Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Литературный энциклопедический словарь 129 глава




 

На всех этих стадиях духовного и лит. развития X. понимался как внеисторич., универсальная и самотождеств, данность человеческой природы, как “...абстракт, присущий отдельному индивиду” (Маркс К., см. Маркс К. и Энгельс Ф., Соч., 2 изд., т. 3, с. 3). В романтизме, провозгласившем самоцельность и автономность личности, возвысившем ее как над психол. “природой”, так и над социальной судьбой, сложилось новое понимание X.— как тождественного внутр. миру личности. Наконец, воссоздание индивидуального X. как исторически неповторимого взаимоотношения личности и среды стало открытием критич. реализма 19 в. В практике реалистич. лит-ры постоянно присутствует саморазвивающийся X.— незавершенная и незавершимая, “текучая” индивидуальность, определяемая ее непрерывным взаимодействием с исторически конкретными обстоятельствами, но в то же время —“сама себе закон” (А. А. Блок) и потому порой вступающая в противоречие с первонач. замыслом автора^

 

В реалистич. лит-ре 19—20 вв. X. воплощают различные, порой противоположные авторские концепции человеческой личности. У О. Бальзака, Г. Флобера, Э. Золя первоосновой индивидуальности выступает понимаемая в духе антропологизма общечеловеческая природа, а ее “текучесть” объясняется незавершимостью внеш. воздействий среды 'на первооснову, мерой к-рых и “измеряется” индивидуальность личности. У Ф. М. Достоевского или А. П. Чехова индивидуальность воспринимается на фоне детерминизма обстоятельств как мера личностного самоопределения, когда X. героя остается неисчерпаемым средоточием индивидуальных возможностей. Иной смысл “незавершенности” X. у Л. Н. Толстого: потребность “ясно высказать текучесть человека, то, что он, один и тот же, то злодей, то ангел, то мудрец, то идиот, то силач, то бессильнейшее существо” (Полн. собр. соч., т. 53, с. 187), объясняется стремлением открыть в индивидуальности, отчуждаемой от других людей обществ, условиями жизни, общечеловеческое, родовое, “полного человека”.

 

Творчество писателей социалистического реализма, наследуя характерологич. достижения предшеств. направлений, и прежде всего реализма 19 в., утверждает новое “видение” детерминирующих обстоятельств: социально-историч. и политич. действительность в ее революц. развитии, в связи с чем конкретно-историч. индивидуальность X. в их произв. приобретает особую, акцентированную концептуальность. В центре внимания сов. лит-ры 60—70-х гг. 20 в. проблема нравств. активности личности, ее ответственности за свой духовный мир и судьбы других людей.

 

• Гегель Г. В. Ф., Эстетика, т. 1, М., 1968, с. 244—53; Социалистич. реализм и классическое наследие. (Проблема характера). Сб. ст., М., 1960; Бочаров С. Г., Характеры и обстоятельства, в кн.: Теория лит-ры, [кн. I], М., 1962; Лихачев Д.С., Человек в лит-ре Древней Руси, [2 изд.], М., 1970; Бахтин М. М., Эстетика словесного творчества, М., 1979, с. 7—162; Гинзбург Л. Я.,О лит. герое, Л., 1979; Введение в худож. характерологию, Самарканд, 1983 (есть библ.),?. И. Тюпа.

 

ХАРАКТЕРИСТИКА литературная, выделение отличит, особенностей персонажей, событий, переживаний. X. можно считать специфич. первоначалом лит. образности: называние отдельных черт явления в целом (см. Образ). Простейшей формой лит. X. является детализирующее определение.

 

==482 ΧΑΡΑ — ΥИНД

 

В более узком и чаще употребляемом значении X. называют один из лит. компонентов (см. Композиция) — оценочные сведения о герое, сообщаемые им самим (автохарактеристика), другим персонажем или автором. Напр., рассуждение Барона о своей жизни как цепи “переодеваний” (пьеса М. Горького “На дне”). Так понимаемая X. находится на стыке описания и рассуждения, составляя непосредств. обобщающую — генерализирующую сторону худож. изображения.

