Система TQM. Цели, принципы и функции системы
Принятая аббревиатура термина – TQM (Total Quality Management). Всеобщее управление качеством – это подход к управлению организацией, нацеленный на качество, который основывается на участии всех ее членов (персонала во всех подразделениях и на всех уровнях организационной структуры) и направлен на достижение как долгосрочного успеха путем удовлетворения требований потребителя, так и выгоды для членов организации и общества. TQM преследует следующиецели: · ориентация организации на удовлетворение текущих и потенциальных запросов потребителей; · возведение качества в ранг цели предпринимательства; · оптимальное использование всех ресурсов организации. Основные принципы TQM: Важнейшим из принципов TQM является активное, сознательное, творческое участие всего персонала организации в улучшении качества. «Если управление не готово дать служащим самим контролировать свою деятельность, свободу принимать важные решения и нести за них ответственность – навсегда, положите эту идею (TQM) обратно на полку. Участие служащих – это дело долговременное, предполагающее новый подход к работе, фундаментальное преобразование корпоративной культуры. Обученные, наделенные полномочиями, получившие признание за свои достижения служащие смотрят на свою работу и на свои компании под другим углом. Они больше не тянут время, не делают, что им скажут, и не считают минуты до наступления выходных. Они «владеют» компанией, в том смысле, что чувствуют личную ответственность за ее работу» Принцип целенаправленности определяет необходимость иметь четкую цель в области качества. Принцип системности определяет системный подход к обеспечению качества.
Принцип комплексности в управлении качеством имеет особое значение, поскольку сегодня решить проблему обеспечения качества можно лишь, уделяя внимание всем аспектам, от которых оно зависит. Принцип непрерывности управления качеством на предприятии означает постоянный и непрекращающийся процесс в виде спирали. Только принцип непрерывного совершенствования позволяет фирме отстаивать на рынках сбыта свои позиции в борьбе с конкурентами. Концепция Шесть сигм. Концепция Шесть сигм Шесть сигм — статистическая концепция, на основе которой процесс измеряется в параметрах брака: при высшем уровне в шесть сигм число дефектов составляет 3,4 на миллион возможных. Основная идея управления на основе метода «Шесть сигм» заключается в том, что если возможно измерять число дефектов в процессе, то возможно и определять способы, позволяющие их устранить, а значит, выйти на уровень качества с практически нулевым браком. Если изложить сущность метода «Шесть сигм» предельно кратко, то его можно трактовать следующим образом. Шесть сигм это: · статистическая основа для измерений: 3,4 дефекта на миллион возможных; · философия и цель: быть настолько совершенным, насколько это практически возможно; · методология; · символ качества.
Статистические методы имеют ряд преимуществ перед другими методами:
Роль системы управления качеством в «Тощем производстве».
При синхронных с производством поставках все 100% деталей, поступающих на конвейер, должны быть высокого качества. Входной контроль качества затрудняет потоки, не возможны возврат и замена дефектных деталей и материалов. Поэтому функция контроля качества передается поставщику, но стандарты определяются потребителем. Часто применяется «аудит качество»: специалисты по качеству фирмы-заказчика время от времени осуществляют контроль качества у поставщика.
Некоторые фирмы – конечные производители привлекают своих поставщиков к процессу планирования выпуска новой продукции – своеобразная превентивная мера по обеспечению качества. По ходу производства детали последовательно подвергаются автоматизированному, осуществляемому с помощью компьютеров контролю. Производственные рабочие сами контролируют результаты своего труда и передают дальше лишь качественные изделия («обеспечение качества через самоконтроль»). Это позволяет отказаться от специального контроля качества на выходе продукции («экономия персонала и времени»). Брак может быть сразу выявлен и по возможности исправлен. Проблема решается также путем создания «кружков качества». Под постоянным контролем находятся износ оборудования, отклонения в качестве производственных материалов, организация рабочего места и т.д. («обеспечение качества через контроль процессов»).
Воспользуйтесь поиском по сайту: ©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...
|