Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Виды несовершенной конкуренции. Сущность монополии, олигополии и монополистической конкуренции. Механизм равновесия рынка в условиях несовершенной конкуренции

В реальной экономике совершенной конкуренции нет.

Несовершенная конкуренция:

· Рынок чистой монополии

· Олигопольный рынок

· Рынок монополистической конкуренции

· Рынок чистой монопсонии

· Рынок дуополии

· Рынок двусторонней монополии

· Рынок двусторонней олигополии

 

Рынок чистой монополии:

Одна фирма олицетворяет собой целую отрасль.

Продукция является уникальной.

Вход в отрасль заблокирован

Монополист существенно влияет на установление цены на свою продукцию.

 

Рынок олигополии:

Работает от 2 до 10 фирм, крупные

Продукция как однородная, так и дифференцированная

 

Для олигопольного рынка характерно:

Тенденция лидерства в отрасл

Информация о состоянии рынка закрытая

Огромное число моделей: модель Карно, Бертрана, Штакельберга (для рынка дуополии)

Тенденция к созданию картелей

 

Рынок монополистической конкуренции:

Представляет симбиоз 2-х рыночных структур: рынка чистой монополии и рынка совершенной конкуренции

Особенности:

Множество производителей и потребителей продукции (как при совершенной конкуренции)

Информация о состоянии рынка открытая (как при с/к)

Производитель самостоятелен в ценообразовании своей продукции (как при ч/м)

Вход в отрасль затруднен из-за сильной конкуренции

 

Условием оптимизации является

Qoptim = MR = MC

MR – предельный доход

MC – предельные издержки

 

Теория монополий. Виды монополий. Сущность антимонопольного законодательства

Монополия – состояние рынка, характеризующееся присутствием единственного производителя определенного товара или услуги. В такой ситуации данный производитель может устанавливать выгодную для него цену товара или услуги.

 

Условием оптимизации является

Qoptim = MR = MC

MR – предельный доход

MC – предельные издержки

 

Виды монополий:

· Открытая

Монополия, при которой одна фирма, по крайней мере на определенный период, является единственным поставщиком продукта, однако не имеет специальной защиты от конкуренции

Носит временный характер

· Закрытая

Защищена юридическими элементами – лицензия, патенты, франчайзы (франшизы). Пример франшизы – Макдональдс.

Носит постоянный характер

· Естественная

Возникает там, где технологические и экономические условия производства исключают наличии конкурентного рынка. Примеры – метро, тепло-, водо-, газо- снабжение населенных пунктов и т.д.

Носит постоянный характер

Главная причина возникновения монополий – концентрация производства и капитала.

     Цель монополии – получение монопольной прибыли.

     Средство достижения цели – монопольная цена.

Государство в целях защиты потребителей выпускает антимонопольный закон.

Первый антимонопольный закон был принят в 1890г. Закон Шермака

1914г. – закон Клейтона

Согласно этих законам запрещен сговор по ценам, по разделению территории сбыта, запрещено горизонтальное поглощение фирм, удельный вес продукции одной фирмы меньше или равен 30% от объема продукции отрасли.

Государство применяет законодательные и экономические меры по борьбе с монополиями.

Примерами эк. мер являются: установление «потолка» цен на продукты первой необходимости, сверхналогообложение прибыли монополистов.

Сущность и основные формы организации предпринимательства: индивидуальное предпринимательство, товарищество, корпорация (акционерное общество). Их достоинства и недостатки

Предпринимательство - инициативная хозяйственная деятельность  за счет собственных, заёмных и привлечённых средств в целях получения для всех участников этой деятельности прибыли.

 

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...