Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Половозрастная структура населения




Процесс постепенного старения идет с 1920-х годов, он сопровождается ростом среднего возраста населения (динамика за последний межпереписной период дана выше) и изменениями возрастной структуры населения - снижением доли детей и ростом доли старших возрастов. Особенно заметные сдвиги произошли в последние десятилетия: доля лиц пенсионного возраста (мужчины 60 лет и старше, женщины 55 лет и старше) выросла с 11,7% в 1959 г. до 20,6% в 2006 г., а доля детей до 16 лет уменьшилась с 30,0 до 16,0%.

Особенно сильно постарело население регионов с более ранним началом демографического перехода и с многолетним миграционным оттоком. Максимальная доля лиц пенсионного возраста (23-27%) – в староосвоенной зоне: во всех областях Центра, Псковской и Новгородской областях Северо-Запада и в С.-Петербурге, а также в прилегающих к Центру Нижегородской и Пензенской областях (рис. 9). Население Москвы также продолжало стареть, однако мощный приток более молодых мигрантов смягчил эту тенденцию, поэтому доля населения старше трудоспособного возраста– 22,5%. В последние годы по доле пенсионеров к ним вплотную подтянулись края и области Юга России (Ростовская, Волгоградская области, Краснодарский край).

Таблица 4. Половозрастная структура городского и сельского населения отдельных регионов
(по данным переписи населения 2002 г.)

 

Городское население

Сельское население

мужчины женщины мужчины женщины
Псковская область        
Моложе трудоспособного 17 15 17 14
В трудоспособном возрасте 62 58 60 42
Старше трудоспособного 21 27 23 44
Дагестан        
Моложе трудоспособного 29 26 35 32
В трудоспособном возрасте 64 62 56 54
Старше трудоспособного 7 12 9 14
В среднем по РФ        
Моложе трудоспособного 19 15 23 20
В трудоспособном возрасте 68 59 62 51
Старше трудоспособного 13 26 15 29

Минимальная доля пожилых до сих пор сохраняется в районах Крайнего Севера, откуда пенсионеры уезжают. Но в начале реформ инфляция "съела" сбережения северян, и отток пенсионеров уменьшился, что привело к заметному росту доли населения старше трудоспособного возраста (в Ямало-Ненецком АО - с 2 до 6,5%, в Ханты-Мансийском и Чукотском - с 3 до 8% за 1990-2006 гг.). Пониженная доля пожилого населения характерна также для республик с незавершенным демографическим переходом (Тыва, Ингушетия, Дагестан – 8-11%). Доля детей минимальна в федеральных городах (12,3%) и постаревших областях Центра (13-16%), а максимальна в Чечне, Ингушетии, Дагестане и Тыве (29-33%), хотя в этих республиках она постепенно сокращается.

Рис. 9. Возрастная структура населения в регионах с разной демографической ситуацией в 2006 г.

С середины 1990-х годов в России снижалась демографическая нагрузка – с 0,75 до 0,58 на одного трудоспособного за 1995-2006 гг., поскольку во всех регионах росла доля населения трудоспособного возраста. Причина не только в заметном спаде рождаемости, но и во влиянии "демографической волны" - в трудоспособный возраст вошло многочисленное поколение родившихся в 1970-е годы, а на пенсию выходит малочисленное поколение родившихся в военные годы. Доля населения в трудоспособном возрасте была максимальной в 2006 г. – более 63,4%. Но с 2008-2009 гг. она начнет сокращаться, т.к. в пенсионный возраст войдет многочисленное поколение послевоенного «бэби-бума» (рождений конца 1940-х - 1950-х годов), а на смену ему со второго десятилетия нового века придет крайне малочисленное поколение родившихся в годы кризиса. Региональные различия в доле трудоспособных значительно меньше по сравнению с детьми и пожилым населением, особенно среди городского населения.

Социальные последствия региональных и поселенческих различий в возрастной структуре и их динамике весьма ощутимы. В слаборазвитых республиках, не завершивших демографический переход, на региональный рынок труда выходят все более многочисленные когорты молодого трудоспособного населения, предложение рабочей силы резко превышает небольшой спрос. Напряженность на рынке труда очень велика, и молодежь выталкивается за пределы своего региона. Наоборот, в сильно депопулирующих регионах приток молодежи на рынок труда невелик, и ее трудоустройство происходит быстрее. В этих регионах уже сейчас спрос на рабочую силу в промышленности превышает предложение. Демографическая динамика показывает, что при сохранении высоких темпов экономического роста большинство регионов страны в ближайшие годы столкнется с растущим дефицитом рабочих рук, и только отдельные, наиболее привлекательные субъекты РФ смогут решить эту проблему с помощью мигрантов.

В целом демографические различия между регионами сокращаются, хотя и медленно, а изменившаяся картина миграций, наоборот, поляризует территорию страны, формируя локальные ареалы притока и расширяющиеся зоны миграционного оттока, идущего с разной интенсивностью. Наложение этих тенденций в перспективе приведет к весьма негативным социальным последствиям - «сжатию» освоенного и обжитого пространства не только на востоке и севере страны, но и во многих областях Европейской части, расположенных вне зоны притяжения крупнейших агломераций.

