Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Литературный энциклопедический словарь 56 глава




 

Со 2-й пол. 18 в. в Германии, Франции, Голландии, России и др. странах появляются печатные и рукописные сб-ки масон, песен, стихов и речей; публикуются масон, филос. нравоучит. трактаты, романы, пьесы. Их содержание отражает разнородность масон, идеологии: от идей всемирного братства и взаимопомощи до выражения верноподданнич. чувств, от рационализма и деизма до самой крайней мистики. Значит, роль в лит. текстах играют аллегории и символы, связанные с масон, обрядами. Большое воздействие на масон, философию и лит-ру оказали идеи мистиков 17 в., особенно Я. Бёме, а также Э. Сведенборга и Мартинеса Паскуалиса. Пропагандистом их идей выступил Л. К. Сен-Мартен в кн. “О заблуждениях и истине” (1775). Членами масон, лож были и крупные европ. писатели 18—19 вв.: Г. Э. Лессинг, И. Г. Гердер, И. В. Гёте, Вольтер, Д. Дидро, Ш. Монтескье, П. Ж. Беранже, Стендаль и др. Их интерес к М. был обусловлен разными причинами и б. ч. не предполагал следования мистич. устремлениям. В их лит. деятельности нашла известное отражение преим. этич. сторона масон, учения (идеи самопознания и нравств. совершенствования, внимание к внутр. миру человека, к разработке психол. проблем). В 18 в. возникает и многочисл. антимасон. лит-ра.

 

В России интерес к М. стали проявлять писатели 1750—60-х гг.: А. П. Сумароков, В. И. Майков, И Ф. Богданович и др. Одним из ведущих деятелей рус. М. этого времени был И. П. Елагин. Значит. воздействие масон, идеи оказали на лит. творчество М. М. Хераскова (его романы “Золотой прут”, “Кадм и Гармония” и др.). Особое место в истории рус. М. занимает Н. И. Новиков. Осмысляя

 

i;icon. идеи преим. с просветит, позиций, он развернул в 1780-х гг. широкую филантропии, и книгоиздат. деятельность. Члены сплотившегося вокруг него масон, кружка активно сотрудничали в журн. “Утренний свет”, “Московское ежемесячное издание”, “Вечерняя заря”, “Покоящийся трудолюбец”, “Детское чтение для сердца и разума”, где помещали свои соч. и переводы. Общение с новиковским кружком в кон. 1780-х гг. оказало серьезное влияние на “нравственное образование” юного?. Μ. Κарамзина. А. Н. Радищев, бывший нек-рое время членом масон. ложи “Урания”, посвятил “Путешествие из Петербурга в Москву” своему “другу и сочувственнику” масону А. М. Кутузову. Однако Радищев выразил решит, несогласие с его мнениями, иронизируя в “Путешествии...” над масон, обрядностью и мистицизмом. Екатерина II, вначале высмеивавшая масонов в своих комедиях, затем предприняла против них ряд репрессивных мер.

 

В нач. 19 в. масоны вновь развернули лит.-издат. деятельность (журн. “Друг юношества” М. И. Невзорова, “Сионский вестник” А. Ф. Лабзина и др. издания релит.-нравств. содержания). Нек-рые декабристы (Ф. Н. Глинка, П. И. Пестель и др.) были связаны с М. и использовали опыт организац. устройства масон, лож для создания тайных политич. орг-ций. А. С. Пушкин в Кишиневе вступил в члены масон. ложи “Овидий”. Указом 1822 масон, ложи в России были запрещены.

 

Интерес к М. проявляли мн. рус. писатели 19 в.: В. Ф. Одоевский, славянофилы (см. Славянофильство), А. Ф. Писемский, Ф. М. Достоевский. Нравств. учение масонов привлекло внимание Л. Н. Толстого (“Война и мир”). Споры о М. в нач. 20 в. нашли отражение в ряде лит. произв. (в т. ч. “В людях” М. Горького, иронизировавшего над масон, мистицизмом).

