Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Глава I.Теоретико-методологические подходы к изучению смысложизненных ориентаций личности.




Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение

Высшего образования

«МОСКОВСКИЙ ПЕДАГОГИЧЕСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ УНИВЕРСИТЕТ»

Факультет педагогики и психологии

Кафедра психологии развития

 

Курсовая работа на тему:

ОСОБЕННОСТИ СМЫСЛОЖИзНЕННЫХ ОРИЕНТаЦИЙ В ПОДРОСТКОВОМ ВОЗРАСТЕ

 

 

Научный руководитель: магистр

психологии,ассистент

М.Д.Батаева

 

Работу выполнила:

студентка I курса

М.И.Трифонова

 

Москва – 2016

 


 

СОДЕРЖАНИЕ

Введение ………………………………………………………………………......3

 

Глава I. Теоретико-методологические подходы к изучению смысложизненных ориентаций личности………………..…..............................6

 

1.1. Смысложизненные ориентации в исследованиях зарубежных и отечественных психологов и философов…………………………………...…...6

 

1.2. Психологические особенности развития личности в подростковом возрасте……………………………………………………………………...……15

 

1.3. Динамика смысложизненных ориентаций личности на разных этапах онтогенеза…………………………………………………………………….......25

 

Глава II. Методы и результаты исследования особенностей СЖО личности в подростковом возрасте………………………………………………………......33

 

2.1. Описание методов исследования СЖО в подростковом возрасте……….33

 

2.2. Анализ результатов исследования смысложизненных ориентаций личности в подростковом возрасте…………………………….………….……38

Заключение ……………………………………………………………………...40

 

Приложение …………………………………………………….……………….42

 

Список литературы ………………………………………………………….…48

 

Введение

Актуальность исследования. Проблемой современного общества является соотношение интеллектуальных и личностных изменений в психическом развитии ребенка, которые происходят в его психике и поведении при переходе из одного возраста в другой, особенно в период перехода от детства к взрослости. В период, так называемого подросткового и юношеского возраста индивид достигает социальной и эмоциональной зрелости и получает опыт, способность и желание или нежелание принять на себя роль взрослого. С получением этой роли, у подростка начинает формироваться ценностно-смысловая сфера, которая впоследствии создает вектор направленности смысложизненных ориентаций личности и их смысловое содержание на разных возрастных этапах.

Изучение особенностей смысложизненных ориентаций личности связана с тем, что проблема поиска смысла жизни является неотъемлемой составляющей в процессе становления личности. Именно в подростковом возрасте происходит первоначальное формирование мировоззрения, составление жизненных планов, осуществляется самоопределение в профессии, происходит перестройка сферы общения. Изучение об особенностей смысложизненных ориентаций подростка важно для понимания существующих тенденций и общей направленности развития общества.

Смысл жизни может выступать, с оной стороны, как ценность для индивида, а с другой, смысл может обуславливать выбор ценностей, которыми руководствуется индивид в своей жизни.

Судить об истинности ценностей человека можно только в старости, если она, как и предыдущие жизненные периоды, наполнена смыслом, ощущением счастья и удовлетворенности жизнью. Поэтому, обсуждая ценности подростка, нужно мысленно представить всю его последующую жизнь, основанную на имеющихся ценностях, и гипотетически предположить итог его жизненного пути.

В каждом возрастном периоде происходит психологические особенности целостно-смысловой сферы в частности в подростковом возрасте, с 11 до 17 лет, начинает формироваться устойчивый круг интересов. Большинство исследователей придают подростковому возрасту особое значение, именно он является фундаментом в процессе формирования уровней организации системы личностных смыслов, так как формирующееся у подростков абстрактное мышление открывает перед ними новые возможности.

Младший подросток ориентируется в основном на ценности, принятые группой сверстников. При этом ценности, предлагаемые семьей, могут отторгаться. В среднем подростковом возрасте преобладающее влияние начинают оказывать ценности общества в целом, транслируемые через средства массовой информации. В это время подросток начинает осваивать культурные ценности: литературу, музыку и др. Перед старшим подростком встает проблема самоопределения, поэтому он вынужден не только формулировать для себя свои ценности, но и осуществлять их практическую реализацию в собственной жизни.

