Оформление прикассовой зоны магазина
Стр 1 из 2Следующая ⇒ МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ РФ ГОСУДАРСТВЕННОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ «КРАСНОЯРСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ ТОРГОВО-ЭКОНОМИЧЕСКИЙ ИНСТИТУТ» КАФЕДРА КОММЕРЦИИ И ВНЕШНЕЭКОНОМИЧЕСКОЙ ТОРГОВЛИ
РЕФЕРАТ
на тему «Планировочные решения магазинов и торговых залов, оформление в российской и зарубежной практике»
Красноярск, 2011 Содержание Введение…………………………………………………………………..…..3 1.Планировка магазина и эффективность его работы……………………...4 2. Оформление прикассовой зоны магазина………………………………..8 3.Технологические планировки торговых залов, расстановка оборудования……………………………………………………………………….22 4.Оформление торгового зала………………………………………………34 5. Размещение товаров в торговом зале……………………………………39 Заключение……………………………………………………………….….42 Библиографический список………………………………………………...43
Введение
При строительстве магазина, должно быть учтено тысяча различных мелочей, которые создают стильную и комфортную обстановку, как для покупателя, так и для обслуживающего персонала. Правильное планировочное решение предлагает правильное зонирование, наполнение «холодных и горячих зон». А это залог процветания и успешного бизнеса. В красивый магазин хочется зайти, он способствует созданию хорошего настроения, которое положительным образом сказывается на процессе выбора и покупки товаров. Удачное решение внешнего вида магазина привлечет покупателей, но дальнейшее путешествие по торговому залу должно не только не разочаровать их, но и подтвердить первое предположение — они попали туда, куда нужно. Дальнейший успех магазина зависит от правильной планировки и оформления торгового пространства. Только создав максимально благоприятную и понятную для покупателей обстановку, магазин может обеспечить себе постоянных покупателей и завоевать новых. Именно поэтому данная тема так актуальна, целью работы является выявить наиболее эффективные методы планировки и оформления магазина и торгового зала, для этого необходимо:
- рассмотреть планировку магазина, состав помещений магазина; -найти плюсы и минусы каждого вида технологической планировки торгового зала; - проанализировать эффективность размещения товаров в торговом зале.
Планировка магазина и эффективность его работы Любого руководителя торгового предприятия интересует вопрос о том, как сделать магазин эффективно работающим, т.е. приносящим максимальную прибыль. В рекомендациях специалистов по этому поводу обычно говорится о реконструкции и обновлении торгового зала, переводе магазина из одного формата в другой, автоматизации торговли и т.д. Однако, самое современное оформление торгового зала, идеально проведенная реконструкция, лучшее торговое оборудование, полнейшая автоматизация, красочное оформление витрин и др. не будут иметь ровным счётом никакого значения для повышения эффективности работы магазина, если в нём отсутствует главное — глубоко продуманная концепция и чётко работающая схема торгово-технологических процессов [1]. На Западе любой формат магазина — прежде всего определённая философия торговли. Разработка концепции магазина — это и есть построение наиболее рациональной организации всех оперативных процессов торгового предприятия, направленное на максимально эффективное обслуживание покупателей.
При разработке проекта нового магазина или плана реорганизации уже существующего необходимо максимально продумать составляющие его будущей успешности: - выбор идеи магазина, выбор местоположения и помещения, финансовые расчеты (бизнес-план) и юридические аспекты (получение всех государственных разрешений и регистраций); - определение потенциальных покупателей, название магазина; - дизайн - оформление фасада и входной зоны, интерьер; - выбор и установка торгового оборудования; эффективная организация пространства в торговом зале, зонирование, учет выделения зон для специальных акций и распродаж; - изучение и определение ассортимента, организация работы с поставщиками, разработка логистических маршрутов и системы учета товаров; - мерчендайзинг, внутреннее оформление и разработка стандартов выкладки товаров; - подбор, обучение, развитие и разработка программы мотивации персонала; - разработка, планирование и проведение маркетинговых программ, рекламных мероприятий, работа со СМИ; - возможности получения дополнительной прибыли за счет сдачи в аренду свободных площадей; - организация и контроль работы системы безопасности [2]. Одной из важных составляющих концепции магазина является технологическая планировка, т.е. совокупность всех помещений торгового предприятия в определённой взаимосвязи, обеспечивающей наиболее рациональную организацию оперативных процессов. Она является непременным условием создания или реконструкции магазина, позволяя добиваться максимально эффективного использования имеющихся торговых площадей [4]. Эффективность вовсе не предполагает, чтобы каждый метр торговых или вспомогательных помещений магазина был занят оборудованием или товаром. Рациональное использование площадей торгового предприятия означает то, что каждый помещения учитывается в операционном процессе и выполняет в нём строго определённую функцию. Задача заключается в том, чтобы заставить работать каждый метр площади с наибольшей отдачей. В Европе и США при проектировании магазинов существуют определённые параметры того, какую прибыль должен приносить один квадратный метр площади в конкретном формате магазина и как этого добиться. В России просчитать точные цифры пока невозможно из-за нестабильности в макроэкономике, но существуют факторы, определяющие эти показатели [5].
