Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Литературный энциклопедический словарь 53 глава




 

Методологически ключевыми для диалектико-материалистич. понимания иск-ва и для борьбы с вульгарным социологизмом стали статьи В. И. Ленина <Памяти Герцена” (1912) и о Л. И. Толстом (1908— 1911). В них было подчеркнуто объективное значение творчества писателя, дан образец критич. исследований лит-ры в ее связях с эпохой и классовой борьбой. Ленинская “теория отражения” учитывает “...не столько субъективную прикрепленность писателя и связанность его с определенной социальной средой, сколько объективную характерность его для тех или иных исторических ситуаций” (Луначарский A.B., Статьи о литературе, 1957, с. 41).

 

В решении проблемы культурного наследия, одной из сложных и драматич. проблем 20 в., марксист. Л. опирается как на ленинское учение о двух культурах в каждой нац. культуре: культуре господствующих классов и культуре “демократической и социалистической”, так и на высказывания Ленина в защиту культурного наследия прошлого (особенно в борьбе с Пролеткультом). Исключит, значение для Л. имеет сформулированный Лениным принцип партийности литературы (см. также Ленин В. И. о литературе). Ленинская “теория отражения”·”, принцип партийности лит-ры и учение о культурном наследии стали основе полагающими в создании теории социалистического реализма.

 

Совр. сов. Л. (как и марксист. Л. в др. странах) — это наука, всесторонне изучающая худож. лит-ру, ее происхождение и социальные связи, специфику словесно-образного мышления, природу и функции худож. творчества, общие и локальные закономерности лит. процесса. В последние десятилетия оживились исследования в области поэтики, для к-рых характерна установка на познание формообразующих содержат, принципов лит-ры; это выдвинуло на первый план проблему произведения как сложной системы, способной включаться в изменяющийся историч. и социальный контекст. На основе такого подхода, противостоящего атомарно-метафизич. тенденциям позитивист.,Л., устанавливается иерархичность внутр. организации произв., компоненты к-рого рассматриваются функционально, в меняющемся отношении друг к другу. Возросло внимание к математич. аспектам Л., развиваются структурно-семиотич. способы исследования (см. Семиотика). Включая худож. явления в социально-духовный процесс, сов. Л. изучает место и функции лит-ры в др. системах — экономич., обществ, и идеологической, что противостоит односторонности нек-рых заруб, школ Л. В 60— 70-х гг. исследование историч. судеб худож. произв., истории их восприятия все настойчивее выдвигается как специфич. науч. задача. Обострилось внимание к точкам соприкосновения и моментам смены худож. эпох, периодов, стилей (таковы проблемы: антич. и визант. лит-ры, ср.-век. латинская и новоепроп. лит-ры, Просвещение и романтизм, древняя и новая рус', лит-ра, рус. романтизм и реализм и др.). Для сравнит, изучения лит-ры характерно стремление выйти за пределы внешних и частных совпадений к исторически обусловленным худож. и — шире — к общекультурным контактам и. аналогиям. Исследование лит. связей в совр. Л. выливается в типологич. изучение единства литературного процесса, проходящего в разл. странах и регионах через относительно сходные стадии (см. также Всемирная литература). Большой размах приобрели текстология и многообразные, в т. ч. академич., издания рус. классиков; закладываются основы комплексного исследования лит-ры в связи с др. видами иск-ва, идеологии, науки (см. Комплексное изучение художественного творчества).

 

Активно ставятся вопросы партийности и народности лит-ры, теоретич. проблемы социалистич. реализма. Выходят многочисл. монографии и сб-ки статей, поев. критике совр. бурж. методологии, а также ревизионист. и вульгаризаторских тенденций в марксист. Л. Сов. Л. имеет разветвленную сеть науч.-исследоват. учреждений, в т. ч. Институт мировой литературы имени М. Горького, Институт русской литературы (Пушкинский дом), ин-ты лит-ры и языка в союзных и автономных республиках. Выходит большое число периодич. и непериодич. литературоведч. изданий (•“Вопросы литературы*, ^Русская литература”; ^Литературное наследство* и мн. др.; см. ст. Литературные журналы и газеты)

 

ЛИГЕ

 

==201

 

