С кемского берега – на соловки
Вид Соловецкого монастыря. Современное фото
Молчание Художник М. Нестеров
Точно так же, как и Валаамский монастырь, Соловки набирали силу трудом и энергией крестьян, посвятивших свою жизнь молитве и труду во имя Божие. Все, кто впервые видел Соловецкий кремль (опоясывающую монастырь ограду), поражаются его мощью и размахом. План Соловецкого кремля
Гигантские разноцветные валуны, из которых выложены башни и стены, казалось, не могла сдвинуть с места никакая человеческая сила. Тем не менее, строители практически вручную, с помощью бревенчатых рычагов, поднимали на большую высоту гранитные глыбы весом в десятки тонн и надежно скрепляли их между собой известковым раствором. Кирпич они использовали очень экономно – только наверху построек и там, где надо выложить окна или бойницы.
Зачем нужно было огораживать мирные церкви неприступной стеной высотой до 11 м и толщиной до 6 м? Зачем 30-метровой высоты башни с бойницами для ружей и пушек? Монахи ведь не солдаты! Объяснение может быть лишь одно. Надо помнить, что во времена военных столкновений чаще всего страдали именно монастыри, стоявшие на окраинах России. Поэтому стены обители могли служить единственной защитой окрестного населения и спасением для местных жителей. Не зря северные монахи укрепляли свои обители, справедливо полагая, что московский царь просто не успеет защитить их в случае неожиданного нападения с Запада. К счастью, сражаться с врагом им так и не пришлось. Мелкие вражеские отряды знали о неприступности Соловков, и только один раз неприятельская эскадра открывала пушечный огонь, не принесший, впрочем, большого вреда мощным стенам. На островах много памятных мест, связанных с историей центральной, материковой Карелии. Вспомните, например, о знаменитом походе Петра I с Белого моря через Выг, Онежское озеро и Свирь к Балтике. На Соловках Петр ожидал благословения, церковного одобрения своему предприятию, и за эти несколько дней на пустынном Большом Заяцком острове повелел выстроить небольшую деревянную церковь Андрея Первозванного. Церковь об одной главке была построена всего за 20 дней, потому что весь материал для нее Петр I заготовил заранее, еще в Архангельске. Тогда сооружение храма считались очень важным делом, надежным залогом победы. Святой, которому был посвящен храм, обязательно помогал благочестивому строителю, оказывал ему покровительство. А петровские солдаты-гвардейцы тоже оставили на Соловках памятник, да еще и не один! В ожидании приказа к походу солдаты выложили из валунов на мелководье три высоких (10 метров в высоту) трехгранных пирамиды, увенчанных крестами (из них сохранилась лишь одна). Дело в том, что Белое море – внутриматериковое море, но связанное горловиной-проливом с мировым океаном. А это значит, что два раза в сутки там происходят приливы и отливы. Поэтому солдаты во время периодических отступлений моря (отливов) и смогли натаскать камней для трех пирамид.
Сейчас туристов удивляет эта неведомо зачем возведенная на морском мелководье каменная постройка. На самом деле это просто памятный знак, увековечивающий замечательный замысел Петра. Причем изображение пирамиды обнаружилось вдруг на гербе старинного города (сейчас это поселок городского типа) Повенца. В Повенце, если вы помните, Петр I закончил сухопутную часть своего знаменитого похода. Что же там изображено? На голубой водной поверхности – увенчанная лавровым венком пирамида, очень похожая на соловецкую. По правилам составления гербов, такое сооружение символизирует память о некоем значительном событии. А разве поход Петра, давший возможность основать новую российскую столицу, не значительное событие? Интересна и многообразна история Соловецких островов. Наше путешествие затронуло лишь небольшую ее грань. Ту, что связывает знаменитые острова с не менее славной историей нашего края. Вопросы и задания: 1. Найдите на карте Кемский берег. Обозначьте город Кемь. 2. Подготовьте выставку о Соловецком монастыре. 3. Какую роль Соловецкий монастырь играл в Поморье? Это интересно… На Соловецких островах монахам надо было сделать мост с одного острова на другой. Трудность состояла в том, что при отливах и приливах образуются очень сильные течения, которые могут снести деревянную опору моста. Монахи придумали сделать дорогу прямо по морю из огромных валунов, поверх которых была отсыпана дорожка из мелких камней. Морские приливы и отливы легко просачивались сквозь валунное основание этой уникальной дороги. ГОРОД С ЖЕМЧУЖНЫМ ГЕРБОМ
