Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

ТЕМА № 15. Организация стационарной акушерско-гинекологической помощи. Родильный дом. Задачи, структура, показатели деятельности.




ЦЕЛЬ Занятия: изучить общие положения об организации стационарной акушерско-гинекологической помощи в РФ, знать задачи, структуру и организацию работы родильного дома. Изучить особенности организации работы в различных отделениях стационара родильного дома (патологии беременности, акушерских, новорожденных, гинекологических), функциональные обязанности медицинского персонала. Овладеть методикой расчета и анализа показателей работы родильного дома.

Методика проведения занятия: Студенты самостоятельно готовятся к практическому занятию по рекомендованной литературе и выполняют индивидуальное домашнее задание. Преподаватель в течение 10 минут проверяет правильность выполнения домашнего задания и указывает на допущенные ошибки, проверяет степень подготовки с использованием тестирования и устного опроса. Затем студенты самостоятельно по годовому отчету лечебно-профилактического учреждения производят вычисление общих и специальных показателей деятельности стационара родильного дома. Анализируют полученные данные и формулируют заключение. В конце занятия преподаватель проверяет самостоятельную работу студентов.

КОНТРОЛЬНЫЕ ВОПРОСЫ:

1. Какие задачи, стоят перед стационаром родильного дома?

2. Какова структура и штаты родильного дома?

3. Какие мероприятия предпринимают в родильных домах для профилактики внутрибольничной инфекции?

4. Каковы функциональные обязанности акушера-гинеколога в стационаре родильного дома?

5. Как организована лечебно-профилактическая помощь новорожденным?

6. Каковы функциональные обязанности неонатолога?

7. В чем выражается преемственность в работе родильного дома с другими ЛПУ (женская консультация, детская поликлиника, детская больница и др.)?

8. Как осуществляется анализ работы родильного дома по годовому отчету?

9. Какая существует учетно-отчетная документация родильного дома, каковы правила её заполнения?

КРАТКОЕ СОДЕРЖАНИЕ ТЕМЫ:

Родильный дом — самостоятельное лечебно-профилактическое учреждение муниципального района для оказания первичной медико-санитарной акушерско-гинекологической помощи женщинам в период беременности, родов, в послеродовом периоде, медицинской помощи новорожденным детям и женщинам с заболеваниями репродуктивной системы. В зависимости от числа коек родильные дома делятся на 7 категорий.

Основные задачи родильного дома:

§ Оказание высококвалифицированнойстационарной акушерско-гинекологической помощи женщинам в период беременности, родов, в послеродовом периоде, медицинской помощи новорожденным детям, а также женщинам с заболеваниями репродуктивной системы;

§ Профилактика, диагностика и лечение заболеваний репродуктивной системы;

§ Оказание медицинской помощи в связи с искусственным прерыванием беременности;

§ Санитарно-просветительная работа: с анитарно-гигиеническое обучение женщин вопросам грудного вскармливания, предупреждения заболеваний репродуктивной системы, абортов и инфекций, передаваемых половым путем;

§ Качественное проведение экспертизы временной нетрудоспособности, выдача листков нетрудоспособности женщинам по беременности и родам, родовых сертификатов в установленном порядке, своевременное направление женщин с признаками стойкой утраты трудоспособности на медико-социальную экспертизу в установленном порядке;

§ Предупреждение внутрибольничной инфекции: организация и обеспечение санитарно-гигиенического и противоэпидемического режима в целях предупреждения и снижения заболеваемости внутрибольничными инфекциями женщин, новорожденных детей и персонала;

§ Создание лечебно-охранительного режима;

§ Осуществление реабилитационных мероприятий и выдача рекомендации по их проведению;

Соблюдение преемственных связей в работе с другими лечебно-профилактическими учреждениями: взаимодействие с женской консультацией, не входящей в состав роддома, станцией (отделением) скорой медицинской помощи, поликлиникой, детской поликлиникой, а также с другими лечебно-профилактическими учреждениями (противотуберкулезным, кожно-венерологическим, онкологическим диспансерами, центрами по профилактике и борьбе со СПИД и инфекционными заболеваниям и др.).

Лечебно-профилактическая часть родильного дома начинается с приемно-пропускного блока. Приемно-пропускной блок родильного дома состоит из двух изолированных друг от друга отделений. Одно предназначено для приема рожениц и беременных женщин, а если в родильном доме функционирует гинекологическое отделение, то оно должно иметь отдельный приемно-пропускной блок. Приемно-пропускной блок акушерских отделений имеет один фильтр, две смотровые для приема рожениц в первое (физиологическое) акушерское отделение и во второе (обсервационное) акушерское отделение, помещение для обработки поступающих женщин, туалет, душевую, установку для мытья суден. Фильтр предназначен для разделения женщин на два потока: с нормальным течением беременности, направленных в первое акушерское отделение, и женщин, представляющих эпидемическую опасность для окружающих и направленных в обсервационное отделение (лихорадка, признаки инфекционного заболевания, кожные заболевания, мертвый плод, безводный промежуток свыше 12 часов, отсутствие обменной карты с результатами обследования и др.).