• Маркс К. и Энгельс Ф„ Об иск-ве. [Сб. ст.], т. 1—2, 3 изд., M., 1976; Ленин В. И., О лит-ре н иск-ве. [Сб. ст.], 6 изд., М., 1979; Архангельский A.C., Введение в историю рус лит-ры, т. 1, П., 1916; Веселовский?.Η., Θсторич. поэтика, Л., 1940; Верли М., Общее лит-ведение, пер. с нем., М,, 1957; Теория лит-ры. Осн. проблемы в историч. освещении, [т. 1—3], М., 1962—65; Николаев?.Α., Βозникновение марксист, лит-ведения в России, М., 1970; Возникновение рус. науки о лит-ре, М., 1975; Академич. школы в рус. лит-ведении, М., 1975; Уэллек Р., Уоррен О., Теория лит-ры, [пер. с англ.], М. 1978; Контекст. Лит.-теоретич. исследования, [в.?—ΙΟ], Μ. 1974—82; ΚуриловА.С., Лит-ведение в России XVIII в. М., 1981. Ю. В. Манн, Т. П. Петров (Л. 20 в.)

 

“ЛИТЕРАТУРУ ЛИ САКАРТВЕЛО” (“Литературная Грузия”), еженед. газета, орган СП Грузии. Выходит в Тбилиси на груз. яз. Осн. в 1931 (до 1963 меняла названия).

 

ЛИТЕРАТУРЫ НАРОДОВ КРАЙНЕГО СЕВЕРА И ДАЛЬНЕГО ВОСТОКА СССР, лит-ры народностей Азиат, и отчасти Европ. терр. СССР. К ним относятся след. народности: манси (прежнее назв. вогулы) и ханты (остяки), нанайцы (гольды), ненцы (самоеды, юраки), нивхи (гиляки), удэге, чукчи (луораветланы), эвенки (тунгусы), эвены (ламуты), эскимосы, юкагиры (одулы) и др. Большинство из них живет в тундровой и таежной зоне Сибири и Д. Востока. До Окт. революции эти наиболее отсталые в хозяйственном и культурном отношении группы населения царской России не имели своей письменности и проявляли свои дарования в фольклоре, представляющем исключит, ценность для познания их трудовой деятельности, истории, психологии. Систематич. собирание его, изучение и публикация (начались с кон. 19 в.) связаны прежде всего с именами политич. ссыльных, ставших позднее крупными учеными,— В. Г. Богораза (Тана) и др. Были выпущены сб-ки чукот., юкагир., гиляцкого (нивхского) фольклора.

 

Мифы народов Крайнего Севера и Д. Востока в фантастич. форме отражают их представления о происхождении Земли, небесных тел, людей, животных. Предания говорят о межплеменных битвах, об охотничьих промыслах. Разнообразны песни (в т. ч. песниимпровизации) — лирич., обрядовые, шаманские и др. В сказке полнее, чем в др. жанрах, отражены труд и быт жителей Севера в условиях суровой природы, их мечты о победе над стихией, борьба с угнетателями, прославляются мужество, находчивость, упорство человека, выражен нар. оптимизм. В сказках фантастика непосредственно соседствует с реалистич., бытовым началом, во многих из них выделяются социальные мотивы.

 

Вскоре после Окт. революции при ВЦИК СССР был создан Комитет содействия народностям сев. окраин (1924—35). В Ленинграде и нек-рых городах Сибири для северян открылись спец. учебные заведения. Сев. народы получили письменность на родных языках (для большинства из них с 1931— на основе латинского, а с 1937— на основе рус. алфавита). Сов. лингвисты и этнографы составили для них буквари и учебники.

 

Начали выходить коллективные сб-ки худож. произв., созданных северянами: “О нашей жизни” (в. 1—2, 1929), “Тайга и тундра” (сб. 1—3, 1928—33), “Север поет” (1939), “Солнце над чумом” (1948), “Мы—люди Севера” (1949), “Север поет” (1961), “От Москвы до тайги одна ночевка” (1961) и др. У северных народностей появляются свои профессиональные писатели; возникает спец. отрасль сов. науки — североведение. С 1961 проходят конференции литераторов народов Севера и Д. Востока, рассматривающие насущные проблемы развития сев. лит-р и фольклора.

