Режимы градостроительной деятельности и правовая поддержка городского экологического каркаса
Правовые режимы регулирования градостроительной деятельности на территориях ЭК должны устанавливаться в соответствии с Градостроительным кодексом РФ, который однако не берет на себя задачу детальной регламентации разрешенных и запрещенных видов деятельности. Такую задачу призваны решать специальные законодательные акты, принимаемые на уровне субъектов Российской Федерации (региональные законы о градостроительной деятельности, региональные законы о территориях природного комплекса и иные). Основная задача такого рода документов — установление для территорий экологического каркаса особых режимов регулирования градостроительной деятельности. Разработка таких режимов — сложнейшая задача, требующая совместной креативной деятельности ландшафтных экологов и градостроителей, архитекторов и транспортников. Вероятно, сложно установить конкретные режимы, которые были бы одинаково эффективны в городах с различной социально-экономической, инвестиционной, экологической ситуацией, находящихся к тому же в различных природных условиях. Очевидно, что строгие режимы бурно развивающегося мегаполиса со стремлением инвесторов «сесть» на любом свободном пятачке будут избыточны и непонятны для управленцев маленького провинциального города. Тем не менее имеет смысл представлять некие общие подходы к разработке и установлению таких режимов. Режимы регулирования градостроительной деятельности должны устанавливаться на всей территории города и определяться положением территории в его ландшафтной структуре по следующим позициям: местоположение в биогеохимических и энергетических потоках, соотношение между процессами естественного и антропогенного функционирования, соотношение открытых и запечатанных поверхностей.
Различие между режимами регулирования градостроительной деятельности состоит в разделении территории по двум признакам: • предполагаемой ценности сформированного в результате благоустроитель- • перечню разрешенной хозяйственной деятельности. При этом из формулировки определений регламентов следует, что чем больше на территории сохранилось природных объектов охраны, тем менее активной должна быть хозяйственная деятельность. Но в нормативной документации и законодательной базе нет прямых и четких указаний на то, что представляет ценность и является или должно являться объектом охраны на территориях ЭК. Кроме того, нет однозначного критерия, по отношению к которому определяется ценность природных объектов. В роли таких критериев могут быть использованы визуальный облик территории, экосистемы более высокого порядка, социальные задачи, выполняемые территорией, характерные природные индивиды биоразнообразия и т. п. Соответственно сложилась ситуация, когда отсутствует системная классификация режимов градостроительной деятельности, а имеющаяся не дает возможности однозначно выделять и сопоставлять по ценности природно-антро-погенные системы. А. С. Курбатова [23, 44] полагает, что необходимо от природоохранного подхода при выделении территорий, выполняющих ландшафтные природоохранные функции, перейти к конструктивному, предполагающему активное создание инженерно-экологических территориальных систем на базе природных комплексов, например речных долин. При этом следует обеспечить сохранение основных природообусловленных потоков вещества и энергии и благоприятное состояние территории для выполнения рекреационных функций.
Кроме того, необходимо выявление территорий, неблагоприятных для строительства, но которые могут использоваться для рекреационных целей. В этом случае исследования рельефа проводятся с учетом требований застройки (определение территорий с недопустимо крутыми склонами; с рельефом, ограничивающим длину зданий; выявление участков, неудобных для застройки по условиям отвода поверхностных вод); транспортных сообщений (определение трасс, не пригодных для устройства улиц); организации стока ливневых вод и канализирования (установление бассейнов стока, водоразделов, тальвегов; определение территорий, канализируемых без перекачки; определение участков, неудобных для канализирования; выявление возможных трасс для коллекторов водостоков и хозяйственно-фекальной канализации) [23, 44]. Приведем типовые режимы градостроительной деятельности для разных функциональных зон, используемые в генплане Москвы. Средоформирующие в жилых кварталах. Средоформирующий 1-го типа — предназначается для жилых территорий (в основном освоенных в 1980 — 1990-е годы и позднее) невысокой плотности с застройкой повышенной и средней этажности, в пределах которой дома образуют большие замкнутые и разомкнутые с одной стороны пространства, либо плотные «строчечные» массивы. Меры оптимизации ландшафта: выявление и озеленение резервных площадей между массивами строчной застройки, зонирование придомовых пространств, разработка и реализация типовых проектов озеленения дворов высокоэтажных домов различных серий, поиск площадок для организации стоянок постоянного хранения автотранспорта и автостоянок большой продолжительности, регламентация транзитного проезда автотранспорта, озеленение жилых улиц. Средоформирующий 2-го типа — предназначается для жилых территорий (в основном освоенных с конца 1930-х по конец 1970-х годов) средней плотности с застройкой средней этажности, в пределах которой дома образуют строчечные массивы, с придомовыми пространствами, разомкнутыми по противоположным сторонам, с участием отдельных домов либо фрагментов «точечной» вертикально развитой застройки повышенной этажности.
