Тафсылийа (опровержение конкретного Атрибута).
⇐ ПредыдущаяСтр 2 из 2 Есть несколько доводов, которые опровергают убеждения матуридитов: 1. В книгах матуридитских имамов говорится о том, что тот, кто истолкует Атрибут Руки Мощью или Милостью, тот не является приверженцем сунны, но это истолкование является словом к'адаритов и му'тазилитов. И в их же книгах говорится, что тот, кто истолкует Атрибут Рука Мощью или Милостью, аннулирует этот Атрибут, а это является запретным. Подобные утверждения встречаются со слов Абу Ханифы, а также имамов, которых возвеличивают и уважают матуридиты, таких как Фахр Аль-Ислям Аль-Баздави, Сарк'аси, Хафиз Ад-Дина Ан-Насафи, Аляуддин Аль-Бухари, Абу Аль-Мунтаха Аль-Магнисави, Мула Али Аль-Кари, Шейх Заду, Аль-Алляма Аль-Кашмири. В книгах этих людей встречается это указание что если кто то истолкует Руку Аллаха мощью или милостью, тот не является из ахли сунна, а является последователем муатазилитов и кадаритов и тем кто аннулирует этот атрибут.
2. Матуридиты говорят: "Мы делаем подобные истолкования только тогда, когда на это есть довод, это они говорят для того чтобы не быть похожими на заблудших карамитам, батанитам, рафидитам, джахмитам и им подобным неверующим философам, грекам, персам и индийцам". Но мы спрашиваем у них: какой у них довод на то, что в арабском языке Мощь или Милость можно описать Руками, Пальцами, Ладонью, Хваткой и т.д. Наоборот пришли слова многих обладателей знания, которые говорят, что невозможно этим описать Атрибуты милостью или мощью, такого не найдешь в арабских словарях.
Приходит от Абу Аль-Хасан Аль-Аш'ари, тот, кого матуридиты считают своим имамом, что он сказал: "Не позволяется в арабском языке и в обычаях арабов говорить: "Я сделал это Своими двумя Руками" и иметь в виду Милость. А раз Аллах обратился к людям на арабском языке и теми изречениями и словосочетаниями, которые приняты и понимаемы среди арабов, то не позволительно делать такое истолкование и оно является ложным, непозволительным". (Аль-Ибана, стр. 97-99, 131-132 издательство Аль-Джами'а Аль-Ислямийа).
Подобные слова говорил также их другой имам ашаритов Абу Бакр Аль-Бак'илляни в книге Ат-Тамхид, стр. 258-259. Схожие слова другого их имама Абу Аль-Хасана Али ибн Аль-Халяфа, который известен как Ибн Аль-Батталь, передал Хафиз Ибн Хаджжар Аль-Аск'алйани в своей книге Фатх Аль-Бари, 13/394. Те же самые слова есть у другого имама Абу Мухаммада Абдуль-Вахида Ас-Сафак'иси Аль-Малики, который известен как Ибн Тин, его слова также передал Хафиз Ибн Хаджжар в книге Фатх Аль-Бари, 13/394. То же говорили имамы аш'аритов Ибн Фаурак и Аль-Байхаки в книгах (Мушки Аль-Хадис, стр. 106, 327; Аль-И'тикад, стр. 88; Асма ва Ас-Сыфат, стр. 314).
Говорит имам Ибн Хузайма в своей книге Китаб Ат-Таухид, 1/118-198: «Посмотри внимательно на арабский язык и какие смыслы он несет, и ты поймешь, что джахмиты являются заменяющими Книгу Аллаха и искажающими ее, а не теми, которые правильно истолковывают ее. Говорить, что под Руками имеется в виду Милость, является неправильным. Если бы под Двумя Руками имелась в виду Милость, то в этом аяте было бы не "баль йядаху мабсутатан" а было бы " баль йядаху мабсутата" или «баль йядаху мабсутатун или мабсутатан», то есть тамарбута на конце, но не было мабсутатан в двойственном числе, потому что Милости Аллаха больше, чем ее можно сосчитать, и не возможно, чтобы Милости Аллаха было всего лишь две, и не больше этого».