 

Мансийская и хантыйская (хантымансийская) литература — лит-ра близкородственных народностей манси и хантов. Наиболее древний пласт фольклора — мифы; в них главенствует Нуми-торум (верхнее небо, верхний бог), младшему сыну к-рого Мир-суснэ-хуму подчинены на земле все лесные духи.

 

==202 ЛИТЕ — ЛИТО

 

Зачинатель лит-ры — хант Г. Д. Лазарев. Заметное явление совр. лит-ры — творчество поэта и прозаика манси Ю. Н. Шесталова.

 

Нанайская литература — лит-ра нанайцев. В устном творчестве преобладали сказки (нингман), гл. обр. героико-эпические (о подвигах защитников интересов рода Мэргэна и Пудин), сказки о животных и песни (дярин), к-рые исполнялись только мужчинами.

 

Среди зачинателей нац. лит-ры — поэт А. Д. Самар. Пользуется известностью творчество совр. прозаика Г. Г. Ходжера, пишущего на нанайском и рус. яз., поэта и прозаика А. А. Пассара.

 

Ненецкая литература — лит-ра ненцев. В фольклоре преобладали реалистич. по своему характеру героич. песни (сюдбабац); в нек-рых сказаниях воспет Ваули Пиеттомин — руководитель восстания бедноты на Обском Севере в 1-й пол. 19 в. Среди зачинателей лит-ры — художник и сказитель Тыко Вылка, Н. Вылка; среди совр. писателей — И. Г. Истомин, Л. В. Лапцуй, И. А. Юганпелик, В. Н. Ледков.

 

Нивхская литература — лит-ра нивхов. Среди писателей-нивхов наибольшей известностью пользуется В. М. Санги — поэт, прозаик, собиратель фольклора.

 

Удэгейская литература — лит-ра удэгейцев. Зачинатель лит-ры и наиболее известный писатель — Дж. Б. Кимонко.

 

Чукотская литература — лит-ра чукчей. Первый чукот. писатель — Тынэтэгын (Федор Тинетев). Формирование чукот. писателей происходило под воздействием творчества Богораза (Тана), Т. 3. Семушкина, Н. Е. Шундика. В 50—60-х гг. выступили талантливые чукот. писатели — прозаик Ю. С. Рытхэу, поэты В. Г. Кеулькут, А. А. Кымытваль, М. В. Вальгиргин и др.

 

Эвенкийская литература — лит-ра эвенков. В фольклоре преобладали сказки, героич. эпос, лирич. песни. Зачинатель лит-ры — А. М. Салаткин (Лонтогир). Среди совр. писателей-эвенков—?.Η. Οлатонов, Г. Я. Чинков, Н. В. Сахаров, А. Немтушкин.

 

Эвенскаялитература — лит-ра эвенов. Первые авторы-эвены: из Якутии — Н. С. Тарабукин, с Камчатки — А. А. Черканов. На якут. и эвен. языках выходили сб-ки стихов П. Ламутского. Видный эвен. поэт — В. Д. Лебедев.

 

Эскимосская литература — лит-ра азиат. эскимосов. Первые эскимос, рассказы были опубл. в рус. пер. в 1961 и принадлежали охотнику Айвангу. Среди совр. эскимос, поэтов пользуется известностью Ю. М. Анко.

 

Юкагирская литература — лит-ра юкагиров. В фольклоре преобладали историч. предания, сказки. Первый юкагир, писатель — Одулок Текки (Н. И. Спиридонов). Совр. юкагир, лит-ра представлена именами бр. Куриловых — прозаика С. Н. Курилова и поэта Улуро Адо (Г. Н. Курилов).

 

Изд. и лит.: Языки и письменность народов Севера, ч. 1—3, М.—Л., 1934—37; Народы Сибири, М.—Л., 1956; Сказки народов Севера, М.—Л., 1959; Творчество народов Дальнего Севера, Магадан, 1958; Романенко Д., У могучих истоков, М., 1963; Коман о в с к и и Б. Л., Самые молодые литературы, М., 1973; С м о л ь? и ков И.?., Совр. легенды, М., 1975; Пархоменко?.Η., Μногонац. единство сов. лит-ры, М., 1978; его же. Рождение нового эпоса, М., 1979; Николаев К., Голоса новой Чукотки. Лит-ра народностей Крайнего Северо-востока, Магадан, 1980; Санги В., От историч. преданий до историч. романов, <Дружба народов”, 1981, № 4; Л е б е д е в Ж. К., Эпич. памятники народов Крайнего Севера, Новосиб., 1982. Б. Л. Комановский, Ю. М. Шпрыгов, ЛИТОВСКАЯ ЛИТЕРАТУРА, лит-ра литов. народа. Развивается на литов. яз. Первые памятники письменности в Литве относятся к 14—17 вв.: летописи (на рус. яз.), Литов. статуты (на белорус, яз.); публицистич. и худож. произв., предназначавшиеся для привилегиров. классов и недоступные нар. массам, создавались на лат. и польск. языках. Народ выражал свои взгляды и чаяния в богатом устном творчестве, создавая песни-одйны, сказки, предания, пословицы и т. п. Возникновению и развитию литов. письменности