Меры оптимизации ландшафта: омоложение и обогащение зеленого фонда (за счет введения новых видов эдификаторов) придомовых пространств жилых кварталов средней этажности 1930— 1970-х годов, вынос объектов несанкционированного гаражного строительства, организация стоянок постоянного хранения автотранспорта. Средоформирующий 3-го типа — предназначается для старых кварталов исторической части города с малоэтажной застройкой, формировавшей замкнутые кварталы, а также для территорий унаследованной частной (усадебной) застройки. Меры оптимизации ландшафта: введение нормативов плотности в пределах малоэтажной застройки исторической части города, разработка и реализация ландшафтных планов одновременно с разработкой проектов детальной планировки и реконструкцией кварталов высокой историко-архитектурной ценности, введение нормативов компенсационного озеленения при реконструкции жилых кварталов, реконструкция озеленения районных улиц, размещение новых объектов жилого, общественного, делового назначения при обязательном озеленении и (или) обводнении не менее 70 % поверхности земли, сохранение характера застройки и освоения территории частных усадеб и дач в черте города. Санирующие режимы в промышленной зоне. Санирующий 1-го типа — предназначается для промышленно-складских территорий высокой плотности. Меры оптимизации ландшафта: общая санация территории (замена загрязненных почвогрунтов, чистка мест складирования твердых отходов, а также мест загрязненных жидкими и пастообразными отходами), разработка и реализация проектов озеленения внутри заводских и промышленных площадей. Санирующий 2-го типа — предназначается для промышленно-складских территорий средней плотности. Меры оптимизации ландшафта: санация наиболее загрязненных территорий, выявление и озеленение свободных площадей, обустройство внутрипро-мышленных зон кратковременного отдыха. Санирующий 3-го типа — предназначается для промышленно-складских территорий низкой плотности.
Меры оптимизации ландшафта: локальная санация территории (в наиболее кризисных местах), выявление и резервирование площадей для организации новых озелененных территорий — перспективных ядер экологического каркаса или санитарно-защитных зон, при размещении новых объектов жилого, общественного, делового назначения сохранение растительного покрова на площади не менее 80 % участка освоения, ограничение высоты зданий и сооружений не более 10 м, заглубление фундамента до 2 м (табл. 8.9). Средостабилизирующие режимы на существующих и резервных землях природного комплекса. Договорный {буферный) — для пригородных территорий, находящихся в границах сельского муниципального округа, но представляющих перспективную ценность для формирования зеленого кольца города и сохранения экологической связи городского экокаркаса с окружающими территориями. Меры оптимизации ландшафта: пересмотр и актуализация с экологических позиций городской черты — перевод лесов 1-й категории в городские леса, резервирование ветлендов и обводненных карьеров. Резервационный — предназначается для межселенных территорий и пустошей внутри городской черты. Меры оптимизации ландшафта: резервирование межмагистральных клиньев (пустошей, подтопленных и заболоченных земель) и крупных самосевных массивов посредством применения региональных статусов ООГТТ, вынос всех объектов самодеятельного захвата и застройки (гаражи). Реабилитационный — предназначается для водоохранных зоны и других не входящих в их пределы, но ценных с экологической точки зрения урочищ речных долин и пойм. Меры оптимизации ландшафта: выделение и правовая фиксация водоохранных зон, реставрация культурной части набережных, реконструкция пля-жевых и рекреационных зон, реабилитация необустроенных берегов рек и малых водотоков, введение жестких ограничений на все виды застройки, инженерная защита берегов от переработки и размыва, ликвидация неочищенных стоков. Рекулътивационный — предназначается для технических бедлендов и пустошей, а также для территорий, служивших субстратом для различных карт намыва, слива технических жидких и пастообразных отходов (шламонакопите-лей), золоотвалов, территорий бывших свалок и т.д. Меры оптимизации ландшафта — рекультивация и обустройство бедлендов: территорий бывших золоотвалов, самообводнившихся карьеров, шламо-накопителей, санация территории, обустройство на месте технических бед-лендов озелененных территорий и рекреационных зон.