3. Матуридиты и аш'ариты в истолковании атрибутов Аллаха, больше погрязли в своих заблуждениях, чем иудеи. Когда иудеи сказали, что под словами "Рука Аллаха скручена" имеется в виду, что Всевышний Аллах жадный, скупой, то Аллах опроверг их слова о скупости, но не опроверг то, что у Него есть Рука. Сказал «Его обе Руки распростёрты». Сура 5 «Аль-Ма’ида - Трапеза», аят 64
В этих аятах подразумевается Щедрость Аллаха, но также и Атрибут две Руки Аллаха. Иудеи не отрицали Атрибуты Аллаха и не истолковывали их вначале своей истории, и только затем в конце своего времени начали это делать. И поэтому Аллах не порицал их за то, что они говорили, что у Аллаха нет Руки, но порицал за то, что назвали Его жадным, потому что они не отрицали Руки Аллаха.
4. В арабском языке одно слово может иметь несколько толкований, однако все они, кроме одного, теряют свое значение, если приходят в контексте, конкретных описаниях. Ибн Аль-К'аййим говорит: "Пришло описание Руки различными действиями (тем что она трясет, хватает, скручивает, пишет, начертывает, создал Адама руками). Да, возможно такое, что рука несет значение милости в арабском языке, но не тогда когда она описывается всеми этими действиями (как: трясет, хватает, скручивает, пишет, начертывает и т.д. все это невозможно приписать к милости). И их ошибка произошла из-за того, что они взяли это слово отдельно от контекста предложения, и посмотрели какой смыл оно несет, и начали этим смыслом истолковывать все контексты".
(Например): Взять слово ручка человек открыл словарь плотников и увидел что там слово ручка значит, ручка двери и там даже рисунок показан, и потом он читает книги и там сказано и взял человек своей рукой мяч, и он думает что под словом рукой тут имеется ввиду то что описано в столярном словаре, то есть ручка от двери, потом читает и написал Вася ручкой диктант, он снова думает, написал диктант ручкой от двери. Вот такая же глупость получается у этих сектантов. Только они это делают, сознательно искажая, потому что им было указано, но они продолжают искажать. И еще спорят, это равносильно, что тот прочитавший словарь плотника начнет спорить с учителем русского языка, что слово ручка касается только ручки от двери и везде где приходит в предложениях слово ручка имеется ввиду именно ручка от двери спорит с учителем до посинения, что он прав. А потом выносит постановление что учитель русского языка джахиль, также как эти сектанты выносят постановление на ахли сунна что они кафиры или заблудшие потому что утверждают Аллаху атрибут Рука).
5. Даже если рука может нести значение мощи, то не в этом контексте: «О Иблис! Что помешало тебе пасть ниц перед тем, кого Я сотворил Своими Руками?» Сура 38 «Сад», аят 75. Потому что Иблис ответил бы Аллаху: "Почему я должен поклоняться тому, кого Ты создал Своими двумя Руками (имея в виду Мощь) в то время, как меня Ты тоже создал Мощью". Тогда не было никакого отличительного признака У Адама (мир ему) перед Иблисом.
6. Если арабы употребляют слово "рука", или две руки подразумевая милость, то они не употребляют этого слово кроме как по отношению к тому, кто действительно обладает руками. Арабы говорят иногда: "У меня две руки для тебя". Т.е. имеется в виду, что когда один сделал милость другому и он еще не отблагодарил его за милость. Но арабы не используют фразу "у меня две руки для тебя", кроме как к объекту, который действительно обладает двумя руками, поэтому неправильно говорить в арабском языке "у этого камня две руки для меня", потому что этот камень не обладает атрибутом рук. И другие фразы так они используют. Поэтому если даже согласится что тех аятах которые истолковывают ашариты и матуридиты как милость, то все равно вместе с этим необходимо указать на то что этих аятах все равно приходит утверждение рук относительно Всевышнего Аллаха. (То есть, то, что вы истолковали этот аят как милость, не отменяет то, что в этом аяте также имеется в виду руки потому что такой оборот речи арабы относят к тем у кого есть руки).
