Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Научно-исследовательские и научно-производственные технологии, используемые на практике




Программа

Учебной практики (летней)

по направлению

Психолого- педагогическое образование

 

квалификация (степень) выпускника

бакалавр

4 года обучения

 

 

Курс 2

Семестр 4

Количество недель 4

 

Документ: Дата разработки:   Номер и дата регистрации в УМУ: №__________от_________________ №__________от_________________ №__________от_________________  

 

 

Ханты-Мансийск

2013 год


П рограмма учебной практики (летней)

Предисловие

1. Программа составлена в соответствии с требованиями Федерального государственного образовательного стандарта высшего профессионального образования (ФГОС ВПО) по направлению подготовки 050400.62 Психолого- педагогическое образование, утвержденного приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от «22» марта 2010 г. №200 и с учетом рекомендаций примерной основной образовательной программы ВПО.

 

ОДОБРЕНА на заседании обеспечивающей кафедры

«________________________» протокол № _____ от ____________.

(наименование кафедры) (дата)

 

2. Разработчик (и)

 

К. пс. н., доцент (ученое звание, ученая степень) _________________ (подпись) С.А. Зайкова (И. О. Фамилия)

 

3. И.о. зав. обеспечивающей кафедрой

 

К. п. н., доцент (ученое звание, ученая степень) _________________ (подпись) В.А. Мищенко (И. О. Фамилия)

 

4. Рабочая программа СОГЛАСОВАНА с выпускающей(-ими) кафедрой(-ами) направлений подготовки; СООТВЕТСТВУЕТ ФГОС ВПО по направлению подготовки, действующему учебному плану.

 

И.о. зав. выпускающей кафедрой направления подготовки 050400.62 Психолого- педагогическое образование

К. п. н., доцент (ученое звание, ученая степень) _________________ (подпись) В.А. Мищенко (И. О. Фамилия)

Введение

Учебная практика (летняя) является вторым этапом непрерывной практической подготовки студентов по направлению 050400.62 – Психолого-педагогическое образование. Практика проводится в летних оздоровительных лагерях, во внешкольных учреждениях, пришкольных оздоровительных площадках, детских клубах, туристических и спортивных лагерях, лагерях труда и отдыха. Студенты работают в качестве педагогов-воспитателей, педагогов-психологов, вожатых. Практика является самостоятельной работой студентов, с полной ответственностью за жизнь, физическое, психическое и нравственное здоровье детей и подростков, их полноценный отдых и развитие.

Продолжительность

Продолжительность практики – 4 недели (продолжительность и сроки прохождения практики устанавливаются в соответствии с учебным планом).

Сроки прохождения

Летняя педагогическая практика проводится на 2-м курсе очного и заочного отделениий, в конце 4-го семестра.

Цели и задачи практики

Цель практики:

· реализация профессионального и личностного потенциала студентов, а также, опыта, приобретенного в ходе учебы в условиях временного детского коллектива с детьми разного возраста;

· формирование компетентности педагога в области в области воспитательной и оздоровительной работы в условиях летнего лагеря

 

Задачи практики:

1. Сформировать и развить у студентов умения и навыки самостоятельной работы с временным детским и юношеским коллективом в условиях летних каникул.

2. Помочь овладеть различными формами и методами индивидуальной и групповой психолого-педагогической деятельности в условиях летнего лагеря на основе анализа психолого-педагогических характеристик каждого ребенка.

3. Помочь овладеть технологией организации и проведения творческого досуга детей.

4. Способствовать приобретению умений создавать творческую атмосферу деятельности детского коллектива и доброжелательные межличностные отношения в нем.

5.Развить ответственное и творческое отношение к проведению психолого-педагогической работы с детьми и подростками.

7. Способствовать формированию умений устанавливать профессионально этические отношения с коллегами.

8. Создать условия для совершенствования коммуникативных, диагностических, организаторских и аналитических умений и профессионально значимых качеств, формирования дидактических умений.

