Второй этап жизненного цикла — производство самой вещи
МКОУ СОШ №17 а.Абрам-Тюбе
Всероссийский экологический урок «Сделаем вместе!»
По теме «Свобода от отходов»
В 5-8 классах.
Аннотация: актуальность экологического урока «Свобода от отходов»
Проблема отходов – одна из наиболее актуальных экологических проблем, с которой столкнулось человечество. Рост потребления, особенно в крупных городах, ведёт к увеличению объёмов образования бытовых отходов. По данным Росприроднадзора, основной технологией утилизации отходов в России является их захоронение на полигонах, а также на санкционированных и несанкционированных свалках. Санитарные полигоны для захоронения отходов занимают в России огромные территории – более 4 млн га1, всего же в стране накоплено десятки миллиардов тонн мусора2. Отходы негативно воздействуют на окружающую среду и человека, являясь источником поступления вредных химических и биологических веществ в грунтовые и поверхностные воды, атмосферный воздух и почву.
Переработка отходов не только снижает количество отходов на полигонах, но и позволяет получать вторичное сырьё, пригодное для производства новых продуктов. Переработка некоторых видов отходов – например, стеклянной тары и металлических банок – экономически выгодна, не требует значительных затрат и не наносит вреда окружающей среде. Данный способ решения проблемы отходов требует повышения экологической грамотности населения, готовности вовлекать отходы во вторичный оборот.
Экологический урок «Свобода от отходов» — значимый шаг на пути воспитания экологически ответственных потребителей среди детей и молодёжи.
Цель Всероссийского экоурока «Свобода от отходов»
Цель занятия — развить ответственное отношение школьников к отходам и стимулировать их совершать практические шаги по решению проблемы отходов в повседневной жизни.
Задачи Всероссийского экоурока «Свобода от отходов»
Донести до учащихся актуальность проблемы отходов в России и в мире, показать её масштаб.
Раскрыть понятие «жизненный цикл вещей» и показать его связь с природными ресурсами. Показать, как человек тратит их на каждом этапе жизненного цикла вещи.
На примере круговорота веществ и энергии в природе показать разницу между замкнутыми циклами природы и разорванным жизненным циклом большинства вещей, изготовленных человеком.
Раскрыть понятие «вторичная переработка отходов» и рассказать о том, как это работает.
Рассказать о повседневных практиках, позволяющих каждому школьнику внести свой вклад в решение проблемы отходов.
Вовлечь школьников и их родителей в участие в экологических акциях.
Подготовка к уроку
Ведущий готовится к проведению урока по данному методическому пособию под руководством и при содействии учителя.
Оборудование и инвентарь
Проектор и экран, компьютер либо интерактивная доска для демонстрации презентации в Microsoft PowerPoint.
№ блока
| Название блока
|
| Время на блок
|
| Вступление
| Учитель даёт учащимся информацию об акции «Сделаем вместе!» и представляет ведущего (старшеклассника), который проведёт для них экоурок «Свобода от отходов».
Далее ведущий демонстрирует презентацию «Свобода от отходов» и комментирует каждый слайд, опираясь на сценарий урока, предложенный в данном методическом пособии.
| 4 мин.
|
| Постановка проблемы
| Слайды презентации 2-5. Актуализация проблемы отходов, описание её масштаба.
Промежуточный вывод: теперь мы знаем, какое огромное количество отходов производят люди.
| 2,5 мин
|
| Понятие «жизненный цикл вещей»
| Слайды презентации 6-16. Раскрытие понятий «природные ресурсы», «жизненный цикл вещей», знакомство с каждым из пяти этапов жизненного цикла.
Промежуточный вывод: на каждом этапе жизненного цикла вещи тратятся ценные природные ресурсы. Выбрасывая вещь на свалку, мы теряем и все эти ресурсы.
| 10 мин
|
| Интерактивное задание «Жизненный цикл вещей»
| Слайд презентации 17. Интерактивное задание на закрепление нового материала.
| 10 мин
|
| Понятия «раздельный сбор» и «вторичная переработка отходов»
| Слайды презентации 18-24. Рассказ о вторичной переработке как одном из ключевых способов решения проблемы отходов.
Промежуточный вывод: отходы можно и нужно перерабатывать!
| 8 мин
|
| Дополнительная игра «Переработай это!»
| Слайд презентации 25. Игра проводится по желанию ведущего, при наличии дополнительных 10 минут рабочего времени (к основным 45 минутам урока). При отсутствии необходимого времени игру проводить не нужно
| 10 мин
|
| Повседневные решения проблемы отходов
| Слайды презентации 26-27. Рассказ о простых повседневных шагах, которые может сделать каждый школьник уже сегодня, чтобы внести свой вклад в решение проблемы отходов.
Промежуточный вывод: каждый школьник может внести свой вклад в решение проблемы отходов.
| 3,5 мин
|
| Рефлексия (обратная связь)
| Слайд презентации 28. Подведение итогов урока.
