производства и, в целом, затрат общества на свое энергообеспечение, уменьшение вредного воздействия на окружающую среду и реализацию концепции устойчивого развития на основе совершенствования производительных сил, повышения эффективность использования топлива и энергии. Что же касается проблем развития и регулирования цен на продукцию АПК, то здесь, в первую очередь, нужно заботиться о продовольственной безопасности страны. Необходим переход АПК на инновационную модель развития, предусмотрены и новые формы господдержки отрасли. Хотя, в основном, сохраняются действующие экономические условия для сельского хозяйства и выделенных ресурсов явно недостаточно. Требуется повышение уровня господдержки сельского хозяйства в России, т.к. он - один из самых низких среди экономически развитых стран. Целесообразно разработать государственную программу "Возрождение потребительской кооперации", установить для нее льготы по налогообложению и кредитованию. Необходимо также укрепить институциональные основы деятельности потребительской кооперации. Ситуация еще более осложнится после вступления России в ВТО. Поэтому целесообразно ускорить принятие Федерального закона "О продовольственной безопасности Российской Федерации" и разработать специальную программу адаптации сельского хозяйства и перерабатывающей промышленности к деятельности в условиях присоединения страны к ВТО. Также очень важно не допускать инфляционного роста цен в результате монополизации производителей, создавать нормальную конкуренцию, снижать влияние резких колебаний цен на продукцию сельского хозяйства, сырье и продовольствие, уменьшать долю импорта товаров и т.д. Все эти меры должны способствовать оздоровлению российской экономики.
Воспользуйтесь поиском по сайту: ©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...
|