Но солеварение было не главным занятием кемлян. О главном их промысле рассказывает городской герб Кеми. Он изображает жемчужный венок на голубом поле. Именно кемский жемчуг из рек Керети, Кеми и Куземки очень хвалили специалисты, считали его образцом пресноводного русского жемчуга «по цвету, блеску и форме». Что же это за драгоценность, которая изначально именовалась китайским словом чжень-чжу? Где его брали жители кемской округи и трудно ли было его добывать? Солеварение в Поморье
Жемчуг относится к драгоценным камням и даже вес его, подобно алмазу или изумруду, измеряется в каратах (1 карат – 0,2 грамма). Но вообще-то это даже не камень, а известковое образование в теле перловицы, речного моллюска. Песчинка, попавшая между раковинами, постепенно обрастает слоями блестящего твердого вещества, что в конечном итоге и образует красивую «каменную горошинку», называемую жемчугом. Добыча его нисколько не менялась за многие сотни лет. Ловец, вооруженный сачком на длинной рукоятке, ложился ничком на маленький плотик и смотрел на дно реки через пустотелую деревянную трубу. Его напарник придерживал веревкой плотик по сигналу ловца, когда тот видел подходящую раковину и старался подцепить ее сачком. Если повезет, в раковине окажется жемчужина. Если очень повезет – очень большая, до 48 карат. Только что извлеченную драгоценность полагалось сразу же сунуть за щеку, считалось, что так лучше сохраняется ее перламутровый блеск и его легче проткнуть иглой, чтобы нанизать на конский волос.
Карельский жемчуг цвет имел серебристый, чуть-чуть голубоватый. Конечно же, самые крупные жемчужные зерна превращали в бусы. Кроме того, им расшивали одежду и головные уборы поморских девушек. В них каждая поморка по праздникам выглядела настоящей царевной. Такими нарядами очень дорожили, берегли их и передавали из поколения в поколение. Мелким жемчугом украшали оклады икон в монастырях, расшивали праздничную одежду священников. К величайшему сожалению, жемчуг, в отличие от настоящих драгоценных камней, довольно быстро тускнеет, старится. Через 150-200 лет он начинает покрываться трещинками, теряет блеск.
Серьги из речного жемчуга. Из коллекции Карельского государственного краеведческого музея
Сегодня жемчужные головные уборы и расшитую одежду, доставшуюся от бабушек, уже никто не носит. Ею можно лишь полюбоваться в музеях или приобрести, например, украшенные мелким жемчугом серьги-бабочки в качестве сувенира. Поморский жемчуг практически перестали добывать в кемских реках почти 100 лет назад: мало стало перловиц, упали цены на эти прекрасные дары кемских рек. Но времена меняются: сегодня по подсчетам специалистов, в одной из рек северной Карелии обитает около 5 миллионов жемчужниц. Значит, старинный герб Кеми имеет не только историческое значение. Современная Кемь украшена по-настоящему богатым жемчужным венком! Вопросы и задания:
Это интересно Со временем во всем мире научились производить искусственный жемчуг. Для этого в раковину, в мантию моллюска вводят песчинку или даже крохотную фигурку, на которой со временем нарастает слой перламутра. Такой способ выращивания жемчуга оказался значительно более дешевым, чем поиски природных жемчужин.
В ЦАРСТВЕ ЛОУХИ
Стекольщик. Фарфоровая игрушка конца XXвека Пока в России не научились делать дешевое листовое стекло, пластинки слюды-мусковита вставляли в оконные проемы. Для этого на деревянной рамке, к которой приколачивали специальную жестяную решеточку, раскладывали мозаику из кусочков слюды и скрепляли их между собой свинцовыми полосками-перемычками. Как видим, работа кропотливая и сложная, а потому – дорогая. Но затраты себя оправдывали: такие окна хорошо пропускали солнечный цвет, не боялись дождя и мороза, были прочны и даже красивы. На главной площади Москвы в старинном соборе Василия Блаженного окна до сих пор слюдяные. Мусковит очень быстро вошел тогда в моду. Сначала из Карелии, а потом с Урала в Москву потянулись обозы с этим прозрачным, незаменимым в строительстве минералом. Слюдяные окна мастерили и в жилых домах, конечно, в самых богатых. Крестьяне обходились вместо слюдяного «стекла» промасленной бумагой или бычьим пузырем. Самую первую российскую слюду добывали на севере Карелии, возле деревни Чупа (от карельского «чуппу» - угол). Сначала ее брали почти с поверхности земли, потом за добычей приходилось спускаться в глубокие подземные норы, уходившие вниз на 50 метров и даже глубже. Эти старые шахты до сих пор сохранились в окрестностях Чупы. Их называют Дедовскими ямами. Кроме слюды, в чупинских шахтах был найден еще один камень, который за свою редкую красоту назвали лунным камнем. Хорошо отполированная плоскость его под разными углами зрения подобно северному сиянию переливается холодным бело-лунным цветом. У этого камня есть еще одно название в честь места, где его нашли, – беломорит.
