Научно-исследовательские и научно-производственные технологии, используемые на практике
Программа
Учебной практики (летней)
по направлению
Психолого- педагогическое образование
квалификация (степень) выпускника
бакалавр
4 года обучения
Курс 2
Семестр 4
Количество недель 4
Документ:
Дата разработки:
| Номер и дата регистрации в УМУ:
№__________от_________________
№__________от_________________
№__________от_________________
|
Ханты-Мансийск
2013 год
П рограмма учебной практики (летней)
Предисловие
1. Программа составлена в соответствии с требованиями Федерального государственного образовательного стандарта высшего профессионального образования (ФГОС ВПО) по направлению подготовки 050400.62 Психолого- педагогическое образование, утвержденного приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от «22» марта 2010 г. №200 и с учетом рекомендаций примерной основной образовательной программы ВПО.
ОДОБРЕНА на заседании обеспечивающей кафедры
«________________________» протокол № _____ от ____________.
(наименование кафедры) (дата)
2. Разработчик (и)
К. пс. н., доцент
(ученое звание, ученая степень)
| _________________
(подпись)
| С.А. Зайкова
(И. О. Фамилия)
|
3. И.о. зав. обеспечивающей кафедрой
К. п. н., доцент
(ученое звание, ученая степень)
| _________________
(подпись)
| В.А. Мищенко
(И. О. Фамилия)
|
4. Рабочая программа СОГЛАСОВАНА с выпускающей(-ими) кафедрой(-ами) направлений подготовки; СООТВЕТСТВУЕТ ФГОС ВПО по направлению подготовки, действующему учебному плану.
И.о. зав. выпускающей кафедрой направления подготовки 050400.62 Психолого- педагогическое образование
К. п. н., доцент
(ученое звание, ученая степень)
| _________________
(подпись)
| В.А. Мищенко
(И. О. Фамилия)
|
Введение
Учебная практика (летняя) является вторым этапом непрерывной практической подготовки студентов по направлению 050400.62 – Психолого-педагогическое образование. Практика проводится в летних оздоровительных лагерях, во внешкольных учреждениях, пришкольных оздоровительных площадках, детских клубах, туристических и спортивных лагерях, лагерях труда и отдыха. Студенты работают в качестве педагогов-воспитателей, педагогов-психологов, вожатых. Практика является самостоятельной работой студентов, с полной ответственностью за жизнь, физическое, психическое и нравственное здоровье детей и подростков, их полноценный отдых и развитие.
Продолжительность
Продолжительность практики – 4 недели (продолжительность и сроки прохождения практики устанавливаются в соответствии с учебным планом).
Сроки прохождения
Летняя педагогическая практика проводится на 2-м курсе очного и заочного отделениий, в конце 4-го семестра.
Цели и задачи практики
Цель практики:
· реализация профессионального и личностного потенциала студентов, а также, опыта, приобретенного в ходе учебы в условиях временного детского коллектива с детьми разного возраста;
· формирование компетентности педагога в области в области воспитательной и оздоровительной работы в условиях летнего лагеря
Задачи практики:
1. Сформировать и развить у студентов умения и навыки самостоятельной работы с временным детским и юношеским коллективом в условиях летних каникул.
2. Помочь овладеть различными формами и методами индивидуальной и групповой психолого-педагогической деятельности в условиях летнего лагеря на основе анализа психолого-педагогических характеристик каждого ребенка.
3. Помочь овладеть технологией организации и проведения творческого досуга детей.
4. Способствовать приобретению умений создавать творческую атмосферу деятельности детского коллектива и доброжелательные межличностные отношения в нем.
5.Развить ответственное и творческое отношение к проведению психолого-педагогической работы с детьми и подростками.
7. Способствовать формированию умений устанавливать профессионально этические отношения с коллегами.
8. Создать условия для совершенствования коммуникативных, диагностических, организаторских и аналитических умений и профессионально значимых качеств, формирования дидактических умений.