Для снижения уровня смертности и увеличения продолжительности жизни, которые позволят более эффективно использовать в экономике человеческий потенциал необходимо руководствоваться следующими приоритетами демографической политики в области охраны здоровья и увеличения продолжительности жизни населения:

1) укрепление состояния здоровья детей и подростков, прежде всего за счет совершенствования профилактических мероприятий по снижению травм и отравлений, курения, алкоголизма и наркомании, развития физической культуры, отдыха и оздоровления;

2) сохранение репродуктивного здоровья населения путем совершенствования профилактической и лечебно-диагностической помощи;

3) улучшение состояния здоровья населения в трудоспособном возрасте, в первую очередь за счет профилактических мероприятий по снижению травм и отравлений, а также раннему выявлению болезней системы кровообращения, новообразований и инфекционных болезней;

4) сохранение здоровья пожилых людей, для которых наиболее важны профилактика сердечно-сосудистых, онкологических, эндокринных и инфекционных заболеваний. В проведении профилактической работы необходимо скоординировать действия органов исполнительной власти всех уровней с общественными, благотворительными и религиозными организациями, а также предусмотреть активное участие самого населения.

5) Активное внедрение и популяризация в массовом сознании принципов самосохранительного поведения одновременно с обеспечением условий для повышения ценности и качества жизни у всех категорий населения. Организация и проведение в связи с этим пропагандистской работы, в том числе через средства массовой информации, направленной на пропаганду здорового образа жизни, а также развитие учреждений

физической культуры, отдыха и туризма, досуговых центров (особенно для детей, подростков и молодежи).

6) Систематическое проведение мероприятий государственного и общественного характера, направленных на снижение потребления алкоголя на ослабление последствий пьянства и алкоголизма, используя при этом сочетание фискальной политики, административных ограничений, информационных воздействий, включающих ограничение рекламы алкоголя.

7) Для улучшения психического здоровья населения необходима государственная программа по предотвращению и профилактике самоубийств, включающих как прикладные меры по созданию новых и поддержку существующих социально-психологических служб, телефонов доверия, совершенствование работы психиатрических лечебных учреждений, так и структурные изменения в социальной сфере, направленные на гармонизацию всего общества.

8) В области охраны и укрепления общественного здоровья требуется повысить ответственность региональных и федеральных органов государственной власти за качество организации и развитие государственной и негосударственной форм оказания медицинской помощи населению, реализацию федеральных программ. Необходимо обеспечить доступность медицинской помощи больным с тяжелыми заболеваниями, нуждающимся в обследовании и лечении с применением дорогостоящих технологий.

9) Развитие консультационно-диагностических служб областных, краевых и республиканских учреждений здравоохранения, восстановить практику выездных медицинских бригад для медицинского обслуживания труднодоступных территорий, а также укрепление материально-технической базы лечебно-диагностических комплексов, работающих в сельской местности.

 

 

Заключение.

На основании многостороннего анализа процессов воспроизводства и миграции населения России разработаны концептуальные методические подходы к типологии российских регионов как по особенностям демографической ситуации в целом, так и по отдельным видам демографической динамики: рождаемости, смертности и миграции; определены стратегические направления по совершенствованию региональной демографической политики в плане повышения рождаемости и ожидаемой продолжительности жизни, укрепления семьи, рационализации миграционных потоков

Главным следствием депопуляции является падение экономического потенциала регионов, стагнация социально-экономического развития страны, поэтому одной из основных задач государственного регулирования социально-демографического регулирования является преодоление дефицита рабочей силы, требующее проведение грамотной демографической политики, развития инновационных технологий и эффективного использования человеческого потенциала. Государственное регулирование демографического развития необходимо для формирования региональной кадровой стратегии, призванной обеспечить оптимальный баланс процессов обновления и сохранения численного и качественного состава рабочей силы в соответствии с потребностями региона, требованиями действующего законодательства и состоянием рынка труда, учитывающей складывающиеся и прогнозируемые тенденции развития демографической ситуации. При этом следует оптимально использовать возможности процессов воспроизводства человеческих ресурсов, трудовой миграции, с одной стороны не перегружая рынок труда избыточным предложением рабочей силы, а с другой – постоянно обеспечивать процесс восполнения высвобождающихся специалистов в соответствии с их профессионально-квалификационной характеристикой. Следовательно, государственная стратегия в социально- трудовой сфере в условиях рыночных трансформаций должна быть направлена в первую очередь на кадровые реформы и достижение управляемости процессами демографического развития.