Чем еще удивителен этот северный край? Поморским селом Кереть – родиной сказочника Матвея Коргуева. Как всякий настоящий помор, он с детства ходил зуйком на мурманский промысел, потом возил лес на оленьей упряжке, рыбачил, строил железную дорогу. И везде запоминал и мог талантливо пересказать множество сказок, услышанных от самых разных людей. Потом лучшие из этих сказок были изданы отдельными книгами, а сам писатель-сказочник был награжден орденом. Сегодня в поселке Чупа действует небольшой музей, рассказывающий о жизни и творчестве Матвея Михайловича. А на берегу Чупинской губы Белого моря стоит парусник "Сказочный корабль Коргуева».
Совсем в другой стороне от побережья, где заканчивается Лоухский район и начинается Финляндия, среди плоской лесисто-болотистой равнины вздымается самая высокая точка Карелии - гора Нуорунен (577 метров над уровнем моря).
Водопад в парке «Паанарви» Фото начала XXI века
По всем многочисленным тропкам этого уникального края можно путешествовать только в сопровождении специальных проводников, сотрудников парка. Охраной дикой природы озабочены и жители побережья Лоухского района. Постепенно уходит в прошлое промысел нерпы и гренландского тюленя, которым очень долго жили поморы. Все чаще жители побережья выступают в роли проводников для туристов из России, Англии, Австрии, Чехии, Германии. Вместо охоты на диких зверей сейчас больше стремятся просто посмотреть на них, сфотографировать, отснять видеофильм. А особо отважные туристы могут даже поплавать в легководолазном снаряжении поблизости от отдыхающих на льдинах тюлених с детенышами. Оказывается, и отказ от традиционного рыболовного промысла тоже может превратиться в интересное и прибыльное дело. Поморы все чаще предпочитают не продавать своим гостям пойманную рыбу. Потому что современный турист приезжает в эти северные края не покупать, а самому поймать рыбку.
Спортивный трофей – озерная рыба кумжа
Любителям морской и озерной рыбалки лоухцы могут показать рыбные места, снабдить туристов снастями и растолковать рыбацкие хитрости. Вреда природе такой спорт не наносит, зато все участники получают огромное удовольствие от общения с природой. Главное – теперь сами жители Поморья заинтересованы в сохранении морских зверей. Это несомненная выгода от туризма, который ученые называют экологическим, способствующим охране живой природы. Видите, как изменилась жизнь Поморья! Вроде и занятия те же, традиционные, но смысл труда уже иной, более тесно связанный с заботами всего человечества, мечтающего жить в мире и согласии с природой.
Вопросы и задания: 1. Почему слюду называли мусковитом? 2. Расскажите о занятиях современных поморов. 3. Почему нужно сохранять северную природу? Это интересно До недавнего времени вся переработка карельской слюды велась в Петрозаводске, на слюдяной фабрике. Сейчас фабрика закрыта: добыча и переработка слюды стала нерентабельной, невыгодной. В мире существуют более доступное и более качественное слюдяное сырье. Его дешевле покупать, чем тратиться на добычу из северных шахт. Не случайно Матвей Коргуев стал знаменитым сказочником. У поморов талант сказочника был особенно почетен. В непогоду или за починкой сетей все промышленники с удовольствием слушали бахаря - так с уважением называли человека, знавшего и умевшего рассказывать сказки.
Мне пришло одно желанье, Я одну задумал думу, - Чтобы к пенью быть готовым, Чтоб начать скорее слово, Чтобы спеть мне предков песню, Рода нашего напевы... Вы сразу же догадались, откуда эти строки. Правильно, так начинается знаменитый эпос «Калевала». Человека, который записывал в карельских деревнях и обрабатывал материалы для эпоса, звали Элиас Лённрот. Иллюстрация к «Калевале» Художник Н. Кочергин
Жители глухих деревушек и даже чиновники не могли понять: зачем грамотный, умный человек ходит по бедным домам, при этом ничего не покупает у крестьян и ничего им не продает, не собирает сведений о том, сколько те сеют ржи и сколько получают урожая. Да и урожаи у северных карел были незавидные. Еще губернатор Г. Р. Державин описал суровые условия их жизни. Губернатора сначала удивили встречавшиеся близ карельских деревень лишенные коры молодые сосны. Скоро выяснилось, что эту мягкую кору местные жители очищают от грубого верхнего слоя, сушат в печах, размалывают в муку и добавляют ее в толокно (овсяную муку). Такой «хлеб» горек, невкусен, небезопасен для здоровья, но другого в этих бедных местах чаще всего не было: урожай зерна был ничтожно мал. Вот о каких временах напоминает старинная присказка «Карел кору ел». Не зря северные карелы в ту пору больше надеялись на охоту и рыбную ловлю.