Технологическая планировка любого помещения должна учитывать следующие требования: 1.Торговые залы и вспомогательные помещения должны быть изолированы друг от друга и иметь оптимальное соотношение. 2.Помещения для хранения и подготовки товара к продаже должны быть технологически связаны с торговым залом и обеспечивать кратчайший путь доставки товара к зонам выкладки. 3.Зоны приёма товара должны размещаться вблизи помещений для их хранения. 4.Кладовые и камеры для хранения товаров не должны быть проходными. Они должны иметь достаточное количество стеллажей и приспособлений для наиболее рационального и удобного размещения товаров и их беспрепятственного вывоза к месту предпродажной подготовки или в торговый зал. 5.Планировка помещений магазина должна обеспечивать минимизацию времени, оптимизацию осуществления, удобство для пользователей и персонала всех торгово-технологических операций. 6.Планировка должна создавать покупателям возможность беспрепятственного выбора товара в минимально короткий срок. 7.Планировка должна обеспечивать максимальную обозримость ассортимента товаров, их потребительских свойств, при помощи задействованных для этого всех имеющихся средств (освещения, специальных методов продажи и др.). Особенно актуально выделение специальных зон и оборудования для презентации новинок. На Западе новинки ассортимента приносят максимум прибыли. Они должны обращать внимание покупателей на новый товар, помогать продавать дорогие и элитные вещи. 8.Планировка магазина должна обеспечить лёгкость и простоту совершения покупок, свободу передвижения по торговому залу, рациональное размещение товаров, а также стимулировать совершение импульсивных покупок [7]. Технологическое проектирование должно предусматривать такие элементы планировки и оформления торгового зала и витрин, которые привлекали бы внимание покупателей, способствовали бы их благоприятному настроению и помогали сделать покупку.
Оформление прикассовой зоны магазина При проектировании магазинов любого формата, особое внимание стоит уделять и прикассовой зоне, так как именно эта зона во многом формирует общее впечатление покупателя о магазине и определяет его доходность. Часто бывает, что покупатель, набрав полную тележку покупок, видит длинную очередь на кассе и вообще отказывается от совершения покупок в этом магазине, предпочитая купить необходимые товары в другом месте. И даже если он наберется терпения и отстоит очередь, то общее впечатление о магазине все равно будет испорчено и весьма вероятно, что в следующий раз он предпочтет другой магазин с меньшими очередями. Отсутствие очередей способствует созданию благоприятного впечатления о магазине, даже если в соседнем магазине цены ниже, но на кассах стоят «километровые» очереди, многие покупатели предпочтут купить товар дороже, но сэкономить при этом свое время и нервы. Наличие очередей может быть связано с различными факторами, такими как: нехватка рабочей силы, недостаточная профессиональная подготовка кассиров, неисправность кассового оборудования и др. Но в большинстве случаев виновниками длинных очередей являются сами кассовые терминалы. Кассовый терминал (кассовый бокс, расчетно-кассовый узел) представляет собой стол (прилавок) за которым работает кассир и на котором устанавливается оборудование, необходимое для оплаты покупок. Обычно он состоит из таких элементов как: место выкладки товара (транспортерная лента либо гладкий стол), тумба кассира, товаронакопитель и центральная часть кассового терминала (место под сканер). Потребность в кассовых терминалах зависит от большого количества параметров: от формата магазина, его пропускной способности, площади торгового зала, среднего количества единиц товара, приобретаемого одним покупателем, времени обработки одной единицы товара и др. В самом общем виде расчет потребности магазина в кассовых терминалах может выглядеть следующим образом: один кассовых терминал на 100 кв. метров для продуктовых магазинов; на 150 кв. метров для магазинов непродовольственных товаров и на 400 кв. метров для магазинов формата «DIY» («Do It Yourself» – «Сделай Сам» - специализированные магазины по продаже строительных материалов, товаров для ремонта, отделки и обустройства помещений). Очень важно учитывать проходимость магазина, так как удачное месторасположение торговой точки может привлечь большое количество покупателей и вызвать потребность размещения дополнительных кассовых мест, в то время как, неудобное расположение магазина при достаточно высоком ценовом уровне может привести к пустому просиживанию кассиров на своих рабочих местах.