 

Нередко употребляемые выражения “портретная X.”, “психологическая X.” и т. п. лишены понятийной строгости и означают, что данные компоненты служат средством раскрытия характера героя. К ним примыкает более строгое понятие—“речевая X.”: выявление в строе речи индивидуальных особенностей ее носителя.

 

• Белецкий А. И., В мастерской художника слова, в его кн.: Избр. труды по теории лит-ры, М., 1964; Добин Е. С., Иск-во детали, Л., 1975; Хализев В. Е., Речь как предмет худож. изображения, в кн.: Лит. направления и стили, М., 1976.

 

Я. И. Тюпа. ХАФЙЗ (перс., от араб. хафиз — хранитель), нар. певец и сказитель эпич. и лирич. произв. у таджиков и афганцев. Репертуар X. включает устно-поэтич. и лит. произв. (нар. дастаны, “Шахнаме” Фирдоуси, поэмы Низами и т. п.). X. создают и свои стихи в жанрах нар. поэзии. Записанные у разл. X. варианты фольклорного произв. служат основой для составления сводных текстов изданий фольклора.

 

ХИАЗМ [от греч. chiasmos — крестообразное расположение в виде греч. буквы? (хи)], обращенный параллелизм с расположением аналогичных частей в последовательности А В — В'А' (“Все во мне, и я во всем”, Ф. И. Тютчев); обычно — со значением антитезы: “мы едим, чтобы жить, а не живем, чтобы есть”.

 

М. Л. Гаспаров, ХИАТУС, гиатус (лат. hiatus—зияние), зияние, в стихе—столкновение заключит, гласного одного слова с начальным гласным др. слова; считается неблагозвучным и в большинстве поэтик избегается или устраняется элизией. В рус. поэзии обычно не учитывается: избегается лишь столкновение на стыке слов двух одинаковых гласных.

 

М. Л. Гаспаров, ХИКАЙАТ, х и к а я т (араб.— повествование), лит. термин в лит-pax Бл. и Ср. Востока и Юго-Вост. Азии. Обозначает (для лит-р классич. периода вплоть до 19 в.) анонимное книжное прозаич. произведение. Старейшие X., напр. в малайской лит-ре, написаны на основе сюжетов др.-инд. эпоса или яван. лит-ры; позднее, с проникновением ислама, в той же малайской лит-ре появились X. на сюжеты произв. араб. и перс. лит-р. С развитием совр. прозы и разграничением ее жанров термин “X.” в ряде лит-р—араб., перс. и нек-рых тюркоязычных — стал обозначать рассказ. ХИНДИ ЛИТЕРАТОРА, одна из лит-р Индии. Развивается на языке хинди и его диалектах. Ранний этап (кон. 1-го тыс.) представлен фрагментами стихов религ.-филос. содержания, излагавших идеи буддийских, джайнских и шиваитских сект, к-рые выступали против ортодоксального брахманизма и кастовой системы. В условиях господства традиций религ.-филос. и худож. лит-ры на санскрите X. л. складывалась как нар. лит-ра, что определило ее связь с радикальными обществ, тенденциями. В 10—14 вв. на диалектах, легших в основу хинди, развивалась феод. героико-эпич. поэзия. Придворные поэты, воспевая воинские подвиги и романтич. похождения своих покровителей, создавали в их честь эпич. поэмы в жанре “расо”. “Притхвирадж-расо” Чанда Бардаи отразила эпизоды борьбы делийского князя Притхвираджа против мусульм. завоевателей, “Бисальдеве-расо” Нарпати Нальха близка романтич. балладе. “Расо” долго сохранялись лишь в устной передаче, что привело к многочисл. интерполяциям, появлению вариантов и модернизации их языка.

 

