Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Второй этап жизненного цикла — производство самой вещи




МКОУ СОШ №17 а.Абрам-Тюбе

Всероссийский экологический урок «Сделаем вместе!»

По теме «Свобода от отходов»

В 5-8 классах.

Аннотация: актуальность экологического урока «Свобода от отходов»

Проблема отходов – одна из наиболее актуальных экологических проблем, с которой столкнулось человечество. Рост потребления, особенно в крупных городах, ведёт к увеличению объёмов образования бытовых отходов. По данным Росприроднадзора, основной технологией утилизации отходов в России является их захоронение на полигонах, а также на санкционированных и несанкционированных свалках. Санитарные полигоны для захоронения отходов занимают в России огромные территории – более 4 млн га1, всего же в стране накоплено десятки миллиардов тонн мусора2. Отходы негативно воздействуют на окружающую среду и человека, являясь источником поступления вредных химических и биологических веществ в грунтовые и поверхностные воды, атмосферный воздух и почву.

Переработка отходов не только снижает количество отходов на полигонах, но и позволяет получать вторичное сырьё, пригодное для производства новых продуктов. Переработка некоторых видов отходов – например, стеклянной тары и металлических банок – экономически выгодна, не требует значительных затрат и не наносит вреда окружающей среде. Данный способ решения проблемы отходов требует повышения экологической грамотности населения, готовности вовлекать отходы во вторичный оборот.

Экологический урок «Свобода от отходов» — значимый шаг на пути воспитания экологически ответственных потребителей среди детей и молодёжи.

Цель Всероссийского экоурока «Свобода от отходов»

Цель занятия — развить ответственное отношение школьников к отходам и стимулировать их совершать практические шаги по решению проблемы отходов в повседневной жизни.

Задачи Всероссийского экоурока «Свобода от отходов»

 Донести до учащихся актуальность проблемы отходов в России и в мире, показать её масштаб.

 Раскрыть понятие «жизненный цикл вещей» и показать его связь с природными ресурсами. Показать, как человек тратит их на каждом этапе жизненного цикла вещи.

 На примере круговорота веществ и энергии в природе показать разницу между замкнутыми циклами природы и разорванным жизненным циклом большинства вещей, изготовленных человеком.

 

Раскрыть понятие «вторичная переработка отходов» и рассказать о том, как это работает.

 Рассказать о повседневных практиках, позволяющих каждому школьнику внести свой вклад в решение проблемы отходов.

 Вовлечь школьников и их родителей в участие в экологических акциях.

Подготовка к уроку

Ведущий готовится к проведению урока по данному методическому пособию под руководством и при содействии учителя.

Оборудование и инвентарь

 Проектор и экран, компьютер либо интерактивная доска для демонстрации презентации в Microsoft PowerPoint.

 

 

№ блока   Название блока  
Описание блока и вывод  

 

Время на блок  
  Вступление   Учитель даёт учащимся информацию об акции «Сделаем вместе!» и представляет ведущего (старшеклассника), который проведёт для них экоурок «Свобода от отходов». Далее ведущий демонстрирует презентацию «Свобода от отходов» и комментирует каждый слайд, опираясь на сценарий урока, предложенный в данном методическом пособии. 4 мин.
  Постановка проблемы   Слайды презентации 2-5. Актуализация проблемы отходов, описание её масштаба. Промежуточный вывод: теперь мы знаем, какое огромное количество отходов производят люди. 2,5 мин
  Понятие «жизненный цикл вещей»   Слайды презентации 6-16. Раскрытие понятий «природные ресурсы», «жизненный цикл вещей», знакомство с каждым из пяти этапов жизненного цикла. Промежуточный вывод: на каждом этапе жизненного цикла вещи тратятся ценные природные ресурсы. Выбрасывая вещь на свалку, мы теряем и все эти ресурсы. 10 мин
  Интерактивное задание «Жизненный цикл вещей»   Слайд презентации 17. Интерактивное задание на закрепление нового материала.   10 мин
  Понятия «раздельный сбор» и «вторичная переработка отходов»   Слайды презентации 18-24. Рассказ о вторичной переработке как одном из ключевых способов решения проблемы отходов. Промежуточный вывод: отходы можно и нужно перерабатывать! 8 мин
  Дополнительная игра «Переработай это!»   Слайд презентации 25. Игра проводится по желанию ведущего, при наличии дополнительных 10 минут рабочего времени (к основным 45 минутам урока). При отсутствии необходимого времени игру проводить не нужно   10 мин
  Повседневные решения проблемы отходов   Слайды презентации 26-27. Рассказ о простых повседневных шагах, которые может сделать каждый школьник уже сегодня, чтобы внести свой вклад в решение проблемы отходов. Промежуточный вывод: каждый школьник может внести свой вклад в решение проблемы отходов. 3,5 мин
  Рефлексия (обратная связь)  
Слайд презентации 28. Подведение итогов урока. Мотивация школьников к участию в экологических акциях.  

 

7 мин
У читель: (Слайд №1) Дорогие ребята! Этой весной по всей стране проходит Всероссийская экологическая акция «Сделаем вместе!». Вот уже несколько лет акция объединяет самых активных и неравнодушных к природе школьников нашей страны. Вместе они проводят мероприятия по благоустройству территории, посадке деревьев, уборе мусора и получают почётный статус эколидеров. Наша школа тоже принимает активное участие в акции «Сделаем вместе!». В случае присутствия на уроке специально приглашённых гостей учитель представляет их учащимся. Сегодня один из юных эколидеров пришёл к нам в гости, чтобы провести увлекательный экоурок «Свобода от отходов». Знакомьтесь! Ведущий: Здравствуйте, ребята! Меня зовут Хаджимухтарова Альфия… Сегодня мы с вами поговорим о проблеме мусора, а если говорить научным языком – о проблеме отходов. Цель нашего урока – взглянуть по-новому на привычные вещи, которые мы выбрасываем, изменить наше отношение к отходам, а главное – понять, что с ними делать, как решить проблему огромного количества отходов, угрожающих всем нам. Скажите, кто-нибудь помнит, сколько континентов на планете Земля? Школьники отвечают: семь (или другие, ошибочные варианты ответа). Назовите эти континенты! Школьники перечисляют: Европа, Азия, Африка, Северная и Южная Америка Австралия и Антарктида.
         

Но можете ли вы представить себе целый континент без отходов? (Слайд №2)

Перед вами нечто невероятное… Это место нередко называют «восьмым континентом», который не нанесён на карту. Его официальное название — Большое Тихоокеанское мусорное пятно. Точную площадь пятна никто не знает, но по минимальным оценкам, оно в 280 раз больше города Москва. На его территории в воде сконцентрировано огромное количество разных отходов, преимущественно пластиковых.
 
По оценкам учёных, к 2050 году пластика в океане может стать больше, чем рыбы. (Слайд №3).
Как вы думаете, сколько килограммов мусора, в среднем, человек выбрасывает за год? Дети высказывают предположения.  
(Слайд №4) Подсчитано, что каждый житель нашей страны за год выбрасывает около 500 кг отходов4. Как вы думаете, куда же деваются все эти отходы? Дети высказывают предположения. К сожалению, в настоящее время в России большая часть отходов отправляется на свалку. Или, выражаясь научным языком, на санитарный полигон. (Слайд №5) Площадь свалок в России — более 4 млн га5: это площадь 16 таких городов, как Москва, и 28 таких городов, как Санкт-Петербург. За год мы производим порядка 280 млн м3 твердых бытовых отходов, а это почти 4 млн вагонов отходов6! Это поезд такой длины, что он мог бы обогнуть

 