Чтобы расчет потребности магазина в кассовых терминалах был более достоверен, лучше руководствоваться применением специальных формул:
где: N – потребность магазина в кассовых терминалах; S - площадь торгового зала; M - пропускная способность магазина (человек в час); f - среднее количество единиц товара, приобретенного одним покупателем; t - время обработки одной единицы товара; T - дополнительное время, расходуемое на расчеты с одним покупателем; К - коэффициент (средний) использования рабочего времени кассирами – в обычном случае = 0,7. q – минимальная площадь торгового зала (определяется стандартными нормами и правилами СНиП и составляет 2,5 м на человека). При использовании первой формулы основное внимание уделяется пропускной способности магазина, в то время как во второй формуле учитывается площадь торгового зала. Поэтому при расчете потребности в кассовых терминалах для одного и того же магазина, произведенного с помощью разных формул, может наблюдаться некое противоречие в итоговом количестве необходимых терминалов. Такое противоречие подчеркивает важность учета конкретных условий при проектировании прикассовой зоны. Большое значение имеет и расположение ряда кассовых терминалов. Обычно ряд касс размещается линей слева или справа от входа в торговый зал. Поток покупателей выстраивается таким образом, чтобы он проходил через все отделы магазина. Желательно, чтобы в каком бы отделе не находился покупатель, кассовые терминалы были ему видны. Если магазин предполагает большой поток покупателей, то тогда необходимо разделять покупательские потоки дополнительными средствами при подходе к кассе. Следующее, на что стоит обратить особое внимание – это величина расстояния между рядом кассовых терминалов и выходом из магазина. Минимальный показатель такой величины, по мнению одних специалистов составляет 2 кв. метра (именно такая ширина прохода необходима для свободного расхождения двух покупательских тележек), другие настаивают на минимальном расстоянии равном 3 кв. метрам. Единого мнения по этому вопросу нет, поэтому лучше определять это расстояние пропорционально размерам всего магазина. Другая прилегающая к кассовым боксам зона требует не меньшего внимания. Здесь речь пойдет о расстоянии между радом кассовых терминалов и стеллажами торгового зала. Рекомендованная ширина этого участка составляет 3 и более метров. Именно это пространство является местом активных продаж товаров импульсивного спроса. Здесь важно помнить о том, что в эту зону не стоит выносить слишком много стеллажей и корзин. Лучше ограничится только самыми необходимыми товарам, чтобы не загромождать проходы и не вызывать раздражение у посетителей магазина. Рисунок 10 – Пример расположения кассовых боксов При проектировании прикассовой зоны не стоит забывать и о ширине межкассовых проходов. Минимальное расстояние между кассами для магазинов, где используются только корзины для ручной клади составляет 50 см, в том случае, если в магазине помимо корзин используются покупательские тележки - расстояние между кассовыми терминалами должно составлять 68-75 см. Для посещения магазинов инвалидами-колясочниками расстояние между терминалами должно быть не менее 91 см. Выбор модификации кассового терминала («одиночный», «тандем», «сдвоенный «П» и «твин») определяется исходя из конфигурации и размеров торгового зала. Самый простой вариант – это «одиночный» кассовый терминал, (рис10) который предусматривает наличие одного места кассира и размещение одного кассового аппарата. Одиночные кассовые терминалы могут быть как правосторонние, так и левосторонние. Такой вариант наиболее актуален для магазинов небольшой площади, торговый зал которых имеет длину и ширину приблизительно равных размеров. Рисунок 10 – Одиночный кассовый терминал В том случае, если длина торгового зала значительно превосходит его ширину лучше использовать кассовые терминалы модификации «тандем». Такая модификация характеризуется наличием двух кассовых мест и кассовых аппаратов на одном терминале. Кассиры сидят друг за другом в шахматном порядке, что позволяет увеличивать длину кассового терминала, в то время как его ширина остается равной ширине одиночного кассового терминала. Рисунок 11 – Кассовый бокс «Тандем» Для магазинов, ширина которых явно превосходит их длину, наиболее оптимальными будут модификации «сдвоенный «П» и «твин», при которых ширина кассовых терминалов увеличивается, а длина остается равной длине одиночного терминала.