 

Компетенции обучающегося, формируемые в результате прохождения

Практики

В результате прохождения данной учебной практики обучающийся должен приобрести следующие практические навыки, умения, универсальные и профессиональные компетенции: ОК-1, 4, 8, ОПК-1, 2, 3, 4, 5, 6, 8, ПКПП-1, 3, 4, 6, 7, ПКНО-7

Структура и содержание практики

Детский оздоровительный лагерь является для практиканта не только местом педагогической практики, но и сильнейшим фактором воспитания и профессионального становления. Понимание огромного потенциала летнего лагеря – одна из основных психолого-педагогических установок, которую необходимо сформировать у студента, выезжающего на практику в летний лагерь. Деятельность педагога-воспитателя и психолога в лагере многофункциональна. Специфичны время и место этой работы. Неформальность лагерной обстановки, многообразие форм и видов деятельности позволяют создать условия для самоактуализации каждому воспитаннику. В процессе деятельности происходит интенсивное обогащение профессионального опыта студента в самостоятельном создании коллектива, его развитии, организации повседневной совместной жизнедеятельности воспитанников.

В условиях летнего лагеря студент-практикант находится вместе с детьми 24 часа в сутки, принимает самостоятельные решения. В лагере предстоит работа по созданию, развитию и сплочению временного детского коллектива. Все чаще в летних оздоровительных лагерях формируются разновозрастные отряды. Планируя деятельность в лагере, необходимо учесть следующие особенности: временный характер коллектива; изменение привычной среды жизнедеятельности, большая связь с природой; закрытость лагеря как типа детского учреждения; отсутствие родительской опеки, поддержки и контроля.

Таблица 1

Основные этапы учебной практики (летней)

 

