Тема 9. Экономическая и функциональная стратегия предприятия, их типы, факторы выбора
Стратегия – это средство достижения конкретного результата. Целесообразно придерживаться последовательности этапов разработки стратегии. На первом этапе определяются цели (система целей). Проектирование цели обеспечивается формулировкой качественных и количественных показателей; срока достижения; ответственного исполнителя; ограничений по ресурсам. Далее идёт блок этапов под общим названием "анализ ситуации", который предполагает рассмотрение внешней и внутренней среды предприятия. Однако с точки зрения системно-целевого подхода, система целей должна анализироваться в комплексе с факторами окружения. Кроме того, прослеживается взаимозависимость целей и стратегий предприятия, а, следовательно, можно говорить о системе "цели-стратегии". Основные факторы, влияющие на комплекс "цели-стратегии", могут быть представлены в следующую схему (рис. 1):
Рис. 1. Факторы, влияющие на комплекс "цели-стратегии" Для качественной проработки стратегии могут быть существенны любые из указанных факторов в зависимости от специфики предприятия. В ходе стратегического анализа необходимо рассмотреть внешнее окружение предприятия (прямого и косвенного действия) и его потенциал в рамках поставленных целей. В результате анализа внутренней среды выводится оценка стратегического потенциала в рамках поставленной цели: насколько по количеству и качеству ресурсов, состоянию функций и проектов предприятие отвечает целевым требованиям. Как правило, анализ проводится по материалам отчетности самого предприятия, но могут привлекаться и дополнительные источники информации: статистическая выборка, бизнес-справка, отчёты научных организаций, профессиональные, коммерческие, правительственные публикации и сообщения.
По окончании анализа проясняется картина сильных и слабых сторон предприятия. Сильные стороны – этовозможные ключевые факторы успеха. Анализ внешней среды фирмы позволяет оценить стратегический климат или стратегические условия, оценить возможности и угрозы. Анализ ни в коем случае не заканчивается двумя этапами. Третий этап заключается в совместном исследовании потенциала и климата, или в оценке стратегической позиции предприятия в пространстве из двух координат: горизонтальной, по которой откладывается значение потенциала, и вертикальной, отражающей состояние климата (привлекательности условий внешней среды). Произведение потенциала (Пот) и климата (Кл) даёт основной результат аналитической стадии – значение стратегической позиции (Поз) предприятия: Пот * Кл = Поз. Стратегическая позиция предприятия – всего лишь статическая "масса". Её реальная сила определится лишь при определённом уровне стратегической активности руководства, специалистов и всего персонала. Можно сказать, что именно произведение стратегической позиции (Поз) на стратегическую активность (Акт) даст некую стратегическую силу (или определит так называемый стратегический успех), которую часто называют конкурентным преимуществом (Кпр): Поз * Акт = Кпр. Каждый этап стратегического анализа требует соответствующего методического обеспечения. В. Баранчеев предлагает обобщенную таблицу наиболее часто применяемого набора инструментов – методов, моделей, схем циклов, концепций, графиков (см. табл. 1.1.).
Успешная стратегия базируется на сильных сторонах компании и в то же время должна быть направлена на устранение слабых сторон, которые делают компанию уязвимой, мешают её деятельности или не дают использовать привлекательные возможности. Кроме того, стратегия должна быть нацелена на использование перспектив, соответствующих возможностям компании и обеспечивать защиту от внешних угроз.
Воспользуйтесь поиском по сайту: ©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...
|