Мотивация школьников к участию в экологических акциях.
|
|
| 7 мин
|
У читель: (Слайд №1)
Дорогие ребята! Этой весной по всей стране проходит Всероссийская экологическая акция «Сделаем вместе!». Вот уже несколько лет акция объединяет самых активных и неравнодушных к природе школьников нашей страны. Вместе они проводят мероприятия по благоустройству территории, посадке деревьев, уборе мусора и получают почётный статус эколидеров.
Наша школа тоже принимает активное участие в акции «Сделаем вместе!».
В случае присутствия на уроке специально приглашённых гостей учитель представляет их учащимся.
Сегодня один из юных эколидеров пришёл к нам в гости, чтобы провести увлекательный экоурок «Свобода от отходов». Знакомьтесь!
Ведущий:
Здравствуйте, ребята! Меня зовут Хаджимухтарова Альфия…
Сегодня мы с вами поговорим о проблеме мусора, а если говорить научным языком – о проблеме отходов. Цель нашего урока – взглянуть по-новому на привычные вещи, которые мы выбрасываем, изменить наше отношение к отходам, а главное – понять, что с ними делать, как решить проблему огромного количества отходов, угрожающих всем нам.
Скажите, кто-нибудь помнит, сколько континентов на планете Земля?
Школьники отвечают: семь (или другие, ошибочные варианты ответа).
Назовите эти континенты!
Школьники перечисляют: Европа, Азия, Африка, Северная и Южная Америка
Австралия и Антарктида.
|
| | | | |
Но можете ли вы представить себе целый континент без отходов? (Слайд №2)
Перед вами нечто невероятное… Это место нередко называют «восьмым континентом», который не нанесён на карту. Его официальное название — Большое Тихоокеанское мусорное пятно. Точную площадь пятна никто не знает, но по минимальным оценкам, оно в 280 раз больше города Москва. На его территории в воде сконцентрировано огромное количество разных отходов, преимущественно пластиковых.
|
|
По оценкам учёных, к 2050 году пластика в океане может стать больше, чем рыбы. (Слайд №3).
|
Как вы думаете, сколько килограммов мусора, в среднем, человек выбрасывает за год?
Дети высказывают предположения.
|
(Слайд №4) Подсчитано, что каждый житель нашей страны за год выбрасывает около 500 кг отходов4.
Как вы думаете, куда же деваются все эти отходы?
Дети высказывают предположения.
К сожалению, в настоящее время в России большая часть отходов отправляется на свалку. Или, выражаясь научным языком, на санитарный полигон.
(Слайд №5) Площадь свалок в России — более 4 млн га5: это площадь 16 таких городов, как Москва, и 28 таких городов, как Санкт-Петербург.
За год мы производим порядка 280 млн м3 твердых бытовых отходов, а это почти 4 млн вагонов отходов6! Это поезд такой длины, что он мог бы обогнуть
|
Землю по экватору. Представьте себе, сколько вещей лежит на полигонах и больше не служит человеку.
Промежуточный вывод
Итак, мы увидели, какое огромное количество отходов мы производим. А сейчас вы узнаете, что же скрывается за теми вещами, которые мы выбрасываем. Мы поговорим о том, о чём совершенно не задумывается большинство людей, выбрасывая вещи.
|
(Слайд №6) Дело в том, что для производства любой вещи необходимы природные ресурсы. Какие природные ресурсы вы знаете?
Дети высказывают предположения.
(Слайд №7)Природные ресурсы – это компоненты природы, используемые человеком для его нужд. Например, каждое утро мы умываемся (используем природный ресурс – воду), греем воду (используем газ или электроэнергию), пьём чай (а чтобы его вырастить, нужно топливо для сельскохозяйственной техники). Нефть, уголь, другие полезные ископаемые, лес – всё это тоже природные ресурсы, которые мы используем.
(Слайд №8) Конечно, на производство любой вещи нужны природные ресурсы. Причём их требуется гораздо больше, чем нам может показаться! Чтобы увидеть картину в целом, познакомимся с таким понятием, как жизненный цикл.
У каждой вещи есть жизненный цикл, состоящий из пяти этапов:
1. Добыча и производство сырья, то есть того, из чего делают вещь.
2. Производство самой вещи, то есть того, чем мы с вами будет пользоваться.
3. Транспортировка, то есть доставка вещи до магазина, где мы ее купим.
4. Использование.
5. И утилизация.
И абсолютно на каждом этапе мы тратим ценные природные ресурсы. Давайте посмотрим, как это происходит.
| (Слайд №9)
Первый этап жизненного цикла – производство сырья.
Как вы думаете, какой природный ресурс является основным при производстве джинсов?
(Ученики отвечают, ведущий комментирует правильные варианты ответов, если они прозвучат):
Хлопок. Да, для производства одной пары джинсов для взрослого человека нужен примерно 1 кг хлопка. Но этот ресурс не единственный. Как вы думаете, какой ещё природный ресурс нужен?
Дети высказывают предположения.
|
|
|
|
Еще один необходимый ресурс – это вода. На одни джинсы уходит до 20 000 литров воды7! Это примерно 125 бочек воды.
Кто-нибудь может объяснить, почему для производства джинсов нужно так много воды?
Дети отвечают.
