Задачи областной (краевой) больницы
• Оказание высококвалифицированной и узкоспециализированной консультативно-диагностической и лечебной помощи населению. • Оказание выездной экстренной и планово-консультативной медицинской помощи с использованием средств санитарной авиации и наземного транспорта. • Осуществление экспертизы качества лечебно-диагностического процесса в медицинских учреждениях области (края). • Введение в практику ЛПУ административной территории современных медицинских технологий, экономических методов управления и принципов медицинского страхования. Основные структурные подразделения областной (краевой) больницы: консультативная поликлиника, крупный стационар с приемным отделением, диагностический отдел (организуется путем функционального объединения всех диагностических подразделений поликлиники и стационара), организационно-методический отдел, отдел клинико-экспертной и организационно-экономической работы, отделение выездной экстренной и плановой консультативной помощи, патологоанатомическое отделение, аптека. Отделение экстренной и планово-консультативной помощи является, как правило, базовым медицинским подразделением регионального центра медицины катастроф. Имеет парк автомобилей для выезда в сельскую местность. Авиа задания выполняются на основании договоров с местными авиакомпаниями. Основные функции: оказывает экстренную и консультативную помощь с выездом в отдаленные населенные пункты и места работы сельских жителей, обеспечивает транспортировку больных в медицинские учреждения, направляет специалистов по вызовам из районов, в неотложных случаях обеспечивает срочную доставку различных медицинских препаратов и средств, необходимых для спасения жизни больных.
Областные (краевые, республиканские) больницы создавались преимущественно для лечения больных, проживающих в сельской местности, где отсутствовала специализированная стационарная, а нередко и амбулаторная помощь. В настоящее время многие из этих больниц, сконцентрировав наиболее подготовленный медперсонал и современное техническое оснащение, превратились в ведущие медицинские центры на соответствующей административной территории. В связи с этим областные больницы оказывают медицинскую помощь и сельскому, и городскому населению, осуществляют организационно-методическое руководство другими лечебно-профилактическими учреждениями области (края), проводят анализ состояния здоровья, заболеваемости населения своего региона, а также уровня и качества медпомощи, оказываемой в нем. Состояние здоровья жителей села и организационные аспекты оказания им медицинской помощи, во многом, обусловлены особенностями жизни в сельской местности. Уровень жизни сельских жителей низок. По сравнению с городским населением, у людей, проживающих на селе, меньше доходы, хуже условия работы и проживания, ниже общеобразовательный уровень. На селе отмечается высокая распространенность вредных привычек - злоупотребления алкоголем и табакокурения. С каждым годом число жителей сельских местностей сокращается. Наблюдается «старение» сельского населения сельских районов, доля граждан старше трудоспособного возраста среди сельских жителей достигает 30-33 %. Смертность населения в сельской местности выше, чем в городе. Максимальные различия показателей смертности горожан и сельских жителей относятся к молодым возрастам. В структуре смертности сельских жителей заметно выше доля неестественных и насильственных причин. На состояние здоровья населения оказывает влияние специфика сельскохозяйственного труда, воздействие различных вредных факторов: физических (пыль, шум, вибрация), химических (пестициды, удобрения), биологических (туберкулез, бруцеллез), резкие климатические колебания. Серьезной проблемой остается обеспечение качественной питьевой водой. Неблагоприятные условия труда и жизнедеятельности, высокая распространенность злоупотребления алкоголем способствуют росту травматизма. В 2005 году показатели травматизма в аграрном комплексе были в 1,7 раза выше, чем в среднем по народному хозяйству. По количеству травм со смертельным исходом аграрный сектор уступает только лесному хозяйству и строительству.
