Зеленое пригородное кольцо
Зеленое кольцо города составляют территории городских предместий, занятые лесами, лесопарками и другими зелеными насаждениями. В идеале (недостижимом, разумеется) леса зеленого кольца должны окружать город со всех сторон, однако на самом деле наличие пригородных лесов и конфигурация сохранившихся массивов определяются множеством факторов, среди которых: рисунок транспортных магистралей, расползание вдоль них новой кот- теджной застройки, масштабы дачно-рекреационного пояса, уровень развития товарного сельхозпроизводства (парниковые хозяйства, питомники), компактность (или, напротив, размазанность) объектов инфраструктуры. Пригородные зеленые зоны представляют собой территории, выделенные (отграниченные) за пределами городской черты городов и поселковой черты промышленных поселков как занятые лесами, лесопарковыми защитными поясами и другими зелеными насаждениями, выполняющими средозащитные (средообразующие, экологические), санитарно-гигиенические, рекреационно-оздоровительные, природоохранительные функции, функции агрозоны, природного регулятора, застройки. По ГОСТ 17.5.3.01—78 зеленые зоны для городов с численностью населения более 1 млн человек выделяются по индивидуальным проектам. Выделение зон предусмотрено за пределами черты городов, промышленных поселков в проектах (схемах) планировки, землеустроительных прогнозах и иной документации. Размеры зон определяются характером лесорастительной зоны (таежная, смешанных лесов, широколиственных лесов, лесостепная и степная) и лесистостью (отношение лесопокрытой территории к общей территории района, области, края, республики). В зеленых зонах запрещается хозяйственная деятельность, отрицательно влияющая на выполнение ими экологических, санитарно-гигиенических и рекреационных функций.
Изъятие земель пригородных и зеленых зон, земель, занятых лесами первой группы, для государственных и общественных нужд допускается только в исключительных случаях, указанных в ст. 24 Земельного кодекса РФ, связанных с выполнением международных обязательств, разработкой месторождений ценных полезных ископаемых и т.п., при отсутствии других вариантов возможного удовлетворения этих нужд. Изъятие особо ценных для данного региона земель особо охраняемых территорий (по установленным перечням) не допускается. Леса и лесопарки зеленых зон вокруг городов и других населенных пунктов относятся к первой группе лесов. Система рубок в лесах зеленых зон должна предусматривать в лесопарковой части рубки, направленные на формирование ландшафта, и санитарные рубки в лесохозяйственной части (рубки ухода за лесом, санитарные рубки, лесовосстановительные, реконструкции малоценных лесных насаждений), а в частях, предназначенных для расширения лесопарковой части, — рубки, направленные на формирование ландшафта. В зоне смешанных лесов для города с населением свыше 500 тыс. человек при лесистости свыше 25 % размер зеленой зоны определен 200 га на каждую тысячу человек. Леса таких зон подразделяются на лесопарковую часть с эстетически ценными ландшафтами и лесохозяйственную. Кроме того, территориальная организация зеленой зоны согласно стандарту должна предусматривать выделение мест для отдыха населения, особо охраняемую природную территорию, где исключается всякая хозяйственная деятельность. Земли пригородных зеленых зон по земельному законодательству относятся к землям реакреационного назначения. Выделение этих земель производится по решению краевых, областных органов власти, в республиках в составе Российской Федерации — в порядке, установленном их законодательством. Порядок использования земель рекреационного назначения и определение их границ устанавливаются федеральным и республиканским законодательствами.
