Виды несовершенной конкуренции. Сущность монополии, олигополии и монополистической конкуренции. Механизм равновесия рынка в условиях несовершенной конкуренции
В реальной экономике совершенной конкуренции нет. Несовершенная конкуренция: · Рынок чистой монополии · Олигопольный рынок · Рынок монополистической конкуренции · Рынок чистой монопсонии · Рынок дуополии · Рынок двусторонней монополии · Рынок двусторонней олигополии
Рынок чистой монополии: Одна фирма олицетворяет собой целую отрасль. Продукция является уникальной. Вход в отрасль заблокирован Монополист существенно влияет на установление цены на свою продукцию.
Рынок олигополии: Работает от 2 до 10 фирм, крупные Продукция как однородная, так и дифференцированная
Для олигопольного рынка характерно: Тенденция лидерства в отрасл Информация о состоянии рынка закрытая Огромное число моделей: модель Карно, Бертрана, Штакельберга (для рынка дуополии) Тенденция к созданию картелей
Рынок монополистической конкуренции: Представляет симбиоз 2-х рыночных структур: рынка чистой монополии и рынка совершенной конкуренции Особенности: Множество производителей и потребителей продукции (как при совершенной конкуренции) Информация о состоянии рынка открытая (как при с/к) Производитель самостоятелен в ценообразовании своей продукции (как при ч/м) Вход в отрасль затруднен из-за сильной конкуренции
Условием оптимизации является Qoptim = MR = MC MR – предельный доход MC – предельные издержки
Теория монополий. Виды монополий. Сущность антимонопольного законодательства Монополия – состояние рынка, характеризующееся присутствием единственного производителя определенного товара или услуги. В такой ситуации данный производитель может устанавливать выгодную для него цену товара или услуги.
Условием оптимизации является Qoptim = MR = MC MR – предельный доход MC – предельные издержки
Виды монополий: · Открытая Монополия, при которой одна фирма, по крайней мере на определенный период, является единственным поставщиком продукта, однако не имеет специальной защиты от конкуренции Носит временный характер · Закрытая Защищена юридическими элементами – лицензия, патенты, франчайзы (франшизы). Пример франшизы – Макдональдс. Носит постоянный характер · Естественная Возникает там, где технологические и экономические условия производства исключают наличии конкурентного рынка. Примеры – метро, тепло-, водо-, газо- снабжение населенных пунктов и т.д. Носит постоянный характер Главная причина возникновения монополий – концентрация производства и капитала. Цель монополии – получение монопольной прибыли. Средство достижения цели – монопольная цена. Государство в целях защиты потребителей выпускает антимонопольный закон. Первый антимонопольный закон был принят в 1890г. Закон Шермака 1914г. – закон Клейтона Согласно этих законам запрещен сговор по ценам, по разделению территории сбыта, запрещено горизонтальное поглощение фирм, удельный вес продукции одной фирмы меньше или равен 30% от объема продукции отрасли. Государство применяет законодательные и экономические меры по борьбе с монополиями. Примерами эк. мер являются: установление «потолка» цен на продукты первой необходимости, сверхналогообложение прибыли монополистов. Сущность и основные формы организации предпринимательства: индивидуальное предпринимательство, товарищество, корпорация (акционерное общество). Их достоинства и недостатки Предпринимательство - инициативная хозяйственная деятельность за счет собственных, заёмных и привлечённых средств в целях получения для всех участников этой деятельности прибыли.
Воспользуйтесь поиском по сайту: ©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...
|