Виды конкуренции по характеру развития
По характеру развития конкуренция разделяется на свободную и регулируемую. Также конкуренцию делят на ценовую и неценовую. Ценовая конкуренция возникает, как правило, путем искусственного сбивания цен на данную продукцию. При этом широко используется ценовая дискриминация, которая имеет место в том числе, когда данный продукт продается по разным ценам и эти ценовые различия не оправданы различиями в издержках. Ценовая конкуренция наиболее часто применяется в сфере услуг, при оказании услуг по транспортировке продукции; при реализации товара, который не поддается перераспределению с одного рынка на другой (транспортировка скоропортящихся продуктов с одного рынка на другой). Неценовая конкуренция проводится главным образом посредством совершенствования качества продукции, технологии производства, инноваций и нанотехнологий, патентирования и брендирования и условий ее продажи, «сервизации» сбыта. Этот вил конкуренции основывается на стремлении захватить часть отраслевого рынка путем выпуска новых товаров, которые либо принципиально отличаются от своих предшественников, либо представляют модернизированный вариант старой модели. Неценовая конкуренция путем сбыта продукции получила название конкуренции по условиям продаж. Этот вид конкуренции основывается на улучшении сервиса обслуживания покупателя. Сюда входит воздействие на потребителя через рекламу, СТИС, ПР, мер- чендайзинг, обслуживание клиентов. Можно выделить следующие основные направления конкурентной деятельности фирмы: § конкуренция в области рынков сырья за завоевание позиций на ресурсных рынках; § конкуренция в области сбыта товаров и/или услуг на рынке;
§ конкуренция между покупателями на сбытовых рынках. 18. Перечислите основные виды планов. 1. Стратегический план – план, в котором формируются главные экономические и социальные цели предприятия, конкретные задачи, привязанные по времени к ресурсам (3 и более лет).
При этом как по срокам исполнения, так и по уровням управления и по назначению полный эффект достигается, когда все эти планы разрабатываются не каждый сам по себе, а как единая система, которая должна быть сбалансирована по вертикали («сверху-вниз» по нисходящей, «снизу-вверх» «по восходящей») и по горизонтали («на одном уровне»). Таблиця 6.1 Виды планов предприятия
По срокам исполнения | Стратегический план | 3 и более лет | ||||||||||
Среднесрочные планы | 2-3 года | |||||||||||
Текущие планы | текущий финансовый год | |||||||||||
Оперативные планы | сутки, декады, месяцы | |||||||||||
По назначению | план производства и реализации | |||||||||||
план по труду | ||||||||||||
финансовый план | ||||||||||||
план по прибыли | ||||||||||||
бизнес-план и др. | ||||||||||||
По уровням управления | общефирменные | |||||||||||
Функциональных (структурных) подразделений | ||||||||||||
Индивидуальные (для отдельных исполнителей) |
Рис. 6.12 - Виды временной ориентации составления|сдает,складывает| планов
Реактивное планирование (ориентация на прошлое) – базируется на анализе предшествующего опыта и истории развития предприятия. Такое планирование часто приводит к вытеснению продуктов и услуг предприятий не только с внешнего, но и с внутреннего рынка, т.к. другие предприятия планируют и осваивают конкурентоспособную продукцию
|
|
Инактивное планирование (ориентация на настоящее) – ориентируется на существующее положение предприятия и не предусматривает как возвращения к прежнему состоянию, так и продвижения вперед. Его основными целями являются выживание и стабильность производства. Такое планирование не способствует экономическому росту и развитию отечественных предприятий
Преактивное планирование (ориентация на будущее) – направлено на осуществление непрерывных изменений в различных сферах деятельности предприятия, опирается на все достижения науки и техники, широко применяется эксперимент и прогнозирование, но мало используют накопленный опыт. Основная проблема такого вида планирования – чем дальше в будущее проникает прогноз, тем больше вероятна ошибка. Поэтому оно может быть эффективно только для относительно короткого периода
Интерактивное планирование (ориентация на взаимодействие прошлого, настоящего и будущего как различных, но не разделимых видов планирования) – заключается в проектировании желаемого будущего и поиска путей его построения и сосредотачивается на повышении результативности со временем, его цель максимизировать свою способность обучаться и адаптироваться или развиваться. Это планирование направлено на повышение уровня индивидуального, организационного и общественного развития предприятия и всей страны и улучшение качества жизни людей
19. Поясните необходимость оперативного планирования.
Оперативное планирование на предприятии охватывает период от одного до 10-12 рабочих дней. Оперативные планы, которые чаще всего бывают суточными, состоят обычно из следующих основных элементов:
*производственных программ цехов, участков и технологических линий, отражающих реальную загрузку производственных мощностей;
*оперативных заданий этим подразделениям;
*планов-графиков движения изделий, узлов и деталей по технологической цепочке.
|
|
В оперативных планах устанавливают загрузку оборудования, последовательность выполнения различных операций технологического цикла и время, отводимое для этого, а также расстановку работающих с учетом имеющихся производственных мощностей, материальных ресурсов и персонала. Все это должно обеспечить оптимальный ход производственных процессов, рациональное использование материальных и трудовых ресурсов, полное и своевременное выполнение плановых заданий, поддержание необходимого ритма работы предприятия.
Оперативное планирование представляет собой осуществление текущей деятельности планово-экономических служб в течение короткого периода, например, разработка годовой производственной программы, составление квартальных бюджетов предприятия, контроль и корректировка полученных результатов и т.п.
20. Поясните цель составления бизнес-плана.
Бизнес-план служит двум основным целям:
· Он даёт инвестору ответ на вопрос, стоит ли вкладывать средства в данный инвестиционный проект.
· Служит источником информации для лиц непосредственно реализующих проект.
Бизнес-план помогает предпринимателю решить следующие основные задачи:
· определить конкретные направления деятельности фирмы,
· целевые рынки и место фирмы на этих рынках;
· сформулировать долговременные и краткосрочные цели фирмы, стратегию и тактику их достижения.
· определить лиц, ответственных за реализацию стратегии; выбрать состав и определить показатели товаров и услуг, которые будут предложены фирмой потребителям.
· оценить производственные и торговые издержки по их созданию и реализации;
· выявить соответствие имеющихся кадров фирмы, условий мотивации их труда предъявляемым требованиям для достижения поставленных целей;
· определить состав маркетинговых мероприятий фирмы по изучению рынка, рекламе, стимулированию продаж, ценообразованию, каналам сбыта и др.;
· оценить финансовое положение фирмы и соответствие имеющихся финансовых и материальных ресурсов возможностям достижения поставленных целей; предусмотреть трудности, «подводные камни», которые могут помешать практическому выполнению бизнес-плана.
|
|
Бизнес-план помогает дать ответы предпринимателю на следующие вопросы:
· какой вид продукции или какое новое дело выбрать для выхода на отечественный и зарубежный рынок;
· каков будет рыночный спрос на предлагаемые товары и услуги и как он будет изменяться;
· какие ресурсы и в каких количествах потребуются для организации бизнес-проекта;
· сколько будут стоить необходимые ресурсы и где найти надёжных поставщиков;
· каковы будут издержки на организацию производства и реализацию продукции и услуг на соответствующих рынках;
· какой может быть рыночная цена на данную продукцию и как на неё повлияют конкуренты;
· какими могут быть общие доходы и как их следует распределять между всеми участниками бизнес-проекта;
· каковы будут показатели эффективности производства и как их можно повысить.
|
|