Во второй половине XX в. в связи с урбанизацией и ростом городов многие близлежащие массивы лесов перешли из разряда диких в категорию пригородных, а затем — и внутригородских лесов. При этом они претерпели несколько этапов рекреационного освоения, поскольку из лесов кратковременного посещения и отдыха они превратились в угодья ежедневного пребывания горожан с плотностью, достигающей десятки человек на гектар. Из практики ведения лесного хозяйства известно, что такого рода изменения должны сопровождаться изменением правового статуса объектов и режима ухода за лесами [39]. Лесной режим (свободное пребывание граждан в лесу для отдыха, сбора ягод, грибов, орехов, самодеятельного туризма и отдыха) соответствует плотности рекреации не более 2 — 3 чел./га; в этом случае предполагается достаточность способности лесных экосистем к самовосстановлению. Но уже лесопарковый режим с плотностью посещения до 10 чел./га предусматривает проведение на территории инженерного благоустройства, устройство тропиночно-дорожной сети, установку малых форм архитектуры, контейнеров для мусора, устройство экологических троп, оборудование площадок отдыха. Когда же плотность рекреации (на стадии перехода лесного массива на положение внутригородского) достигает 100 чел./га, следует констатировать установление паркового режима, рассчитанного на продолжительное пребывание рекреантов (в том числе активно отдыхающих), и требующего (во имя сохранности самого массива) полного инженерного оборудования территории (дорожки, площадки, освещение, водоснабжение, канализация, телефонизация). Характерно, что подобные изменения почти всегда негативно воспринимаются аборигенным населением (например, старожилами соседних кварталов), но альтернативы им нет. Уже на стадии пригородных лесопарков леса должны переходить под надзор специальных городских служб. Обычные рубки ухода заменяются на ландшафтно-сани-тарные рубки, основная задача которых — формирование эстетического облика насаждений и постоянный уход за деревьями. К этому добавляется функциональное зонирование лесопарка, имеющее целью выделение и ландшафтно-архитектурное обустройство зон различного назначения. Основная задача обустройства — разведение потоков рекреантов с разными потребительскими предпочтениями, что достигается специальной трассировкой дорожек, оформлением мест отдыха, расстановкой форм малой архитектуры, лесной мебели, строительством фиксированных спортивных площадок и т.д. Целесообразно выделение трех функциональных зон: зоны про-гулочно-маршрутного отдыха (70% площади территории), зоны активного спортивно-игрового отдыха и зоны эпизодического посещения
К сожалению, за исключением лесопарковой зоны обеих столиц в провинциальных городах соответствующее обустройство до сих пор не проведено, поэтому городские леса города могут служить прекрасным полигоном для изучения различных стадий деградации лесных экосистем. Сначала происходит увеличение освещенности под пологом и образование световых окон в древесном пологе, дробление целостного массива тропами и отдельными вытоптанными пятнами-сбоями, уменьшение мощности подстилки вследствие вытаптывания. Затем нарушается сплошность мохового покрова, начинается внедрение луговых и рудеральных видов, площадь троп возрастает до 30%. В подросте начинают преобладать тонкомерные стволы, а в древостое первого яруса появляется большое количество больных и усыхающих деревьев — более половины древостоя. Посещая одни и те же участки из года в год, мы видим, как прогалины расширяются до полян, на которых лесная подстилка вытаптывается, разрушается. В таком лесу естественное возобновление уже невозможно. Большая часть городских лесов не обладает территориальной целостностью (они разорваны на несколько участков) и непосредственно контактируют с элементами жилой и промышленной застройки. Леса активно используются в течение всего года как парковая рекреационная зона (спортивные игры, соревнования, массовый отдых, прогулки с собаками). Даже отдаленные участки подвержены менее активному, но достаточно постоянному антропогенному стрессу (сбор ягод и грибов, транзитные потоки пешеходов и проезд автомобилей).
Все природные территории крупных городов Европы прежде всего ориентированы на привлечение посетителей и создание разнообразных форм работы с ними. Главная задача городских ООПТ — просветительская и образовательная. Сохранение территорий и поддержка охранных режимов осуществляется путем пропаганды и информирования населения об ограничениях и правилах поведения и возможных последствиях при его нарушениях. Опыт Лесной комиссии Великобритании показывает, что создание рекреационного объекта в пределах той или иной зоны — гораздо лучший и намного более конструктивный метод регулирования доступа, чем использование знаков «Вход воспрещен». Вполне реально, обеспечив удобный подход, установив соответствующие указатели и знаки, построив рекреационные сооружения, сосредоточить большинство людей в определенных местах и тем самым естественным путем минимизировать поток посетителей в заповедные зоны с более строгим природоохранным режимом [23]. Следует понимать, что в предместьях города и на городских окраинах мы оказываемся перед фактом существования противоречий между городом и пригородным сельским районом: на территории пригородных зон сталкиваются интересы городских и районных администраций, а также различных при-родопользователей. Возникает конфликт между мерами, направленными на расселение, повышение продуктивности земель, обеспечение рекреационной активности, с одной стороны, и действиями по поддержанию устоявшегося ландшафта пригородов — с другой. Вероятно, для пригородной зоны должны разрабатываться специальные ландшафтные планы, предусматривающие регулирование рекреационного воздействия на пригороды, защиту природных комплексов и повышение их средостабилизирующего потенциала, а также комплекс мер по восстановлению нарушенных ландшафтов. Ландшафтный план должен предусматривать сохранение и восстановление единой системы природных и открытых озелененных, в том числе сельских территорий, предотвращение сращивания в непрерывные массивы урбанизированных территорий города и его региона. Очевидно, что реализация такого плана потребует осознанного компромисса и понимания с обеих сторон, каждая из которых должна будет принести в жертву общей цели часть своих интересов ради создания полноценной контактной зоны. Город должен пожертвовать соображениями доходности высокоэтажных кварталов и пойти на формирование зон с пониженной плотностью застройки и с преобладанием открытых озелененных пространств, обеспечивающих «диффузное» взаимопроникновение урбанизированных и природных ландшафтов. В свою очередь, сельскому району придется отказаться от непосредственного примыкания высокоинтенсивных агропромышленных комплексов к городской черте. Кроме того, практика урбанизации убедительно свидетельствует, что в ходе очередной волны градостроительного освоения леса зеленого пояса рано или поздно превращаются в городские насаждения с новыми функциями. Поэтому заблаговременная передача кварталов районного лесхоза на баланс городского хозяйства обеспечит им лучший уход в условиях нарастающего рекреационного пресса.
