База экзаменационных вопросов
Логика и методология научного познания 2110.01.01;1
Тема 1. Проблема демаркации и эмпирические методы научного познания. 1. Роль науки в жизни современного общества. 2. Предмет изучения логики и методологии научного познания. 3. Соотношение логики и методологии научного познания с философией, наукой и историей науки. 4. Причины существования разных образов науки в логике и методологии научного познания. 5. Особенности истинного знания. 6. Смысл проблемы демаркации. 7. Критерии научности. 8. Соотношение науки с другими видами духовной деятельности. 9. Современное понимание науки как особого вида деятельности. 10. Историческое развитие науки. 11. Классификация наук. 12. Характеристика наблюдения как метода эмпирического познания. 13. Смысл требования интерсубъективности к результатам наблюдения. 14. Элементы научного наблюдения. 15. Различие между непосредственным и косвенным наблюдениями. 16. Соотношение наблюдения с теоретическими представлениями. 17. Соотношение наблюдения с чувственным восприятием. 18. Характеристика измерения как метода эмпирического познания. 19. Различие между качественными, сравнительными и количественными понятиями. 20. Основное уравнение измерения. 21. Правила измерения. 22. Различие между аддитивными и неаддитивными величинами. 23. Требования к эталону измерения. 24. Характеристика эксперимента как важнейшего метода эмпирического познания. 25. Структура эксперимента и ее элементы. 26. Этапы проведения эксперимента. 27. Значение редукционных правил для эмпирической интерпретации теоретических понятий. 28. Специфика мысленного эксперимента. 29. Значение эмпирических методов познания для развития науки.
30. Границы применимости экспериментального метода.
Тема 2. Структура и функции научной теории. 1. Научная теория как основная структурная единица научного знания. 2. Различные классификации научных теорий. 3. Создание описательных теорий как первый этап в развитии теоретического знания. 4. Гипотетико-дедуктивная структура объяснительной теории. 5. Идеализированный объект теории и его отношение к реальности. 6. Специфика теоретического знания. 7. Значение редукционных правил для связи теории с эмпирическим уровнем знания. 8. Различие между аксиоматическим и гипотетико-дедуктивным методами. 9. Характеристика оснований гипотетико-дедуктивной теории. 10. Общая характеристика функций научной теории: описание, объяснение, предсказание. 11. Понятие объяснения в повседневном словоупотреблении. 12. Логическая структура дедуктивно-номологического объяснения. 13. Содержательная сущность дедуктивно-номологического объяснения. 14. Характеристика эксплананса и экспланандума как составных частей объяснения. 15. Важнейшее требование к экспланансу объяснения. 16. Различия между законами природы и случайно истинными обобщениями. 17. Границы применимости дедуктивно-номологического объяснения. 18. Смысл «рационального» объяснения. 19. Ограниченность «рационального» объяснения при объяснении человеческих действий. 20. Интенциональное объяснение и сфера его применимости. 21. Практический силлогизм как модель объяснения для общественных наук. 22. Взаимоотношения между разными видами объяснения в различных областях научного исследования. 23. Специфика предсказания как функции научной теории. 24. Логическая структура предсказания. 25. Различие между объяснением и предсказанием. 26. Роль предсказаний в развитии научного знания. 27. Предсказание и ретросказание. 28. Объяснение и предсказание в повседневной жизни и практической деятельности.
29. Научное предсказание и пророчество оракула. 30. Специфика объяснения и предсказания в общественных науках.
Тема 3. Развитие научного знания. 1. Эмпирическая проверка научной теории. 2. Логическая структура подтверждения научной теории. 3. Различие между истинностью и подтверждаемостью научной теории. 4. Логическая структура опровержения научной теории. 5. Соотношение между опровержением и ложностью научной теории. 6. Относительный характер подтверждения и опровержения научной теории. 7. Значения опровержений для развития научного знания. 8. Этапы научного творчества. 9. Роль сознательных целенаправленных усилий в процессе решения творческих задач. 10. Общая характеристика эволюционного развития научной теории. 11. Изменение концептуального аппарата теории в процессе ее эволюционного развития. 12. Изменение соотношения между теорией и фактами в процессе ее эволюционного развития. 13. Возрастание точности описания фактов в процессе эволюционного развития теории. 14. Переинтерпретация фактов, несовместимых с теорией, для устранения противоречия между ними и теорией. 15. Разработка новых технических средств в процессе эволюционного развития теории. 16. Значение технических применений теории для ее эволюционного развития. 17. Понятие аномального факта. 18. Различие между научной гипотезой и гипотезой ad hoc. 19. Общая характеристика кризисного этапа в развитии науки. 20. Научное сообщество в период кризиса в науке. 21. Соперничество различных гипотез в период научного кризиса. 22. Общая характеристика научной революции. 23. Научная революция как изменение взгляда на изучаемую реальность. 24. Изменение содержания научных понятий в процессе научной революции. 25. Отношение новой теории к ранее установленным фактам. 26. Взаимоотношения старой и новой теорий в процессе научной революции. 27. Преемственность старой и новой теорий в процессе научной революции. 28. Две модели развития научного знания: кумулятивизм и антикумулятивизм. 29. В чем выражается прогресс в развитии науки. 30. Возрастает ли наше знание о мире в процессе развития науки.
Примерный перечень экзаменационных вопросов
Логика и методология научного познания 2110.01 – 01;1 1. Взаимоотношения науки с различными сферами жизни современного общества. 2. Связь логики и методологии научного познания с философией, современным научным знанием и историей науки. 3. Общая характеристика науки как специфической деятельности. 4. Отличия научного знания от идеологических, политических, религиозных концепций. 5. Проблема разграничения науки и псевдонауки, лженауки. 6. Наука в ее истории. 7. Дисциплинарное разделение современной науки. 8. Эмпирические методы познания: наблюдение, измерение, эксперимент. 9. Роль чувственного восприятия в эмпирических методах познания. 10. Интерсубъективность как важнейшее требование к результатам наблюдения, измерения, эксперимента. 11. Историческое формирование количественного понятия температуры. 12. Структура и этапы осуществления эксперимента. 13. Эксперимент П.Н.Лебедева по измерению светового давления. 14. Сфера и границы применения эмпирических методов познания. 15. Возможности использования эксперимента в науках о человеке. 16. Общая характеристика научной теории как основной единицы научного знания. 17. Возможные классификации научных теорий. 18. Структура объяснительной теории. 19. Различие между эмпирическим и теоретическим уровнями научного знания. 20. Природа аксиом и постулатов гипотетико-дедуктивной теории. 21. Цели научной теории. 22. Повседневное и научное истолкование объяснения. 23. Виды научного объяснения. 24. Общая характеристика дедуктивно-номологического объяснения. 25. Понятие научного закона и роль законов в объяснении. 26. Объяснение Фарадеем опыта Араго. 27. Проблема универсальности дедуктивно-номологического объяснения. 28. Виды объяснения в общественных науках. 29. Совместимость различных видов объяснения при объяснении крупных исторических событий. 30. Проблема существования законов общественного развития. 31. Общая характеристика научного предсказания. 32. Различие между объяснением и предсказанием.
33. Объяснение и предсказание в человеческой деятельности. 34. Логическая структура эмпирической проверки научной теории. 35. Почему истинность эмпирического следствия теории нельзя рассматривать как свидетельство ее истинности. 36. Различия в логическом выводе при подтверждении и опровержении научных теорий. 37. Роль подтверждения и опровержения в развитии научного знания. 38. Общая характеристика этапов решения творческих задач. 39. Различие между эволюционным и революционным этапами в развитии науки. 40. Общие задачи, решаемые наукой в эволюционный период ее развития. 41. Взаимосвязь признанной фундаментальной теории с научным сообществом. 42. Отношения между теорией и фактами в процессе развития научного знания. 43. Переосмысление известных фактов Галилеем при защите гелиоцентризма. 44. Накопление аномальных фактов и научный кризис. 45. Научная дисциплина в период кризиса господствующей теории. 46. Общее описание научной революции. 47. Примеры научных революций в истории науки: возникновение и утверждение гелиоцентризма; возникновение кислородной теории горения; квантовая механика и классическая физика и т.п. 48. Отношение между старой и новой теориями в процессе научной революции. 49. Проблема преемственности в развитии научного знания. 50. Внешние и внутренние факторы, влияющие на развитие научного знания. 51. Понятие научно-технического прогресса. 52. Наука как один из важнейших институтов современного общества.
Оглавление
Введение. Предмет логики и методологии научного познания 1. Что такое наука. Проблема демаркации 1.1. Цель науки 1.2. Проблема демаркации 1.3. Наука в истории 2. Эмпирические методы научного познания 2.1. Наблюдение 2.2. Измерение 2.3. Эксперимент 3. Структура научной теории 4. Функции научной теории: объяснение и предсказание 4.1. Дедуктивно-номологическое объяснение 4.2. «Рациональное» объяснение 4.3. Интенциональное объяснение. Практический силлогизм 4.4. Предсказание 5. Проверка: подтверждение и опровержение научных теорий 6. Развитие научного знания 6.1. Научное творчество 6.2. Эволюционное развитие научной теории 6.3. Научная революция Глоссарий Список утверждений Литература Вопросы для самоконтроля
Воспользуйтесь поиском по сайту: ©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...
|