[Примечание не из книги]: Приведу некоторые доводы на утверждение Аллаху атрибута Рука, которые привел имам Захаби в своей книге: Исбат аль-йад лиЛлях (Утверждение Руки для Всевышнего Аллаха): «В Судный день, Аллах свернет небеса, затем возьмет их Своей рукой и скажет: «Я – Царь, где же могучие, где же гордецы»? [Его привел Муслим №2787, 2788, Абу Дауд в своем «Ас Сунан» №4732 и от него его привел Аль Байхакы в «Аль Асма» № 705].
Посланник Аллаха, саля Ллаху алейхи ва салам, сказал: «Поистине, Аллах первой вещью сотворил «Аль Калям» ( перо ) и взял его Своей правой рукой, а у Него обе руки правые, и написал все, что будет происходить, благое и нет, жидкое или твердое, и сохранил это все в Писании, затем сказал: «Если хотите, читайте: «Это Наша книга, которая говорит против вас истинно, поистине, Мы приказывали записывать все, что вы совершали». Аль Джасийа 29. А бывает ли запись, кроме как после совершенного деяния?! [Передал его Ад Даракутни в "Ас-Сыфат", 14-35, и ас-Суюты возвел его к тафсиру Ибн Мардавейхи, и такой же асар передан от Ибн Аббаса в тафсире Ибн Джарира].
Посланник Аллаха (да благословит его Аллах и приветствует) сказал: «Аллах возьмет Свои небеса и Свои земли Своей рукой и скажет: «Я – Аллах». Сожмет Свои пальцы и разожмет их: «Я – Царь, Я – Милостивый». Этот хадис достоверный. [Муслим №2788].
Посланника Аллаха (да благословит его Аллах и приветствует) на минбаре говорил: «Поистине, Аллах, Свят Он и Велик, когда настанет Судный день, соберет небеса и земли в кулак, затем скажет: «Я – Аллах». [У Ибн Арафа окончание хадиса. Передал его Ибн Арафата в джузе, 9-47, и у Муслима он 4-2139].
Посланник Аллаха (да благословит его Аллах и приветствует) сказал: «Поистине, Аллах написал книгу Своей рукой, и поместил ее у Себя над Троном. «Поистине, Моя милость преобладает над Моим гневом». Этот хадис достоверный. [Аль Бухари №3194 и Муслим №2751].
Посланник Аллаха (да благословит его Аллах и приветствует) сказал: «Самая первая вещь, которую сотворил Аллах – перо (Аль Калям), взял его Своей правой рукой, а Его обе руки правые, и написал земную жизнь и все что там будет происходить». Это привел Бакыя бин Валид от Арто бин Аль Мунзир, от Муджахида, от Ибн Умара. [Передал Ибн Аби Асым в "Ас-Сунна", 1-49, и аль Фирьяби, 231, и аль Аджурри в "Аш Шариа", 175]
Пророк (да благословит его Аллах и приветствует) сказал: «Когда Аллах сотворил Адама и его потомство, то ангелы сказали: «О Господь, ты создал их, они едят, пьют, женятся и???, сделай же для них эту жизнь а для нас последнюю». И сказал Всевышний: «Того, кого Я сотворил Своими руками и вдохнул в него от Своего духа, я не сделаю подобно тому, кому Я сказал «Будь» и оно стало». [Аль Бейхакы в аль Асма уа ас Сыфат, 877].
Посланник Аллаха (да благословит его Аллах и приветствует) что он сказал: «Земля в Судный день будет как хлеб, скрутит ее Могучий Своей рукой, подобно тому, как каждый из вас скручивает свой хлеб для поездки». [Аль Бухари №6520 и муслим № 2792].
Передается от Ибн Умара, что посланник Аллаха (да благословит его Аллах и приветствует) сказал: «Скрутит Аллах небеса, затем возьмет их Своей правой ( рукой ), затем скажет: «Я – Царь». И скрутит земли Своей левой ( рукой ), затем скажет: «Я – Царь, где же могучие, где же гордецы»? Это привел Муслим от Абу Бакра бин Абу Шейба, от Абу Усамы, от Умара бин Хамза, от Салима, от Ибн Умара. [Передал аль Бухари муаллякан 7418, и Муслим, 2148 с непрерывным иснадом].