Есть и другие опасности для современного этапа развития пригородной зоны: это перевод в пригородную зону не престижных стадий производства, предприятий наиболее экологически неблагополучных отраслей, загрязнение атмосферы потоками транспорта, идущего в обход города, возлагаемая на пригороды функция захоронения отходов жизнедеятельности больших городов, усиливаемая процессами децентрализации, перебазирование мусорных свалок предприятий, баз и др. Особая проблема ландшафтного планирования — определение действительных размеров пригородных зон. В практике разработки градостроительных схем к таковым относят зону четко прослеживающихся трудовых миграций с радиусом менее 50 км. Однако в настоящее время все более значимыми становятся рекреационная и средостабилизирующая функции пригородных территорий. Анализ рекреационной нагрузки крупнейших городов показывает, что число рекреантов, выезжающих на отдых в пригородную зону, постоянно растет и зависит от численности населения города. Для городов с населением 100 тыс. человек рекреанты составляют 50 %, 200 тыс. человек — 55 %, 1 млн человек — 56 %, а для Парижа — 74% [22]. В Москве же число отдыхающих за городом в воскресный день превышает численность постоянного сельского населения, причем особенно популярно западное направление. Поддержание территориальной связи ЭК города с природно-аграрными Межмагистральные клинья Межмагистральные клинья (ММК) — пустоты застройки, естественным образом возникающие по мере роста и развития изохронной розетки — сег-ментно-лучевой планировки города. Межмагистральные клинья с трудом поддаются типологии: их характеристика, размеры и состояние зависят от конкретной градостроительной ситуации. Земли межмагистральных клиньев, как правило, находятся в сложном чересполосном пользовании и по крайней мере частично заняты старой деревянной застройкой (которая была обойдена при градостроительном освоении советской эпохи ввиду отсутствия коммуникаций), а также объектами транспортной, промышленной или коммунально-складской инфраструктуры — автотранспортными предприятиями, складскими территориями, пустырями и бедлендами. Средостабилизирующая ценность межмагистральных клиньев в составе ЭК города определяется: • структурой землепользования (соотношение площади частной застройки с • степенью изоляции и характером связи с окружающими пригородными • характером землепользования находящихся в зоне контакта с тыльной • ландшафтным разнообразием (наличие фрагментов зональных лесов, са • наличием или отсутствием акваторий (открытые неканализированные речки • характером боковых (кулисных) границ клина, в роли которых могут вы довые посадки вдоль автомагистралей; диффузным проникновением частной застройки и т.д. Вероятно, в планировании следует различать клинья различных иерархических уровней. Крупнейшие ММК существуют как обойденные первоначальным освоением крупные незастроенные земли между различными административными районами крупного города. Они заключены в углах-лучах подходящих к городу крупнейших магистралях, трансформирующихся внутри города в проспекты. Однако опыт показывает, что существуют и межмагистральные клинья низшего порядка, формируемые двумя смежными расходящимися под углам фрагментами городской застройки с прямоугольными сетками улиц. Такие клинья как бы компенсируют прямоугольность сеток. Физически они обычно более узкие и относительно более длинные, чем крупные клинья. Так, в городах на Волге часто сохраняются незастроенными участки вдоль межгривных понижений, выклинивающиеся вдоль притеррасных речек. В ряде случаев клин может быть сохранен на долгие годы вторжением старой дачной зоны в ткань новой высокоэтажной застройки и т.д. В отношении межмагистральных клиньев представляется целесообразной реализация следующего алгоритма планирования: • уточнение границ владений, землепользователей и арендаторов разного • оценка состояния и ландшафтная характеристика межмагистральных тер • оценка фаунистического и флористического биоразнообразия территории • определение функциональной роли отдельных фрагментов в складыва • определение ареалов и точек первоначального ландшафтного обустрой • выявление конфликтных зон (в том числе занятых самопроизвольно: не • выявление перспективных зон внешней пригородной части клина, дол Экологические коридоры Термин «экологический коридор» сложно считать строгим, так как он несет на себе отпечаток бытового образа («коридор»), тем не менее функции экологических коридоров на урбанизированных территориях особенно важны. Логика градостроительного развития старых русских городов была такова, что, с одной стороны, реки служили композиционной осью, вдоль которой выстраивалась сеть улиц и набережных, с другой стороны, сложные для освоения долинные ландшафты часто оставались в полуприродном состоянии. Многие города возникали на стрелках — в узлах слияния крупной и малой (средней реки), изобилующих свободными излучинами, старицами, дюнами и пойменными островами. Масштабное зарегулирование стока и устройство искусственных набережных лишь отчасти изменили эту ситуацию, речные долины и поныне сохранили элементы природных или полуприродных ландшафтов. Среди них: • собственно речные русла с акваторией рек и бечевниками; • пойменные острова с лугами, зарослями самосева, фрагментами старин • поверхности пойм с озеленными откосами в центральной части и с куль • гривы крупных сегментов макроизлучин с рощами широколиственных • перевеянные гривы или настоящие дюны с чрезвычайно живописными • межгривные понижения с фрагментами незасыпанных русел старичных • старичные пойменные озера; • поверхности и уступы низких надпойменных террас с фрагментами со • поверхности высоких надпойменных террас и уступы высоких коренных • долины «притоков притока» в устьевых створах и также все овражно-ба- Для совокупности этих элементов в практике градостроительного проектирования иногда используют термин «водно-зеленый диаметр», однако, на наш взгляд, этот термин заключает в себе еще более искажающую смысл бытовую унаследованную нагрузку. На самом деле при корректном ландшафтном планировании экологический коридор принимает полосную форму с центральной линией русла и водоохранными зонами, внешняя граница которых, отклоняясь от параллели, втягивается в устьевые участки боковых притоков и элементов овражно-балочной или ложбинно-лощинной сети. В этом смысле задача сохранения экологических коридоров напрямую выводит нас на проблему корректного планирования водоохранных зон. Однако с речными долинами часто связаны и кварталы лесов I категории (водоохранных или рекреационных), имеющие выраженную полосную конфигурацию. Как показывает опыт, защита таких полосных массивов зачастую требует применения дополнительного статуса «памятник природы», «туристеко-рекре-ационная местность» или любого другого, соответствующего складывающейся градостроительной ситуации. То же самое можно сказать и об островах. Значительнее сложнее защитить те части экокоридоров, которые связаны с ценными луговыми или болотными участками долин, хотя именно эти экосистемы являются местообитаниями ценных видов флоры и фауны и обеспечивают биоразнообразие. Во многих городах сырые луга и переходные болота, а также лиственные рощи, сохраняющиеся возле тальвегов притеррасных речек, а также вдоль протяженных межгривных понижений, беспощадно уничтожаются, поскольку воспринимаются агентами новой волны освоения и градостроительства как неудоби, которые должны быть ликвидированы в ходе инженерной подготовки территории (которая обычно заключается в выторфовке и изъятии грунта на глубину до 3 м и последующей засыпке). Здесь единственным инструментом в руках ландшафтного планировщика может стать использование правовых категорий ООПТ, в том числе дополнительных, определяемых местными подзаконными актами. Так, в регионах Российской Федерации есть опыт применения для этой цели таких ОПФ, как лугопарк, природно-историче-ский ландшафт, ландшафтный резерват, охраняемая водная экосистема и др.
Воспользуйтесь поиском по сайту: ©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...
|