Компетенции обучающегося, формируемые в результате прохождения
Практики
В результате прохождения данной учебной практики обучающийся должен приобрести следующие практические навыки, умения, универсальные и профессиональные компетенции: ОК-1, 4, 8, ОПК-1, 2, 3, 4, 5, 6, 8, ПКПП-1, 3, 4, 6, 7, ПКНО-7
Структура и содержание практики
Детский оздоровительный лагерь является для практиканта не только местом педагогической практики, но и сильнейшим фактором воспитания и профессионального становления. Понимание огромного потенциала летнего лагеря – одна из основных психолого-педагогических установок, которую необходимо сформировать у студента, выезжающего на практику в летний лагерь. Деятельность педагога-воспитателя и психолога в лагере многофункциональна. Специфичны время и место этой работы. Неформальность лагерной обстановки, многообразие форм и видов деятельности позволяют создать условия для самоактуализации каждому воспитаннику. В процессе деятельности происходит интенсивное обогащение профессионального опыта студента в самостоятельном создании коллектива, его развитии, организации повседневной совместной жизнедеятельности воспитанников.
В условиях летнего лагеря студент-практикант находится вместе с детьми 24 часа в сутки, принимает самостоятельные решения. В лагере предстоит работа по созданию, развитию и сплочению временного детского коллектива. Все чаще в летних оздоровительных лагерях формируются разновозрастные отряды. Планируя деятельность в лагере, необходимо учесть следующие особенности: временный характер коллектива; изменение привычной среды жизнедеятельности, большая связь с природой; закрытость лагеря как типа детского учреждения; отсутствие родительской опеки, поддержки и контроля.
Таблица 1
Основные этапы учебной практики (летней)
Задания
| Виды учебной работы, на практике включая самостоятельную работу студентов и трудоемкость
(в часах)
| Формы текущего контроля
|
Подготовительный этап
|
1. Познакомиться с программой практики, распределением со своими групповыми руководителями.
2. Инструктаж по технике безопасности.
| Участие в работе установочной конференции.
| Оформить в документации практики:
- цель и задачи практики.
|
Основной этап
|
1. Разработать примерный план работы отряда.
| Выполнить организационно-педагогическую работу: до отъезда в лагерь:
-познакомиться с условиями работы, правилами, внутреннего распорядка, традициями лагеря;
-проверить степень готовности детей к выезду в лагерь;
-провести беседу с родителями;
после приезда в лагерь:
- познакомиться с составом отряда;
-выявить интересы и увлечения детей, уровень их умений и навыков в организации совместной деятельности:
-сформировать органы детского самоуправления и организовать работу с ними.
| Привести в основной части документации:
-общие сведения о лагере, его структуре, основных направлениях деятельности, педагогических кадрах, их функциональных обязанностях;
-список детей со следующими основными сведениями:
ü ФИО, год рождения,
ü сведения об образовательном учреждении, в котором ребенок обучается, интересах, заболеваниях, проблемах ребенка;
-план работы отряда на смену.
|
2. Изучить специфику проявления возрастных и индивидуальных особенностей детей, состояния здоровья, условий жизни и воспитания.
| Провести диагностику личности каждого ребенка и детского коллектива.
| Отразить в документации ход психологического исследования ребенка и его результаты по следующим направлениям:
ü особенности протекания познавательных процессов;
ü направленность личности;
ü особенности эмоциональной и волевой сферы;
ü способности и склонности;
ü проявление свойств нервной системы и темперамента.
|
3. Организовать трудовую деятельность детей.
| Научить детей различным формам трудовой деятельности: дежурство в столовой, дежурство по лагерю, благоустройство территории, шефская помощь младшим отрядам, обучение навыкам самообслуживания и гигиены.
| Привести в основной части документации результаты наблюдений о процессе усвоения ребенком основных трудовых навыков и навыков самообслуживания.
|
4. Организовать игровую деятельность детей.
| Подготовить и провести с детьми различные игры:
познавательные, развивающие, музыкальные, имитационные, деловые, игры-упражнения, аттракционы, забавы, шутки.
| Привести в основной части отчета типологию игр, описать содержание проведенных игр и ответную реакцию детей, их поведение во время игры.
|
5.Организовать художественно-творческую деятельность детей в отряде и кружковую деятельность в лагере.
| -Помочь ребенку выбрать кружок или секцию в соответствии с его возможностями и интересами.