Пришло достоверно от Абу Суфьяна, от Вахба бин Мунаббих, что он сказал: «Творения в кулаке Аллаха ничто иное как горчичное зерно в руке одного из вас». [Привел Муджахид в своем Тафсире на стр. 580].
Пришло достоверно от Ибн Аббаса, что он сказал: «Аллах провел по спине Адама и вывел в Свою правую ( руку ) всех благочестивых, а в Свою другую руку вывел всех нечестивых». [Привел Ибн Батта в «Аль Ибана» 1334].
Пришло достоверно от Ибн Аббаса, что он сказал: «Всевышний Аллах, взял потомков Адама с его спины, как пылинки и сказал: «О, такой то, совершай то-то, о такой то, совершай то-то. Затем взял две пригоршни, горсть в Его правой руке и горсть в Его другой руке, и сказал тем, кто в Его правой (руке): «Заходите в рай». И сказал тем, кто в Его другой руке: «Заходите в огонь, Я так решил». Привел А’маш от Хабиба бин Абу Сабита, от Саида бин Джубейра, а от него Мухадара бин Маури’ и др. [Передал Ибн Манда в "Ар Родд аля аль Джахмия", 29-58, и Ибн Батта, 1633].
Пришло достоверно от Сальмана аль Фариси, что он сказал: «Аллах сорок ночей укрывал глину Адама, затем собрал ее Своей рукой, и Хамад бин Саляма указал на свою руку, и вывел благочестивых Своей правой (рукой), а нечестивых левой». Сказал: «Вот так», и Хамад провел одной рукой по другой, и так же поступал Хаджадж аль А’вар. Это передал Хаджадж от Хамада бин Саляма, от Сулеймана ат Таймий, от Абу Усмана ан Нахди от Сальмана. [Аль Байхакы 2/153, Ибн Манда в "Ат Таухид", 484, и другие].
Достоверно пришло от Нафи’ бин Умара аль Джамхи, что он сказал: «Я спросил Ибн Абу Мулейка о руке Аллаха, она одна или их две? Он ответил: «Нет, их две». И это пришло от Ибн Абу Мулейк через нескольких табиинов. Это привел Ад Дарими, в опровержении на Бишра, от Саида бин Абу Марьяма от Нафи’, от Ибн Умара. [Ар Родд аля аль Бишр, 38]
Ахмад бин Ханбаль сказал, что ему рассказал Абу аль Мугыра, что ему рассказала Абда от ее отца Халеда бин Ма’да, который сказал: «Поистине, Аллах, никого не трогал Своей рукой, кроме Адама, создал его Своей рукой». [Абдуллах Ибн Ахмад в Ас Сунна, 574, и аль Хаким ат Тирмизи, 96].
Нам рассказал Исмаиль бин Аль Фарра, что ему рассказал Абу Мухаммад бин Кудама, от Яхья бин Махмуд Ас Сакафи, что ему рассказал его дед Аль Хафиз абу Аль Касим Исамиль бин Аль Фадль аль Асбаханий сказав: «То что пришло в Книге Аллаха или передано с достоверным иснадом на тему Качеств Аллаха, то мнение саляф что они утверждают это и принимают со внешним смыслом, отрицая уподобление. Потому что слова на тему Качеств это ответвление от слов относительно Самого Аллаха. А утверждение Аллаха – это утверждение Его существования, а не утверждение каким образом это происходит. И точно также утверждение Его описаний.
А если кто-либо скажет, что «рука» на внешнем смысле не может быть кроме как плотью и телом.
То мы ответим: а что же тогда вы говорите относительно рук Всевышнего Аллаха? И если они скажут, что это со смыслом «Сила», то мы скажем, что ведь «Сила» не может быть кроме как «явление», и она не представляется ничем кроме явления (арад).
А если они скажут что со смыслом «плоть» - это она у нас. Тогда отталкиваясь от вашего толкования нет ничего особенного в том, что Аллах Своей силой сотворил Адама, так как. иблиса Он тоже сотворил Своей силой, и так же все остальные творения.
