Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Функции научной теории: объяснение и предсказание




Логика и методология научного познания

 

 

Целью изучения дисциплины является ознакомление студентов со структурой научного знания, с методами научного исследования, с функциями научных теорий и законов; расширение их мировоззренческого кругозора; выработка представлений о критериях научности и о требованиях, которым должно отвечать научное исследование и его результаты.

Знание средств и методов современной науки является необходимым условием самостоятельной творческой научной работы и позволяет отличить подлинно научную работу от псевдонаучных построений.

Уровень подготовленности студентов должен соответствовать требованиям Государственного образовательного стандарта высшего профессионального образования по программе дипломированного специалиста по специальности «Юриспруденция». Студенты должны приобрести знания, умения, навыки, необходимые для успешного анализа философско-мировоззренческих, гносеологических, логико-методологических вопросов, встающих в их профессиональной деятельности. Логико-методологическая подготовка должна быть базой для продолжения обучения по аспирантской программе.

Предмет дисциплины:

- интегративная характеристика предмета логико-методологического анализа научного познания;

- структура и функции научного знания как объект изучения логики и методологии научного познания;

- научное познание как деятельность по получению, распространению и практическому применению новых знаний л мире;

- природа научного познания как основной вопрос логики и методологии научного познания.

Задачи дисциплины:

- предмет, назначение и основные функции логики и методологии научного познания;

- изучение основных идей и результатов логики и методологии науки;

- знание специфики научного исследования;

- логико-методологические проблемы исследования научного познания;

- природа, цель и функции науки.

В результате изучения дисциплины 2110 «Логика и методология научного познания» студент должен знать:

- предмет логики и методологии научного познания, ее мировоззренческое значение, роль в самостоятельной научной деятельности;

- место логики и методологии в комплексе философских дисциплин;

- специфику науки, требования, предъявляемые к научному исследованию, отличие научного знания от псевдонаучных построений;

- структуру научного знания: специфику эмпирического и теоретического уровней, структуру научной теории;

- функции научного знания, в частности, теории, схемы научного объяснения и предсказания;

- способы проверки научных теорий, схемы подтверждения и опровержения;

- способы и формы эволюционного и революционного развития науки, факторы, влияющие на постановку новых научных проблем и выбор направлений их решения.

В результате изучения дисциплины 2110 «Логика и методология научного познания» студент должен уметь:

- отличать подлинно научное исследование и его результаты от идеологических, политических, псевдонаучных, религиозных построений;

- применять полученные знания для научной исследовательской работы в своей специальной области;

- ориентироваться в научной, научно-популярной псевдонаучной литературе.

В результате изучения дисциплины 2110 «Логика и методология научного познания» студент должен иметь представление:

- о ведущих направлениях в области логико-методологического анализа научного знания;

- о различных образах науки, создаваемых современными логико-методологическими концепциями;

- о соотношении философии, науки, истории науки и логико-методологическим анализом научного познания;

- о месте науки в жизни современного общества.

В результате изучения дисциплины 2110 «Логика и методология научного познания» студент должен владеть:

- умением применять полученные знания о структуре и функциях научного знания, о методах науки в своей профессиональной области; отличать идеологические, политические, религиозные построения от научных концепций.

 

Контроль знаний включает подготовку ответов на вопросы для самоконтроля, сдачу итогового экзамена.

 

Юнита 1. Код 2110

Логика и методология научного познания

Дидактический план

1. Что такое наука. Проблема демаркации.

Возникновение особой дисциплины «логика и методология научного познания» на стыке философии, современной науки и истории науки на рубеже ХIX-XX вв. Основная проблема логики и методологии научного познания. Цель науки. Проблема демаркации как проблема проведения разграничительной линии между наукой и другими формами духовной деятельности людей. Критерии научности – эмпирическая проверяемость, подтверждаемость, опровержимость, наличие парадигмы, разработка специализированного языка. Вопрос об историческом возникновении науки.

Эмпирические методы научного познания

Разделение научного знания и научных методов на два уровня – теоретический и эмпирический. Эмпирический уровень как тот уровень науки, который имеет дело с чувственно воспринимаемыми вещами и явлениями. Характеристика наблюдения как наиболее простого и фундаментального метода эмпирического познания. Измерение как метод познания. Эксперимент – важнейшее средство эмпирического познания. Структура и этапы проведения эксперимента. Общие требования к результатам эмпирических методов познания.

Структура научной теории

Характеристика теории как основной единицы научного знания. Классификация теорий. Объяснительная теория – высшая ступень в развитии научного знания. Гипотетико-дедуктивная структура объяснительной теории. Ее элементы: набор фундаментальных величин и постулатов; идеализированный объект теории; логико-математический аппарат; система дедуктивных следствий; набор редукционных правил.

Функции научной теории: объяснение и предсказание

Объяснение – одна из важнейших функций науки. Сущность дедуктивно-номологического объяснения – подведение объясняемого факта или явления под общий закон. Структура дедуктивно-номологического объяснения: эксплананс, экспланандум, логический вывод. Требования к дедуктивно-номологическому объяснению. Логическая структура предсказания. Роль предсказаний в развитии научного знания.

5. Проверка: подтверждение и опровержение научных теорий.

Как проверяется научная теория. Роль редукционных правил в выводе эмпирического следствия. Подтверждение – установление истинности эмпирического следствия теории. Логическая схема подтверждения. Опровержение – установление ложности эмпирического следствия теории. Логическая схема опровержения. Асимметрия между подтверждением и опровержением. Относительный характер подтверждения и опровержения.

6. Развитие научного знания.

Этапы научного творчества. Содержание эволюционного этапа в развитии научной дисциплины. Аномальный факт. Характерные черты научного кризиса. Научная революция как смена фундаментальных теорий. Мировоззренческие, методологические, фактологические следствия научной революции. Проблема преемственности между старой и новой теориями. В чем выражается прогресс в развитии науки.

 

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...