 

• Π ϋ пин?.Η., Πус. масонство. XVIII и первая четверть XIX в.. П., 1916; Пиксанов Н. К., Масон, лит-ра, в кн.: История рус. лит-ры, т. 4, М.—Л., 1947; Кочеткова Н. Д., Идейнолит. позиции масонов 80—90-х гг. XVIII в. и Н. М. Карамзин, в кн.: Рус. лит-ра XVIII в., М.—Л., 1964; Солодкий Б..С., Проблема человека в рус. масонстве, в кн.: Проблемы гуманизма в рус. философии, Краснодар, 1974; Н. И. Новиков и обществ лит. движение его времени. XVIII в., сб. 11, Л., 1976; Bakou? i ne T., Le rйpertoire biographique des franc-maзons russes XVIII et XIX siиcles, Brux., 1940; Bourychkine P., Bibliographie sur la franc-maзonnerie en Russie, P.—La Haye, 1967.

 

H. Д. Кочеткова.

 

МАССОВАЯ ЛИТЕРАТУРА, крупнотиражная развлекат. и дидактич. беллетристика 19—20 вв.; является составной частью “индустрии культуры”; часто обильно иллюстрирована, со временем иллюстрации теснят текст. С М. л. смыкаются науч.-популярные издания сенсац. и пропагандист, характера, мн. виды чтения для детей и юношества, а также подробная реклама, сопровождаемая прозаич. и стихотв. текстами и оценками. Определение “массовая” несет двоякий смысл: серийное производство М. л. (ср. “массовая продукция”) и расчет на широкое потребление, предполагающий не только удовлетворение наличного спроса, но и его организацию. Поэтому чрезвычайно важную роль в сбыте М. л. играют средства массовой информации. В условиях гос.-монополистич. капитализма М. л. может использоваться как идеологич. средство манипуляции сознанием широкого читателя.

 

Умело эксплуатируя вкусы и запросы разл. читательских слоев, подключаясь к серьезной лит-ре и подключая ее к себе (напр., путем вульгарного сокращения худож. произв. или иной его потребительской адаптации), М.л. облегчает приспособление личности к социально-бытовому укладу, являясь одновременно и его массированной идеологич, пропагандой, и средством психич. компенсаций. Идейная подоплека М.л,—позитивизм во всех его разновидностях, социальная — политика уступок рядовому обывателю; с помощью вндустриализир. “омассовления” насаждать психологию потребительства, нейтрализуя гражд. инициативу масс.

 

Прямого отношения к истории лит-ры — иск-ву слова — М. л. не имеет, хотя и является одним из слагаемых литературного процесса 19—20 sb.; ее развитие осуществляется через диктуемый рыночный конъюнктурный отбор наиболее “ходкого” лит. товара и серийное изготовление продукции по его образцу (см. Бестселлер). Рецепты М. л. обычно составляются на основе облегченного и “популяризованного” восприятия произв. подлинного иск-ва. “Моделями” М. л.

 

служили, напр., произв. Э. По и А. К. Доила, Ч. Диккенса и О. Вальзака, Ф. Купера и В. Скотта, Э. Хемингуэя и У. Фолкнера. М.л. использовала традиции авантюрной, альковной и нравоописат. “бульварной беллетристики” 18—19 вв., а также приемы газетнр-журнальной хроники и репортажа.

 

Явления, предвещающие М. л. с ее стремлением приобщиться к совр. культуре в ее адаптированном и безобидном варианте, обнаруживаются в 18 в. Однако становление М. л. происходит в 19 в. Ее отправным пунктом послужила вульгаризация эстетики романтизма. Сразу же была отменена романтич. ирония, потеряны утверждение индивидуальности и мировоззренч. пафос. М. л. от романтизма понадобилась лишь “романтика”, состоявшая в поляризованном восприятии действительности, нагромождении опасностей и приключений и преувеличенно-метафорич. описании страстей. Начало нем. М.л. датируется 1810—20-ми гг.; франц. лит-ру “бульварный романтизм” захлестнул в 1820—30-х гг.; снижение поэтики романтизма в угоду <массовому вкусу” захватило творчество Э. Сю, ставшего классиком М. л. Критик?Π. Ξ. Сент-Бев в ст. “Меркантилизм в литературе” одним из первых исследовал М. л. как самостоят, культурный феномен. В России 1830—40-х гг. становлению М. я. содействовали: В. Г. Бенедиктов и Н. В. Кукольник — в поэзии, Ф. В. Булгарин, А. А. Орлов и О. И. Сенковский — в прозе, Н. А. Полевой — в драме; они ориентировались на вкусы дворянско-мешанской публики средней руки.

 

Самоопределение М. л. весьма ускорилось с бурным развитием журналистики и печатного дела во 2-й пол. 19 в.: заполонившее рынок чтиво (вроде романов франц. беллетриста Понсона дю Террайля) практически уже не отличается от нынешних образцов М. л. Культ успеха, жестокой отваги и материального благополучия сменил былые ссылки на -“высшие ценности”.

 

Чуждая критич. реализму и развитию обществ, мысли, М. л. призвана ублажать (но не стимулировать!) воображение читателя и обеспечить его идейно-психич. <комфорт”, переселяя его из реального мира в иллюзорный, где подсказанные желания и мечты утоляются средствами стандартизов. воображения, а собств. “достоинство” утверждается путем отождествления с героем или находя опору в образном оформлении своей внутр. упрощенной картины действительности. Метод М. л. может быть назван иллюзионизмом.

 

Уже у истоков М. л. наметился ее осн. жанр — роман: любовный, приключенч. и великосветский; ему сопутствовала мелодрама. Чаще М.л. осваивает и “развивает” изобретенные вне ее жанры: ее достоянием стал детективный роман (породив полицейский, а позднее шпионский; см. в ст. Детективная литература); в ее русле существует роман научно-фантастический (см. в ст. Научная фантастика). Плодом союза М. л. с фотоискусством и графикой явилась необъятная продукция комиксов и фотороманов. М. л. Запада последних десятилетий “оплодотворила” порнография, выплеснутая на открытый рынок как в бесчисл. “сексуальных пособиях”, так и в виде “романа похождений”. По контрасту с ним в 80-е гг. “расцвел” “розовый роман”.

 

Ключевая характеристика М. л. — облегчение доступности и сопричастности к совр. культуре в ее редуцир. виде, суррогат эстетич. удовлетворения: поэзия становится псевдопоэтичностью (напр., у популярнейшего совр. амер. стихотворца Р. Маккьюэна), пафос — патетич. мелодекламацией, красота — красивостью, любовь — сексуальным влечением и т. д. Поэтика М. л. — это поэтика штампа, особенно в портрете и психологии героев, в слоге и сюжете. Космополитичные и легкопереводимые (гладкость слога) произв. М. л. расходятся многомиллионными тиражами на мн. языках почти одновременно; однако они “устаревают” со все возрастающей быстротой, а смерть знаменитого автора обычно означает начало затоваривания рынка его книгами (такова, напр., судьба авантюрно-шпионских романов И. Флеминга). Новейший момент эволюции М. л. — ее прогрессирующее сближение с “контркультурой” и лит. авангардизмом.

 

С 70-х гг. распространение крупнотиражной развлекат. или дидактич. беллетристики стало актуальной темой отечеств, критики, б ряде сов. “массовых тиражей” находят разнообразные принижающие иск-во тенденции и мотивы: засилье бытовщины, дешевая и пошлая развлекательность, цинизм и скепсис, негативизм и нигилизм, влияние кича и черного юмора или спекуляция на политич. актуальности замысла и гражд. важности темы как “самоценных” достоинствах. Общее наименование подобной “массовой продукции” остается различным: “мелкотравчатая литература” (Ф. Ф. Кузнецов), “массовая” (А. А. Михайлов) и “банальная беллетристика” (Ч. Айтматов), “литературный ширпотреб” (Ф. А. Абрамов) и др.

 

41 Грамши А., Избр. произв., пер. с итал., т. 3, М., 1959, с. 457—546; Ильина Н., Лит-ра и “массовый тираж”, “Нов. мир”, 1969, № 1; Туровская М., Герои “безгеройного времени”, М., 1971; Массооая лит-ра и кризис бурж. культуры Запада. Сб. ст., М., 1974; К у к а р к и н А. В., По ту сторону расцвета. Бурж. общество: культура и идеология, М., 1974; er о же, Бурж. массовая культура, МАСС

 

==213

 

M., 1978; Равно в В., Черный роман, пер. с болг., М., 1975; Зоркая Н. М., На рубеже столетий: у истоков массового иск-ва в России, 1900—1910 гг., М., 1976; Иск-во и массы в совр. бурж. обществе, М., 1979; VII съезд писателей СССР. Выступления участников съезда [Ф. А. Абрамов, Ч. Айтматов, Ф. ф. Кузнецов], <ЛГ>, 1981, 8 июля. В. С. Муравьев.

 

МАТЛА, см. Касыда.

 

“МАХАБХАРАТА” (санскр.—“Сказание о великих Бхаратах”), эпос народов Индии на санскрите. Сложился на основе устных сказаний и легенд, бытовавших у племен и народностей сев.-зап. и сев. Индии. Совр. вид приобрел к сер. 1-го тыс. н.э.

 

В центре <М.”— повествование о битве двух родов и их союзников за господство над Хастинапурой (ныне Дели), к-рое ведется от имени легендарного автора эпопеи Вьясы, а также действующих лиц, повествования. <М.” состоит из 18 книг, неск. вводных эпич. сказаний, весьма опосредованно связанных с осн. сюжетом, и мн. сказаний и легенд гл. обр. фольклорного характера: “Повесть о Шакунтале”, “Сказание о Раме”, “Повесть о царе Шиви”, “Сказание о Нале”, “Повесть о Савитри” и др.

 

“M.” — богатый источник сюжетов и образов, получивших развитие в нац. лит-рах народов Индии, Индонезии, Бирмы, Кампучии, Таиланда, Лаоса, ШриЛанки, отразившихся также в лит-рах Тибета и Монголии. В каждой из нац. лит-р сюжеты “М.” имеют свою интерпретацию в соответствии с эпохой и конкретной нац. средой. В Европе “М.” известна с кон. 18 в.

 

И з д.: Махабхарата, кн. 1—2, 4—5, М.—Л., 1950—76; Махабхарата. Рамаяна, М., 1974. И. Д. Серебряков.

 

МАЧАПАТ, м о ч о п а т, силлабич. система стихосложения традиц. яванской литературы, а также лит-р других народностей Индонезии — балийской, сунданской и мадурской. Известно ок. 20 канонизир. строфических разновидностей М., насчитывающих от 3 до 12 стихов, конечные слоги к-рых содержат строго определ.' цепочки гласных звуков. Строфы М. читаются нараспев или исполняются под аккомпанемент муз. инструментов. В. В. Сикорский. •“МАЯК”, рус. •“учено-литературный” ежемес. журнал. Изд. в 1840—45 в Петербурге С. А. Бурачком (до нач. 1841 совм. с П. А. Корсаковым). В статьях с религ.-дидактич. и охранит, позиций нападал на произв. А. С. Пушкина, М. Ю. Лермонтова, Н. В. Гоголя, В. Г. Белинского. Печатались стихи, проза, переводы. Среди авторов — В. Р. Зотов, Н. В. Кукольник, Н. А. Полевой, П. П. Гулак-Артемовский, Г. Ф. Квитка-Основьяненко, Т. Г. Шевченко.

 

МЕДИТАТИВНАЯ ЛИРИКА (от лат. meditatio— углубленное и целенаправленное размышление), жанрово-тематич. разновидность поэзии, родственная филос. лирике, но не сливающаяся с ней; стихотворения, относящиеся к М. л., строятся как непосредственные созерцания, индивидуализир. “умозрения”, направленные к постижению сокровенных закономерностей бытия.

 

Стихотв. медитации, первоначально связанные с учением о медитации, приемы к-рой разрабатывало наряду с вост. религиями христианство, встречаются в визант. (Григорий Назианзиа) и ср.-век. лит-ре; в период Контрреформации написаны канонич. стихотв. медитации исп. мистика 16 в. Хуана де ла Круса. До 18 в, М. л. бытовала на периферии “светской” поэзии, затрагивая лишь религ. переживания и оставаясь иллюстративным приложением к мистич. дисциплине медитации. Однако накопленный поэтич. опыт был использован в период расцвета М. л. Начало его датируют изданием поэмы англ. поэта Э. Юнга “Жалоба, или Ночные размышления о жизни, смерти и бессмертии” (1742—45), а также появлением “Элегии, написанной на сельском кладбище” (1751) Т. Грея, где медитация обретает собств. жанр.

 

Жанр привился в России и занял видное место в поэзии 1800—10-х гг. На поприще М. л. элегия вытесняет оду (к-рая смешивала чувство с патетикой); характерным жанром М. л. становится также стихотв. послание; элегич. оттенок “задумчивости” приобретают описания путешествий, воспоминания и картины природы: из риторических они становятся прочувствованными, хотя и сохраняют при этом условность и декоративность (ср. “Вечер” и “Славянку”?.Α. Ζуковского; “Моя молитва” и “Я чувствую, во мне горит...” Д. В. Веневитинова; стих. К. Н. Батюшкова “Мечта” и “К другу”, где точно сформулировано назначение “задумчивости”: “Я сердцу в ней ищу отрады”).

 

==214 МАХА — МЕЖД

 

Романтич. и натурфилос. окрашенность приобретает лежащая в основе М. л. тема “загадочности человеческой судьбы” (А. Л. Ж. де Сталь) у А. Ламартина в сб-ках поэтич. медитаций (1820, 1823). Развитие М. л. (особенно в рус. лит-ре) идет по линии отказа от отвлеченной созерцательности, свойственной элегич. медитации (часто знакомого перепева вечных тем), и обретения философской, реже — социальной и образной конкретности: ср. “Брожу ли я вдоль улиц шумных”, “Когда порой воспоминанье” А. С. Пушкина, “Запустение” Έ. А. Баратынского, “Выхожу один я на дорогу” М. Ю. Лермонтова, “На стоге сена ночью южной” А. А. Фета и т. д.

 

К М. л. обращаются и поэты 20 в., в осн. чуждого ей (в ее классич. выражении): образцы М. л. встречаются у А. А. Блока, И. Ф. Анненского, Н. А. Заболоцкого и др.; в заруб, лит-рах — у Т. С. Элиота (“Пепельная Среда”, “Четыре квартета”), Р. М. Рильке (“Дуинезские элегии”), П. Целана и др. Будучи поэтизацией душевной сосредоточенности, М. л. плохо сочетается со стихотв. экспериментами, авангардизмом или установкой на повествовательность. Во 2-й пол. 20 в. обращение к М. л. часто свидетельствует о стремлении автора установить свое поэтич. родство, верность определ. традиции. В. С. Муравьев. МЕЖДУНАРОДНАЯ АССОЦИАЦИЯ ЛИТЕРАТУРНЫХ КРИТИКОВ (МАЛК), создана на учредит. конгрессе в Парме (Италия) в 1969. В уставе говорится, что МАЛК, вдохновляясь идеями и традициями гуманизма, ставит своей целью укрепление связей между лит. критиками разных стран, изучение проблем, связанных с назначением критики, организацию встреч в духе взаимопонимания и профессиональной солидарности. МАЛК уделяет большое внимание поискам форм конструктивного сотрудничества между критиками, стоящими на разных идейно-эстетич. позициях, проводит теоретич. дискуссии и заседания исполкома. Печатный орган — “Бюллетень”, публикующий материалы дискуссий и информацию о лит. жизни стран, представленных в ассоциации. В деятельности МАЛК активное участие принимают сов. критики. В 1973 конгресс МАЛК состоялся в СССР; участвовали представители ок. 30 стран.

 

А. Л. Михайлов.

 

МЕЖДУНАРОДНАЯ АССОЦИАЦИЯ ПРЕПОДАВАТЕЛЕЙ РУССКОГО ЯЗЫКА И ЛИТЕРАТУРЫ

 

(МАПРЯЛ), междунар. орг-ция, содействующая изучению рус. языка и лит-ры в мире, совершенствованию методов их преподавания, повышению квалификации преподавателей. Создана в 1967. Генеральная ассамблея МАПРЯЛ (созывается раз в 4 года) образует Исполнительный совет и его бюро. Секретариат с постоянным центром информации и документации находится в Москве. На 1 янв. 1983 МАПРЯЛ имел 162 коллективных члена (гл. обр. нац. объединения преподавателей рус. языка и лит-ры), членов-корреспондентов и индивидуальных членов, представляющих интересы более 80 тыс. русистов в 63 странах. Координирует науч. исследования, упорядочивает учебную работу, организует обмен опытом, проводит междунар. встречи, конгрессы (1969, Москва; 1973, Варна; 1976, Варшава; 1979, Берлин; 1982, Прага), традиц. междунар. олимпиады школьников и др., осуществляет издат. деятельность (осн. орган — сов. журн. “Русский язык за рубежом”). Ежегодно присуждает медаль А. С. Пушкина за особые успехи в распространении рус. языка в мире.

 

МЕЖДУНАРОДНОЕ ОБЪЕДИНЕНИЕ РЕВОЛЮ ЦИОННЫХ ПИСАТЕЛЕЙ (МОРП), орг-ция рево люц. и пролет, писателей мира. Создана в 1925 как Междунар. бюро революц. лит-ры (МБРЛ). 1-я конференция МБРЛ (Москва, 1927) приняла -политич. платформу и основала печатный орган —“Вестник иностранной литературы” (на рус. яз.). Членом орг-ции мог быть каждый писатель, выступающий против фашизма, империалистич. войны и белого

 

террора. 2-я конференция революц. писателей (Харьков, 1930) реорганизовала МБРЛ в МОРП с печатным органом “Литература мировой революции” (1931—32, на рус., нем., франц. и англ. языках). Работа МОРП велась по нац. секциям и группам. В МОРП участвовали Л. Арагон, И. Бехер, Т. Драйзер, А. Барбюс, Б. Брехт и др. В 1935 МОРП сменили новые формы междунар. связей передовых писателей мира, напр. Междунар. конгресс писателей в защиту культуры (Париж, 1935). Архив МОРП хранится в Институте мировой литературы имени М. Горького.

 

• Из истории МОРП, <Лит. наследство”, т. 81, M., 1969.

 

Л. H. Николюкин.

 

МЕЙСТЕРЗИНГЕРЫ (нем. Meistersinger, букв.— мастер-певец), нем. ср.-век. поэты-певцы из бюргерской ремесленно-цеховой среды (Г. Сакс, Г. Фольц и др.), пришедшие на смену миннезингерам в 14 в. Усваивали в певческих школах (нек-рые существовали до сер. 19 в.) канонич. манеру исполнения песен на библейские и религ.-дидактич. (14—15 вв.), позднее — светские и даже любовные темы. Нередко выступали авторами фастнахтшпилей.

 

МЕКСИКАНСКАЯ ЛИТЕРАТУРА, лит-ра народа Мексики. До исп. завоевания на терр. Мексики существовала лит-ра на языках коренного населения (майя, ацтеков, науа), пользовавшегося иероглифич. письменностью (Несауалькойотль). Со времени исп. завоевания (16 в.) М. л. развивается на исп. яз., однако культура индейцев, несмотря на преследования, продолжала существовать изустной традиции и воздействовала на дальнейшее развитие лит-ры. Первые произв. на исп. яз. написаны конкистадорами — “Письма королям Испании” (1519—26) предводителя исп. экспедиции Э. Кортеса, “Подлинная история конкисты Новой Испании” Б. Диас дель Кастильо. С Мексикой связана деятельность выдающегося исп. просветителя-гуманиста Б. де Лас Касаса, защитника прав индейцев. В нач. 17 в. появилось первое собственно худож. произв. Мексики — поэма Б. де Бальбуэны “Величие Мексики”. Поэзия, ставшая ведущей в мекс. лит-ре 17 в., развивалась в традициях исп. барокко. С ним было связано и творчество выдающейся поэтессы и драматурга Хуаны Инее де ла Крус, испытавшей воздействие исп. поэта Л. де Гонгоры-иАрготе. Оно отмечено также чертами мекс. самобытности. Наряду с т. н. ученой поэзией развивалась устная нар. поэзия. Присущая ей сатиричность приобрела размах в кон. 18 в., когда во всех областях политич. и духовной жизни страны назрел протест против колон, режима Испании. Тенденция к нац. самоутверждению нашла выражение в поэме “Сельская Мексика” Р. Ландивара.

 

В период борьбы за независимость (1810—24) достигли подъема публицистика и патриотич. поэзия в духе просветит, классицизма (А. Кинтана Роо). В разгар антиисп. войны был опубл. первый мекс. роман “Перикильо Сарниенто” X. X. Фернандеса де Лисарди. Написанный в традициях сатирич. плутовского романа, он представляет собой первое худож. изображение нац. действительности накануне свержения колон. ига. Фернандес де Лисарди заложил основы жанра романа во всей Лат. Америке.

 

Романтизм возник в лит-ре независимой Мексики. Он нашел выражение в поэзии (Г. Прието), историч. романах (В. Рива Паласио), драме, обратившихся к эпохе конкисты, периоду исп. колон, господства. Худож. воспроизведение нац. жизни независимой Мексики дано в романах М. Пайно “Проделки дьявола” и Л. Инклана “Астусия...”. В бытописательстве мекс. романистов прослеживаются элементы реалистич. анализа нац. жизни. Однако в творчестве И. М. Альтамирано сохранялся дух романтизма. Большую роль сыграл Альтамирано и как обществ. деятель, выдвинувший программу борьбы за нац. самобытность мекс. лит-ры.

 

В последние десятилетия 19 в. в поэзии возник модернизм ·— специфическое для лат.-амер. поэзии явление, в к-ром увлечение франц. символизмом и парнасской школой (см. ^Парнас”) сочеталось с тягой к нац. самобытности: С. Диас Мирон, М. X. Отон, М. Гутьеррес Haxepa, А. Нерво и др. На рубеже 19— 20 вв., в период клерикально-помещичьей диктатуры П. Диаса, достигла зрелости проза. Романисты делали попытки провести худож. исследование наиболее характерных проблем обществ, жизни страны: “Томочик” Э. Фриаса, “Надел” X. Лопеса Портильо-иРохаса, “Санта” Ф. Гамбоа и др.

 

Новый этап развития М. л. связан с бурж.-демократич. революцией 1910—17. М. Асуэла, автор романа “Те, кто внизу”, в к-ром нарисована картина стихийного крест, движения, положил начало т. н. роману революции, впервые изобразившему массовое движение, острые социальные столкновения в предреволюц. период. Асуэла, М. Л. Гусман (“Орел и змея” и “Тень каудильо”), Г. Лопес-и-Фуэнтес, X. Р. Ромеро, Р. Муньос, Н. Кампобельо создали образ борющегося народа. Создатели “романа революции”—современники и участники историч. потрясений, внесли в свои произв. документальность, динамизм, эпич. заряд (X. Мансисидор). Противоречия социальной жизни нашли выражение в драматургии Р. Усигли. Крупнейшие мекс. поэты 20 в.— Р. Лопес Веларде, Э. Гонсалес Мартинес, К. Пельисер, для творчества к-рых характерен ярко выраженный лиризм, стремление передать в образной форме особенности духовного склада мексиканцев и нац. жизни. В творчестве группы “Эстридентисты” и группы “Контемпоранеос” воплотились авангардист, тенденции. Идея нац. самовыражения и самоутверждения, определившая развитие М. л., в 20—30-х гг. разрабатывалась философом X. Васконселосом, поэтом, философом и эссеистом А. Рейесом и др., а позднее — в трудах О. Паса, крупнейшего поэта совр. Мексики, обогатившего нац. лирику худож. открытиями.

 

Новый подъем прозы начался в сер. 50-х гг. Он связан с интенсивным экономии, и социальным развитием страны. Углубляя худож. исследование нац. действительности, совр. романисты выявляют в ней общечеловеческие проблемы, находят новые средства для ее изображения. На смену документализму, хроникальности, характерным для “романа революции”, пришло образно-символич., условно-филос. изображение; арсенал худож. средств расширился за счет элементов нар. мифотворчества и опыта европ. прозы. В мекс. романе на новом этапе его развития (60— 70-е гг.) ярко проявились постоянство осн. нац. тем и проблем. В центре романов А. Яньеса, X. Рульфо, К. Фуэнтеса, Росарио Кастельянос и др. одна из наиболее трагич. проблем мекс. действительности — система социального и морального порабощения сильной личностью слабых и нищих (чингада). Сохраняя веру в способность народа выстоять против зла, авторы обнажают обреченность класса эксплуататоров. Этим писателям, как и тем,что вступили в лит-ру в кон. 60-х гг.—“новая волна” (С. Питоль и др.),— свойственно резкое неприятие мекс. совр. общества, обращение к внутр. миру человека.

 

Лит. периодика: “Cuaclernos americanos> (с 1942), <La Revista mexicana de literatura” (c 1955), И з д.: Мекс, рассказы, М., 1960; Золото, Конь и Человек. Рассказы мекс. писателей, М., 1961; Нар. мекс. поэзия, М., 1962; Мекс. рассказы. Л., 1982; Мекс. повесть. 80-е гг., М., 1985.

 

• Кутейщикова В., Мекс. роман, М., 1971 (есть библ.).

 

В. Н. Кутейщикова.

 

МЕЛЙЧЕСКАЯ ПОЭЗИЯ, мелика (от греч. melos — песня), греч. поэзия, достигшая расцвета в 6—5 вв. до н. э. Произв. М. п. исполнялись под аккомпанемент лиры; отличались разнообразными комбинациями стихотв. размеров. М. п. использовала формы нар. песенного творчества. Сольная мелика

 

МЕЙС—МЕЛИ

 

==215

 

б. ч. выражала чувства личности (Сапфо, Анакреон), хоровая — приурочивалась к обществ, событиям, празднествам (Пиндар).

 

МЕЛОДИКА СТИХА (от греч. melodikos — мелодический, песенный), система повышений и понижений голоса, используемых при организации стихотв. речи.

 

В редких случаях М. с. бывает канонизирована и образует основу системы стихосложения; кит. стихосложение основано на заданном соответствии между “ровным” и восходящими или нисходящими слоговыми ударениями в смежных стихах. Чаще М. с. бывает свободна и играет в стихе вспомогат. роль; так, в сербохорв. или др.-греч. стихе используются восходящие и нисходящие словесные ударения, а в большинстве стихосложений мира (в т. ч. в русском) — восходящие (в середине строки, подобно середине предложения) и нисходящие (в конце строки) фразовые интонации. Полная реализация М. с. осуществляется лишь при декламации; основа интонац. рисунка задается при этом текстом, но детали привносятся декламатором.

 

В рус. стихе под М. с. обычно разумеются два рода явлений, к-рые можно назвать микромелодикой и макромелодикой. При членении стихотв. периода (строка, двустишия, четверостишия) в середине его голос обычно повышается, в конце понижается; внутри строки на слабоударных стопах голос повышается, на сильноударных — понижается; совпадения и несовпадения этой интонац. сетки ритма с интонац. движением синтаксиса в стихе дают сложный мелодич. рисунок стихотв. речи.

 

При построении стихотв. текста (стихотворения, отрывка поэмы) в нем могут по-разному распределяться предложения вопросительные, восклицательные (с восходящей интонацией) и повествовательные (с нисходящей интонацией), причем их интонац. строение может и подчеркиваться, и приглушаться посредством периодич. синтаксиса (см. Период), параллелизмов, антитез, повторов и т. п. Эти приемы складываются в три осн. типа интонирования стиха: декламативный (напр., в оде) — см. Ораторский стих, напевный (напр., в романсной лирике) — см. Напевный стих, говорной (напр., в басне) — см. Говорной стих, и нек-рые промежуточные (элегия — между декламативным и напевным, послание — между декламативным и говорным). По др. классификации, выделяются лишь два типа интонирования — напевный (песенный и романсный) и говорной (ораторский и разговорный).

 

Как и др. явления интонац. строения стиха, М. с.— область, еще недостаточно исследованная.

 

М. Л. Гаспаров.

 

МЕЛОДРАМА (от греч. melos — песня, мелодия и drama — действие, драма), 1) жанр драматургии; пьеса с острой интригой, преувеличенной эмоциональностью, резким противопоставлением добра и зла, морально-поучит. тенденцией. М. возникла в 90-х гг. 18 в. во Франции (пьесы Ж. М. Монвеля и Г. де Пиксерекура), достигнув наибольшего расцвета в 30— 40-х гг. 19 в. (пьесы Ф. Пиа и др.) и выразив антифеод. и антиклерикальную направленность; позднее в ней стала, однако, преобладать внеш. занимательность, слащавая сентиментальность. В России М. появилась в кон. 20-х гг. 19 в. (пьесы Н. В. Кукольника, Н. А. Полевого и др.). Интерес к М. возродился в первые годы после Окт. революции; отд. элементы М. характерны для творчества нек-рых совр. драматургов (А. Н. Арбузов и др.). 2) Муз.-драматич. произв., в к-ром монологи и диалоги действующих лиц сопровождаются музыкой.

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...