Подростковый возраст характеризуется эмоциональной неустойчивостью и резкими колебаниями настроения. Именно в этот период обретается новая социальная позиция личности связанная с видом деятельности.

Ценностные ориентации служат базисом социальной системы, по их характеру можно судить о тенденциях изменения общественных отношений, перспективах развития социума.

Цель исследования – изучить смысложизненные ориентации личности в подростковом возрасте.

Объект исследования – смысловая сфера личности.

Предмет исследования – особенности смысложизненных ориентаций личности в подростковом возрасте.

Гипотеза исследования – в подростковом возрасте смысложизненные ориентации имеют половые различия.

В соответствии с выделенными целью и гипотезой исследования были сформулированы следующие задачи:

1. Изучить теоретические представления зарубежных и отечественных психологов и философов.

2. Изучить особенности смысложизненных ориентаций личности в подростковом возрасте.

3. Проанализировать динамику смысложизненных ориентаций личности от подросткового возраста до старости.

4. Выявить особенности смысложизненных ориентаций личности в подростковом возрасте.

Методологическими основами исследования выступили:

1. Идея Карла Маркса о том, что «человек … делает сам свою жизнедеятельность предметом воли и своего сознания. Его жизнедеятельность – сознательная <…> он есть сознательное существо <…>.Только в силу этого его деятельность есть свободная деятельность».

2. Концепция феноменологии развития и бытия личности В.С. Мухиной, согласно которой индивидуальное развитие человека рассматривается в двух ипостасях: как социальной единицы и как уникальной личности, представляя собой единство социального и индивидуального.

3. Идея А.Н. Леонтьева о понятии личностного смысла как индивидуализированного отражения действительного отношения личности к тем объектам, ради которых развертывается ее деятельность.

 

Глава I.Теоретико-методологические подходы к изучению смысложизненных ориентаций личности.

 

В данной главе будет представлен анализ теоретико-методологических подходов к изучению смысложизенных ориентаций личности через категорию смысла жизни в трудах философов от античной эпохи до нового времени.

1.1. Смысложизненные ориентации в исследованиях зарубежных и отечественных психологов и философов.

При изучении понятия смысложизненные ориентации, мы столкнулись с тем, что данный термин не встречался у античных философов. Для того чтобы составить рабочее понятие, мы обратились к толковым словарям.

Обращаясь к толковым словарям, мы можем уточнить и детализировать основные определения понятий «смысл», «жизнь» и «ориентация».

Словари С.И.Ожегова, В.И.Даля и Большой психологический словарь раскрывает определение «смысложизненные ориентации» через такие слова как: «смысл», «жизнь» и «ориентация».

Смысл:

1. Выражает отношение субъекта к явлениям объективной действительности.

2. Цель, разумное основание чего-н. В этом поступке нет смысла. Жизнь получила новый с.

Жизнь:

1.Существование отдельное личности. В обширном смысле жизнь обусловлена только питанием и усвоением пищи, и в этом знач. она дана двум царствам природы: животному и растительному.

2. Физиологическое существование человека, животного, всего живого.

Ориентация:

1.Определение своего местонахождения и направления движения во времени и пространстве.

Таким образом, мы определяем рабочее понятие, которое будем использовать в своем исследовании. Смысложизненные ориентации – это существование личности, которая направлена на поиск жизненных целей в своем местонахождении.

Смысложизненные ориентации формируются при усвоении социального опыта и обнаруживаются в целях, идеалах и других элементах внутреннего мира и поведения личности. Система смысложизненных ориентаций является одним из важнейших компонентов структуры личности, занимая пограничное положение между ее мотивационно - потребностной сферой и системой личностных смыслов.