Религ.-реформаторское движение бхакти 15—17 вв., выражавшее протест против сословно-кастового гнета и стремление к социальному равенству, наполнило X. л. демократич. содержанием и вызвало к жизни новые лит. формы. Поэт-ткач Кабир в песнях и стихотв. изречениях на диалекте брадж и вост. диалектах хинди резко осуждал брахманскую и мусульм. ортодоксию и кастовый строй. Его радикальные воззрения нашли развитие в творчестве основателя религии сикхизма Нанака, излагавшего свои взгляды в стихах на языке панджаби и зап. диалектах хинди, в поэзии Дадудайала. Концепции движения бхакти нашли отражение также в лирико-аллегорич. поэмах на диалекте авадхи, созданных поэтами-суфиями (см. Суфийская литература) на основе инд. нар. сказаний. Малик Мухаммад Джаяси в поэме “Падмават” синтезировал традиции перс. и инд. лирики. Особую популярность в этот период приобрели соч., где идеи бхакти сочетались с нар. истолкованием образов Кришны и Рамы — воплощений бога-охранителя Вишну. Лирич. стихи Видьяпати (или Биддепоти) на диалекте майтхили о любви Кришны и пастушки Радхи положили начало кришнаитской лирике. Фольклорные представления о боге Кришне, к-рый в облике пастуха живет среди крестьян, даруя им радость и счастье, ярко воплотились в стихах, гимнах и песнях Сурдаса на диалекте брадж (кн. “Море поэзии Сурдаса”). Выдающийся представитель рамаитской (прославляющей бога-воина Раму) поэзии бхакти Тулсидас в эпич. поэме “Рамачаритаманас” на диалекте авадхи затронул широкий круг социальных, политич., религ.-филос. и моральных проблем.

 

С сер. 17 в. X. л. утратила демократич. дух и стала приспосабливаться к вкусам феод. аристократии. Осн. темой поэзии, развивавшейся гл. обр. на брадже, стало описание женской красоты и любовных наслаждений, а смыслом поэзии признавалась изысканная утонченность поэтич. формы. Распространились стихотв. трактаты, авторы к-рых излагали теоретич. вопросы традиц. инд. поэтики и иллюстрировали их своими примерами. Изящными и лаконичными двустишиями прославился Бихарилал. Бхушан в традиц. рамках героич. поэзии воспел полководца Шиваджи, нац. героя маратхов.

 

В 1-й пол. 19 в. на основе диалекта кхари боли стала складываться проза. Появились переводы религ. и светских книг с санскрита и английского, возникла пресса на хинди. В социальных пьесах и публицистике выдающегося просветителя Бхаратенду Харишчандры отразился рост нац. самосознания народа, стремление к независимости. Его творчество создало предпосылки для дальнейшего развития реалистич. X. л. В последние десятилетия 19 в. появились оригинальные повести и романы, поэзия на кхари боли, несколько позднее — рассказы, начали развиваться критика и лит-ведение. В нач. 20 в. в связи с ростом нац освободит. движения X. л. приобрела ярко выраженное патриотич. звучание. Идеями борьбы за свободу родины пронизаны стихи Майтхилишарана Гупты, Макханлала Чатурведи, Балкришны Шармы Навина, РамДхари Синха Динкара. Жизнь народа (особенно крестьян) — тема социальных романов и рассказов Премчанда, к-рый явился основателем критич. реализма в X. л. и урду лит-ре. Поэзия 20—30-х гг. развивалась под влиянием романтич. направления “чхаявад”, к-рое возглавляли Сумитранандан Пант, Джайшанкар Прасад, Сурьякант Трипатхи Нирала и поэтесса Махадеви Варма.

 

В 30-х гг. во всех жанрах X. л. наметился поворот к актуальной обществ, тематике. Этому способствовали нарастающее нац.-освободит, движение, распространение марксизма, влияние прогрес. зарубежной лит-ры (особенно советской). В 1936 при участии Премчанда была создана Ассоциация прогрес. писателей Индии, положившая начало мощному лит. движению “прагативад”, под воздействием к-рого развиваются нац.

 

31*

 

лит-ры народов Индии. Творчество Яшпала, Упендранатха Ашка, Нагарджуна, Кедарнатха Агравала, Вишну Прабхакара, Бхайравапрасада Гупты, Рангея Рагхава — большой вклад в борьбу за независимость Индии и классовые интересы трудящихся.

 

В 40-х гг. под влиянием фрейдизма и субъективист. теорий Запада сложился инд. модернизм (его теоретик — Агьея). Индивидуалистич. тенденции проявились и в творчестве Илачандры Джоши и Джайнендры Кумара. Влияние модернист, концепций сказалось на поэзии и прозе хинди и в 50—70-х гг. Судьбы •“маленького человека” в условиях усилившегося классового расслоения инд. общества нередко освещались с индивидуалистич. позиций; картины жизни приобретали пессимистич. окраску. В то же время успешно развиваются традиции реалистич. лит-ры. Писатели Вриндаванлал Варма, Бхагаватичаран Варма, Манматханатх Гупта, Бхишам Сахни, Амритлал Нагар, Пханишварнатх Рену, Мохан Ракеш, Маркандея и др. создали проникновенные произв. о жизни своих современников, утверждая гуманистич. идеалы и веру в социальный и духовный прогресс инд. народа. Важную роль в развитии эстетич. идеалов совр. X. л. сыграли журналы “Ханс” (1930—52), осн. Премчандом, “Ная патх” (1953—58), “Наи каханиян” (с 1960), “Алочана” (с 1951). Новым свидетельством прочности позиций реалистич. метода в X. л. явилось создание Федерации прогрес. писателей Индии (1975), к-рая ставит своей целью сплочение писателей в борьбе за демократич. развитие страны. В условиях независимости X. л. приобретает черты межнац. лит. общности, в развитии к-рой принимают участие представители нехиндиязычных народов Индии. Вместе с тем в ее рамках образуются новые лит-ры, опирающиеся на нек-рые развитые диалекты хиндиязычного ареала — бходжпури, майтхили и др.

 

• Ч а уха н Ш., Очерк истории лит-ры хинди, пер. с хинди, М., 1960; Челышев Е. П., Лит-ра хинди, М., 1968; Окт. революция: ее воздействие на инд. лит-ру, пер. с англ., М., 1980.

 

В. И. Балин.

 

“ХОЖДЕНИЕ”, жанр др.-рус. лит-ры, особая разновидность лит. вида путешествий; описание паломничества (от лат. palma — пальма: странствующий богомолец приносил из Палестины пальмовую ветвь) к святыням Палестины и Византии (ср. зап.-европ. итинерарий). Древнейшими памятниками этого жанра в Др. Руси являются “X.” Даниила игумена (ставшее своего рода путеводителем по святым местам), к-рый находился в Палестине в 1106—08, и “Книга паломник” Добрыни Ядрейковича, побывавшего в Константинополе в 1200—04. Наряду с религ. мотивами путешествие к “святым местам” нередко преследовало одновременно и др. цели (торговые, дипломатические и т. п.). По словам Д. С. Лихачева, жанр “X.” в Святую землю и в Царьград “служил осознанию Руси как части вселенной... Это были два центра мировой истории и мира в его целом. Приобщение к этим центрам воспринималось как приобщение к мировому единству. Паломники и простые путешественники как бы удостоверялись в своих путешествиях, что мир как целое существует, существует и „священная" история мира” (в кн.: Памятники лит-ры Древней Руси. XII век, 1980, с. 14).

 

Со временем, помимо “хождений” в Палестину, появляются описания путешествий в Зап. Европу (“X.” на Феррарско-Флорентийский собор 1438—39) и на Восток — записки о путешествии в Индию Афанасия Никитина (-“Хожение за три.моря”). О гос. посольстве Ивана IV в Константинополь, Иерусалим, Египет и на Афон (1558—61) рассказывается в “X.” Василия Познякова, о др. посольствах (1582—84; 1593— 1594)—в “X.” Трифона Коробейникова. В 17 в. расширяется географич. диапазон “X.”; с “X.” генетически связаны соч. Николая Спафария о поездке в Китай 1675—78, “статейные списки” посольств

 

ХОЖД

 

==483

 

в Зап. Европу (Василия Лихачева, 1659, и др.). “X.” сыграли значит, роль в распространении в Др. Руси апокрифич. лит-ры (см. Апокрифы), географич. знаний; мн. “X.” являются ценными историч. и археологич. источниками. Жанр “X.” нашел продолжение и в новой рус. лит-ре (А. Н. Радищев,?. Μ. Κарамзин и др.).

 

ν Κнига хожений. Записки рус. путешественников XI—XV вв., М., 1984.

 

• Данилов В. В., О жанровых особенностях др.-рус. <хождений”, <Тр. ОДРЛ”, [т.] 18, 1962; Прокофьев Н. И., Pvc. хождения XII—XV вв., в кн.: Лит-ра Др. Руси и XVIII в., М., 1970; Seemann K. D., Die altrussische Wallfahrtsliteratur, Munch., 1976. Д. М. Буланип.

 

“ХОЖЕНИЕ ЗА ТРИ МОРЯ”, памятник др. рус. лит-ры, записки тверского купца Афанасия Никитина о его путешествии в Индию (1468—74); сохранилось в двух основных ред.: летописной (Львовская и Софийская 2-я летописи) и отдельной. В отличие от “хождений” в Святую землю, рассказывает о поездке, предпринятой с мирскими целями. Будучи путевым дневником, написано простым языком, близким к разг. речи; наиболее рискованные мысли записаны не по-русски (перс., араб., тюрк. слова и выражения). Наряду с многосторонней наблюдательностью, повествователь проявляет как необычную для средних веков веротерпимость, так и горячую преданность родной земле и христ. вере.

 

Изд. и лиг.: “Хожение за три моря” Афанасия Никитина. 1466—1472 гг., 2 изд., М.—Л,, 1958; “Хождение...”, в кн.: Памятники лит-ры Др. Руси. 2-я пол. XV в., М., 1982; Семенов Л. С., Путешествие Афанасия Никитина, М-, 1980. Д. М. Буланин.

 

ХОККУ, х а и к у,.жанр япон. поэзии: 17-сложное трехстишие (5+7+5), часто с цезурой после 2-го стиха. Возник в 15 в. в качестве зачина-трехстишия шуточного рэнга; генетически также восходит к первой полустрофе танка (хокку букв.— начальные стихи). В 17 в. Мацуо Ьасе (пример его X. см. в ст. Поэзия и проза) положил начало серьезным X. и разработал формальные и эстетич. принципы жанра. Совершенствование формы X. связано с творчеством Танигути Бусона, демократизация тематики — Кобаяси Исса. Существовало неск. школ X. В кон. 19 в. Масаока Сики дал новый толчок развитию X., приложив к ним заимствованный из живописи принцип “зарисовок с натуры”.

 

Изд.: Япон. трехстишия. Хокку, М., 1980. Β.Η. Γорегляд.

 

ХОЛИЯМБ (греч. choliambos — хромой ямб), или с к а д з о и (греч. skazon, букв.— хромающий), в метрич. стихосложении — ямбич. триметр или хореич. тетраметр с заменой последних двух слогов (^ ^) на — и; это ощущается как эффектный перебой ритма, поэтому размер применялся преим. в стихотворениях комич. и трагикомич. содержания (ямбы Гиппонакта и Каллимаха, мимы Герода, басни Бабрия, эпиграммы Марциала). Пример силлабо-тонич. имитации X. в триметре: Два раза в жизни женщина мила — мужу: В день свадебный, а вслед за этим в день—смертный...

 

и в тетраметре: Плащ из рук моих примите, я Бупалу глаз — выбью. (пер. из Гиппонакта, считавшегося изобретателем этого размера).

 

М. Л. Гаспаров.

 

ХОЛОСТОЙ СТИХ, нерифмованный стих среди рифмованных: 1) как простои недосмотр (3 случая в “Медном всаднике” А. С. Пушкина); 2) для иллюзии оборванности начала или конца текста (начало “Сцены из Фауста” Пушкина); 3) как рудимент припева в строфах (нем. строфы с “вайзе”— ababccx и др.; “Ключ” Г. Р. Державина; нерифмов. концовки рифмов. тирад в рус. раешном стихе и подражания им, напр.: “И какой-то малыш / Показал ему шиш, / И какой-то барбос / Укусил его в нос — /Нехороший барбос, невоспитанный!”, К. И. Чуковский); 4) как след того, что этот стих развился из начального полустишия более длинного стиха (в вост. газели аа ха ха ха... и рубай ааха, в рус. частушке ааха и подражаниях ей, напр.: “Человек сидит в седле, / Ноги тащит по земле, — / Это едет дядя Степа / По бульвару на осле!”, C.B. Михалков), м. л. Гаспаров.

 

==484 ХОЖЕ — ХОРВ

 

ХОРВАТСКАЯ ЛИТЕРАТУРА, лит-ра хорватов, одна из нац. лит-р Югославии (см. Югославии литературы). Развивается на хорватско-серб. яз. В создании хорв. письменности большая роль принадлежит ученикам слав. просветителей и религ. деятелей, создателей слав. азбуки Кирилла и Мефодия, пришедшим в хорв. земли из Моравии (9 в.). Но т. к. в Хорватии христианство было принято по зап. образцу, церковь настойчиво вводила лат. яз. и как богослужебный, и как деловой. Для старослав. яз. употреблялась глаголица. В жанрах религ. лит-ры и летописях использовались мотивы и образы нар. творчества. Молитвы явились первыми образцами духовной поэзии, библейские сюжеты легли в основу религ. драмы. Появилась и светская лит-ра (сатирич. песни о духовенстве, любовная лирика). В кон. 15 в. героич. эпос воспел борьбу народа с осман, завоевателями (см. Хайдуцкие песни, Юнацкие песни).

 

В 15—18 вв. средоточием хорв. культуры стали свободные от осман, ига приморские области (см. Далматинская литература); в др. хорв. областях лит. жизнь затормозилась. Во 2-й пол. 16 в. распространилась протестант, лит-ра; началось книгопечатание. Однако в 17 в. католич. Контрреформация стала изгонять протестантов, сжигать их книги; для творчества писателей этого времени характерны патриотич. настроения, использование фольклорных элементов.

 

В период нац. возрождения и борьбы против австр. владычества (кон. 18— сер. 19 вв.) в Хорватии развивалось просветительство. Появились журналы. Получила распространение сатирич. лит ра, обличавшая консерватизм, невежество дворянства и горожан, идеализировавшая сельскую жизнь (поэма “Сатир...”?.Α. Πельковича и др.). Важную роль в развитии хорв. нац. культуры сыграло обществ.-политич. и культурное движение 30—40-х гг. иллиризм. В 1850 хорваты и сербы заключили договор о едином лит. языке. Гл. направлением был романтизм, опиравшийся на фольклорные традиции. Романтики обосновывали идею нац. самобытности лит-ры. Ведущее место занимала патриотич. поэзия (Л. Гай); получила развитие интимная (С. Враз) и филос. (П. Прерадович) лирика. Историч. темы представлены в эпич. поэмах Д. Деметера и И. Мажуранича. В становлении нац. драматургии и театра важную роль сыграл Деметер.

 

Ведущим направлением в 80-х гг. стал реализм, опирающийся на достижения рус. и зап.-европ. лит-р. В его утверждении значительна роль А. Шеноа, творчество к-рого развивалось от прогрес. романтизма к реализму; постановкой больших социальных и нац. проблем отличается его историч. роман “Крестьянское восстание”. Знаменательно обращение Шеноа и к совр. проблематике. Социальная направленность отличает романы на совр. темы И. Козараца, В. Новака, А. Ковачича, К. Ш. Джальского. В поэзии реализм представлен творчеством С. С. Краньчевича, для к-рого характерны филос. раздумья о сущности бытия, о назначении человека, о судьбах родины. В эти годы в X. л. проявились и натуралистич. тенденции.

 

На рубеже 19 и 20 вв. в связи с развитием капитализма и углублением обществ, противоречий лит. процесс усложняется. Заметное влияние на него оказывает социалистич. идеология. Расширившиеся лит. связи с зап.-европ. культурой обогатили хорв. писателей, но в то же время открыли путь декадент. влияниям.

 

Во 2-й пол. 90-х гг. возникло лит. движение “хорватский модерн”, выразившее антибурж. настроенность, неудовлетворенность достигнутым худож. уровнем отечеств, лит-ры, замкнутостью ее развития, ощущение необходимости перемен. Оно не обладало идейно-эстетич. единством, являло собой разнообразие мнений по кардинальным вопросам назначения иск-ва, по проблемам худож. метода. В “хорватском

 

модерне” противоборствовали или взаимодействова ли импрессионистич., символистские (А. Г Матош, В. Видрич), натуралистич., неоромантич. (В. Назор), реалистич. (И. Косор, И. Козарац) тенденции. Реалистич., нац.-самобытная лит-ра кон. 19 — нач. 20 вв. по-прежнему опиралась на демократич. обществ. мысль, на опыт мировой классики. Расширилась ее социальная тематика, усилилась критич. направленность: историч. романы Джальского, романы на совр. темы В. Цар-Эмина, отразившего социальное расслоение общества и др. Реалистич. линию в поэзии продолжали Краньчевич и Назор, в больших эпич. поэмах и лирике к-рого своеобразно сочетались черты реализма и романтизма.

 

После создания в 1918 югосл. гос-ва в X. л. преобладали нереалистич. худож. течения; их объединяло резкое отрицание империалистич. войны, разочарова ние в послевоен. югосл. действительности, нигилистич. отношение к культуре прошлого. Наиболее влиятельным и программно оформленным стал экспрессионизм, с к-рым были связаны писатели разной мировоззренч. ориентации. Одни выражали настроения мистицизма и меланхолии (католич. поэты), другие — анархо-индивидуалистич. бунт против бурж. морали и культуры (А. Б. Шимич, Т. Уевич). Через увлечение анархоиндивидуалистич. иск-вом прошли М. Крлежа и А. Цесарец. Основанный ими журн. “Plamen” (1919) положил начало революц. направлению не только в X. л., но и во всех югосл. лит-рах. Рассказы Крлежи и Цесареца, обращенные к темам войны и революции, близки левому экспрессионизму, но уже в них проявились черты социально-психол. реализма. С сер. 20-х гг экспрессионизм как направление перестал существовать. Во 2-й пол. 20-х гг. все больше укрепляются позиции реализма. Обновление тематики, углубление социальной критики внесли в лит-ру С. Колар, Д. Цесарич, революц. взгляд на совр. проблемы — Крлежа и Цесарец. С сер. 30-х гг. реализм стал ведущим направлением во всех родах лит-ры; особого успеха добилась проза. В поэзии 20—30-х гг. преобладали импрессионистич. тенденции, проявившиеся, в частности, в творчестве Назора и Г. Крклеца. Утрата эпич. широты, свойственной лит-ре прошлого, восполнялась в эти годы углублением социально-психол. анализа, филос. осмысления жизни. Центр, фигура прогрес. X. л.— Крлежа, создавший остросоциальную поэзию, пьесы и романы общеюгосл. звучания. Заметное место в лит. процессе, занял т.н. “социальный реализм”—направление, опиравшееся на революц. Идеологию. Его представители (Цесарец, X. Кикич и др.) обра тились к проблемам нар. жизни, показали перерастание стихийного протеста пролетариата в осознанную борьбу.

 

В период фаш. оккупации Югославии мн. прогрес. хорв. писатели участвовали в нар.-освободит, войне 1941—45. Определяющими стали идеи антифаш. сопротивления (см. Сопротивления литература). Всемирную известность получила поэма И. Г. Ковачича “Яма”.

 

После освобождения Хорватии от фашизма и победы нар.-демократич. революции (1945) начался новый период в развитии X. л. В первые послевоен. годы преобладали поэтич. произв., разрабатывающие темы антифаш. борьбы, стр-ва новой жизни; в прозе получили распространение рассказ, очерк, репортаж. С сер. 50-х гг. осн. жанром становится роман, в центре к-рого — реалистич. анализ довоен. действительности (“Курланы, нижние и верхние”, “Не выплаканные” М. Божича, “Миротворцы” И. Дончевича), события нар.-освободит, борьбы (“Прелесть пыли” В. Калеба, трилогия “Немые колокола”, “Трещины”, “Бей в набат” Ю. Франичевича-Плочара). Наряду с расширением проблемно-тематич. диапазона в прозе усилились также элементы камер ного психологизма и рефлективное начало (Р. Ma ринкович и др.). Появился интерес к универсальным

 

обществ, проблемам, к-рые часто ставились в абст рактно-аллегорич. форме и решались не без влияния экзистенциализма (А. Шолян, С. Новак). В поэзии после непродолжит. периода “интимизма”, культивировавшего пейзажную и любовную лирику, распространились неоэкспрессионистич., сюрреалистич. тенденции, “абстрактный интеллектуализм”. Традиции реализма продолжали Цесарич, Крклец, Д. Тадиянович. Гуманистич. звучанием выделяется творчество поэтессы В. Парун.

 

С кон. 60-х гг. заметно расширилась сфера социально-психол. исследования проблематики периода нар.-освободит, борьбы (романы Божича, Франичевича-Плочара и др.), а также современности. Особое место.занимает роман-эпопея Крлежи -“Знамена”, в к-ром показано влияние событий нац. истории периода 1-й мировой войны, революц. движения в Хорватии на личные судьбы героев, их духовную эволюцию. К решению острых морально-этич. проблем современности стремится М. Маткович, обращаясь при этом к мифол. сюжетам, к образам и мотивам антич. драмы. В 70-е — нач. 80-х гг. усилился интерес хорв. писателей к конкретным явлениям действительности; в ряде произв. (особенно в прозе) проявились натуралистич.

 

тенденции.

 

Лит. периодика: журналы: <Rep>iblika> (с 1945), “Forum” (с 1962).

 

Изд. см. при ст. Югославии литературы.

 

• Кравцов Н. И., Осн. тенденции в развитии хорв. лит-ры кон. XIX — нач. XX вв., в кн.: Слав. филология, в. 7, М., 1968; Ильина Г. Я., Хорв. лит-ра 1918—41 гг., в кн.: Заруб, слав. лит-ры XX в., М., 1970; ее же, Хорв. роман кон. XIX — нач. XX в., в кн.; Лит-ра слав. и балканских народов кон. XIX — нач. XX в., М., 1976; Panorama hrvatske knjiievnosti XX stoljeea, Zagreb, 1965; Povijest hrvatske knjiievnosti, [knj. 1—5], Zagreb, 1974—78. См. также лит при ст Югославии литературы.

 

Н. И. Кравцов (до 1918), Г Я. Ильина.

 

ХОРЕЙ, трохей (от греч. choreios — плясовой, trochaios — бегущий), 1) в метрич. стихосложении — стопа из 3 мор, строение: —^ (состоит из долгого и краткого слогов, с разл. заменами), употреблялся чаще всего в тетраметре. 2) В силлабо-тонич. стихосложении — метр, образованный стопами из 2 слогов, с сильным местом (иктом) на 1-м; сильное место может быть как ударно, так и безударно (х), слабое — только безударно ('-'; с оговорками о сверхсхемных ударениях), последнее сильное место в строке обязательно ударно (^); схема х^х^х...^. Частоударные и редкоударные сильные места стремятся чередоваться через одно, причем начальное и предконечное сильные места — редкоударны.

 

В рус. стихе наиболее употребительны 4-стопный X. (“Мчатся тучи, вьются тучи”, А. С. Пушкин), 5-стопный X. (“Выхожу один я на дорогу”, М.Ю. Лермонтов), 6-стопный X. бесцезурный (“Скучно, девушки, весною жить одной”, А. А. Дельвиг), 6-стопный X. с цезурой (“Долго не сдавалась Любушка-соседка”, Н. А. Некрасов). После ямба X.— самый распространенный метр рус. силлабо-тоники; он связан с традициями песни, как народной (отсюда его употребление в “легкой поэзии”), так и духовной (отсюда — в элегической). М.Л. Гаспаров. ХОРИЯМБ, см. в ст. Античное стихосложение.

 

“ХОТУГУ СУЛУС” (“Полярная звезда”), лит худож. и обществ.-политич. журнал. Орган СП Якут. АССР. Издается в Якутске с 1956 на якут.-яз. С 1964 выходит параллельно на рус. яз. под назв. “Полярная звезда”.

 

ХРИСТИАНСКАЯ ЛИТЕРАТУРА, литература раннего христианства (1—4 вв. н. э.), созданная представителями разл. народов Средиземноморья, преим. восточного,.и прилегающих к нему областей.

 

Роль этнич. перегородок в развитии X. л. минимальна, что отвечает крсмополитич. быту Рим. империи и христ. принципу: <нет ни эллина, ни иудея, варвара, скифа, раба, свободного, но все и во всем Христос” (новозаветное -“Послание к колоссянам”, 3, 11). Господствующий Язык этой лит-ры.-— древнегреческий, ставший языком междунар. общения еще в эпоху эллинизма (неклассич., разг. наречие—койнэ); образец сакрального стиля дает выполнемный Эллинизированными иудеями перевод Ветхого завета на койнэ — т. н.

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...