Сырьё для производства джинсов – это хлопок. А растениям хлопчатника для роста нужно очень много воды. Кроме того, не будем забывать, что на этапе получения сырья для джинсов требуется не только вода, но и электроэнергия для полива, минеральные удобрения, химикаты для борьбы с вредителями и сорняками, топливо для сельскохозяйственной техники и так далее. На всё это тоже уходят природные ресурсы.
|
(Слайд №10) В Центральной Азии активное производство хлопка привело к почти полному исчезновению Аральского моря8. Когда-то Аральское море было четвёртым по площади озером мира: из-за таких огромных размеров его и назвали «морем». За последние 60 лет площадь Арала сократилась более чем в 8 раз. Можно сказать, что целое море превратилось в джинсы, рубашки и футболки!
|
(Слайд №11) Другой пример — смартфон. Сырьё для производства смартфона — это нефть, медь, золото, палладий, кремний, свинец, кадмий, ртуть и многое другое. Чтобы добыть все эти природные ресурсы, человек бурит скважины, роет шахты в разных странах мира, использует сложную технику, воду, энергию и другие ресурсы.
|
(Слайд №12)
Второй этап жизненного цикла — производство самой вещи
Вода, энергия и многие другие ресурсы уходят и на сам процесс производства. Например, наши джинсы шьют на фабрике. А значит, нужно, как минимум, сырьё для производства швейного оборудования и электроэнергия для его работы.
Другой пример. Чтобы произвести один лист бумаги формата А4, нужно 10 литров воды и более 650 разных химикатов9. Только представьте, всего на один лист!
Рекомендация
Для наглядной демонстрации второго этапа жизненного цикла рекомендуется использовать дополнительное оборудование: 10 литров воды (например, 2 бутылки по 5 литров, либо 5 бутылок по 2 литра) и лист бумаги формата А4. Ведущий демонстрирует их, рассказывая о ресурсах, которые уходят на производство бумаги.
(Слайд №13)Третий этап жизненного цикла — транспортировка в магазины.
Готовый продукт зачастую преодолевает страны и целые континенты, чтобы попасть на прилавки. Продукты летят на самолетах или плывут на кораблях, доставляются грузовиками или поездами на сортировочные пункты, где распределяются и развозятся по магазинам. На транспортировку всегда уходит много топлива, которое получается из природных ресурсов – в основном, это нефть.
|
(Слайд №14)
Четвёртый этап жизненного цикла — использование.
Наши продукты прошли огромный путь именно ради этого этапа. Хорошие джинсы мы будем носить полгода-год, а может быть, даже дольше. Но некоторые вещи — например, бутылку из-под воды — мы выбросим в среднем уже через 10 минут после покупки.
|
|
(Слайд №15) Пятый этап жизненного цикла — утилизация.
Рано или поздно жизненный цикл вещи заканчивается этапом утилизации. Существуют разные способы утилизации, но в настоящее время в России большинство товаров отправляются на свалки. Их официальное название – санитарные полигоны. Захоронение на полигоне — пятый этап жизненного цикла большинства вещей. Как правило, там оказываются и наши джинсы, и смартфон, и пластиковая бутылка – то есть все вещи, о которых мы говорили.
(Слайд №16) Промежуточный вывод
Итак, на каждом из этапов жизненного цикла тратятся ценные невозобновляемые природные ресурсы. А значит, выбрасывая вещь на свалку, мы теряем и их!
Если мы прибавим к выброшенным вещам все ресурсы, затраченные на добычу сырья, производство, доставку, то мы получим настоящий мусорный айсберг — ведь как известно, айсберг на 90% находится под водой, и мы видим только вершину. Так и мы видим вещь, но не видим, какие ресурсы были потрачены на предыдущих этапах её жизненного цикла.
(Слайд №17) Задание «Жизненный цикл вещей»
Ведущий делит класс на 3 группы по рядам. Задача каждой группы — своими словами кратко описать жизненный цикл одной вещи по этапам: получение сырья, производство вещи, транспортировка, использование (без этапа утилизации).
Цель задания – закрепить идею того, что на производство вещей тратится большое количество природных ресурсов, которых мы не видим.
Чтобы прояснить задачу, ведущий зачитывает пример жизненного цикла стакана из чешского стекла:
Первый этап – производство сырья: на месторождениях добывают песок.
Второй этап – производство. Песок транспортируют на завод в Чехии, где получают стекло и изготавливают стакан.
Третий этап: готовый продукт везут на большие расстояния в другие страны.
Четвертый этап использования, как правило, очень продолжительный. Стакан служит долго и даже может передаваться от поколения к поколению.
Школьникам предлагается своими словами описать жизненный цикл для следующих продуктов.
Картонная коробка
Пример правильного ответа. Сначала люди рубят лес, добывают древесину и везут на целлюлозно-бумажный комбинат. Из древесного сырья на комбинате производят картон, а из него делают коробку. Коробку транспортируют в магазин, где она послужит упаковкой для других купленных продуктов. Её используют для того, чтобы донести купленный продукт до дома, а после этого чаще всего выбрасывают.
Воспользуйтесь поиском по сайту: