Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Образ Давида в исполнении Донателло.




СОДЕРЖАНИЕ

ВВЕДЕНИЕ.......................................................................................................3

ГЛАВА I. ОБРАЗ ДАВИДА В ТВОРЧЕСТВЕ ДАНАТЕЛЛО, МИКЕЛАНДЖЕЛО И БЕРНИНИ(истор.справка)

1.1 Образ Давида в исполнении Донателло....................................................5

1.2 Образ Давида в исполнении Микеланжело..............................................7

1.3 Образ Давида в исполнении Бернини.......................................................9

 

ГЛАВА II. ДАВИД, МИКЕЛАНДЖЕЛО

2.1Обоснование выбора..................................................................................11

2.2 Описание пошагового выполнения работы.............................................12

2.3 Экономическое обоснование.....................................................................17

 

ЗАКЛЮЧЕНИЕ................................................................................................18

БИБЛИОГРАФИЧЕСКИЙ СПИСОК..............................................................20

ПРИЛОЖЕНИЯ................................................................................................22

ВВЕДЕНИЕ

Эпоха Возрождения — революционная для истории всей человеческой культуры. Ее ключевая особенность в сфере искусства проявилась в том, что все оно, по образному выражению Б.Р. Виппера, «говорило от лица человека, о человеке и для человека». Безусловно, искусство Ренессанса тесно взаимосвязано с другими сферами — философией, естественными науками. Культура Возрождения буквально пропитана искусством. Для эпохи Ренессанса искусство имело такое же всеобъемлющее значение, как для XVIII в.- философия, для XIX — наука, для XX — техника… Искусство Возрождения интеллектуально; оно не столько выражает, сколько изображает, стремится к установлению объективных законов в передаче натуры, к систематическому подведению научного фундамента под художественное творчество ".

Для эстетики Ренессанса оказывается наиболее значимым не только самостоятельное созерцание человеческого лица и тела, что было еще в античной культуре. Возрожденец всматривается в человеческое тело как в таковое, и погружается в него как в самостоятельную эстетическую данность. Исходя из этого, философская мысль Возрождения создает принципиально иную, по сравнению со средневековой философией, концепцию человека. Человек оказывается центральным звеном всей цепи космического бытия, причем рассматривается прежде всего в его земном предназначении. В формировании нового восприятия человека важное место занял пересмотр взглядов на человеческое, в особенности, на мужское тело.

Цель данной работы: рассмотрение различных типов изображения головы Давида в искусстве.

Задачами данной работы является:

1. Изучить культуру и философию времен создания данных скульптур;

2. Раскрыть особенности каждого образа «Давида»;

3. Определить, как эпоха влияет на изображение образа «Давида».

4. На основании проделанной работы выбрать образ «Давида», который будет изображен в практической части.

5. Выполнить практическую часть работы.

 

ГЛАВА I. ОБРАЗ ДАВИДА В ТВОЧЕСТВЕ ДАНАТЕЛЛО, МИКЕЛАНДЖЕЛО И БЕРНИНИ

Тематика эпохи Возрождения, как правило, концентрируется на библейских мотивах, меньше — на античных, совсем мало — на современных. Но любому сюжету художники давали гуманистическое истолкование. Библейские сюжеты трактуются в плоскости психологии, физиологии, быта. Б.Г. Кузнецов вводит понятие «внешний сюжет» скульптуры, который мог быть мифологическим, религиозным, и «внутренний сюжет», который всегда составлял конкретный человек. Причем образ поднимался до уровня идеи. Мировоззренческие поиски гуманистов нашли своеобразное отражение в скульптурных воплощениях библейского сюжета о Давиде: юноша-пастух победил великана Голиафа, спас народ от завоевателей, стал иудейским царем и мудро правил государством. Этот сюжет становится одним из самых популярных: с одной стороны, эта тема близка простому народу, а с другой — она очень созвучна гуманистическому индивидуализму с его героизацией человека. К образу Давида на разных этапах обращались великие скульпторы: Донателло (ранний Реннесанс), Микеланджело (Высокое Возрождение), Бернини (начало Нового времени). Каждый из них представлял героя по-своему, что наложило отпечаток на его внешний облик.

Образ Давида в исполнении Донателло.

Ранний Ренессанс в скульптуре связан, прежде всего, с именем Донателло (1386 — 1466). Общепризнанно, что этапным для развития европейской скульптуры произведением стала бронзовая статуя Давида, созданная Донателло не позднее 1453 г. (прил.1)

Уже в этой ранней работе проявляется интерес художника к созданию героизированного образа. Следуя библейскому сюжету, мастер изобразил своего героя очень юным. Он стоит, опустив правую руку с мечом, попирая ногою голову поверженного Голиафа. Чувствуется, что, создавая этот образ библейского героя, Донателло стремился опереться на античные традиции. Особенно заметно сказалось влияние античных прототипов в трактовке лица и волос: лицо Давида в рамке длинных волос, прикрытых полями пастушеской шапки, почти не видно из-за наклона головы. Есть в этой статуе — постановке фигуры, изгибе торса, движении рук — и отзвуки готики. Однако смелый порыв, движение, одухотворенность уже позволяют почувствовать темперамент Донателло.

В то же время очевиден разрыв со средневековьем. Возрождая античную традицию, мастер изображает Давида обнаженным. Давид Донателло — первая обнаженная фигура в бронзе со времени гибели античного искусства. И эта нагота тем более знаменательна, что она вовсе не требовалась библейским рассказом. Донателло понял наготу Донателло, как символ героизма. В отличие от готики, статуя с самого начала была рассчитана на круговой обзор, она предназначалась для украшения фонтана во дворе дворца Медичи.

Заслуга Донателло — не в том, что он изображает нагое мужское тело, а в необычности самого этого тела. Его бронзовый «Давид» выглядит не суровым библейским героем, а лишь слабым подростком. Ни до, ни после Донателло никто Давида таким не изображал. Его оригинальность особенно ясно выступает при сравнении с другим, мраморным, «Давидом» самого Донателло и великолепным бронзовым «Давидом» Андреа Вероккьо.

Новаторство стиля Донателло по сравнению с античной скульптурой проявилось в следующем. Античная скульптура в своей основе была самоизображением, ощущением своего собственного тела, ей не хватало главной черты Ренессанса — ощущения пространства. Античность — только тело, Ренессанс — тело в пространстве. В замкнутом силуэте Давида есть ощущение такой остроты и напряжения, что глубокое отличие этого произведения от его более гармоничных по своему характеру античных образцов совершенно очевидно. В таком художественном решении проявилось осмысление человеческой личности, власти над своей судьбой, чего не было в античности.

В то же время, в оценках искусствоведов встречается и немало противоречий. Так, Б.Р. Виппер считает, что в позе Давида сохраняются отголоски характерного готического изгиба, у него худые тонкие руки, его лицо, затененное шляпой — тоже пережиток готики. Состояние покоя после тяжелого напряжения борьбы передает поза: тяжесть тела ложится на правую, крепко и прямо стоящую ногу, левая отодвинута назад, согнута в колене и только слегка поддерживает тело. Этот принцип постановки фигуры («хиазис»), известный скульпторам древности, был возрожден Донателло. Донателло изобразил Давида слабым юношей, точно одержать победу ему помогла только высшая сила.

Созданные Донателло образы являются первым воплощением гуманистического идеала всесторонне духовной личности и отмечены печатью яркой индивидуальности и богатой духовной жизни. Основываясь на тщательном изучении натуры и умело используя античное наследие, Донателло первым из мастеров Возрождения сумел разрешить проблему устойчивой постановки фигуры, передать органическую цельность тела, его тяжесть, массу. Его творчество поражает разнообразием новых начинаний. Он возродил изображение наготы в статуарной пластике, положил начало скульптурному портрету, отлил первый бронзовый памятник, создал новый тип надгробия, попытался решить задачу свободно стоящей группы. Одним из первых он стал использовать в своих произведениях теорию линейной перспективы. Намеченные в творчестве Донателло проблемы надолго определили развитие европейской скульптуры.

 

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...