Так что же искал в этих небогатых краях молодой финский врач Элиас Лённрот? Мало кто поверил бы тогда в то, что вчерашний студент путешествует по глухим деревням с единственным желанием: чтобы у его народа был свой эпос. Элиас Лённрот Для этого он и отправился из родной Финляндии на российскую сторону, в карельские деревни Вокнаволок и Ухта (ныне Калевала). Там Э. Лённрот искал стариков, помнивших диковинные древние стихи-руны. Часто они исполняли их на старинный манер: двое рунопевцев садились лицом к лицу, брались за руки и, мерно покачиваясь, по очереди произносили запомнившиеся им от дедов-прадедов слова: «Подадим друг другу руки, крепко сцепим наши пальцы, песни лучшие исполним, знаменитые сказанья». И самое интересное – большинство из рунопевцев рассказывали об одних и тех же древних героях, первопредках племен, населявших некогда территорию современных Финляндии и Карелии. Главным героем большинства рун был мудрый старец Вяйнямёйнен, который вместе с кузнецом Илмариненом и молодым охотником Лемминкяйненом добывали для своего народа волшебную мельницу сампо. Непросто было Лённроту собрать, выстроить стихи так, чтобы получилось стройное повествование, не так просто было придумать имя новорожденному национальному эпосу. Почему он назвал его "Калевала"? Ведь такой страны никогда не было, вернее, раз или два название сказочного края промелькнуло в стихах одного из сказителей-рунопевцев. Но имя было действительно красивым и звучным. Не зря со временем деревни и села, где Лённрот записал руны, вошли в Калевальский национальный район, а потом и главное его селение было переименовано в Калевалу. Мы с вами можем посетить этот большой поселок на севере Карелии. Жители поселка уверяют, что на берегу озера Куйто сохранилась сосна, сидя под которой, Лённрот записывал карельские песни. Теперь все называют это высохшее дерево не иначе как «сосна Леннрота». Кроме того, гостей Калевалы наверняка удивят богатые коллекции краеведческого музея, созданного руками местных жителей. А в другом музее, посвященном рунопевцам, можно увидеть издания эпоса «Калевала» разных лет и многочисленные материалы о работе Элиаса Лённрота. Сам музей невелик и обставлен по-крестьянски, только вместо традиционных икон – на стенах настоящие фотографии сказителей более чем столетней давности. Смотришь на выразительные лики этих простых крестьян и удивляешься: как за каждодневными своими заботами об урожае, о хлебе насущном они сумели сохранить настоящие драгоценности – зерна национальной культуры.
В Калевале сегодня нередко можно встретить автобусы с туристами из соседней Финляндии. Это закономерно: ведь эпос «Калевала» – общее национальное достояние финнов и карел. Сейчас он переведен на 45 языков мира и каждый год выходят все новые и новые издания с иллюстрациями лучших художников. Из карельских графиков, иллюстрировавших многочисленные переводы «Калевалы» на русский язык, хорошо известны имена Георгия Стронка, Осмо Бородкина, Тамары Юфа, Мюда Мечева. Иллюстрация к «Калевале» издания 1956 г. Художник М. Мечев Вопросы и задания:
Это интересно Самый знаменитый финский иллюстратор "Калевалы" - художник Аксель Галлен-Каллела. Он не только смог создать художественный мир героев эпоса, но и был автором одного из гербов Карелии, центральный образ которого (фигура медведя) использована в современном гербе Республики Карелия. В середине 1950-х годов в Петрозаводске был поставлен первый в мире балет на темы «Калевалы» - «Сампо». КАМЕНЬ И ЛЕС НА ДЛИННОМ БЕРЕГУ ЛАДОГИ
1939 – 1944 гг.