Состояние здоровья сельского населения значительно хуже, чем городского. Это касается и взрослых и детей. Среди сельских жителей отмечается высокий уровень заболеваемости туберкулезом, кишечными инфекциями, заболеваниями, передающимися половым путем, психическими и наркологическими расстройствами. Наиболее тяжелой проблемой сельского населения являются наркологические расстройства и, прежде всего, алкоголизм. Проблема алкоголизма на селе имеет глубокие социально-экономические корни. Реальная ситуация с распространенностью этого недуга среди сельских жителей столь неблагополучна, что необходимо принятие неотложных комплексных мер со стороны государства и общества. При этом потребности сельского населения в доступной и качественной медицинской помощи удовлетворяются в наименьшей степени, а само сельское здравоохранение фактически находится в критическом положении. Учитывая то, что численность сельского населения составляет 38,3 млн. человек или 26,6% от общей численности населения Российской Федерации, проблема доступности и качества медицинской помощи жителям села является одной из важнейших для отечественного здравоохранения. Здравоохранение на селе традиционно отстает по развитию от городского, что обусловлено социальными и экономическими различиями города и села. Диспропорции сельского здравоохранения существенно обострились в период социально-экономических преобразований. В условиях децентрализации системы здравоохранения оказание медицинской помощи гражданам, проживающим в сельской местности, осуществляется муниципальным звеном здравоохранения, ресурсное обеспечение которого было и остается явно недостаточным. Негативно отразились на состоянии сельского здравоохранения кризисные явления в сельском хозяйстве и изменение форм собственности сельскохозяйственных предприятий, поскольку в советский период материально-техническое и финансовое обеспечение сельских учреждений здравоохранения во многом зависело и от поддержки со стороны сельскохозяйственных предприятий. Затратность деятельности медицинских учреждений на селе и сложности тарифообразования сдерживают полноценное включение сельских ЛПУ в систему ОМС.
Основными проблемами здравоохранения на селе является преобладание в его структуре маломощных ЛПУ, кадровый некомплект, что при недостаточном финансировании и крайне изношенной материально-технической базе сельского здравоохранения затрудняет обеспечение сельского населения медицинской помощью. Проводимая реструктуризация сельского здравоохранения осуществляется медленно и имеет не только свои преимущества, но и недостатки, в числе которых нарастающая отдаленность получения жителями села медицинской помощи, что снижает ее доступность. Критическое состояние материально-технической базы сельских ЛПУ наглядно подтверждают следующие данные: износ медико-технической аппаратуры сельских ЛПУ составляет 58 %, износ транспорта – 62 %, около 90% ФАПов и 70 % врачебных амбулаторий не имеют центрального отопления, водопровода и канализации, в 25 % ФАПов нет телефонной связи, лишь 0,1 % ФАПов обеспечены транспортом. Более половины сельских ЛПУ нуждаются в капитальном ремонте. Отсутствие современного медицинского оборудования в сельских учреждениях не позволяет внедрять новые эффективные методы диагностики и лечения пациентов, что влечет за собой негативные медико-социальные и экономические последствия. Работа скорой помощи на селе существенно осложняется острой нехваткой автотранспорта, горюче-смазочных материалов, средств связи, кадровыми проблемами.
Снижается доступность сельским жителям специализированной медицинской помощи. Малодоступны для сельских пациентов и высокотехнологичные (дорогостоящие) виды медицинской помощи. Существенная проблема для жителей села – это лекарственное обеспечение. Дефекты оказания первичной медицинской помощи, практически прекращение работы по профилактике заболеваний, диспансеризации населения приводят к росту случаев диагностики тяжелых заболеваний на поздних, запущенных стадиях, что способствует высокой инвалидизации и смертности среди сельских жителей. Обеспеченность сельского населения врачами и средними медицинскими работниками по сравнению с городским населением меньше в 3,4 и 1,6 раза соответственно. В сельской местности наиболее перспективным представляется развитие общеврачебной практики. Закрепление квалифицированных врачебных кадров, среднего медицинского персонала сдерживается низким качеством жизни на селе, малой заработной платой, недостаточной социальной поддержкой. С 1января 2005 года в соответствии с законодательством Российской Федерации приняты меры социальной поддержки медицинских работников муниципальных организаций здравоохранения, к которым относятся и сельские ЛПУ, однако устанавливаются они органами местного самоуправления. В течение последних лет реализуется федеральная целевая программа «Социальное развитие села до 2010 года», в которой предусмотрены средства и на развитие первичного звена здравоохранения на селе. Однако финансирование указанной ФЦП в прошлые годы было сконцентрировано на мероприятиях по другим разделам (газификация, транспортные коммуникации, культура и т.