Р
В первом случае, кассовый терминал выполнен в виде буквы «П», кассиры сидят спиной друг к другу, на одном терминале располагаются два кассовых места и кассовых аппарата. Такая посадка обеспечивает дополнительную защиту кассиров внутри кассового пространства. Модификация «твин» предполагает посадку кассиров боком друг к другу подобно зеркальному отражению. При выборе конкретной модели кассового терминала, принято руководствоваться форматом магазина. Для магазинов небольшого формата таких как «магазин у дома» или «соседский магазин» наиболее оптимальны кассовые терминалы длиной от 1400-2000 мм с узким или широким накопителем, имеющим небольшую емкость, преимущественно без транспортера или с транспортерной лентой длиной до 650 мм. (рис 9)
Спецификой кассовых терминалов для магазинов формата «супермаркет» является потребность единовременного обслуживания сразу нескольких покупателей: пока один покупатель выкладывает товар на транспортерную ленту, другой рассчитывается с кассиром, а третий, уже оплатив необходимые товары, упаковывает их в пакеты. Поэтому для супермаркетов в большей степени подходят кассовые терминалы длиной от 2000-3500 мм, с транспортером (от 860 до 1700 мм) и широким товаронакопителем с разделителем для товара (длиной 700-1000 мм) Рис 10. Для гипермаркетов характерно применение кассовых терминалов длиной от 3000 до 4500 мм. с транспортерной лентой (от 1200 до 2500 мм) и широким товаронакопителем с разделителем для товара (длиной 1000-1250 мм). Для удобства перемещения товаров в товаронакопителе таких терминалов может быть установлена транспортерная лента или роликовая панель (рис 16). Существуют и специально разработанные для гипермаркетов модели терминалов, имеющие глубокие товаронакопители с транспортерными лентами и пакетодержателями. Такие модели помогают покупателям сократить время на упаковку покупок, так как кассир сам перемещает товар с транспортера в упаковочные пакеты, закрепленные на пакетодержателях в зоне товаронакопителя. По мере наполнения пакетов кассир запускает размещенный в товаронакопителе транспортер и перемещает упакованные товары покупателю. Рисунок 16 - кассовых терминалов длиной от 3000 до 4500 мм. Для дискаунтеров наиболее оптимальное решение – это кассовые терминалы длиной от 2500 до 4500 мм, с транспортером, широким товаронакопителем с товароразделителем или скошенным накопителем (рис 17). В магазинах формата «DIY», где приобретается большое количество крупногабаритных товаров и длинномеров, обычно используют модели длиной от 2500 до 4000 мм. с транспортерной лентой и широким товаронакопителем с разделителем для товар а (рис 18). Для удобства перемещения товаров в товаронакопителе таких терминалов может быть установлена роликовая панель. В магазинах такого формата могут устанавливаться и специально разработанные для них модели, центральная часть которых, откидывается вверх, позволяя кассиру выходить в проход для сканирования крупногабаритного товара прямо с тележки с помощью ручного сканера. В опущенном положении эта панель используется для перемещения мелкогабаритных товаров из транспортера в товаронакопитель.