И отталкиваясь от такого толкования, они разрешили сказать: «Поистине, Аллах сотворил иблиса Своими руками»». В опровержение им мы скажем, что уже было упомянуто, что Аллах Своей рукой сотворил лишь только три вещи, а остальным созданиям Он сказал «Будь» и они стали. И так же не останется разницы между этими (тремя) вещами и остальными творениями.
И почему вы так же сказали: «Поистине рука, по внешнему смыслу своему это ничто иное как орган»? Нет, напротив, рука – это слово, которая несет в себе несколько смыслов, которые меняются в зависимости от того, чья это рука, к какому существу она относится. И если идет речь о животном, то она будет со смыслом органа из плоти, а если будет скульптурой из металла или камня, то она будет со смыслом металла или камня. А если будет высечена на стене, то она (рука) будет высеченной. А если Он является Тем, что нет Ему подобного, то и Рука будет той, которой нет подобия, и которая не является телом.
И если мы скажем, например: «У меня медный идол у которого есть две руки и две ноги, может ли кто-нибудь подумать, что его руки и ноги это органы из плоти и крови»?!
И если я скажу: «У меня есть деревянная вырезка с двумя ногами, придет ли в голову, что они так же из плоти»?!
И если я скажу: «Какие же смелые руки у Зейда, которыми он пишет", разве внешне с этих слов видно что его руки не являются плотью»?
Или же если я скажу: «Поистине Аллах, Свят Он и Велик, нет ничего подобного Ему, и Он не является телом и явлением, и Он сотворил Адама Своими обеими руками. Может ли разумный человек подумать, что Его почетные руки это: тело, явление, плоть и т.п.
И точно также, если ты скажешь: «Сердца рабов ( находятся ) между пальцами Аллаха, Свят Он и Велик». [Муслим 4/2045] «Поистине Аллах не одноглазый». [Аль Бухари 13/90, Муслим 1/155 и др.]. «… пока Господь величия не положит на него ( т.е. на ад ) Свою стопу». [Аль Бухари 8/594, Муслим 4/2186 и др.]. Или: «Наш Господь удивляется молодому человеку, у которого нет страсти». [Его привел Ахмад 4/151, Аль Байхакы 2/417 и др.].
И подобно тому, как Его, Свят Он и Велик, невозможно представить в мыслях и вообразить в голове, точно так же Его руки и остальные описания, их невозможно представить в мыслях и вообразить в голове. И точно так же если я скажу: «Какой-то человек обладатель руки в городе». Может ли прийти в голову слушающего, что это орган в данном контексте? Или когда Всевышний Аллах сказал: «Поистине в этом напоминание для того, у кого есть сердце». (Каф 37). Можно ли понять, что тут идет речь о куске мяса? Нет, все что можно тут понять, что подразумевается здесь то что является результатом руки и сердца из похвальных качеств, как владение в городе, и тому подобное.
И если это так, то описание каждой вещи будет в зависимости от нее. И если мы смогли представить какую-либо вещь, то мы сможем представить и ее описания. А если мы не можем представить эту вещь, то мы отрицаем представление и ничего не представляем. Это то, в чем нет сомнений».
А если кто-то скажет, в обычаях уже стали понимать, что рука – это всем известный орган из плоти, то мы скажем, что в обычаях так же уже стали понимать, что знание, слух, зрение – это явления, которые бывают с телом, какая же тогда разница?
А если кто-либо скажет, что Его обе руки это со смыслом две милости, то мы ответим, что милостей Аллаха не сосчитать, а что же это за две особенные из общего числа?! [См. «Ат Таухид» у Ибн Хузейма 1/151,198].
И так же, милости Аллаха – это творения, как же Аллах сотворил Адама посредством творений, иблис в таком случае будет более почетен, нежели Адам, т.к. иблиса Аллах сотворил без посредника. И так же так не говорится: «Я своими двумя руками сделал то-то», имея ввиду свои две милости. А тот, кто доказывает это со стороны языка, тот клевещет на язык и говорит то, о чем не знали истинные арабы.