После решения вопроса о госпитализации акушерка переводит женщину в соответствующую смотровую, фиксируя необходимые данные в "Журнале учета беременных, рожениц и родильниц" и заполняя паспортную часть истории родов. Затем врач и акушерка проводят общее и специальное акушерское обследование. После обследования проводят санитарную обработку, объем которой зависит от общего состояния поступающей или от периода родов (бритье подмышечных впадин и наружных половых органов, стрижка ногтей, очистительная клизма, душ). Беременная (роженица) получает индивидуальный пакет со стерильным бельем (полотенце, рубашка, халат), чистую обувь и переходит в отделение патологии беременность или в предродовую палату. Из смотровой второго отделения роженицы поступают только в обсервационное акушерское отделение. Женщинам, поступающим в роддом, разрешают использовать собственную нематерчатую обувь, предметы личной гигиены.

Акушерские отделения состоят из смотровой, родильного блока, палат для родильниц, палат для совместного пребывания матери и ребенка, палат (отделений) новорожденных, манипуляционной, процедурного кабинета. Родильный блок включает: предродовые палаты (10—12% от общего числа коек в отделении), палату интенсивной терапии, родильные залы (6—8% от всего числа коек в отделении), комнату для новорожденных, операционный блок (большая и малая операционная, предоперационная, комната для хранения крови, переносной аппаратуры), кабинеты и комнаты для медперсонала.

Предродовые палаты и родильные залы могут быть представлены отдельными боксами, которые при необходимости можно использовать в качестве малой операционной или даже большой операционной при наличии в них определенного оборудования. Если же они представлены отдельными структурами, то должны быть в двойном наборе, чтобы чередовать их работу с тщательной санитарной обработкой (работа не более трех суток подряд). В предродовой необходима централизованная подводка кислорода и закиси азота и соответствующая аппаратура для обезболивания родов, кардиомониторы, аппараты для УЗИ. В предродовой соблюдают определенный санитарно-эпидемический режим: температура в помещении +18°С - +20°С, влажная уборка 2 раза в сутки с использованием моющих средств и 1 раз в сутки - с дезинфицирующими растворами, проветривание помещения, включение бактерицидных ламп на 30-60 минут. Каждая роженица имеет индивидуальную кровать и судно. Кровать накрывают только при поступлении роженицы в предродовую палату. После перевода на роды белье с кровати снимают и помещают в бак с полиэтиленовым мешком и крышкой, кровать дезинфицируют. Судно после каждого использования промывают проточной водой, а после перевода роженицы в родильный зал его дезинфицируют.

Палата интенсивной терапии предназначена для беременных, рожениц и родильниц с тяжелыми формами гестоза и экстрагенитальными заболеваниями. Палата должна быть оснащена необходимыми инструментами, медикаментами и аппаратурой для оказания неотложной помощи.

В начале второго периода родов роженицу переводят в родильный зал после обработки наружных половых органов дезинфицирующим раствором. В родильном зале роженица надевает стерильную рубашку и бахилы. Родильные залы должны быть светлыми, просторными, оснащены аппаратурой для дачи наркоза, необходимыми медикаментами и растворами, инструментами и перевязочным материалом для приема родов, туалета и реанимации новорожденных. Приказом Минздрава РФ N345 от 1996 года введены новые правила работы акушерских стационаров. В частности, в документе оговаривается, что роженица имеет право требовать присутствия мужа или мамы при родах в роддомах, имеющих индивидуальные родильные залы. Однако для доступа в родильный зал муж и мама обязаны иметь безупречные результаты флюорографии и отрицательный анализ крови на сифилис. Роженице должны бесплатно выдать стерильный индивидуальный комплект: ночную рубашку, полотенце, пеленку, халат и мочалку. Полотенце и рубашка должны меняться ежедневно, постельное белье - каждые три дня.

Малые операционные в родовом блоке предназначены для выполнения всех акушерских пособий и оперативных вмешательств, которые не требуют чревосечения (акушерские щипцы, вакуум-экстракция плода, акушерские повороты, извлечение плода за тазовый конец, ручное обследование полости матки, ручное отделение последа, зашивание травматических повреждений мягких родовых путей) и осмотра мягких родовых путей после родов. Большая операционная предназначена для чревосечений (большое и малое кесарево сечение, надвлагалищная ампутация или экстирпация матки).

Медицинскую помощь новорожденным начинают оказывать в родильном блоке, где в комнате для новорожденных осуществляют не только уход за ними, но и выполняют реанимационные мероприятия. Комната оснащена специальным оборудованием: совместными пеленальными и реанимационными столами, которые одновременно являются источниками лучистого тепла и защитой от инфицирования, приспособлениями для отсасывания слизи из верхних дыхательных путей и аппаратами для проведения искусственной вентиляции легких, детским ларингоскопом, набором трубок для интубации, лекарственными препаратами, биксами со стерильным материалом, пакетами для вторичной обработки пуповины, стерильными наборами для пеленания детей и др.

В родильном блоке родильница и новорожденный после нормальных родов находятся в течение 2-х часов под наблюдением медицинского персонала. Затем их переводят в одну из палат послеродового отделения (отдельные палаты для матери и новорожденного или палаты-боксы для совместного пребывания матери и ребенка). Послеродовые отделения включают в себя палаты для родильниц, процедурную, манипуляционную, бельевую, санитарные комнаты, туалет, душ, выписную комнату, кабинеты для персонала.

Физиологическое послеродовое отделение состоит из палат на 4—6 коек, манипуляционной, санузлов, комнаты для персонала и др. Общее число коек в палатах — 50—55% от всех коек акушерских отделений. Палаты заполняют циклично в соответствии с палатами для новорожденных в течение 3-х суток и не более, чтобы можно было всех родильниц выписать одновременно на 5 - 6-й день. Во многих родильных домах имеются палаты совместного пребывания матери и ребенка (от 40 до 80% коек физиологического послеродового отделения в зависимости от местных условий). Матери проходят специальную предварительную подготовку и под контролем медицинского персонала сами обслуживают ребенка (пеленание, взвешивание, подмывание и т. д.). В настоящее время принято активное ведение послеродового периода. После нормальных родов через 6-8 часов родильницам разрешают вставать с постели, самостоятельно совершать туалет, начиная с трех суток, ежедневно принимать душ со сменой белья. Для проведения занятий ЛФК в послеродовом периоде и для чтения лекций используют радиотрансляцию в палаты. В родильном доме практикуется раннее прикладывание к груди, режим свободного вскармливания, а также проводятся занятия по грудному вскармливанию.

Для соблюдения цикличности заполнения, освобождения палат и выполнения санитарно-гигиенического режима дополнительно предусматривается 10% коек, что позволяет при выписке родильниц полностью освобождать определенные палаты и производить тщательную уборку (мытье, облучение ртутно-кварцевыми лампами, проветривание и др.). Указанная система распространяется на обсервационное отделение и отделение новорожденных. При нормальном течении родов и послеродового периода родильница находится в родильном доме 5—6 суток. Выписку её из родильного дома с ребенком производят через выписную комнату. Родильнице выдают справку о рождении ребенка. О каждом выписанном ребенке родильный дом сообщает в детскую поликлинику по месту жительства матери.

В случае осложненных родов ребенка помещают в отделение для новорожденных. Отделения новорожденных организуются при первом и втором акушерских отделениях. Они должны быть изолированы от всех других отделений родильного дома. Наряду с палатами для здоровых новорожденных выделяют палаты для недоношенных детей и детей, родившихся в асфиксии, с нарушением мозгового кровообращения, дыхательными нарушениями, после оперативных родов. Палаты для новорожденных заполняют строго циклически. Они должны быть обеспечены централизованной подачей кислорода, бактерицидными лампами, теплой водой. Температура в палатах не должна быть ниже +200С - +240С. Палаты для новорожденных должны быть оснащены необходимыми лекарственными средствами, перевязочным материалом, инструментами, пеленальными и реанимационными столами, аппаратурой для инвазивной терапии, аппаратом УЗИ. Пеленальные столы должны иметь легко обрабатываемую поверхность. Для недоношенных детей, детей с родовой травмой и другой патологией предусматриваются палаты интенсивной терапии. Отделение должно быть оснащено необходимым инвентарем и аппаратурой, в том числе для вторичной реанимации новорожденных. В детском отделении необходимо строжайшее соблюдение правил санитарно-эпидемического режима: мытье рук, одноразовые перчатки, обработка инструментов, мебели, помещений. При трех или более одновременных токсико-септических заболеваниях наряду с экстренным донесением принимаются срочные меры по их ликвидации. Перед палатами рекомендуется иметь шлюзы. Основной задачей врача - неонатолога отделения новорожденных является проведение лечебно-профилактических мероприятий, направленных на обеспечение правильного физического и нервно-психического развития новорожденных. В соответствии с основной задачей врач-неонатолог осуществляет: 1. Надлежащее медицинское наблюдение, уход, обследование, лечение, вскармливание новорожденных на уровне современных достижений медицинской науки и практики; 2. Соблюдение санитарно-гигиенического и противоэпидемического режима в стационаре; 3. Руководство работой среднего и младшего медицинского персонала, непосредственно ему подчиненного, и проверяет правильность и своевременность выполнения ими всех врачебных назначений; 4. Систематически проводит мероприятия по повышению квалификации и воспитанию среднего и младшего медицинского персонала с требованием от него соблюдения принципов медицинской деонтологии.

Функциональные обязанности неонатолога:

1. Ежедневно проводит обход новорожденных, оценивает состояние их здоровья, предупреждает возникновение заболеваний и смерть детей в ранний неонатальный период;

2. Оказывает квалифицированную медицинскую помощь недоношенным детям, заболевшим, травмированным в родах на основе современных достижений науки и практики;

3. Проводит восстановительную терапию, способствующую снижению патологии раннего неонатального периода;

4. Создает лечебно-охранительный режим в отделениях для новорожденных;

5. Наблюдает за санитарно-гигиеническим состоянием отделений для новорожденных, проводит профилактику внутрибольничной инфекции, строго соблюдает противоэпидемический режим;

6. Проводит санитарно-просветительскую работу с родильницами;

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...