Для магазинов формата Cash&Carry обычно характерны терминалы общей длиной от 2500 до 5000 с транспортером (длиной от 2000 мм) и товаронакопителем длиной около 1000 мм, который для удобства, может быть оснащен транспортерной лентой. Также возможно применение моделей с широким и низким транспортером во всю длину терминала. Особенность терминалов для магазинов формата Cash&Carry состоит в том, что в них предусмотрен свободный доступ кассира к тележке покупателя, а для удобства сканирования используется ручной сканер. Следующим важным моментом, на который стоит обращать внимание при выборе кассовых терминало в является посадка кассира по отношению к кассовому терминалу. Она может быть боковая или фронтальная. При боковой посадке преимущественно все IT-оборудование, используемое для оплаты покупок, и денежный ящик (как правило, горизонтальный) располагается на кассовой тумбе. Такая посадка используется в магазинах небольшого формата и в супермаркетах, и требует минимального количества аксессуаров. Ее главными недостатком является то, что, перемещая товар с транспортера в товаронакопитель, кассир вынужден разворачиваться на 90 градусов, теряя при этом время и видимость денежного ящика, чем могут воспользоваться недобропорядочные покупатели. Фронтальная посадка кассира обычно применяется в крупных супермаркетах и гепермаркетах, характеризуется размещением большей части IT-оборудование и вертикального денежного ящика в центральной части кассового терминала (в месте под сканер), и требует определенного набора аксессуаров для кассового терминала (в первую очередь это защита сканера, подставка под клавиатуру или монитор). Главным ее преимуществом является значительное сокращение времени, затрачиваемого на обслуживание покупателей, так как позволяет кассиру свободно работать обеими руками, сохраняя при этом контроль над кассовым аппаратом, и не терять из видимости денежный ящик. Стоит обратить внимание, что далеко не все модели кассовых терминалов предусматривают возможность фронтальной посадки кассира, так как размещение вертикального денежного ящик возможно только на терминалах, длина центральной части которых превышает 540 мм. Цветовое исполнение кассовых терминалов может быть различным. Компании-производители обычно предусматривают наличие стандартных цветов, как правило это: желтый, зеленые, красный, синий, белый или серый, но по желанию заказчика и за дополнительную плату кассовый терминал может быть окрашен в любой цвет по каталогу для соответствия фирменному цвету магазина. Другими фигурантами прикассовой зоны выступают прикассовые стеллажи и сигаретные диспенсеры. В большинстве случаев это оборудование является брендованным и поставляется в магазины бесплатно поставщиками соответствующей продукции для рекламы и продажи своих товаров. Не стоит забывать и о прилегающей к прикассовой входной зоне. Какой либо зависимости между длин ой рядов кассовых терминалов и шириной входа не существует. В магазинах небольшого формата на входе в торговы й зал обычно размещаются одиночные механические калитки или турникеты типа «вертушка» (рис 19). Для супермаркетов больше подойдут двойные калитки (рис 20), которые позволят проходить в магазин одновременно нескольким покупателям. Также стоит позаботиться об ограждении для проезда тележек. Такие ограждения применяются для создания организованной системы накопления тележек и позволяют продлить срок службы механических калиток, так как при входе в торговый зал с тележкой на них приходится «основной удар», что через некоторое время может привести калитки в негодность.
Если речь идет о гипермаркетах, то в них наиболее актуально будут смотреться двойные автоматические ворота, оснащенные системой фотоэлементов или управляемые радарными сенсорами. Такие ворота будут радовать посетителей магазина своей радушностью, дружелюбно приглашая их зайти, а механизм автоматического открытия предохранит конструкцию ворот от повреждения покупательскими тележками. Отдельное внимание стоит уделить вопросу подбора шкафов-сумочных. Можно выделить два основных вида сумочных – закрытые и открытые. Сумочные открытого типа требуют привлечение дополнительной рабочей силы в лице оператора, принимающего и выдающего вещи посетителей магазина. Закрытый тип представляет собой ячейки имеющие двери, в которые встроены замки. Посетители магазина самостоятельно размещают свои вещи в ячейках, после чего запирают их на ключ. Выбор сумочных производится исходя из планировки входной зоны и размеров пространства, отведенного для размещения сумочных шкафов. Расстановка этого оборудования должна обеспечивать возможность беспрепятственного подступа покупателей к ячейкам шкафов. Количество требуемых ячеек определяется исходя из формата магазина, его проходимости и среднего числа покупателей, пользующихся услугами камер хранения в час-пик, а также от площади магазина. По расчетам специалистов, на каждые 500 кв. метров площади магазина должно приходиться не менее 20 ячеек. Месторасположение сумочных должно находится вблизи от входа