д.). Сельское здравоохранение на 80 процентов финансируется из местных бюджетов. В условиях законодательного проведения разграничения полномочий между уровнями власти к полномочиям органов местного самоуправления в настоящее время отнесена организация оказания скорой медицинской помощи (за исключением санитарно-авиационной), первичной медико-санитарной помощи в стационарно-поликлинических и больничных учреждениях, медицинской помощи женщинам в период беременности, во время и после родов. В целях реализации положений законодательства специализированные медицинские учреждения передаются с муниципального уровня на уровень субъекта Российской Федерации. Вместе с тем, при разграничении полномочий в сфере здравоохранения обозначился ряд нерешенных проблем, в том числе непосредственно связанных с оказанием медицинской помощи сельскому населению. Нечеткость формулировки в законодательстве понятия «специализированная медицинская помощь» вызывает неоднозначные толкования и, как следствие, на местах принимаются различные организационные решения. В неопределенном правовом положении в крупных муниципальных учреждениях оказались специализированные отделения и кабинеты, целесообразность сохранения которых доказана многолетним опытом. Проводимая реформа местного самоуправления, выделение новых муниципальных образований, в том числе сельских, в ряде случаев потребует реорганизации и перераспределения сил и средств муниципальной системы здравоохранения. Существуют опасения, что вновь образованные муниципальные образования будут стремиться построить свою собственную замкнутую систему здравоохранения, что приведет к нарушению принципа этапности оказания медицинской помощи, нерациональному расходованию и так ограниченных ресурсов здравоохранения на местном уровне. Опыт последних лет свидетельствует, что без активной поддержки со стороны федерального центра и субъектов Российской Федерации муниципальное звено здравоохранения не в состоянии обеспечить для граждан доступность и качество медицинской помощи. Кроме того, для достижения более высокой эффективности использования ресурсов в целях обеспечения первичного медицинского звена требуется более высокий уровень централизации управления и финансирования, чем муниципальное образование. В отношении специализированной медицинской помощи в рамках разграничения полномочий это уже сделано.
Основные положения приоритетных проектов в области здравоохранения направлены на улучшение качества жизни граждан, в том числе проживающих в сельской местности. В области здравоохранения (проект «Здоровье») планируется: § развитие первичной медицинской помощи, в т.ч. профилактика заболеваний, § диспансеризация населения, § оснащение диагностическим оборудованием муниципальных учреждений здравоохранения, § повышение оплаты труда участковым терапевтам, участковым педиатрам, врачам общей практики, медицинским сестрам, § дополнительная подготовка врачей первичного звена, § иммунизация в рамках национального календаря профилактических прививок, § выявление и лечение инфицированных вирусом иммунодефицита и гепатита, § внедрение новых программ медицинского обследования новорожденных, § обновление автомобильного парка службы скорой медицинской помощи, § повышение доступности для населения высокотехнологичных видов медицинской помощи. Для решения указанных задач запланировано выделение с 2006 года значительных средств из федерального бюджета. Реализация намеченных задач напрямую должна затронуть и сельское здравоохранение. При реализации приоритетного национального проекта "Здоровье" рекомендуется обеспечить в первоочередном порядке укрепление именно сельского здравоохранения, создать необходимые условия для повышения доступности и качества медицинской помощи сельскому населению. Разработать комплекс мероприятий, направленных на укрепление и сохранение здоровья сельского населения (диспансеризация, выездные формы оказания специализированной помощи и т.п.). Привлечь молодых специалистов, обладающих современным уровнем знаний к профессиональной деятельности в первичном звене здравоохранения в сельской местности. Обеспечить своевременное и полное финансирование мероприятий по развитию сети учреждений первичной медико-санитарной помощи, предусмотренных Федеральной целевой программой «Социальное развитие села до 2010 года». Рекомендуемая литература:
Воспользуйтесь поиском по сайту: ©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...
|