Варашев камень – древний пограничный знак между Россией и Швецией до 1721 г. на берегу Ладожского озера
О том, что это некогда принадлежавшее Великому Новгороду северное побережье Ладоги не раз и не два было то отвоевано Швецией, то вновь завоевано Россией. Память о роли Питкяранты в длительном пограничном споре соседей можно разглядеть даже в известном шведском гербе Карелии (так король именовал часть населенной карелами территории, отошедшей к Швеции по мирному договору). На гербе две руки, сжимающие оружие: одна в русской кольчуге, другая – в западном броневом доспехе. Над ними – корона, украшенная остроугольным драгоценным камнем красного цвета. Этот камень называется гранат, его и поныне можно найти в земле под Питкярантой. Вообще недра Питкярантского района издавна очень богаты ископаемыми. Там можно найти не только драгоценные камни, но и руду металла олова, особенно ценившегося в средние века. И позже из него делали очень красивую и долговечную посуду, пуговицы, украшения и многие другие полезные вещи. Именно в Приладожье тогда и построили плавильный завод, где было получено первое олово, произведенное в Европейской части России. Правда, для добычи олова в России сейчас найдены более богатые месторождения. А еще на покрытых лишайником питкярантских скалах можно разглядеть зеленоватые следы другого металла – меди. Ее, как и железо, тоже издавна добывали из здешних недр. А стекло, которое производили в Питкяранте, было признано одним из лучших во всей Европе. Но главное богатство края все же составлял не металл, а камень. Питкярантские граниты стали долговечным украшением многих зданий, дворцов и храмов Петербурга, городов и поселков Финляндии. Уникальное месторождение красных, так называемых «валаамских» гранитов принесло славу его разработчикам и каменотесам. Месторождения этого чрезвычайно стойкого и прочного камня разрабатываются и по сей день. Туристов привлекают также природные чудеса района. На реках нередки водопады, ниспадающие даже с большей, чем Кивач, высоты..
Самый красивый из них водопад Белые столбы на реке Кулисмайоки
Целлюлозный завод «Питкяранта».
Карельский, северный лес, особенно хвойный, в мире очень ценится – его древесина плотная, смолистая: одинаково годна хоть на доски, хоть на производство бумаги. А все потому, что зима на севере длинная, почвы бедные, поэтому дерево растет медленно, зато древесина его не такая пористая и рыхлая, как на юге.
А может, сегодня лес, тем более – редкие виды деревьев, рубить вообще не надо?
делают из металла, дома все больше из бетона, а окна – из пластмассы. Так рубить или не рубить? Как это ни покажется странным, рубить лес нужно даже для его же пользы. Никто не станет спорить, что лес – это живой организм. Он живет, развивается до поры своего расцвета, потом увядает и гибнет. И если не срубить дерево в пору его зрелости, оно погибнет и сгниет без всякой пользы, более того – станет пищей и рассадником для лесных насекомых-вредителей. Единственное условие для лесорубов – спиливать только самые спелые деревья и не больше установленного объема. Например, если карельский лес каждый год прирастает на миллион кубометров, спелого леса можно без вреда для него срубать ровно столько же. Иначе можно быстро извести весь лес и остаться среди голой пустыни. Очень важны способы рубки и вывозки. Сейчас в Карелии полностью отказались от вредного для рек лесосплава, стали возить лес на автомобилях или по железной дороге. Использование гусеничных тракторов в лесу тоже ограничили. Такая техника губительна для лесного подроста. Наиболее подходящая лесная техника – машины на широких пневматических колесах. Они меньше всего травмируют молоденькие деревца. На них легче выполнять главное условие лесозаготовок: вырубать только взрослые, спелые деревья, обходя стороной молодые, незрелые. Тогда молодняк будет расти, не мешая друг другу, деревьям будет больше света и простора. И, между прочим, такой лес больше любят дикие звери и грибов-ягод там больше. Пока таких лесных территорий у нас немного, но они обязательно будут. Корабельная роща Художник И. Шишкин
Ведь лес – наш верный друг, а с другом и вести себя надо соответственно: во всем помогать ему, заботиться о нем!
Вопросы и задания: 1. Найдите на карте город Питкяранту. 2. Какими полезными ископаемыми богат Питкярантский район? 3. Где работают жители Питкяранты? 4. Что делают люди для того, чтобы восстановить лесные богатства Карелии? Это интересно В средние века из олова делали кружки, тарелки, кастрюли, пуговицы, игрушки (в том числе знаменитых оловянных солдатиков). Оловом покрывали кровельное листовое железо (жесть), чтобы оно не так быстро ржавело. И сегодня большая часть олова идет на изготовление посуды. Все жестяные консервные банки покрыты тонким слоем блестящего серебристого металла - олова. Под городом Питкяранта добывают "валаамский" гранит. Он называется так потому, что похож своим цветом на красноватые скалы Валаама. На самом деле валаамские острова сложены не из гранитов, а совсем из другой горной породы.
Воспользуйтесь поиском по сайту: ![]() ©2015 - 2025 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...
|