и выхода из магазина, но несколько в стороне, чтобы покупательские потоки не пересекались. Крайне важно, чтобы сумочные шкафы не загораживали видимость торгового зала, так как шансы привлечь покупателя в этом случае сильно уменьшаются. Сумочные шкафы могут быть рассчитаны на 4, 8, 12 и 16 ячеек и выполнены из различных материалов : металл, ЛДСП и шпонированный МДФ. При выборе металлической сумочной важно учитывать толщину металла, из которого она изготовлена. У разных производителей толщина металла может варьироваться в приделах от 1.5 см до 0.4 см. Оптимальной шириной листа для производства сумочных считается 0.8 – 1 см, так как при такой ширине стоимость сумочных будет не очень высока, их качество исполнения позволит размещать в шкафах тяжелые сумки и пакеты, а внешний вид дольше будет оставаться презентабельным. Также стоит обращать внимание на конструкцию металлических сумочных, она может быть сварной или разборной и быть выполненной в виде отдельностоящих или модульных соединяемых секций. Если при выборе сумочных шкафов руководствоваться не только критерием функциональности, но и учитывать привлекательный внешний дизайн, то лучше сделать свой выбор в пользу шкафов, изготовленных из ЛДСП, тем более, что затраты на их приобретение незначительно превышают стоимость металлических шкафов. Еще одним параметром, влияющим на выбор сумочной, является размер ячеек, а именно высота и ширина каждой ячейки. Слишком маленькие или узкие ячейки, будут доставлять неудобства посетителям, что может привести к формированию негативного имиджа о магазине в целом, это будет расценено как пренебрежение к вещам покупателей. Поэтому при выборе сумочных для крупных магазинов, следует отдавать предпочтение шкафам с большим размером ячеек или с разными размерами ячеек, чтобы покупатель сам, оценив размеры своих вещей смог выбрать ячейку нужного размера. Во многих гипермаркетах в качестве альтернативы сумочным шкафам используются упаковочные столы, за которыми находится сотрудник магазина, упаковывающий вещи покупателей в пакеты с помощью ручного сварщика. После чего покупатель забирает упакованные вещи и укладывает их в тележку. Такой вариант является наиболее оптимальным для магазинов такого формата, а также для супермаркетов, расположенных в крупных торговых центрах, так как в отличие от использования шкафов-сумочных требует минимального пространства и универсален для пакетов и сумок любого размера. При этом вещи покупателя на протяжении всего времени посещения магазина остаются у него на виду. При выборе сумочных отдельное внимание стоит уделять и типу установленных на них замков. Обычно устанавливаются замки: eurolock или почтовый, а к каждому отдельному замку прилагаются по два ключа. Также существуют камеры хранения с инфракрасным датчиком и оригинальными ключами, но такое оборудование стоит очень дорого и встречается крайне редко. Принцип действия инфракрасного датчика заключается в том, что после того как покупатель положил свои вещи в ячейку и закрыл ее, датчик обнаруживает присутствие вещей в ячейке и после ее закрытия печатается чек, содержащий определенное штриховое кодирование. Этот чек является ключом от камеры, и когда покупателю нужно забирать свои вещи, он вставляет чек в специально предназначенный для этого сканер и замок разблокируется. Такие системы очень эффективны для привлечения покупателей, однако могут вызывать некоторые сложности с освоением технологии, так как далеко не все покупатели способны самостоятельно разобраться с такими замками. Таким образом, установив в магазине удобные, вместительные и внешне привлекательные сумочные можно не только защитить товар магазина от краж и позаботиться о безопасном и бережном хранении вещей покупателей, но и привлечь и удержать дополнительных посетителей магазина.[5]
3 Технологические планировки торговых залов, расстановка оборудования Торговый зал — основной инструмент продажи товаров и обслуживания покупателей в любом формате магазина. Основная сложность планировки торгового зала заключается в правильном (наиболее эффективном) согласовании ее со всеми технологическими операциями магазина. За красивыми прилавками и отделкой скрывается и техническое решение всех торгово-технологических процессов. Для качественного оснащения магазина в планировке торгового зала задействованы различные специалисты-проектировщики магазинов. На Западе принято допускать к самостоятельному проектированию магазинов только после 5-7 лет работы под руководством профессионала [9]. Вопрос с планировкой торгового зала возникает в первую очередь при открытии магазина, однако и для многих уже работающих магазинов этот вопрос крайне актуален. Розничные торговцы иногда и не подозревают, что одной из причин недостаточного товарооборота (по всем товарам или по отдельным группам) являются ошибки планировки торгового зала, в результате которых часть торговых площадей не работает с должной эффективностью. К сожалению, ни прекрасно подобранный ассортимент, ни привлекательный дизайн не смогут в этом случае