К вопросу о смысле жизни обращались философы Древней Греции. Так, например, Сократ призывает человека сделать целью и смыслом своей жизни заботу о нравственной чистоте души, а не стремление к славе и богатству, которое часто вынуждает человека совершать преступления. Тело дано человеку, чтобы взращивать душу, то есть совершенствовать свои духовные и душевные качества. Главным лозунгом человека, согласно Сократу, должно быть изречение древнего мудреца Фалеса – «Познай самого себя». Познание себя ведет к этическому совершенствованию себя.

Еще один известный античный философ, Платон, полагал, что смысл жизни состоит в знании и добродетели, в деятельности, предписываемой нравственным долгом. При этом добродетель – это универсальная активность, и нечто благое. Так же оно является способом бытия, который ведёт любое существо и вещь к совершенству, реализуя их назначения, смысл существования. Платон тесно связывает смысл человеческой жизни с бегством из этого мира и освобождение от оков плоти и страстей. Платон говорит: Чтобы уподобиться Богу – значит необходимо стать справедливым и благочестивым, полагая в основу разумение. А после добавляет, что у стремящегося уподобиться божеству «нет иного способа…, нежели стать как можно более справедливым»

Рассматривая труды древнегреческого философа Аристотеля о смысле жизни, можно сказать, что, по его мнению, целью всей человеческой деятельности является счастье, соответственно смыслом жизни. По его мнению, счастье состоит в осуществлении сущности человека, то есть его души, состоящей из мышления и познания. Смыслом жизни, по мнению Аристотеля, является именно способность мыслить, анализировать, а значит познавать, узнавать, а это своеобразное ментальное развитие, проходящее на протяжении всей человеческой жизни.

Таким образом, рассмотренные представления античных философов о бытие человека, раскрывают нам категорию смысла жизни через понятия добродетели, счастья в осуществлении сущности и в стремлении к нравственной чистоте души.

В эпоху средних веков, для нас представляют интерес воззрения религиозных представителей о смысле жизни, таких как, Фома Аквинский и Блаженный Августин Иппонский.

По мнению Фомы Аквинского, между наукой и верой нет противоречия, так как истина откровения выше разума, но противоречит ему. Следуя за Аристотелем, Фома Аквинский полагал, что Бог является первопричиной и конечной целью всего сущего, «чистой формой». Земной же мир – это единство «формы» и «материи». Человек представлялся Фоме Аквинскому как соединение души и тела. Душа «нематериальна» и получает свое «завершение» только через тело. Поэтому всякое пренебрежение к телесному, вступает в противоречие с опытом и здравым смыслом. Предпосылкой нравственного поведение средневекового богослов считал свободу и воли. Воспроизведя четыре традиционные греческие добродетели (мудрость, отвагу, умеренность и справедливость), он добавил к ним веру, надежду и любовь. Ф. Аквинский смысл жизни для человека находил в счастье, которое он понимал как любовь к Богу и созерцание Бога.

Августин Блаженный говорил, что основное назначение души – в познании необозримых по своему числу истин, источником которых является Бог. «Любовь к себе, доведенная до презрения к себе как греховному существу, суть любовь к Богу, и любовь к себе, доведенная до презрения к Богу, – порок», – говорил Августин Иппонский в «О Граде Божьем». Что представляет концепция Бога у Августина? В качестве Бога-отца выступает объект познания, Бога-сына – сам акт познания, Бога-святого духа – деятельность воли, которая направляет и регулирует познавательные процессы.

Таким образом, категория смысла жизни в средние века, представлялась философам через познание Бога. В этом они усматривали основное предназначение человека, его высшую цель, достижение благодати Божьей и осознание себя, как часть Божественной сути. Смысл жизни отождествляется как любовь к Богу и созерцание Бога.

Немецкий философ И. Кант видел сверхзадачу своей философии в человеке, ибо человек есть для себя своя последняя цель, и существенное отличие человека заключается во всем том, что образует его субъективный мир. «То обстоятельство, что человек может обладать представлениями о своем «Я», бесконечно возвышает его над всеми другими существами, живущими на Земле. Благодаря этому, он – личность, а в силу единства сознания при всех изменениях, которые он может претерпеть, он – одна и та же личность, т.е. существо по своему положению и достоинству совершенно отличное от вещей, каковые неразумные животные, с которыми можно обращаться и распоряжаться как угодно». По Канту, смысл жизни не вне, а внутри человека. Фактором, образующим смысл жизни, является идея, принимающая вид нравственного закона, долга, доведенная до полноты понятия высшего блага, которое человеком внутренне переживается как возвышенное.

Основоположниками марксизма определена задача научного атеизма в решении вопроса о смысле жизни: «...возвратить человеку содержание, которого он лишился благодаря религии, — не какое-то божественное, но человеческое содержание...» «До сих пор, — писал Ф. Энгельс, критикуя религиозное толкование смысла жизни,— вопрос всегда гласил: что есть бог? — и немецкая философия разрешила его так: бог — это человек. Человек должен лишь познать себя самого, сделать себя самого мерилом всех жизненных отношений, дать им оценку сообразно своей сущности, устроить мир истинно по-человечески, согласно требованиям своей природы, — и тогда загадка нашего времени будет им разрешена. Истину следует искать не в призрачных потусторонних областях, не вне времени и пространства, не в каком-то «боге», якобы пребывающем внутри мира или противопоставленном ему, а гораздо ближе, в собственной груди человека. Собственная сущность человека много величественнее и возвышенное, чем воображаемая сущность всех возможных «богов», которые ведь представляют собой лишь более или менее неясное и искаженное отображение самого человека».

Представления о смысле жизни по К. Марксу чрезвычайно просты по сравнению с мировыми религиями, философиями и идеологиями, в которых некая «истина» изначально предшествует делу. И до рождения, и после смерти, и во время жизни человек живет прежде всего в делах человека, и только в них он может жить вечно. Чем больше он участвует в реальной жизни, то есть делает, тем больше он умеет, то есть понимает, тем больше объективного и субъективного смысла в его жизни.

Представители немецкой классической философии связывали смысл жизни как любовь к людям, восприятие ближнего как себе подобного и связывали свободу не только с познанием необходимости, но и с возможностью человека действовать в соответствии с этим знанием.

Австрийский психотерапевт, З. Фрейд полагал, что смысл жизни, состоит в том, чтобы быть счастливым, получать различного рода наслаждения, удовольствия и избегать болезней и несчастий. К ним З. Фрейд прежде всего относит любовь — возможность любить и быть любимым. При этом Фрейд высоко ставит одну из форм любви — половую, считая ее сильнейшим опытом «потрясающего наслаждения». Кроме того, он признает, что человек испытывает большое удовольствие, когда наслаждается прекрасным, красотой человеческих форм, природы, художественных творений. Большое значение имеет также радость творчества художника при воплощении образов его фантазии, радость ученого при решении научных проблем и познании истины; удовлетворение человеку приносит и профессиональная деятельность, когда она свободно выбрана человеком.

А. Маслоу отмечал, что удовлетворение базовых потребностей само по себе еще не дает такого смысла и жизненных ориентиров. А. Маслоу считает, что после удовлетворения физиологических потребностей, потребностей в безопасности, любви и уважении неизбежно обостряется потребность в самоактуализации. Даже если все названные потребности удовлетворены, - часто (если не всегда), мы можем ожидать, что вскоре вновь возникнут беспокойство и неудовлетворенность, если человек не занимается тем, для чего он создан.

По мнению К. Роджерса, смысл жизни - это процесс реализации человеком на протяжении всей жизни своего потенциала с целью стать полноценно функционирующей личностью. Нужно подчеркнуть, что самоактуализация как таковая не является конечным состоянием совершенства. К. Роджерс полагал, что ни один человек не становится самоактуализированным настолько, чтобы отбросить все мотивы. У него всегда остаются таланты для развития, навыки для совершенствования, более действенные и приятные способы для удовлетворения биологических потребностей. Однако можно говорить о людях, которые достигли большей самоактуализации, чем другие; они далее других продвинулись к такому функционированию, которое можно назвать более полноценным, творческим и самостоятельным.

Стремление к поиску и реализации человеком смысла жизни В. Франкл рассматривает как врожденную мотивационную тенденцию, присущую всем людям и являющуюся основным двигателем поведения и развития личности. Отсутствие смысла выступает причиной многих психических заболеваний, в том числе специфических «ноогенных неврозов», и разных видов отклоняющегося поведения. Хотя смысл жизни каждого человека уникален, существуют и смысловые универсалии — ценности, представляющие собой обобщенные типичные смыслы.

По В. Франклу, человек не может лишиться смысла жизни ни при каких обстоятельствах, смысл жизни всегда может быть найден. В. Франкл считает, что человек может обрести смысл жизни тремя путями:

1) в деле, направленном на достижение социально-значимых целей

2) в переживании гуманистических ценностей

3) заняв определенную позицию поотношению к обстоятельствам своей жизни.

В. Франкл дал очень подробную характеристику данной потребности человека. По его мнению, поиск цели своего существования свойственен думающим людям, обеспечившим к тому же все свои базовые потребности.

Зарубежные психологи XX века ставят своей целью возвращение человеку его целостности. В этом направлении активно используются постулат о целостной человека (человек и его окружение не два объекта, а единый организм).

Смысложизненные ориентации каждого человека — это набор свойственных только данной личности ценностей и целей, которые она выбрала как основополагающие своего существования. Особенность данной потребности заключается в уникальности её понимания каждым человеком, а, следовательно, невозможно определить готовые клише наиболее успешных целей существования, что и создаёт трудности их изучения и развития.

В своей культурно-исторической теории, Л.С. Выготский отмечал,что в подростковом возрасте происходит "овладение внутренним миром", "возникновение жизненного плана, как известной системы приспособления, которая впервые осознается подростком". Именно в этом возрасте создаются предпосылки для становления смысла жизни, оформления личности, с одной стороны, и возраст оформления мировоззрения - с другой. У подростка возникает потребность самопознания, которая реализуется с помощью рефлексии.

А.Н.Леонтьев десемантизировал понятие «смысл», вывел его за пределы контекста вербального мышления и сознания вообще «в плоскость до рефлексивных практических отношений субъекта с миром, в плоскость его реальной жизнедеятельности». А.Н.Леонтьев, трактуя понятие смысла, связывает его с проблематикой структуры и динамики деятельности. В этом контексте отношения между мотивами и целями действия рассматривались как «психологически решающие», поскольку основное регулирующее влияние мотивов на протекание деятельности заключается в том, что они сообщают личностный смысл целям и обстоятельствам деятельности, «оценивая» их жизненное значение для субъекта.

Отечественный психолог, С.Л. Рубинштейн говорил, что ценность — значимость для человека чего-то в мире, и только признаваемая ценность способна выполнять важнейшую ценностную функцию — функцию ориентира поведения. Ценностная ориентация обнаруживает себя в определенной направленности сознания и поведения, проявляющихся в общественно значимых делах и поступках. Таким образом, развитие ценностных ориентаций тесно связано с развитием направленности личности. С.Л. Рубинштейн указывал: «что в деятельности человека по удовлетворению непосредственных общественных потребностей выступает общественная шкала ценностей. Для С. Л. Рубинштейна смысл человеческой жизни — быть источником света и тепла для других людей, быть преобразователем жизни.

Как пишет В.Э. Чудновский, смысложизненные ориентации — проявление высокого уровня сформированности направленности личности, иными словами – «смысложизненной направленности личности», то есть такой структуры личности, в которой ведущее место занимают мотивы поиска человеком смысла своего существования, построения своей судьбы В.Э. Чудновский определяет смысл жизни как «идею, содержащую в себе цель жизни человека, «присвоенную» им и ставшую для него ценностью чрезвычайно высокого порядка, потеря которой может привести к решению человека покончить со своим существованием на земле».

Отечественный психолог, В.С Мухина говорила, что у человека возникает проблема жизненных ценностей. Человек стремится сформировать внутреннюю позицию по отношению к себе и другим, а также к моральным ценностям. Подростковый возраст закладывает основы, а юношеский продолжает изменение и формирование личности.