Задания Виды учебной работы, на практике включая самостоятельную работу студентов и трудоемкость (в часах) Формы текущего контроля
Подготовительный этап  
1. Познакомиться с программой практики, распределением со своими групповыми руководителями. 2. Инструктаж по технике безопасности. Участие в работе установочной конференции.     Оформить в документации практики: - цель и задачи практики.
Основной этап  
  1. Разработать примерный план работы отряда.   Выполнить организационно-педагогическую работу: до отъезда в лагерь: -познакомиться с условиями работы, правилами, внутреннего распорядка, традициями лагеря; -проверить степень готовности детей к выезду в лагерь; -провести беседу с родителями; после приезда в лагерь: - познакомиться с составом отряда; -выявить интересы и увлечения детей, уровень их умений и навыков в организации совместной деятельности: -сформировать органы детского самоуправления и организовать работу с ними. Привести в основной части документации: -общие сведения о лагере, его структуре, основных направлениях деятельности, педагогических кадрах, их функциональных обязанностях; -список детей со следующими основными сведениями: ü ФИО, год рождения, ü сведения об образовательном учреждении, в котором ребенок обучается, интересах, заболеваниях, проблемах ребенка; -план работы отряда на смену.  
2. Изучить специфику проявления возрастных и индивидуальных особенностей детей, состояния здоровья, условий жизни и воспитания.   Провести диагностику личности каждого ребенка и детского коллектива.   Отразить в документации ход психологического исследования ребенка и его результаты по следующим направлениям: ü особенности протекания познавательных процессов; ü направленность личности; ü особенности эмоциональной и волевой сферы; ü способности и склонности; ü проявление свойств нервной системы и темперамента.
3. Организовать трудовую деятельность детей.   Научить детей различным формам трудовой деятельности: дежурство в столовой, дежурство по лагерю, благоустройство территории, шефская помощь младшим отрядам, обучение навыкам самообслуживания и гигиены. Привести в основной части документации результаты наблюдений о процессе усвоения ребенком основных трудовых навыков и навыков самообслуживания.    
4. Организовать игровую деятельность детей.   Подготовить и провести с детьми различные игры: познавательные, развивающие, музыкальные, имитационные, деловые, игры-упражнения, аттракционы, забавы, шутки. Привести в основной части отчета типологию игр, описать содержание проведенных игр и ответную реакцию детей, их поведение во время игры.  
5.Организовать художественно-творческую деятельность детей в отряде и кружковую деятельность в лагере. -Помочь ребенку выбрать кружок или секцию в соответствии с его возможностями и интересами. -Подготовить и провести с детьми концерты- смотры, конкурсы, дни творчества, музыкальные и фольклорные фестивали, дискотеки.   Привести в основной части отчета перечень кружков, имеющихся в лагере, и определить эффективность кружковой работы для детей своего отряда. - Отразить в приложении конспект с самоанализом  
6.Организовать оздоровительно-спортивную деятельность детей.   -Разработать и провести спортивные игры и эстафеты в лагере, на местности. -В зависимости от проблем детей подобрать и провести психокорректирующие игры и упражнения. -Научить детей элементарным способам востановительно-оздоровительной деятельности, приемам выживания в экстремальной ситуации. Провести мероприятие, направленное на формирование у детей навыков и умений по оказанию помощи своему организму, снятию напряжений, стрессовых ситуаций. -Провести мероприятие с детьми по профилактике алкоголизма, наркомании, токсикомании, курении.   Отразить в приложении: -Игротека   - Игротека   -Конспект с самоанализом   - Конспект с самоанализом  
7.Провести индивидуальную воспитательную работу с детьми и подростками, имеющими проблемы межличностного общения в коллективе.   -Определить степень необходимой психолого-педагогической помощи ребенку с проблемами на основе анализа: •индивидуальных психолого-педагогических особенностей ребенка; •отношения к ребенку в коллективе; • отклонений от норм поведения в предложенных ребенку видах деятельности.   -Проанализировать в основной части отчета результаты работы с детьми группы социального риска. -Перечислить в основной части отчета необходимые социальные знания, социальные умения и навыки, позволяющие ребенку овладеть социальной ролью-«член коллектива».  
8.Изучить этическую сторону взаимоотношений членов педагогического коллектива лагеря.   -Наблюдая за взаимоотношениями между членами педагогического коллектива лагеря выявить: •характер взаимоотношений, степень взаимного уважения и доверия, взаимопомощи; •характер межличностных конфликтов и способы их разрешения.   -Представить в основной части отчета краткую характеристику этических проблем взаимоотношений в коллективе. -Сформулировать основные этические правила взаимоотношений между членами педагогического коллектива (памятка).  
9.Подвести итоги организации деятельности временного детского коллектива.   -Проанализировать выполнение задач, поставленных творческой программой работы отряда. -Проанализировать результаты достигнутого уровня развития коллектива, достижения вразвитии каждого ребенка, эффективность выбранных форм и методов социально-педагогической работы.   -Определить и оформить в основной части отчета практики структуру и содержание деятельности педагога -психолога в условиях летнего отдыха детей и подростков.    
Задание по выбору:   1.Оформительская работа (оформление массового праздника, оформление уголка, оформление стенной газеты). 2.Туризм в структуре летней воспитательной деятельности. Организация и проведение ПВД (поход выходного дня): документация по выходу группы в поход, техника безопасности в походе, содержание деятельности детей. 3.Авторская разработка игры. Подчинение игры концепции программы воспитательной работы, модификация игры в соответствии со спецификой конкретного детского коллектива. 4.КТД. Цели и задачи, этапы КТД. Оценка результатов, совместный анализ проведенного КТД. 5.Тематический или проблемный «огонек». Цели и задачи «огонька», сценарий, анализ. 6.Отрядное дело. Цели и задачи, этапы, роль педагога. Оценка результатов, совместный анализ.   Отразить в приложении отчета: - Макет     - Конспект с самоанализом   - Конспект с самоанализом   - Конспект с самоанализом   - Конспект с самоанализом   - Конспект с самоанализом  
Итоговый этап  
1. Обобщить полученные на практике результаты.     -Проанализировать свою деятельность за период прохождения практики, выявить свои достижения и недостатки, а так же наметить пути их исправления. -Написать отчет по практике по установленной форме.  
2.Подготовить выступление к заключительной конференции -Выступление на итоговой конференции по практике, сопровождаемое слайдовой презентацией.

 

Научно-исследовательские и научно-производственные технологии, используемые на практике

В процессе практики студент может использовать деловые и ролевые игры, решение конкретных ситуаций, методы активного социального обучения, компьютерные симуляции.

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...