Так же можно сказать, что мы знаем без сомнений, что сподвижники и их последователи (табиин), и те, кто пришли после них, что среди них были и бедуины и неучи, были и женщины и дети и т.п. кто не знал бы такого толкования, но вместе с этим они слушают эти аяты и хадисы относительно описаний (Аллаха). И так же об этом в присутствии большого скопления людей рассказывали имамы из числа сподвижников и табиинов, и ни одно описание ни разу они не истолковывали, а оставляли этих простолюдинов на их понимании и на их естестве.
И если бы истолкование было бы допустимым, то они бы первыми устремились бы к этому, так как это отрицание уподобления и придания тела если согласится с ложным заявлением тех, кто заявляет, что из внешнего смысла этого, уместного для Аллаха, понимается что у Аллаха есть тело. И напротив, когда выявился Аль Джахм бин Сафуан, и он первый кто начал истолковывать, то имамы, жившие в его время, объявили его нововведенцем, такие как Суфьян бин Уейна, Аль Фадыль бин Ияд, Ибн Мубарак, Абу Юсуф, Мухаммад бин Хасан, АбдуРрахман бин Махди, Аш Шафии, Ахмад и Исхак, а другие имамы которых не сочтёт никто, кроме Аллаха. И среди них были и те, кто обвинили его в неверии, и были те, кто дозволили убить его.
И мы не начали это, и не намекаем, что бы кого-то тут порицать, достаточно нам его опровержений, которые были до нас, и опровержений его последователей как Бишр аль Мариси и Ибн Абу Дуад.
Мы скажем, что у Всевышнего Аллаха есть Рука хакыкатан (настоящая, на внешнем смысле), подобающая Ему, и не вытекает из этого ничего порицаемого, типа уподобления, или придания тела" (конец слов имама Ат Тейми).
А вот слова Ибн Аббаса: «Нет в этом мире ничего того, что было бы в Раю, за исключением названий». [Ибн Аби Хатим 1/89 и др.].
Пророк (да благословит его Аллах и приветствует) сказал: «В раю то, что не видел глаз и не слышало ухо, и не представлялось в сердце человека». [Аль Бухари 8/515 и Муслим 4/2175].
Мы знаем, что в раю будут фрукты, пальмы, гранаты хакыкатан, но это не будет тем же самым что и в этой жизни с какой бы то не было стороны. Ты видишь, что творения в этой жизни отличаются с творениями в раю, за исключением названий. И точно так же отличаются Его описания и описания Его творений, за исключением названий. Любое описание имеет является хакыкой в зависимости от того, что оно описывает, и не является маджазом (переносным смыслом), несмотря на то, что названия схожи.
Разве ты не видишь, что если я скажу: «Я видел ‘Аайн (عين – это слово на арабском языке имеет много смыслов, которые определяются по контексту)», то есть вероятность, что я видел глаз человека, или солнечный диск, или шпиона кафиров, и только лишь когда я отнесу это слово к кому то, или конкретизирую, или в контексте слов будет указание на того, к кому оно отнесено, то уходит неясность и это слово становиться основным в понимании слушающего. Например, если ты скажешь: «Я видел ‘Айн (источник) воды», ты употребил это слово в контексте с водой. Или ты скажешь: «Я видел ‘Айн (источник) текущий». Всевышний сказал: «Там есть источник текущий». Аль Гашийа 12. Или то, что идет дальше и толкует это слово, и неясность так же уходит. Или ты скажешь: «Я плавал в ‘Айн (источнике)», или «Я видел ‘Айн (источник) с большим количеством рыбы в нем», и точно так же все остальное.
И мы это говорим, что все описания Всевышнего Аллаха устанавливаются только Книгой или сунной. Поразмышляй же над этим, задумайся над собой честно и справедливо.
И мы просим Великого Аллаха, что бы Он направил нас и вас к истине, к Своему правильному пути, и что бы даровал нам благоразумие. И каждый из нас если оставит страсти, то поймет, что должен стремиться за истиной и верным руководством. Просим Аллаха, что бы Он сделал нас и вас из числа тех, кто держится за сунну. И нет силы и мощи ни у кого, кроме Великого Аллаха.
(Все что было приведено выше, приведено выборочно, из книги имама Аз-Захаби «Исбат аль-йад лиЛлях». Выборочно приведено чтобы не удлинять текст). [Конец примечания].
Воспользуйтесь поиском по сайту: ©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...
|