 

содействовало движение Реформации в 1-й пол. 16 в. •“Катехизис”, составленный М. Мажвидасом, наряду с религ. текстами содержал стихотв. предисловие и первый литов. букварь. В 16—17 вв. создавалась гл. обр. религ. лит-ра (М. Даукша, И. Бреткунас). В 17—18 вв. появились на литов. яз. и худож. произв. светского содержания — эпиграммы, поэмы, письма в стихах. Самое значит, место в лит-ре 18 в. занимает поэма К. Донелайтиса “Времена года”, правдиво рисующая жизнь крепостных крестьян, литов. природу.

 

В кон. 18— нач. 19 вв. в творчестве популярного поэта А. Страздаса, мн. стихотворения к-рого стали нар. песнями, отразились заветные стремления крестьянства, его антикрепостнич. настроения. В поэме А. Баранаускаса “Аникщяйский бор”, оказавшей воздействие на дальнейшее развитие литов. поэзии, воспета красота природы, в образе гибнущего леса аллегорически показаны страдания угнетенного народа. Вследствие разгула царской реакции в сер. 19 в. Л. л. в целом переживает застой, но и в это время активно работает М. Валанчтос — основоположник литов. худож. прозы (повесть “Юзе из Паланги”, сб-ки дидактич. рассказов). Культурная жизнь оживилась в кон. 19 в., когда возникли бурж. национальное и революц. рабочее движение. Началось массовое нелегальное распространение запрещенной литов. печати, стали подпольно выходить литов. газеты, выдвинулся ряд выдающихся писателей, публицистов. Значит, роль в лит-ре сыграли публицист и писатель В. Кудирка, представитель романтич. направления Майронис, поэзия к-рого способствовала развитию стихосложения и поэтики, формированию лит. языка. В Л. л. этого периода отразились и революц.-освободит, устремления демократич. интеллигенции. Во 2-й пол. 19 в. собираются и записываются произв. литов. фольклора. В кон. 19— нач. 20 вв. более разнообразными стали лит. жанры и формы, начала развиваться детская лит-ра. Утвердился критич. реализм, вершиной к-рого в Л. л. стало творчество Ю. Жемайте. В своих рассказах, написанных красочно, живым нар. языком, Жемайте рисовала тяжелую жизнь литов. крестьян, показывала их вражду к помещикам и церкви. Реалистич. традиции развивали И. Билюнас, Л. Гира, А. Венуолис, Лаздину Пеледа. Романтич. тенденции проявились в творчестве писателей-реалистов В. Креве(Мицкявичтоса), Вайжгантаса. Писатели использовали традиции и поэтич. средства литов. нар. творчества. С деятельностью критика-марксиста и писателя В. Мицкявичтоса-Капсукаса связано зарождение пролет, лит-ры. Стихи пролет, поэта-революционера Ю. Янониса возвещали победу приближающейся социалистич. революции.

 

Дальнейшее развитие Л. л. тесно связано с Окт. революцией, борьбой литов. народа за Сов. власть в 1918—19. После временного поражения Сов. власти в Литве пролет, писатели (А. Гудайтис-Гузявичтос и др.), находясь в СССР или оставаясь в литов. подполье, продолжали создавать пролет, лит-ру, активно участвовали в революц. борьбе.

