Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Образ Давида в исполнении Микеланжело




Самая знаменитая скульптура Микеланджело «Давид» (прил.2) не имеет ничего общего с подростком Донателло. Это воплощение мужской силы, одновременно духовной и физической. Если до Микеланджело в ХV в. Давида обычно изображали юным, противопоставляя мощному зрелому Геркулесу, то Микеланджело в каком-то смысле соединяет эти два образа. Микеланджеловский «Давид» — беспрецедентное сочетание героического мужского начала с человеческой открытостью и ранимостью.

Великий мастер избрал для своего Давида совсем другую ситуацию: вместо исхода борьбы — ее начало. Герой только готовится нанести решительный удар; еще неизвестно, чем закончится неравный бой юноши с великаном, но, скорее всего, Давид победит. Об этом говорит его прекрасное и грозное лицо. Поза спокойна, устойчива и свободна, но в повороте головы, движении руки, держащей пращу, уже заложена динамика. Давид совершенно обнажен. В этом скульптор наследует традиции античной пластики, когда героев изображали обнаженными, подчеркивая их телесную красоту. Но здесь добавляются еще и веяния Ренессанса — это победа христианской добродетели над языческими верованиями, то есть моральное превосходство Давида, его личное мужество и стойкость духа. Давид Микеланджело - это, прежде всего герой.

К анализу выдающегося произведения Микеланджело обращались крупнейшие отечественные и зарубежные искусствоведы. Прежде всего, отмечается предельная героизация человеческой личности. Гигантские размеры статуи (ее высота — около 5,5 м) неразрывно связаны с одним из главных качеств героического образа в искусстве Высокого Ренессанса, впервые с такой наглядностью выраженном в этом произведении,- образ человека приобретает здесь подлинно титанический характер. Образ победителя Голиафа приобретает более широкий смысл — это олицетворение безграничной мощи свободного человека; юношеская отвага Давида перерастает в несокрушимую уверенность в способности человека преодолеть любые преграды. Микеланджело отказывается от традиционных атрибутов (меч, голова Голиафа), ничто не отвлекает внимание от личности героя. Появляется черта, присущая затем образам Микеланджело — грозная, устрашающая сила. Его мир — это особая, могучая, героическая порода людей; каждый поворот сустава, каждый сгиб у его героев полон скрытой силы.

Нарастает внутренний драматизм, напряженность. Изображается не победа, а момент предельного напряжения сил, концентрации воли перед боем. Давид представлен обнаженным. Сильная, фронтально развернутая фигура юноши предельно напряжена: левая, поднятая к плечу рука сжимает пращу, голова резко повернута, грозный взгляд устремлен на врага. Микеланджело изобразил атлета, обязанного победой только самому себе.

Монумент задумывался и сразу был воспринят (открытие монумента в 1504 г. превратилось в народное торжество) как явление общественной жизни, как символ борьбы за независимость Флоренции. В.Н. Лазарев пишет: «Он стоит спокойно, уверенный в своей правоте и грядущей победе. Прекрасное, мужественное лицо отмечено печатью необычайного благородства, могучий торс и великолепно моделированные руки и ноги не только выражают физическую мощь, но и подчеркивают силу духа».

 

1.3 Образ Давида в исполнении Бернини.

На заре Нового времени, точнее даже сказать — на переломе эпох, к образу Давида обратился выдающийся скульптор, архитектор, живописец, декоратор Лоренцо Бернини — основоположник стиля зрелого барокко. Его «Давид» создан в 1623 г. (прил. 3). Скульптурные композиции этого времени характеризуются особенной напряженностью, сосредоточенностью, ожиданием каких-то перемен. Теперь именно общество является центром, все рассматривается через призму его интересов.

Скульптор запечатлел сам момент схватки и предельного напряжения сил, моральных и физических. Тело героя закручено в тугую спираль, что дает невиданный ранее заряд пластической энергии. Мышцы всего тела напряжены и готовы к борьбе. Фигура резко смещена со своей вертикальной оси — стремительным наклоном корпуса вправо, широким взмахом шага с упором на правую ногу. Лицо сведено гримасой ярости. Особо резко подчеркнут рот, сжатый до такой степени, что губы фактически не видны — видимо, боец закусил их до крови.

Таким образом, мудрое равновесие образа, уверенность в своих силах — то, что подчеркивалось скульпторами Возрождения, — для Бернини, мастера XVII в., было уже недостаточным. Ему нужны бурные эмоции, жизненный трепет, то есть чисто человеческие страсти, которые он великолепно воплощает в мраморных формах Давида.

Давид у Бернини — взрослый мужчина, перенесший множество испытаний. Хочется особо подчеркнуть, что в этой статуе Бернини выходит за рамки господствовавшего в его время стиля барокко. Он, как и мастера Ренессанса, ставит в центр своего произведения проблему человека, но звучит она уже совершенно по-иному. В противовес завершенному действию в статуях Донателло и Микеланджело, спокойно-уравновешенным гармоничным героям Возрождения, Бернини изображает Давида в неистовом порыве ярости, в момент схватки, полного драматического пафоса. Герой приготовился метнуть пращу в своего врага. Его фигура в резком развороте и наклоне, нарушающем композиционное равновесие, требует обхода и рассмотрения с разных сторон. Лицо полно ненависти, губы гневно сжаты, взгляд яростен. Представляется, что можно говорить даже не о драматизме, а о трагизме «Давида», поскольку скульптор отчетливо дает почувствовать, какой ценой будет достигнута победа. Можно констатировать, что у Бернини мы видим черты реализма совершенно нового типа.

 

 

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...