Организация аналитической работы на предприятии
Только правильно организованная аналитическая работа может обеспечить эффективность анализа, основательно повлиять на ход хозяйственных процессов. Это значит, что организация экономического анализа на предприятиях должна отвечать определённым требованиям, а именно: 1. Научный характер анализа. 2. Правильное распределение обязанностей по проведению экономического анализа между отдельными исполнителями. 3. Эффективность аналитических исследований, т.е. при оптимальной глубине анализа и его комплексности затраты на его проведение должны быть наименьшими. Аналитическая работа на предприятии подразделяется на следующие организационные этапы: 1. Выделение субъектов и объектов экономического анализа, выбор организационных форм их исследования и распределения обязанностей между отдельными исследователями. 2. Планирование аналитической работы. 3. Информационное и методическое обеспечение экономического анализа. 4. Аналитическая обработка данных о ходе и результатов хозяйственности. 5. Оформление результатов анализа. 6. Контроль за внедрением в производство предложений, ВВЕДЕННЫХ по результатам анализа. На крупных предприятиях деятельностью всех экономических служб управляет главный экономист. На таких предприятиях в отдельное структурное подразделение может быть выделен отдел экономического анализа. На средних и мелких предприятиях возглавляет плановую работу начальник планового отдела или главный бухгалтер. Экономический анализ входит в обязанности работников не только экономических служб, но и технических отделов. Им занимаются также цеховые службы, руководители бригад и участков. Периодически анализ экономики предприятия проводится вышестоящими органами управления для корректировки экономических условий деятельности предприятия.
Вневедомственный экономический анализ выполняется статистическими, финансовыми органами, налоговыми инспекциями, аудиторскими фирмами, банками, инвесторами, научно-исследовательскими институтами и т.д. Использование всех форм внутрихозяйственного, ведомственного, вневедомственного и общественного контроля и анализа создаёт возможности для всестороннего изучения хозяйственной деятельности предприятия и наиболее полного поиска резервов повышения эффективности производства. На предприятии вся работа по проведению анализа должна планироваться путём составления комплексного и тематического планов. Комплексный план составляется на один год и представляет собой календарное расписание отдельных аналитических исследований. В нем, кроме целей, задач анализа, перечисляются вопросы, которые должны быть исследованы на протяжении года, определяется время для изучения каждого вопроса, указываются субъекты анализа, дается схема аналитического документооборота, срок и адрес поступления каждого документа, его содержание. В комплексном плане предусматриваются источники информации и технические средства проведения анализа, а также организация контроля за выполнением этих мероприятий. Тематические планы составляются для проведения анализа по комплексным вопросам, которые требуют углубленного изучения. Разработку и контроль за выполнением планов анализа ведёт заместитель руководителя предприятия по экономическим вопросам. Все источники данных для экономического анализа делятся на плановые, учетные и внеучетные. Плановые источники данных для экономического анализа – это все типы планов, разрабатываемых на предприятии (перспективные, текущие, оперативные, хозрасчетные задания, технологические карты), а также нормативные материалы, сметы, ценники, проектные задания. Источники информации учетного характера – это все данные, которые содержат документы бухгалтерского, статистического и оперативного учета.
К внеучетным источникам информации относятся документы, регулирующие хозяйственную деятельность, а также данные, которые не относятся к перечисленным ранее. В их число входят следующие документы: 1. Официальные документы: законы государства, указы президента, постановления правительства и местных органов власти, приказы вышестоящих органов управления, акты ревизий и проверок, приказы и распоряжение руководителей предприятий. 2. Хозяйственно-правовые документы: договоры, соглашения, решения, судебных органов. 3. Решения общих собраний коллектива. 4. Материалы изучения передового опыта. 5. Техническая и технологическая документация. Информация для проведения анализа должна отвечать требованиям объективности, единства, оперативности, рациональности, что является необходимым условием повышения его эффективности. Результаты аналитического исследования деятельности предприятия в целом или его подразделений оформляются в виде пояснительной записки, справки, заключения. Пояснительная записка обычно составляется при направлении результатов анализа в вышестоящую организацию. Если результаты анализа предназначены для внутрихозяйственного использования, они оформляются в виде справки. Заключение пишется, когда анализ проводится вышестоящими органами управления. Кроме выводов о результатах хозяйственной деятельности и предложений по их улучшению, пояснительная записка должна содержать общие вопросы: экономический уровень развития предприятия, условия хозяйствования, результаты выполнения планов по отдельным направлениям деятельности. Аналитическая часть пояснительной записки должна быть обоснованной, конкретной по стилю. Она может содержать аналитические расчеты, таблицы, графики диаграммы и т.д. При её оформлении особое внимание уделяется предложениям, которые должны быть обоснованными и направленными на улучшение результатов хозяйственной деятельности, освоение выявленных внутрихозяйственных резервов.
Содержание справки и заключения более конкретно, акцентировано на отражении недостатков или достижений, выявленных резервов, способов их освоения. При оформлении результатов анализа также может быть использована бестекстовая форма, которая состоит из постоянного макета типовых аналитических таблиц и не содержит пояснительного текста. Такой порядок оформления результатов анализа рассчитан на высококвалифицированных работников, способных самостоятельно разобраться в обработанной и систематизированной информации и принять необходимые решения. Бестекстовый анализ сокращает разрыв между выполнением анализа и использованием его результатов и тем самым повышает свою эффективность. Наиболее существенные результаты анализа могут заноситься в специально предусмотренные для этого разделы экономического паспорта предприятия, что позволяет рассматривать результаты хозяйственной деятельности в динамике, обеспечивает его преемственность за отдельные отрезки времени. Результаты проведенного анализа могут быть использованы для обоснования показателей плана, пересмотра технологии и организации производства, изменения смет, нормативов, а также для принятия оптимальных управленческих решений. В рыночной экономике существует необходимость формирования как публичной финансовой (бухгалтерской) отчетности предприятия, адресованной внешним пользователям, так и его управленческой отчетности, используемой менеджерами предприятия для принятия решений по управлению бизнесом. Элементы системы бухгалтерского учета предприятия, служащие достижению целей подготовки финансовой отчетности, образуют подсистему финансового учета. Соответственно подготовку управленческой отчетности обеспечивает подсистема управленческого учета.
Воспользуйтесь поиском по сайту: ©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...
|