Цели, задачи и приоритеты, определяемые ими меры, включаемые в типовые региональные демографические программы, должны:

– определяться общим состоянием демографического развития страны и спецификой региона, его местом в общероссийском демографическом пространстве и необходимостью повышения вклада в преодоление Россией демографического кризиса;

– способствовать осуществлению приоритетных национальных проектов в сфере образования, здравоохранения, жилищной политики, развития АПК и, в конечном счете, обеспечивать рост и оздоровление народонаселения России;

– соответствовать целям и задачам, поставленным в Концепции демографической политики Российской Федерации на период до 2025 года, утвержденной Указом Президента Российской Федерации в октябре 2007 года;

– обеспечивать комплексное решение демографических проблем субъекта РФ, охватывая все компоненты воспроизводства и миграции населения;

-определять направленность мер на рост рождаемости и укрепление институ­та семьи, снижение смертности и рост продолжительности жизни населения;

-способствовать ускорению социально-экономического развития региона, вести к сокращению бедности и улучшению материального благосостояния семей с детьми, улучшению качественных характеристик населения и т. д.;

– быть направлены на снижение материнской и младенческой смертности, укрепление репродуктивного здоровья населения, здоровья детей и подростков;

– обеспечивать усиление государственной поддержки семей, имеющих детей, включая поддержку семьи в воспитании детей, в т.ч. и после достижения ре­бенком возраста полутора лет, расширять поддержку неполных семей с детьми и многодетных семей с низкими доходами, а также семей, принимающих на воспитание детей, оставшихся без попечения родителей;

– предусматривать в связи с начавшимся сокращением численности трудоспо­собного населения и ожидаемым уменьшением к 2015 году количества женщин репродуктивного возраста принятие дополнительных мер, направленных на стимулирование рождений второго и третьего ребенка при одновременном со­действии занятости женщин, имеющих детей.

Реализация изложенных рекомендаций, по моему мнению, будет способствовать более успешному осуществлению мер эффективной демографической политики по всем трем направлениям для выполнения целей, изложенных в Концепции демографической политики Российской Федерации на период до 2025года.

Список литературы.

1. Социально-демографическое развитие села: региональный анализ. Под ред. Т.И.Заславской, Новосибирск, 1980.

2. Население России 2003-2004. Одиннадцатый - двенадцатый ежегодный демографический доклад. Отв. ред. А.Г.Вишневский. М.: Наука, 2006. с. 240-241.

3. Зайончковская Ж.А. Демографическая ситуация и расселение. М.: Наука, 1991. с. 70 -73

4. Г.М.Федорова «Геодемографическая типология» Л., 1985.

5. М.Н.Халкечев. Демографическая дифференциация регионов России: динамика и развитие. М., ЦСП, 2006.

6. Урланис Б.Ц. Проблемы динамики населения СССР. М., 1974. С.303; Демографическая политика. М., 1974. С.82.

7. Исследование сотрудников Института географии РАН «Россия и ее регионы в ХХ веке: территория – расселение – миграции», 2005 г.

8. Л. Карачурина «Региональные особенности российской демографической ситуации»(Опубликовано в журнале "Отечественные записки" №4, 2006) http://www.demoscope.ru/weekly/2007/0273/analit05.php

9. Распоряжение правительства РФ «О Концепции демографической политики РФ на период до 2015 года» от 24 сентября 2001 г. № 1270-р.

10. Указ президента РФ «Об утверждении Концепции демографической политики РФ на период до 2025 года» от 9 октября 2007 г. № 1351.

11. Борисов В.А. Демография. М., 1999, 2001. – 272 с.

12. Домчева Е. Курс на демографию / Е. Домчева // Российская газета. –2006. –№4176 – С. 13.

13.  «Демография» (учебник), под общей редакцией Волгина Н.А.; Издательство РАГС, Москва 2003.

14. Демографический энциклопедический словарь. / гл. ред. Д.И. Валентей. М., «Сов. Энциклопедия», 1985. – 608 с., илл.

15. Демографический ежегодник России. Официальное издание. М., 2001. – 403 с.

16. Демография и статистика населения. Под ред. И.И.Елисеевой. М., 2006. – 688 с.

17. Журнал «Вопросы статистики», №11, 2003; С.В. Захаров – Демографический переход и воспроизводство поколений в России.

Приложение

Таблица 1

Численность населения и основные компоненты ее изменения в России по разным сценариям прогноза

 (По Кваша А.Я., Ионцевой В.А.)

 

Годы

Численность населения (тыс.)

Число родившихся (тыс.)

Число умерших (тыс.)

Число иммигрантов (тыс.)

Число эмигрантов (тыс.)

Прирост (убыль)

(тыс. человек)

Всего

В том числе

Естест. Миграц.

Пессимистический сценарий

2012 2017 147205 143777 1644,3 1484,0 2356,7 2386,7 1200,0 1095,0 1137,0 1106,0 -649,4 -913,7 -712,4 -902,7 63 -11

Средний сценарий

2012 2017 149912 148856 1838,2 1709,4 2078,5 2073,0 1254,0 1195,0 1169,0 1161,0 -155,3 -329,6 -240,3 -363,6 85 34

Оптимистический сценарий

2012 2017 153230,2 153661 2039,7 1941,6 1940,2 1952,1 1226,4 1230,4 1209,0 1214,0 117,0 5,9 99,6 -10,5 17,4 16,4

 

Таблица 2

 Изменение численности населения регионов России за период между переписями населения 1989 и 2002 гг.

Регионы

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...