Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Соотношение объективации и субъективного




Параллелирование обеспечивает чуткое внимание и умелые интервенции, но его недостаточно, чтобы добиться от пациента более глубокого участия. В этой главе я предлагаю дальнейшие пути выполнения данной задачи.

В интенсивной психотерапии пациент прежде всего стремится описать и понять какие-то проблемы, жалобы, заботы или вопросы. (Я буду использовать термин «забота» как аналог всех этих понятий.) Степень серьезности и вовлеченности этих усилий пациента говорит нам о том, насколько искренне он берет на себя ответственность за свою жизнь и насколько умело он уже использует силу своей субъективности. Существует множество форм представления и исследования пациентами их жизненных вопросов. В этой главе описываются четыре группы таких форм:

• в основном объективирующие;

• с тенденцией к объективации;

• с тенденцией к субъективности;

• в основном субъективные16.

Важная задача психотерапии — помочь пациенту стать более непосредственным и сконцентрированным в борьбе с жизненными проблемами, приведшими его в психотерапию. Но, как правило, пациенты дистанцируются именно от этих проблем и, таким образом, теряют ощущение собственного авторства и силу, необходимую для изменений, которых они так страстно желают. Шкала движения от объективного к субъективному связана с этим часто встречающимся паттерном поведения пациентов и с тем, как мы можем помочь тому, кто обращается к нам за по­мощью, лучше справляться со своими горестями.

По мере того как психотерапевт знакомится с этой шкалой, он обнаруживает ее преимущества: наблюдение за тем, как пациент «контролирует» свою заботу, дает возможность примерно оценить его вклад в психотерапию, а также наметить шаги для повышения его вовлеченности.

Выполняя тысячи других задач, психотерапевт в любой момент должен осознавать, на каком вопросе внутренне сосредоточена работа пациента. Если у него сложилось некоторое представление об этом, то он может отмечать, как пациент работает с этим вопросом. В данной главе описаны некоторые пути осуществления пациентами такой работы — не полный каталог, но некоторые из наиболее часто встречающихся. Четыре группы форм описываются в виде континуума — сначала в основном объективированные формы, затем две промежуточные группы, в которых присутствует и объективация и субъективность, и, наконец, только субъективные индивидуальные формы.

Эти группы и представляющие их формы поведения даны в табл. 9.1. Психотерапевту необходимо представлять общий смысл этого измерения, а не стараться механически соотнести поведение пациента и формы, перечисленные в таблице. Наши пациенты не изучали этот предмет, поэтому они неосмотрительно создают все новые и новые паттерны, которые не так легко вписываются в эту схему.

 

ТАБЛИЦА 9.1

Паттерны представления заботы пациентами______________________________

Паттерны, объективирующие заботу:

• Называние

• Описание

• Оценивание

Паттерны с тенденцией к объективизации

• Функциональное ассоциирование

• Причинное или аналитическое ассоциирование

• Детализация истории или жизненных событий

Паттерны с тенденцией к субъективности:

• Осознавание тела и ассоциирование

• Описание снов и фантазий

• Эмоциональное ассоциирование

• Осознание в процессе

В основном субъективные паттерны

• Спонтанное фантазирование

• Свободные ассоциации

• Поиск, ведомый заботой

 

Мы начинаем с первого интервью, которое дает нам возможность проанализировать различные способы описания пациентом своей заботы.

Эпизод 9.1

Клиент — Энди Кэмпбелл, психотерапевт — Бланш Натан

(Сцена: офис доктора Натан. Время: первое интервью; пациент и психотерапевт уже встретились, познакомились, обменялись шутками, и доктор Натан спрашивает:)

П-1. Что привело вас ко мне именно сейчас?

К-1. Ну, я уже какое-то время думаю, что мне стоило бы обратиться за помощью, но я все откладывал, и...

П-2. Ммм?

К-2. Я полагаю, мне все время казалось, что еще не время. Несколько раз я думал, что... Я спросил свою подругу, что она думает по этому поводу, и она сказала, что считает, что мне стоит это сделать. Еще я спросил у моего врача, а он сказал, что иногда психотерапия помогает, а иногда — нет; так что я точно не знаю, но...

П-3. Трудно было понять, что вам следует делать, а?

К-3. Да. В смысле, казалось, что мне... Я не хотел делать проблему из того, что, может быть, и не так важно, но, с другой стороны, это для меня всегда проблема.

П-4. Мне непонятно, что для вас проблема.

К-4. Ах, да. Прошу прощения. Это моя нерешительность. Я имею в виду, что нерешительность — моя проблема. Я, похоже, никогда ни в чем не бываю уверен. Я знаю, у всех это есть... Я, наверное, не должен думать, что я чем-то отличаюсь, но...

П-5. Я понимаю (выжидательно).

К-5. Да. Я привык быть неуверенным. В смысле, вы можете сказать, что я не хочу попасть в глупое положение. Я просто не хочу... но тогда я на самом деле не думаю об этом. Хотя, я не знаю.

П-6. Расскажите мне побольше о своей нерешительности и о том, почему для вас это проблема.

К-6. Ну, просто, когда мне нужно принять какое-то решение, сразу начинаются неприятности. Вроде как я брожу туда-сюда у себя внутри и никогда не знаю, что будет правильным. Это продолжается уже довольно долго. Я бы хотел быть более уверенным в себе, но не получается. Я думаю, что, возможно, становится хуже.

П-7. Вполне может становиться хуже. Вы сейчас более нерешительны, чем обычно?

К-7. Да, наверное... но, знаете, я не уверен. Иногда мне кажется, что становится лучше, но очень скоро, когда мне надо принять какое-то решение, я снова прихожу в смятение.

П-8. Иногда лучше, иногда хуже?

К-8. Вот-вот. Да, я думаю, что именно так. Ой, меня это просто с ума сводит. Ненавижу это. Это делает меня таким нерешительным — ну просто тряпка какая-то! Но что есть, то есть: похоже, это случается со мной все чаще и чаще.

Энди Кэмпбелл представляет свою проблему на двух уровнях: он рассказывает о ней и одновременно проигрывает ее. Очевидно (но не до конца) последнего он не осознает, а Бланш Натан решает пока не обращать на это его внимания. Однако будет полезно посмотреть, как он проговаривает свои жалобы.

Сначала (К-4 и -5) он просто называет их «моя нерешительность». Несмотря на то что он признает, что является «владельцем» этого качества (используя местоимение «моя»), Энди, похоже, обращается со своими жалобами, как с независящей от него силой. Так он мог бы описать недуг, которым страдает («мой туберкулез представляет для меня проблему»), другими словами, «нечто чуждое, что приносит мне горе».

Только после нескольких принимающих и подбадривающих реплик доктора Натан Энди (К-6) дает некое описание того, как эта проблема воздействует на него. Теперь он дает обобщенную формулировку вопроса, мельком касается его истории и выносит оценку, — говорит, что становится хуже.

Третий этап наступает, когда Энди оценочно реагирует и выражает свой гнев на этот паттерн нерешительности (К-8). Его досада и раздражение до этого момента были скрыты, теперь они выступают более явственно, и, по мере того как это происходит, мы видим, что уменьшается внутреннее «отыгрывание» заботы (реплика К-8 существенно более решительна, чем любая другая).

 

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...