 

В годы бурж. власти (1918—40) в Л. л. заметно усилились модернист, течения. Вместе с тем к 30-м гг. сложилась группа талантливых антифаш. писателей — П. Цвирка, И. Шимкус, А. Венцлова, К. Корсакас, В. Монтвила, С. Нерис, К. Борута и др. Они были тесно связаны с народом, с его революц. борьбой. Большинство из них сплачивалось вокруг антифаш. журналов “Трячас фронтас” (“Третий фронт”), “Литература”, “Культура”. Романы Цвирки “Франк Крук”, “Земля-кормилица” определили лицо прогрес. лит-ры этого периода. Мн. писатели, раньше примыкавшие к футуризму, символизму, неоромантизму и др. лит. течениям, в 30-х гг. постепенно стали переходить к реализму. Среди них были поэты и драматурги К. Бинкис и Б. Сруога, поэт и автор психол. романа “В тени алтарей” В. Миколайтис-Путинас, поэт

 

Т. Тильвитис. К реалистич. лит-ре принадлежали также романы и рассказы И. Марцинкявичтоса, Е. Симонайтите, Ю. Паукштялиса. Между разл. лит. направлениями и течениями шла острая идеологич. борьба, получившая выражение в лит. критике. Антифаш. и марксист, критику представляли Корсакас, Мицкявичтос-Капсукас, Венцлова, Шимкус.

 

После восстановления в Литве Сов. власти (1940) начался новый этап развития Л. л. Первыми активными ее деятелями были Цвирка, Нерис, Монтвила, Гира, Шимкус, Тильвитис, Венцлова, Корсакас и др. Во время Великой Отечеств, войны большая группа литов. писателей, находящихся в эвакуации, продолжала творч. деятельность, наиболее плодотворно проявляя себя в поэзии и публицистике. Мн. писатели сражались в рядах Сов. Армии. Героика и драматизм воен. лет звучали в стихах Нерис, Гиры, Венпловы, Корсакаса, молодых поэтов Э. Межелайтиса, В. Мозурюнаса и др. Прогрес. писатели, оставшиеся в оккупир. Литве, подвергались преследованиям; Монтвила был расстрелян гитлеровцами, Сруога заключен в концлагерь.

 

Первое послевоен. десятилетие в Л. л. было связано с трудностями восстановления экономич. в культурной жизни республики, сплочения писателей разных идейно-эстетич. направлений. Лит. процесс протекал в условиях острой борьбы с бурж. националистами, стремившимися воздействовать на отд. слои интеллигенции. Нек-рые писатели бурж.-националистич. направления в конце войны эмигрировали на Запад. В ряды создателей послевоен. сов. Л. л. встали мн. писатели старшего поколения: Венуолис, МиколайтисПутинас, Сруога, Симонайтите, И. Довидайтис. Их новые произв. включались в общий поток сов. лит-ры. По-боевому звучал голос нового комсомольского поколения писателей — И. Авижюса, М. Слупкиса и др. Принципы социалистич. реализма претворяли в своем творчестве Гудайтис-Гузявичтос, Венуолис, Тильвитис, Ю. Палецкис, Ю. Балтушис.

 

Для совр. Л. л. характерно использование нац. традиций лит-ры и иск-ва, углубление темы интернационализма, анализ сложного внутр. мира совр. человека, поиск новых средств худож. изображения. Колоритные картины нар. жизни созданы в романах Балтушиса. На новую ступень подняли совр. литов. роман Авижюс, А. Беляускас, В. Бубнис, И. Микелинскас, Слуцкие, В. Сириос-Гира, углубившие в нем социально-психол. анализ. Значит, успехов добилась литов. поэзия. Книги стихов Межелайтиса (“Человек” и др.), Миколайтиса-Путинаса (“Час бытия”), поэмы Ю. Марцинкявичтоса (“Кровь и пепел”, “Стена”) глубоко затронули проблемы совр. мира и человека, открыли новые возможности ассоциативного мышления, лирич. исповеди, драматизма и лиро-эпики. Значит. вклад в литов. поэзию внесли также А. Балтакис, Я. Дегутите, А. Малдонис, Э. Матузявичтос, В. Реймерис и др. Сатирич. рассказы, фельетоны, юморески создает В. Жилинскайте. В драматургии преобладают нравственно-психол. коллизии, к-рые решаются как на совр., так и на историч. материале (Ю. Грушас, К. Сая и др.). Плодотворно используются формы поэтич. драмы, гротеска, трагикомедии и т. д. В области детской лит-ры значит, произв. создали Межелайтис, Слуцкие и др.

 

Лит. периодика: ^Литература up мянас*, журналы <Пяргдле”, “Литва литературная*, “Немунас” (на литов. яз., с 1967).

 

Изд.: Сов. литов. драматургия, М., 1954; Литов. рассказы, М., 1961; Литов. поэты XIX в., М. — Л., 1962; Литов. поэты XX в., Л., 1971; Антология литов. сов. поэзии, Вильнюс, 1980; Лагов, повести, М., 1980.

 

φ Θстория литов. лит-ры, Вильнюс, 1977; К у б и л ю с В., Совр. литов. поэзия, М., 1969; Ланкутис И,, Панорама литов. сов. лит-ры, Вильнюс, 1975; Б у ч и с А., Роман и совреиенвость, М., 1977; Писатели Сов. Литвы. [Биобиблиографич. словарь], Вильнюс, 1978. И. Ланкутис.

 

ЛИТО

 

==203

 

ЛИТОТА (от греч. litotes — простота), 1) троп, близкий к эмфазе и иронии: усиление значения слова путем двойного отрицания (“небезызвестный” вместо “пресловутый”); 2) троп, обратный гиперболе (более правильное назв.— м е и о с и с): преуменьшение признака предмета (“мужичок с ноготок”).

 

М. Л. Гаспаров.

 

ЛИТУРГИЧЕСКАЯ ДРАМА, вид средневекового, преим. зап.-европ., религ. представления (9—13 вв.). Входила в состав пасхальной или рождественской церк. службы (литургии); представляла собой инсценировку отд. эпизодов Евангелия. Постепенно в Л. д. проникали реалистич., бытовые элементы, усиливалась зрелищная сторона представления, расширялся круг сюжетов — включались сцены из Ветхого завета, сказаний о святых и мучениках. С нач. 13 в. Л. д. разыгрывалась на паперти перед храмом; помимо духовенства, в ней участвовали миряне, а также ваганты и жонглеры, к-рым поручались роли торговцев, палачей, чертей и др. Наиболее значит, произв.—“Действо об Адаме” (сер. 12 в.). Л. д. предопределила в известной мере становление мистерии.

 

• История зап.-европ. театра, т. 1, М., 1956. Б. И. Пуришев.

 

ЛИТУРГИЧЕСКАЯ пОаЗИЯ, поэтически ху дож. слово, рассчитанное на ритуальное повторение в обиходе христ. общины; этим Л. п. отличается внутри более широкого круга христ. поэзии вообще. Первоначально Л. п. была неотделима от мелодии. В Библии к Л. п. относятся лирика “песнопевца Давида” (см. Псалмы), “Песнь песней”, песня Моисея (Исх 15. 1—19 и Втор 32. l—43); заповеди блаженств, гимн “В начале было Слово” и др. В более спец. смысле под Л. п. понимают церк. гимнографию.

 

Л- п. подчинена структуре целого, в к-рое она “встраивается”, и идейному канону (поучительность, <трезвенность>, задушевность); поэтому она оказалась чужда антич. классич. поэзии с ее вольностями. Л. п. была пронизана строем библ. словесности, и в ней царило ближневост. влияние (гностич. гимны Бардссана, 2—3 вв., мадраше и согиаты Ефрема Сирина, 4 в.). Вместе с тем аллинская рнтмич. проза (особенно — ораторская проза) повлияла на гимпич. поэзию Романа Сладкопевца, а с сочинениями Иоанна Дамаскина в Л. п. отчасти вернулась антич. метрика (преим. ямбическая). В грекоязычном мире от 4 — нач. 5 вв. дошло неск. тропарей, стихир и гимнов (ср. Ефес S. 19). К кон. 5 в., в сиро-палестинской области Византии расцветает кондак (известнейший автор — Роман Сладкопевец, ум. 560), В канонах Андрея Критского, Иоанна Дамаскина, Космы Майюмского (та же сиро-палестинская школа, 7—8 вв.) метрич. сложность становится тяжеловесной, рифма почти отпадает, поэтич. игра снова тонет в неразличимом единстве вероучения-назидания-пения. Каноны, гимны, тропари создаются затем в константинопольской (Феодор Студит, Иосиф Солунский) и сицилийской (Иосиф Песнопевец) 4школах>, вплоть до <затвердеиия> литургии к 11 в. (метрич. молитвы Симеона Нового Богослова) и позднее. За века вокруг богослужений годового круга накопилось достойное изучения поэтич. наследие. В лат. мире гимнодию по <восточным> моделям ввели еще Гиларий из Пуатье и Амвросий Медиоланский (4 в.). Ок. 9 в. туда, тоже с Востока, приходят те изысканные поэтич. формы Л. п. (ср. Тропы, Секвенции), к-рые при параллельном араб. воздействии проникли в поэзию вагантов, трубадуров и др. Рим. католичество в 16 в. отказалось от большей части этой поэзии, удержав в употреблении ок. 120 гимнов.

 

Рус. славянские переводы Л. п. воссоздают поэзию греч. оригинала средствами стиля, ритмики, интонации при сознат. отказе от попыток имитировать греч. изосиллабизм, к-рые делались в древнейшей старослав. Л. п. Хотя Л. п. на Руси оказалась менее оригинальной, чем литургич. музыка, она знала свои взлеты в Киеве (“творец канонов” Григорий Печерский, 11—12 вв.), в Новгороде и Москве 15 в. (Пахомий Логофет), в 17 в. (кн. Симеон Шаховской, Симеон Полоцкий). Мотивы и стилистика Л. п. нашли отражение в рус. лирике 19—20 вв. (“Отцы пустынники и жены непорочны...” A.C. Пушкина, “Иоанн Дамаскин” А. К. Толстого, “Ты приходишь на запад солнца...” М. Цветаевой).

 

• АверинцевС.С., Поэтика раниевизант. лит-ры, М., 1977 (там же—указатель терминов); Прохоров Г. М., К истории литургич. поэзив, “Тр. ОДРЛ”, 1972, B.27;Gardner J. von, System und Wesen des russischen Kirchengesanges, Munch., 1976.

 

В. В. Бибихин.

 

==204 ЛИТО — ЛОГА

 

“ЛИТФРОНТ” (“Литературный фронт”), лит. группа сов. писателей, существовавшая в 1930. В нее входили т. н. левая оппозиция внутри РАПП (см. в ст. Ассоциации пролетарских писателей) и быв. участники группы В. Ф. Переверзева (А. И. Безыменский, И. М. Беспалов, С. А. Родов и др.). “Л.” резко критиковал методы администрирования и теоретич. установки РАПП. Однако зачастую выступал с вульгаризаторских позиций: отстаивал принцип механич. перенесения в лит-ру филос. категорий, пропагандировал ложно понятую “классовую действенность” и пр.

 

“ЛИШНИЙ ЧЕЛОВЕК”, социально-психол. тип, запечатленный в рус. лит-ре 1-й пол. 19 в.; его гл. черты: отчуждение от официальной России, от родной среды (обычно дворянской), чувство интеллектуального и нравств. превосходства над ней и в то же время — душевная усталость, глубокий скептицизм, разлад слова и дела. Наименование “Л. ч.” вошло во всеобщее употребление после “Дневника лишнего человека” (1850) И. С. Тургенева, сам же тип сложился раньше: первое яркое воплощение — Онегин (“Евгений Онегин” А. С. Пушкина), затем Печорин (“Герой нашего времени” М. Ю. Лермонтова), Бельтов (“Кто виноват?” А. И. Герцена), тургеневские персонажи — Рудин (“Рудин”), Лаврецкий (“Дворянское гнездо”) и др. Черты духовного облика “Л. ч.” (подчас в усложненном и измененном виде) прослеживаются в лит-ре 2-й пол. 19— нач. 20 вв. В зап.-европ. лит-ре “Л. ч.” в известной мере близок герой, вызванный к жизни “длительным похмельем” (см. К. Маркс, в кн.: Маркс К. и Энгельс Ф., Соч., 2 изд., т. 8, с. 122) после бурж. революции 18 в., разочарованием в социальном прогрессе (“Адольф” Б. Констана, “Исповедь сына века” А. де Мюссе; см. “Мировая скорбь”). Однако в России противоречия действительности, контраст “цивилизации и рабства” (см. А. И. Герцен, Собр. соч., т. 7, 1956, с. 205), неразвитость обществ, жизни выдвинули “Л. ч.” на более видное место, обусловили повышенный драматизм и интенсивность его переживаний. На рубеже 50—60-х гг. революц.-демократии, критика (Н. А. Добролюбов), ведя наступление на либеральную интеллигенцию, заостряла слабые стороны “Л. ч.”— половинчатость, неспособность к активному вмешательству в жизнь И т. д., однако при этом тема “Л. ч.” неправомерно сводилась к теме либерализма, а его историч. основа — к барству и “обломовщине”. В общем, более широком контексте лит. движения тип “Л. ч.”, возникнув как переосмысление романтич. героя, развивался под знаком реалистич. характерологии. Существенным в теме “Л. ч.” был и отказ от просветит., морализаторских установок во имя максимально полного и беспристрастного анализа, отражения диалектики жизни. Важно было в теме “Л. ч.” и утверждение ценности отд. человека, личности, интерес к “истории души человеческой” (Лермонтов), что создавало почву для плодотворного психологич. анализа и подготовляло будущие завоевания рус. реализма, ю. в. Манн. ЛОГАЭДЫ (от греч. logaoidikos — прозаически-стихотворный), в метрич. стихосложении — стихи, образованные сочетанием 4-морных стоп (дактиль, анапест) с 3-морными (ямб, хорей); ритм в таком стихе был менее ровен, чем в равнодольном, отсюда название. Употреблялись в лирике и в хоровых частях трагедий. В тоническом стихосложении — стихи, в к-рых ударения располагаются внутри стиха с неравными слоговыми промежутками, и это расположение ударений точно повторяется из стиха в стих. Употребляются преим. в переводах антич. и вост. поэзии, Пример (схема—?υ \ύ ^^ \Li / \^ υ\^\^^/, тонич. имита ция антич. “фалекиева стиха”): “Будем жить и любить, моя подруга, Болтовню стариков ожесточенных Будем в ломаный грош с тобою ставить.. ” (А. Пиотровский, пер. из Катулла). Др. примеры — см. Ллкеева строфа, Сапфическая строфа. М, Л. Гаспаров.

 

ЛОГОГРАФЫ (от греч. logos — слово и graphe — пишу), 1) авторы первых соч. др.-греч. историч. прозы (6—5 вв. до н.э.). Опираясь на мифы, предания, Л. пытались восстановить легендарную историю греч. полисов, “варварских” стран, генеалогию аристократич. родов (это видно из дошедших фрагментов соч. Гекатея Милетского, Харона, Ксанфа). Нек-рые соч. Л., основанные на личных впечатлениях от путешествий, содержат ценные этнографич. и географич. сведения. Младшие Л. на основе гор. хроник, списков должностных лиц и т. д. пытались установить хронологич. последовательность событий раннегреч. истории. Наиболее известна “Аттида” Гелланика — летопись событий из истории Афин и других греч. полисов.

 

Л. считали, что в основе эпич. традиций лежат реальные события, и пытались выявить их, идя по пути наивно-рационалистич. толкования мифов, устранения из них несообразностей, сверхъестеств. элемента. От соч. Л. сохранились лишь скудные фрагменты.

 

Изд.: Ja cob у F., Die Fragmente der griechischen Historiker, Bd 2—3, Leiden, 1961—64.

 

• PearsonL., Early Ionian historians, Oxf., 1939.

 

2) В Афинах (с кон. 5 в. до н. э.) составители речей для выступления в суде участвующих в тяжбе сторон. Л. готовили речи, отражающие социальное положение и индивидуальный характер заказчика. Самым знаменитым Л. был Лисий.

 

ЛОКАф (Литературное объединение Красной Армии и Флота), сов. лит. объединение. Существовало в 1930—34. Инициаторы объединения: Н. Н. Асеев, Д. Бедный, А. И. Безыменский, В. В. Вишневский, Я. Купала, Ю. Н. Либединский, Мате Залка, В. П. Ставский, А. А. Сурков, С. П. Щипачев и Др., а также представители армейского руководства. Организации Л. были созданы в Москве, Ленинграде, на Украине, в Белоруссии, на Сев. Кавказе, в Ср. Азии, Поволжье, на Черномор, флоте, на Д. Востоке и т. д. С 1931 в Москве издавался журн. “Локаф” (с 1933 выходит под назв. <3намя^). Л. ставил своей

 

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...