-Подготовить и провести с детьми концерты- смотры, конкурсы, дни творчества, музыкальные и фольклорные фестивали, дискотеки.
| Привести в основной части отчета перечень кружков, имеющихся в лагере, и определить эффективность кружковой работы для детей своего отряда.
- Отразить в приложении конспект с самоанализом
|
6.Организовать оздоровительно-спортивную деятельность детей.
| -Разработать и провести спортивные игры и эстафеты в лагере, на местности.
-В зависимости от проблем детей подобрать и провести психокорректирующие игры и упражнения.
-Научить детей элементарным способам востановительно-оздоровительной деятельности, приемам выживания в экстремальной ситуации. Провести мероприятие, направленное на формирование у детей навыков и умений по оказанию помощи своему организму, снятию напряжений, стрессовых ситуаций.
-Провести мероприятие с детьми по профилактике алкоголизма, наркомании, токсикомании, курении.
| Отразить в приложении:
-Игротека
- Игротека
-Конспект с самоанализом
- Конспект с самоанализом
|
7.Провести индивидуальную воспитательную работу с детьми и подростками, имеющими проблемы межличностного общения в коллективе.
| -Определить степень необходимой психолого-педагогической помощи ребенку с проблемами на основе анализа:
•индивидуальных психолого-педагогических особенностей ребенка;
•отношения к ребенку в коллективе;
• отклонений от норм поведения в предложенных ребенку видах деятельности.
| -Проанализировать в основной части отчета результаты работы с детьми группы социального риска.
-Перечислить в основной части отчета необходимые социальные знания, социальные умения и навыки, позволяющие ребенку овладеть социальной ролью-«член коллектива».
|
8.Изучить этическую сторону взаимоотношений членов педагогического коллектива лагеря.
| -Наблюдая за взаимоотношениями между членами педагогического коллектива лагеря выявить:
•характер взаимоотношений, степень взаимного уважения и доверия, взаимопомощи;
•характер межличностных конфликтов и способы их разрешения.
| -Представить в основной части отчета краткую характеристику этических проблем взаимоотношений в коллективе.
-Сформулировать основные этические правила взаимоотношений между членами педагогического коллектива (памятка).
|
9.Подвести итоги организации деятельности временного детского коллектива.
| -Проанализировать выполнение задач, поставленных творческой программой работы отряда.
-Проанализировать результаты достигнутого уровня развития коллектива, достижения вразвитии каждого ребенка, эффективность выбранных форм и методов социально-педагогической работы.
| -Определить и оформить в основной части отчета практики структуру и содержание деятельности педагога -психолога в условиях летнего отдыха детей и подростков.
|
Задание по выбору:
| 1.Оформительская работа (оформление массового праздника, оформление уголка, оформление стенной газеты).
2.Туризм в структуре летней воспитательной деятельности. Организация и проведение ПВД (поход выходного дня): документация по выходу группы в поход, техника безопасности в походе, содержание деятельности детей.
3.Авторская разработка игры. Подчинение игры концепции программы воспитательной работы, модификация игры в соответствии со спецификой конкретного детского коллектива.
4.КТД. Цели и задачи, этапы КТД. Оценка результатов, совместный анализ проведенного КТД.
5.Тематический или проблемный «огонек». Цели и задачи «огонька», сценарий, анализ.
6.Отрядное дело. Цели и задачи, этапы, роль педагога. Оценка результатов, совместный анализ.
| Отразить в приложении отчета:
- Макет
- Конспект с самоанализом
- Конспект с самоанализом
- Конспект с самоанализом
- Конспект с самоанализом
- Конспект с самоанализом
|
Итоговый этап
|
1. Обобщить полученные на практике результаты.
| -Проанализировать свою деятельность за период прохождения практики, выявить свои достижения и недостатки, а так же наметить пути их исправления.
| -Написать отчет по практике по установленной форме.
|
2.Подготовить выступление к заключительной конференции
| -Выступление на итоговой конференции по практике, сопровождаемое слайдовой презентацией.
|
Научно-исследовательские и научно-производственные технологии, используемые на практике
В процессе практики студент может использовать деловые и ролевые игры, решение конкретных ситуаций, методы активного социального обучения, компьютерные симуляции.
Воспользуйтесь поиском по сайту: