Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Описание методов исследования СЖО в подростковом возрасте




В работе были использованы следующие методы: теоретические методы исследования, а именно: изучение и анализ основных теоретико – методологических подходов к изучению особенностей смысложизненных ориентаций личности в подростковом возрасте в исследованиях зарубежных и отечественных психологов, происхождение и значение основных понятий, изучаемых в работе; эмпирические методы: количественные и качественные методы.

Для проведения эмпирического исследования смысложизненных ориентаций подростков нами был рассмотрен ряд психодиагностических методов, с помощью которых, можно изучить особенности смысложизенных ориентаций в подростковом возрасте: анкетирование, методика «Ценностные ориентации» М. Рокича, Рефлексивный тест-самоотчет «Кто я?» В. С. Мухиной, «Тест смысложизненных ориентаций» Д. А. Леонтьева. «Методика предельных смыслов» Д.А. Леонтьева, методика Е. И. Головахи и А. А. Кроника «Каузометрический анализ».

Рефлексивный тест-самоотчет «Кто я?» В. С. Мухиной должен обеспечить самоописание ценностно-смысловых ориентаций человека как личности. Тест- самоотчет побуждает испытуемых к углубленному самоанализу через предложение ответить на вопрос «Кто я?». По замыслу автора установка человека на самопознание требует специально организованных условий для рефлексии на свою глубинную личностную сущность. Исследователь указывает реципиентам, сколь важно человеку время от времени сосредоточить внимание на сущностных особенностях собственной личности и ответить себе на вопрос «Кто я?». Данный метод является способом рефлексии на самого себя, на свою глубинную сущность, на свои жизненные установки, особенности и иерархию личностных свойств, а также цели жизни.

«Методика предельных смыслов» Д.А. Леонтьева была разработана автором в попытках найти новые, нетрадиционные подходы к эмпирическому изучению и диагностике таких трудно поддающихся анализу структур субъективной реальности, как динамические смысловые системы сознания. В методике был воплощен сравнительно новый методический прием изучения смысловых систем через их отражение в индивидуальном мировоззрении. Эта методика позволяет проследить мировоззренческие представления человека, относящиеся к разным сферам и с помощью этой методики возможно прослеживание изменений смысложизненных ориентаций.

Каузометрический метод А. А. Кроник и Е. И. Головахи позволяет формировать в человеке субъектное (самодетерминирующее, ответственное и т.д.) отношение к своей жизни. Каузометрический подход в психологии жизненного пути дает человеку эффективную психологическую технику анализа и проектирования различных вариантов своей жизни, помогает принять ответственное, обдуманное решение. Опыт применения каузометрии в психотерапии, консультативной практике, судебно-психологической экспертизе, пенитенциарных учреждениях, в решении различных задач клинической, военной, юридической психологии, психологии личности и жизненного пути указывают на ее позитивный потенциал. Целью каузометрического анализа является воссоздание жизненного пути человека на основании его собственных оценок и реконструкция системы причинных и целевых связей между жизненными событиями, свойствами личности, значимыми людьми.

Нами были проанализированы особенности каждого из выбранных методов, что позволяло выделить из них наиболее подходящие для нашего исследования.

В нашем исследовании использовалась методика «Тест смысложизненных ориентаций» Д. А. Леонтьева и методика «Ценностные ориентации» М. Рокича и анкетирование.

Анкетирование.

Согласно процессу анкетирования испытуемых просили ответить на следующие вопросы:

1.Ф.И.О.

2.Пол

3.Возраст

4.Состав семьи

5.Чем вы увлекаетесь? Что вам интересно?

6.С кем вы обычно проводите свободное время?

7.Поддерживают ли друзья ваши интересы?

8.Поддерживает ли семья ваши увлечения?

9.Что для вас значит слово «ценность»?

 

Тест «Смысложизненные ориентации» Д. А. Леонтьева позволяет оценить «источник» смысла жизни, который может быть найден человеком либо в будущем (цели), либо в настоящем (процесс) или прошлом (результат), либо во всех трех составляющих жизни. Тест СЖО содержит 20 пар противоположных утверждений, отражающих представление о факторах осмысленности жизни личности.

В тесте СЖО жизнь считается осмысленной при наличии целей, удовлетворении, получаемом при их достижении и уверенности в собственной способности ставить перед собой цели, выбирать задачи из наличных, и добиваться результатов. Важным является ясное соотнесение целей – с будущим, эмоциональной насыщенности – с настоящим, удовлетворения – с достигнутым результатом, прошлым. Испытуемым предоставлялся бланк ответов и инструкция к нему (см. Приложение 1):

«Вам предложены пары противоположных утверждений. Ваша задача выбрать одно из утверждений, которое по Вашему мнению больше соответствует действительности, и отметить одну из цифр 1, 2, 3 в зависимости от того, насколько Вы уверены в выборе (или 0,если оба утверждения на Ваш взгляд одинаково верны).»

В данном исследовании использовалась эта методика потому, что она позволяет оценить "источник" смысла жизни, который может быть найден человеком либо в будущем (цели), либо в настоящем (процесс) или прошлом (результат), либо во всех трех составляющих жизни.

Вторым методом исследования была методика «Ценностные ориентации» М.Рокича. Она основана на прямом ранжировании списка ценностей, ее результат сильно зависит от адекватности самооценки испытуемого. Поэтому данные, полученные с помощью теста М.Рокича, как правило, подкрепляют данными других методик. М. Рокич различает два класса ценностей: терминальные – убеждения в том, что конечная цель индивидуального существования стоит того, чтобы к ней стремиться; инструментальные – убеждения в том, что какой-то образ действий или свойство личности является предпочтительным в любой ситуации. Это деление соответствует традиционному делению на ценности – цели и ценности – средства.

«Вам будет предъявлен набор из 18 карточек с обозначением ценностей. Ваша задача – разложить их по порядку значимости для Вас как принципов, которыми Вы руководствуетесь в Вашей жизни. Внимательно изучите таблицу и, выбрав ту ценность, которая для Вас наиболее значима, поместите ее на первое место. Затем выберите вторую по значимости ценность и поместите ее вслед за первой. Затем проделайте то же со всеми оставшимися ценностями. Наименее важная останется последней и займет 18 место. Разработайте не спеша, вдумчиво. Конечный результат должен отражать Вашу истинную позицию».

Данная методика направлена на определение содержательной стороны направленности личности, её отношений к окружающему миру, к другим людям, к самому себе, мировоззрения, мотивацию жизненной активности. Её достоинствами является универсальность, удобство и экономичность в проведении обследования и обработке результатов, гибкость – возможность варьировать как стимульный материал, так и инструкции. (см Приложение 2).

 

 

Заключение по второй главе

Данное эмпирическое исследование направлено на изучение особенностей смысложизненных ориентаций личности в подростковом возрасте. В исследовании приняли участие 24 испытуемых, из них 12 мальчиков и 12 девочек в возрасте 16-17. Для изучения особенностей смысложизненных ориентаций личности в подростковом возрасте использовался комплекс методов, таких как: анкетирование,«Ценностные ориентации» М.Рокича и «Тест смысложизненных ориентаций» Д. А. Леонтьева.

Выводы, полученные в ходе эмпирического исследования:

В результате исследования подростков, нами были выявлены следующие тенденции: испытуемые девочки отдают предпочтение психическому и физиологическому здоровью, чувствам, а именно «любовь», и находят дружбу очень значимой ценностью среди других. Для достижения этих ценностей целей они используют инструментальные ценности такие, как: искренность, чувство юмора и умение понять чужую точку зрения. Меньше всего они отдают предпочтение уважения окружающих и переживание прекрасного в природе и в искусстве. Менее важнее оказались инструментальные ценности такие, как: непримиримость к недостаткам в себе и других, трудолюбие и умение здраво и логично мыслить.

Испытуемые мальчики отдают предпочтение на отсутствие материальных затруднений, на наличие хороших и верных друзей и внутренней гармонии. Для того, чтобы добиться своих ценностей-целей, мальчики используют инструментальные ценности такие, как: чувство юмора, умение здраво и логично мыслить и самоконтроль.

Менее важные ценности-цели для мальчиков это: переживание прекрасного в природе и в искусстве, уважение окружающих, быть занятым в творческой деятельности и развитие и совершенствование других людей. Менее важнее оказались инструментальные ценности такие, как: дисциплина, чувство долга и смелость в отстаиваниях своего мнения.

Наиболее значимыми ценностями-цели для подростков являются: физическое и психическое здоровье, духовная и физическая близость с любимым человеком, наличие хороших и верных друзей и внутренняя гармония. Для того, чтобы добиться своих ценностей-целей, подростки используют инструментальные ценности такие, как: искренность, хорошие манеры, чувство юмора, решительность, умение понять чужую точку зрения.

Менее важные ценности-цели для подростков это: уважение окружающих и переживание прекрасного в природе и в искусстве. Менее важнее оказались инструментальные ценности такие, как: чистоплотность, дисциплина, непримиримость к недостаткам в себе и других.

При обработке результатов методики «Тест смысложизненных ориентаций» Д. А. Леонтьева был сделан вывод о том, что в целом мальчики и девочки удовлетворены прожитой жизнью. Настоящую жизнь воспринимают интересной и эмоционально насыщенной. Они имеют определенные цели на будущую жизнь. Однако девочки не совсем уверены в том, что они полностью являются хозяевами жизни, по сравнению с мальчиками, которые больше убеждены в подвластности им жизни.

Полученные данные подтверждают выдвинутую общую гипотезу о том, что в подростковом возрасте смысложизненные ориентации имеют половые различия.

 

 


 

Заключение

В результате проведённого исследования достигнута поставленная цель - изучены смысложизненные ориентации личности в подростковом возрасте. Для этого были решены задачи:

1. Изучили теоретические представления зарубежных и отечественных психологов и философов.

2. Изучили особенности смысложизненных ориентаций личности в подростковом возрасте.

3. Проанализировали динамику смысложизненных ориентаций личности от подросткового возраста до старости.

4. Выявили особенности смысложизненных ориентаций личности в подростковом возрасте.

 

Проведённое эмпирическое исследование, позволило нам сделать следующие выводы. Смысложизненные ориентации личности в подростковом возрасте имеют значимые половые различия. Мы предполагаем, что данное явление связано с тем, что в подростковом возрасте девочки чаще предпочитают ценности семьи, большой любви и здоровью; мальчики чаще отмечают стремление иметь друзей, бизнес, стать сильным и независимым. Правда, отличия не носят принципиального характера, колеблясь в пределах 1-8 % по разным позициям.

Различия в исследуемых группах имеют ценностные ориентации. В группе девочек отдают предпочтение психическому и физиологическому здоровью, чувствам, а именно «любовь», и находят дружбу очень значимой ценностью среди других. Для достижения этих ценностей целей они используют инструментальные ценности такие, как: искренность, чувство юмора и умение понять чужую точку зрения. Меньше всего они отдают предпочтение уважения окружающих и переживание прекрасного в природе и в искусстве. Менее важнее оказались инструментальные ценности такие, как: непримиримость к недостаткам в себе и других, трудолюбие и умение здраво и логично мыслить.

В группе мальчиков отдают предпочтение на отсутствие материальных затруднений, на наличие хороших и верных друзей и внутренней гармонии. Для того, чтобы добиться своих ценностей-целей, мальчики используют инструментальные ценности такие, как: чувство юмора, умение здраво и логично мыслить и самоконтроль.

Менее важные ценности-цели для мальчиков это: переживание прекрасного в природе и в искусстве, уважение окружающих, быть занятым в творческой деятельности и развитие и совершенствование других людей. Менее важнее оказались инструментальные ценности такие, как: дисциплина, чувство долга и смелость в отстаиваниях своего мнения.

При обработке результатов методики «Тест смысложизненных ориентаций» Д. А. Леонтьева был сделан вывод о том, что в целом мальчики и девочки удовлетворены прожитой жизнью. Настоящую жизнь воспринимают интересной и эмоционально насыщенной. Они имеют определенные цели на будущую жизнь. Однако девочки не совсем уверены в том, что они полностью являются хозяевами жизни, по сравнению с мальчиками, которые больше убеждены в подвластности им жизни.

Полученные данные подтверждают выдвинутую общую гипотезу о том, что в подростковом возрасте смысложизненные ориентации имеют половые различия.

 

ПРИЛОЖЕНИЯ

Приложение 1.

Тест смысложизненных ориентаций А. Н. Леонтьева.


Инструкция
. Вам будут предложены пары противоположных утверждений. Ваша задача – выбрать одно из двух утверждений, которое, по Вашему мнению, больше соответствует действительности, и отметить одну из цифр I, 2, 3, в зависимости от того, насколько Вы уверены в выборе (или 0, если оба утверждения на Ваш взгляд одинаково верны).Спасибо Вам за участие.

 

1. Обычно мне очень скучно   Обычно я полон энергии
2. Жизнь кажется мне всегда волнующей и захватывающей   Жизнь кажется мне совершенно спокойной и рутинной
3. В жизни я не имею определенных целей и намерений   В жизни я имею очень ясные цели и намерения
4. Моя жизнь представляется мне крайне бессмысленной и бесцельной   Моя жизнь представляется мне вполне осмысленной и целеустремленной
5. Каждый день кажется мне всегда новым и непохожим на другие   Каждый день кажется мне совершенно похожим на все другие
6. Когда я уйду на пенсию, я займусь интересными вещами, которыми всегда мечтал заняться   Когда я уйду на пенсию, я постараюсь не обременять себя никакими заботами
7. Моя жизнь сложилась именно так, как я мечтал   Моя жизнь сложилась совсем не так, как я мечтал
8. Я не добился успехов в осуществлении своих жизненных планов   Я осуществил многое из того, что было мною запланировано в жизни
9. Моя жизнь пуста и неинтересна.   Моя жизнь наполнена интересными делами
10. Если бы мне пришлось подводить сегодня итоги моей жизни, то я бы сказал, что она была вполне осмысленной   Если бы мне пришлось сегодня подводить итоги моей жизни, то я бы сказал, что она не имела смысла
11. Если бы я мог выбирать, то я бы построил свою жизнь совершенно иначе   Если бы я мог выбирать, то я бы прожил жизнь еще раз так же, как живу сейчас
12. Когда я смотрю на окружающий меня мир, он часто приводит меня в растерянность и беспокойство   Когда я смотрю на окружающий меня мир, он совсем не вызывает у меня беспокойства и растерянности
13. Я человек очень обязательный   Я человек совсем не обязательный
14. Я полагаю, что человек имеет возможность осуществить свой жизненный выбор по своему желанию   Я полагаю, что человек лишен возможности выбирать из-за влияния природных способностей и обстоятельств
15. Я определенно могу назвать себя целеустремленным человеком   Я не могу назвать себя целеустремленным человеком
16. В жизни я еще не нашел своего призвания и ясных целей   В жизни я нашел свое призвание и цель
17. Мои жизненные взгляды еще не определитесь   Мои жизненные взгляды вполне определились
18. Я считаю, что мне удалось найти призвание и интересные цели в жизни   Я едва ли способен найти призвание и интересные цели в жизни
19. Мох жизнь в моих руках, и я сам управляю ею   Моя жизнь не подвластна мне и она управляется внешними событиями
20. Мои повседневные дела приносят мне удовольствие и удовлетворение   Мои повседневные дела приносят мне сплошные неприятности и переживания

 

 


 

Приложение 2.

Список А (терминальные ценности):

– активная деятельная жизнь (полнота и эмоциональная насыщенность жизни);  
–жизненная мудрость (зрелость суждений и здравый смысл, достигаемые жизненным опытом);  
– здоровье (физическое и психическое);  
– интересная работа;  
– красота природы и искусства (переживание прекрасного в природе и в искусстве);  
– любовь (духовная и физическая близость с любимым человеком);  
– материально обеспеченная жизнь (отсутствие материальных затруднений);  
– наличие хороших и верных друзей;  
– общественное призвание (уважение окружающих, коллектива, товарищей по работе);  
– познание (возможность расширения своего образования, кругозора, общей культуры, интеллектуальное развитие);  
– продуктивная жизнь (максимально полное использование своих возможностей, сил и способностей);  
– развитие (работа над собой, постоянное физическое и духовное совершенствование);  
– развлечения (приятное, необременительное времяпрепровождение, отсутствие обязанностей);  
– свобода (самостоятельность, независимость в суждениях и поступках);  
– счастливая семейная жизнь;  
– счастье других (благосостояние, развитие и совершенствование других людей, всего народа, человечества в целом);  
– творчество (возможность творческой деятельности);  
– уверенность в себе (внутренняя гармония, свобода от внутренних противоречий, сомнений).  

Список Б (инструментальные ценности):

– аккуратность (чистоплотность), умение содержать в порядке вещи, порядок в делах;  
– воспитанность (хорошие манеры);  
– высокие запросы (высокие требования к жизни и высокие притязания);  
– жизнерадостность (чувство юмора);  
– исполнительность (дисциплинированность);  
– независимость (способность действовать самостоятельно, решительно);  
– непримиримость к недостаткам в себе и других;  
– образованность (широта знаний, высокая общая культура);  
– ответственность (чувство долга, умение держать свое слово);  
– рационализм (умение здраво и логично мыслить, принимать обдуманные, рациональные решения);  
– самоконтроль (сдержанность, самодисциплина);  
– смелость в отстаиваниях своего мнения, взглядов;  
– твердая воля (умение настоять на своем, не отступать перед трудностями);  
– терпимость (к взглядам и мнениям других, умение прощать другим их ошибки и заблуждения);  
– широта взглядов (умение понять чужую точку зрения, уважать иные вкусы, обычаи, привычки);  
– честность (правдивость, искренность);  
– эффективность в делах (трудолюбие, продуктивность в работе);  
– чуткость (заботливость).  

 


 

Приложение 3.

 

Список «терминальных и инструментальных ценностей» Все девочки мальчики
Активная деятельная жизнь 41,6% 33,3% 8,3%
Жизненная мудрость 33,3% 25% 8,3%
Здоровье 75% 50% 25%
Интересная работа 41,6% 33,3% 8,3%
Красота природы и искусства 0% 0% 0%
Любовь 75% 50% 25%
Материально обеспеченная жизнь 66,6% 33,3% 33,3%
Наличие хороших и верных друзей 100% 50% 50%
Общественное призвание 0% 0% 0%
Познание 41,6% 16,6% 25%
Продуктивная жизнь 33,2% 16,6% 16,6%
Развитие 33,2% 16,6% 16,6%
Развлечение 16,6% 8,3% 8,3%
Свобода 49,9% 33,3% 16,6%
Счастливая семейная жизнь 58,2% 41,6% 16,6%
Счастье других 41,6% 41,6% 0%
Творчество 25% 25% 0%
Уверенность в себе 66,6% 33,3% 33,3%
Аккуратность 16,6% 16,6% 0%
Воспитанность 66,6% 41,6% 25%
Высокие запросы 33,2% 16,6% 16,6%
Жизнерадостность 116,6% 66,6% 50%
Исполнительность 8,3% 8,3% 0%
Независимость 66,6% 41,6% 25%
Непримиримость к своим и чужим недостаткам 16,6% 0% 16,6%
Образованность 49,9% 33,3% 16,6%
Ответственность 16,6% 16,6% 0%
Рационализм (умение принимать обдуманные решения) 33,3% 0% 33,3%
Самоконтроль 41,6% 8,3% 33,3%
Смелость в отстаиваниях своего мнения 33,3% 33,3% 0%
Твердая воля 41,6% 16,6% 25%
Терпимость 58,3% 33,3% 25%
Широта взглядов 83,3% 50% 33,3%
Честность 75% 50% 25%
Эффективность в делах 25% 0% 25%
Чуткость 49,9% 33,3% 16,6%

 


 

Список литературы

1. Аверин В.А. Психология детей и подростков. СПб., изд-во Михайлова В. А.,1998.

2. Амато Пол Р. Последствия родительского развода для самоуверенности взрослых детей // Семейный журнал. - 2002. - № 9. - С. 201–213.

3. Вайзер Г.А. Смысл жизни и «двойной кризис» в жизни человека // Психологический журнал. 1998.№5.

4. Волков Б.С. Психология подростка. М., Речь, 2001.

5. Дольто Ф. На стороне подростка – СПБ.: «Рама Паблишин», 2010.

6. Ермолаева М. В. Психология развития

7. Кулагина И.Ю. Колюцкий В.Н. Возрастная психология. Полный жизненный цикл развития человека. М., Творческий центр, 2005.

8. Мухина В.С. Возрастная психология: феноменология развития, детство, отрочество.М.,1999.

9. Мухина В.С. Личность: Мифы и Реальность: Альтернативный взгляд. Системный подход. Инновационные аспекты: монография 2-е изд. испр. и доп. - М.: «Прометей», 2010. - 1088с.

10. Обухова Л.Ф. Возрастная психология. М., Просвещения, 1999.

11. Райс Ф. Психология подросткового и юношеского возраста. М., изд-во «Мир», 1994.

12. Ремшмидт Х. Подростковый и юношеский возраст. Проблема становления личности.М.,1994.

13. Сахарова Т.Н. Особенности смысложизненных ориентаций в подростковом и юношеском возрасте.

14. Тащёва А.И., Киреева Л.Е. Психология семьи

15. Франкл В. Человек в поисках смысла. М., изд-во Прогресс, 1990.

16. Фролов Ю.И. Психология подростка. М., Российское Педагогическое Агентство, 1997.

17. Хухлаева О.В. Психология подростка. М.,ACADEMIA, 2005.

18. Чудновский В.Э. Становление личности и проблема смысла жизни. М., МОДЭК, 2005.

19. Яницкий М.С. Ценностные ориентации личности как динамическая система.Кемерово, Кузбассвузиздат, 2000.

20. Д. А. Леонтьев. Тест смысложизненных ориентаций.

21. М.Рокич. Тест ценностные ориентации.

 

 


[1] Дольто Ф. На стороне подростка – СПБ.: «Рама Паблишин», 2010. – 426 с.

[2] Мухина В.С. Личность: Мифы и Реальность: Альтернативный взгляд. Системный подход. Инновационные аспекты: монография 2-е изд. испр. и доп. - М.: «Прометей», 2010. - 1088 с.

[3] Хухлаева О. В. Психология подростка – М.: «Академия», 2005. – 149 с.

 

 

[4] Амато Пол Р. Последствия родительского развода для самоуверенности взрослых детей // Семейный журнал. - 2002. - № 9. - С. 201–213.

[5] Дольто Ф. На стороне подростка – СПБ.: «Рама Паблишин», 2010.

 

[6] Хухлаева О. В. Психология подростка – М.: «Академия», 2005. – 149 с.

 

[7] Райс Ф. Психология подросткового и юношеского возраста. М., изд-во «Мир», 1994.

 

[8] Ремшмидт Х. Подростковый и юношеский возраст. Проблема становления личности.М.,1994.

 

[9] Тащёва А.И., Киреева Л.Е. Психология семьи

[10]Сахарова Т.Н., Особенности смысложизненных ориентаций в подростковом и юношеском возрасте.

 

[11] Чудновский В. Э. Становление личности и проблема смысла жизни/ В. Э. Чудновский. – Москва, МОДЭК, 2005. – 375с.

 

[12] Фролов Ю. И. Психология подростка/ Ю. И. Фролов. – Москва, Российское Педагогическое Агентство, 1997. – 526

[13] Ермолаева М. В.. Психология развития

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...