Смысловая сфера направляет поведение человека, определяет развитие личности, ее интересы, выбор жизненного пути, самоопределение человека, актуализируя его потенциал в будущем.

Д.А. Леонтьев определяет смысловую сферу личности как особым образом организованную совокупность смысловых образований и связей между ними, обеспечивающую смысловую регуляцию целостной жизнедеятельности субъекта во всех ее аспектах. Как указывает Д. А.Леонтьев, то, что придает жизни смысл, может лежать и в будущем (цели), и в настоящем (чувство полноты и насыщенности жизни), и в прошлом (удовлетворенность итогами прожитой жизни). Вместе с тем это вопрос не познания, а признания, человек не изобретает или интеллектуально конструирует смысл своей жизни, а находит его посредством конкретных действий.

Отечественные психологи активно использовали постулат о целостной человека (человек и его окружение не два объекта, а единый организм).

 


 

1.2. Психологические особенности развития личности в подростковом возрасте.

 

Процесс развития подростка тесно связан с возрастными особенностями, которые оказывают значительное влияние на формирование личности. Подростковый возраст считается более трудным для обучения и воспитания, чем любой другой. В подростковом возрасте совершается переход от детства к взрослости и связан с серьезной перестройкой психики, ломкой старых, сложившихся форм отношений с людьми, изменением условий жизни и деятельности. Пусковым механизмом этого процесса является переход к завершающему этапу созревания организма. Его перестройка начинается с активизации деятельности гипофиза, его передней доли, гормоны которой стимулируют рост тканей и функционирование желез внутренней секреции.

Наиболее существенным в подростковом возрасте является половое созревание. Показатели его и определяют границы подросткового периода. Начало постепенного увеличения секреции гормонов начинается в семь лет, но интенсивный подъем секреции происходит в подростковом возрасте. Это сопровождается внезапными увеличениями роста, возмужанием организма, развитием вторичных половых признаков. Такие педагоги психологи, как Фридман Л. М., Божович Л. И. говорят о проблемности подростков.

Подростковый период называют эпохой активной индивидуализации, этапом обостренно переживаемого стремления к самоутверждению. Желание выделиться, стремление занять высокую позицию, добиться уважения, признания своей личностной ценности и тем самым получить возможность подкрепить свою самооценку и самоуважение во многом определяет поведение детей в подростковом возрасте.[1]

Мадорский Л. Р. считает, что центральным психологическим новообразованием в подростковом возрасте становится формирование у подростка своеобразного чувства зрелости, как субъективного переживания отношения к самому себе как к взрослому. Л.С. Выготский предлагает рассматривать подростковый возраст с точки зрения интересов, которые являются целостными динамическими тенденциями, определяющими структуру направленности реакций. Например, особенности поведения подростков (падение школьной успеваемости, ухудшение отношений с родителями др.) можно объяснить коренной перестройкой всей системы интересов в этом возрасте. В соответствие с этим автор делит подростковый возраст на две фазы: негативную (фазу влечений) и позитивную (фазу интересов). Первая фаза связывается со свертыванием и отмиранием прежде установившейся системы интересов и с процессами вызревания и появления первых органических влечений. Симптомы первой фазы подросткового возраста отличаются крайней вариативностью, ситуационной зависимостью, неоднородностью и сложностью поведения. Вторая фаза характеризуется вызреванием нового ядра интересов. Д.Б. Эльконин, основываясь на критерии смен ведущих форм деятельности, называет подростковым возрастом период 11-17 лет, но подразделяет его на два этапа: средний школьный возраст (11-15 лет), когда ведущей деятельностью является общение, и старший школьный возраст (15-17 лет), когда ведущей становится учебно-профессиональная деятельность. В данной периодизации, напротив, отсутствует указание на психосексуальное развитие. Кроме того, в современной школе даже в старших классах не всегда придается такое большое значение общественно-полезному труду, какое придавалось ему раньше. Следовательно, возникает вопрос, можно ли считать деятельность в старших классах учебно-профессиональной, или профессиональные интересы, исследовательские умения и способность строить жизненные планы формируются позднее, в период профессионального обучения.

Следует отметить, что Л.С. Выготский и Д.Б. Эльконин рассматривали подростковый возраст как в норме стабильный, несмотря на то, что реально он может протекать весьма бурно. Временем, отделяющим подростковый возраст от младшего школьного и юношеского, Л.С. Выготский считал кризисы 13 и 17 лет, соответственно. Д.Б. Эльконин и Т.В. Драгунова рассматривают возраст 11-12 лет, как переходный от младшего школьного к подростковому периоду. Кризисом, отделяющим подростковый возраст от юношеского, Д.Б. Эльконин считает кризис 15 лет, а отделяющим юность от взрослости - кризис 17 лет. Переходный возраст иногда называют периодом открытия «Я», когда подросток начинает задумываться над вопросами «Кто Я?», «Чего хочу и что могу?», т.е. стремительное развитие самосознания. Рассмотрим этот процесс в соответствии со структурой самосознания, предложенной В. С. Мухиной.[2] В самосознании выделяются следующие компоненты: имя человека, притязание на социальное признание, социальное пространство личности (её прошлое, настоящее, будущее), половая идентификация. В. С. Мухина отмечает, что нарушения развития одного или нескольких структурных звеньев самосознания могут приводить к появлению агрессивности, тревожности, трудностям в общении, а иногда к суицидальным попыткам. Рассмотрим специфику каждого из структурных звеньев по отдельности. У Э. Эриксона подростковый возраст (отрочество) не отделяется от юношеского и занимает возраст 12-18 лет. Это период, характеризующийся самым глубоким жизненным кризисом, на котором эго-идентичность (личностная индивидуальность) стоит против ролевого смешения (спутанности идентичности). Эго-идентичность понимается в двух измерениях – временном и ситуативно-ролевом. Во временном измерении идентичность обеспечивает преемственность прошлого, настоящего и будущего. В ситуативно-ролевом – составляет центральное образование, удерживающее в единстве многие ситуации и роли, в которых выступает человек. Кризис идентичности, который в норме должен завершиться формированием идентичности, требует от человека переосмысления своих связей с окружающими и своего места в социальном мире. Э. Эриксон особо подчеркивает в ее формировании роль отношений с родителями: происходит ли изменение роли управляемого и опекаемого на большую независимость. Человек, сформировавший эго-идентичность, остается самим собой вне зависимости от ситуации, не теряет своего лица, но при этом он адекватен ситуации. Недостатком данной периодизации можно назвать смешение двух возрастных периодов в один, так как подростковый возраст и юность имеют значительные отличия в физическом созревании, ведущей дельности, интересах и т.д. Все происходящие изменения, их соответствие или несоответствие принятым стандартам, характерным для данной возрастной группы в этот период, осознаются подростками и глубоко переживаются. Это может усугубить общую неуравновешенность и даже привести к психологическим травмам.[3] Представляя собой социально-психологическое явление, обусловленное конкретно-историческими обстоятельствами развития общества, подростковый период отличается, с одной стороны, стабильностью глубинно психологической сущности основных характеристик (развитие, например, самосознания также определяет лицо современного подростка, как и определяло его у подростка 50—60 лет назад); с другой стороны, изменения в социально-экономической жизни обусловливают качественные различия социальной наполняющей процессов формирования сознания, самосознания, личностного становления растущих людей. Показательно, что существенные сдвиги в социальном развитии подростка отмечаются при ретроспективном анализе не только длительной протяженности, но и на исторически короткой дистанции. Существенно изменились, например, мотивы отношения к общественно полезному труду у современных подростков. Так, по сравнению с детьми 50-х гг., современные подростки, обладающие развитыми общественно значимыми мотивами, обусловливающими их отношение к труду, являются более самостоятельными в выполнении различных видов общественно полезного труда, при этом отдавая предпочтение индивидуальному общественно полезному труду перед коллективистическим. Речь идет об индивидуально-общественной сущности этих мотивов, направленных на самовыражение, самооценку в труде, на стремление участвовать в нем для собственного развития и совершенствования, для завоевания определенной позиции по отношению к товарищам, утверждения своего «я», выработки черт характера, необходимых для самостоятельной жизни.