изменить ситуацию и повысить продажи. Частично компенсировать недостатки планировки в состоянии только продавцы-консультанты, которые могут «за руку» подвести покупателя к определенным прилавкам и витринам. Для полного решения проблемы, как правило, требуется реорганизация торгового зала (ремонт и закупка нового торгового оборудования), а это требует значительных затрат. Проектирование торгового зала начинается с определения площади и формы торгового зала. Специалисты знают, что это очень важный вопрос, потому что в общей теории магазиностроения отношение торговой площади к общей определяет коэффициент эффективности использования общей площади магазина. Чем выше полученное значение, тем эффективнее используется площадь магазина. На Западе наиболее оптимальным является соотношение торговой и неторговой площади магазина 70:30. В торговом зале вся площадь по функциональному назначению делится на установочную (предназначенную для размещения оборудования), расчётно-кассовую, для движения покупателей (проходы), для выкладки товара, для работы продавцов и др. Особое значение имеет установочная площадь. Специалисты пришли к выводу, что показателем эффективности размещения оборудования в торговом зале является коэффициент установочной площади, определяемый как отношение установочной площади к общей площади торгового зала. Оптимальная величина коэффициента установочной площади: - в магазинах самообслуживания составляет 0,3-0,2; - в универмагах — 0,29; - в магазинах обуви — 0,33; - в магазинах одежды — 0,28; - в магазинах хозтоваров — 0,32. Средний показатель близок к 0,3 по большинству групп товаров. Это норма, отклонение oт которой должно заставлять задуматься о повышении эффективности работа зала. Занимая площадь торгового зала под установку оборудования, не следует стремиться к постоянному ее увеличению, так как это может создать неблагоприятные условия для организации технологического процесса в магазине. При оптимальной величине установочной площади следует стремиться к увеличению демонстрационной площади, предназначенной для выкладки товаров. Площадь выкладки (экспозиционная) исчисляется как сумма площадей всех элементов оборудования, на которых могут быть выложены товары. Сюда же включается и площадь, занятая под установку крупногабаритных товаров. Показателем, характеризующим степень использования площади торгового зала под выкладку товаров, является коэффициент экспозиционной площади. Он определяется как отношение площади выкладки товаров к площади торгового зала. Площадь для проходов должна соответствовать нормативам, обеспечивающим пожарную безопасность и нормальные условия для покупателей. Площадь узлов расчета включает площади для установки кассовых кабин, столов упаковки, проходов между ними. Площадь для расчетного узла должна составлять не более 15 % площади торгового зала. В магазинах самообслуживания количество кассовых кабин (рабочих мест контролеров-кассиров) определяется в зависимости от торговой площади: в продовольственных магазинах на каждые 80-100 площади торгового зала предусматривается одно рабочее место кассира-контролера; в непродовольственных магазинах такие места оборудуются на каждые 140-160 метров квадратных [3]. Что касается формы, то наиболее распространенной и удобной является форма прямоугольника (или квадрата) — как для всего торгового зала целиком, так и для отдельных отделов и секций. В торговом зале прямоугольной формы легко располагать торговое оборудование и планировать покупательские потоки, а простота формы зала обеспечивает его функциональность — покупатель не отвлекается на замысловатые архитектурные детали, не тратит время на изучение планировки, т. к. она и так понятна. Не отвлекать внимание покупателя от товара — это важный принцип организации торгового пространства магазина. В большинстве магазинов ни дизайн, ни планировка, ни торговое оборудование не должны становиться объектом пристального внимания покупателя (исключение — дорогие бутики) [10]. Конечно, удобнее, если магазин строится с «нуля» — компания проектирует желаемую форму торгового зала. Если же форма торгового зала уже задана и она не является простой прямоугольной формой, требуется приложить определенные усилия, чтобы, с одной стороны, сделать форму зала понятной и удобной для покупателей, с другой — максимально эффективно использовать торговые площади. Торговый зал должен обеспечить большую пропускную способность, высокое качество обслуживания покупателей и хорошие условия труда работникам магазина. Для этого важно не только разместить в нем отделы и секции, но и умело направить потоки покупателей, грамотно расставить торговое оборудование, кассовые кабины, вход и выходы из зоны обслуживания. Количество входов в торговый зал зависит от его размеров и конфигурации. Практически для прямоугольного или квадратного зала достаточно одного входа шириной не менее одного метра для небольших магазинов и не менее трёх метров для с
Воспользуйтесь поиском по сайту: ©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...
|