Реставрационный — предназначается для насаждений общего пользования. Меры оптимизации ландшафта: реставрация старых парков и скверов исторической части города с заменой и обновлением породного состава яруса зрелого древостоя, обустройством газонов и модернизацией форм малой архитектуры. Опыт развития российских городов подсказывает, что, к сожалению, и законодательное принятие режимов не гарантирует сохранности и целостно-
сти экологического каркаса. Практика застройки новой волны повсеместно приводит к уменьшению площади зеленых насаждений, наступлению на все еще свободные от застройки участки, дальнейшей деформации природной структуры ландшафта. В этой связи, вероятно, придется использовать еще одну форму правовой поддержки — закон «О природном комплексе города» (рис. 8.5) и закон «О защите зеленых насаждений» (оба приняты для Москвы). Закон рассматривает основные понятия; устанавливает основные принципы защиты зеленых насаждений, порядок осуществления вырубки; оговаривает порядок и нормы компенсационного озеленения, способы учета зеленых на- саждений, права и обязанности граждан при осуществлении требований по защите (так, запрещены, наконец, ежегодные палы (якобы, полезные) сухой травы, повсеместно в России приводящие к низовым пожарам, калечащим зеленые массивы и лесопарки). Кроме того, закон устанавливает экономический механизм защиты зеленых насаждений в виде принципов возмещения вреда от повреждения или уничтожения, порядка формирования целевых средств и т. д. Зеленые насаждения — древесно-кустарниковая и травянистая растительность естественного и искусственного происхождения (включая городские леса, парки, бульвары, скверы, сады, газоны, цветники, а также отдельно стоящие деревья и кустарники). Озелененные территории — участки земли, на которых располагаются растительность естественного происхождения, искусственно созданные садово-парковые комплексы и объекты, бульвары, скверы, газоны, цветники, малозастроенная территория жилого, общественного, делового, коммунального, производственного назначения, в пределах которой не менее 70 % поверхности занято растительным покровом. Зеленый массив — участок земли, занятый зелеными насаждениями, насчитывающий не менее 50 экземпляров взрослых деревьев, образующих единый полог. Взрослым считается дерево старше 15 лет или дерево, не подлежащее пересадке по заключению специально уполномоченного органа по защите зеленых насаждений. Защита зеленых насаждений — система правовых, организационных и экономических мер, направленных на создание, сохранение и воспроизводство зеленых насаждений, озелененных территорий и зеленых массивов. Повреждение зеленых насаждений — причинение вреда кроне, стволу, ветвям древесно-кустарниковых растений, их корневой системе, повреждение надземной части и корневой системы травянистых растений, не влекущее прекращение роста. Повреждением является механическое повреждение ветвей, корневой системы, нарушение целостности коры, нарушение целостности живого надпочвенного покрова, загрязнение зеленых насаждений либо почвы в корневой зоне вредными веществами, поджог и иное причинение вреда. Уничтожение зеленых насаждений — повреждение зеленых насаждений, Компенсационное озеленение — воспроизводство зеленых насаждений взамен уничтоженных или поврежденных. Компенсационная стоимость — стоимостная оценка зеленых насаждений, устанавливаемая для учета их ценности при повреждении или уничтожении, включая расходы на создание и содержание зеленых насаждений.
Воспользуйтесь поиском по сайту: ©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...
|