[4] Подросток также очень болезненно воспринимает критические замечания взрослых, которые играют при детях ту или иную роль. Во время мутации к подростку возвращается хрупкость новорожденного, крайне чувствительного к тому, как на него смотрят и что о нем говорят. Новорожденный, семья которого сожалеет, что он именно такой, какой есть, что он похож на этого, а не на того, что у него такой нос, а не другой, а потом начинает оплакивать его пол или цвет волос, рискует долго помнить эти слова. Такой новорожденный понял, что он почему-то не подходит для того общества, в котором родился. В этом возрасте любое мнение значимо, включая мнения людей, на которых не надо обращать внимания, так как говорят они эти вещи из ревности или потому, что из-за чего-то злятся на родителей. Ребенок этого еще не понимает, он слышит, что о нем говорят плохо, и принимает это за истину, и в дальнейшей жизни это может сказаться на его отношениях с обществом. Роль взрослых, не входящих в семью, и просто знакомых подростку людей, с которыми он общается в школе и в других местах, чрезвычайно важна на протяжении этих нескольких месяцев. К несчастью, неизвестно, когда наступает и сколько длится этот период наибольшей чувствительности у каждого индивида. Так же как у грудных детей. Неизвестно, как грудной ребенок понимает, что говорят о нем. «Ах, как жаль, что она похожа на тетю Лили... Вот несчастье-то!» Сказали—и начали говорить о тете Лили, а ребенок получает при этом некую отрицательную нагрузку, и это глубоко западает ему в душу. Теперь мы знаем, что это так. И то же самое происходит с юношей или девушкой на этапе быстрого развития.[5] Смысложизненными ориентациями подростков могут быть цели в жизни, насыщенность жизни или удовлетворенность самореализацией. Эти три категории можно соотнести с будущим (цель), настоящим (процесс) и прошлым (результат). Подросток может находить смысл своей жизни в каждой из этих составляющих. Смысложизненная концепция начинает складываться к подростковому возрасту, так как это наиболее сензитивный период для формирования глубинных личностных образований. Именно «в период взросления прибывающие жизненные силы, открывающиеся возможности настраивают на поиск перспективы и жизненного смысла». Сдвиги в восприятии, связанные с возрастом, включают в себя увеличение количества используемых описательных категорий, гибкость и определённость в их использовании, повышается уровень избирательности, сложности, последовательности и системности этой информации, используются более тонкие оценки и связи, повышается рост способности анализировать и объяснять поведение человека. Одна из ярких особенностей подросткового возраста – реакция эмансипации. Взросление невозможно без принятия ответственности за свои поступки. Подростки стараются высвободиться из-под влияния взрослых, поступать и действовать самостоятельно. Иногда это стремление чрезмерно и выражается через крайние формы. Подростки конфликтуют с родителями, уходят из дома, пытаются отгородиться от своей семьи.[6] Выступая как важный этап становления личности, подростковый возраст представляет собой сложный процесс личностного развития, отличающийся разноуровневыми характеристиками социального созревания. Уровень возможностей подростка, условия и скорость его социального развития связаны с осмыслением подростком себя и своей принадлежности к обществу, степенью выраженности прав и обязанностей, степенью овладения миром социальных вещей и отношений, насыщенностью дальних и ближних связей, их дифференциацией. По мере взросления у подростка изменяются характер и особенности видения себя в обществе, восприятие общества, иерархии общественных связей, изменяются его мотивы и степень их адекватности общественным потребностям. Поэтому выявление типичных сочетаний разных показателей социальной зрелости детей с 10 до 15 лет и позволяет выделять разные стадии подросткового периода.Наиболее выпукло характер стадиального развития подростка как личности прослеживается через изменение структуры самосознания в его различных проявлениях: самооценки, личностной рефлексии, требований к себе и другим, мотивах деятельн

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...