Землю по экватору. Представьте себе, сколько вещей лежит на полигонах и больше не служит человеку. Промежуточный вывод Итак, мы увидели, какое огромное количество отходов мы производим. А сейчас вы узнаете, что же скрывается за теми вещами, которые мы выбрасываем. Мы поговорим о том, о чём совершенно не задумывается большинство людей, выбрасывая вещи.
(Слайд №6) Дело в том, что для производства любой вещи необходимы природные ресурсы. Какие природные ресурсы вы знаете? Дети высказывают предположения. (Слайд №7)Природные ресурсы – это компоненты природы, используемые человеком для его нужд. Например, каждое утро мы умываемся (используем природный ресурс – воду), греем воду (используем газ или электроэнергию), пьём чай (а чтобы его вырастить, нужно топливо для сельскохозяйственной техники). Нефть, уголь, другие полезные ископаемые, лес – всё это тоже природные ресурсы, которые мы используем.
(Слайд №8) Конечно, на производство любой вещи нужны природные ресурсы. Причём их требуется гораздо больше, чем нам может показаться! Чтобы увидеть картину в целом, познакомимся с таким понятием, как жизненный цикл. У каждой вещи есть жизненный цикл, состоящий из пяти этапов: 1. Добыча и производство сырья, то есть того, из чего делают вещь. 2. Производство самой вещи, то есть того, чем мы с вами будет пользоваться. 3. Транспортировка, то есть доставка вещи до магазина, где мы ее купим. 4. Использование. 5. И утилизация. И абсолютно на каждом этапе мы тратим ценные природные ресурсы. Давайте посмотрим, как это происходит.
(Слайд №9) Первый этап жизненного цикла – производство сырья. Как вы думаете, какой природный ресурс является основным при производстве джинсов? (Ученики отвечают, ведущий комментирует правильные варианты ответов, если они прозвучат): Хлопок. Да, для производства одной пары джинсов для взрослого человека нужен примерно 1 кг хлопка. Но этот ресурс не единственный. Как вы думаете, какой ещё природный ресурс нужен? Дети высказывают предположения.  

 

 
Еще один необходимый ресурс – это вода. На одни джинсы уходит до 20 000 литров воды7! Это примерно 125 бочек воды. Кто-нибудь может объяснить, почему для производства джинсов нужно так много воды? Дети отвечают. Сырьё для производства джинсов – это хлопок. А растениям хлопчатника для роста нужно очень много воды. Кроме того, не будем забывать, что на этапе получения сырья для джинсов требуется не только вода, но и электроэнергия для полива, минеральные удобрения, химикаты для борьбы с вредителями и сорняками, топливо для сельскохозяйственной техники и так далее. На всё это тоже уходят природные ресурсы.
(Слайд №10) В Центральной Азии активное производство хлопка привело к почти полному исчезновению Аральского моря8. Когда-то Аральское море было четвёртым по площади озером мира: из-за таких огромных размеров его и назвали «морем». За последние 60 лет площадь Арала сократилась более чем в 8 раз. Можно сказать, что целое море превратилось в джинсы, рубашки и футболки!
(Слайд №11) Другой пример — смартфон. Сырьё для производства смартфона — это нефть, медь, золото, палладий, кремний, свинец, кадмий, ртуть и многое другое. Чтобы добыть все эти природные ресурсы, человек бурит скважины, роет шахты в разных странах мира, использует сложную технику, воду, энергию и другие ресурсы.

(Слайд №12)

Второй этап жизненного цикла — производство самой вещи

Вода, энергия и многие другие ресурсы уходят и на сам процесс производства. Например, наши джинсы шьют на фабрике. А значит, нужно, как минимум, сырьё для производства швейного оборудования и электроэнергия для его работы.

Другой пример. Чтобы произвести один лист бумаги формата А4, нужно 10 литров воды и более 650 разных химикатов9. Только представьте, всего на один лист!

Рекомендация

Для наглядной демонстрации второго этапа жизненного цикла рекомендуется использовать дополнительное оборудование: 10 литров воды (например, 2 бутылки по 5 литров, либо 5 бутылок по 2 литра) и лист бумаги формата А4. Ведущий демонстрирует их, рассказывая о ресурсах, которые уходят на производство бумаги.

(Слайд №13)Третий этап жизненного цикла — транспортировка в магазины. Готовый продукт зачастую преодолевает страны и целые континенты, чтобы попасть на прилавки. Продукты летят на самолетах или плывут на кораблях, доставляются грузовиками или поездами на сортировочные пункты, где распределяются и развозятся по магазинам. На транспортировку всегда уходит много топлива, которое получается из природных ресурсов – в основном, это нефть.
(Слайд №14) Четвёртый этап жизненного цикла — использование. Наши продукты прошли огромный путь именно ради этого этапа. Хорошие джинсы мы будем носить полгода-год, а может быть, даже дольше. Но некоторые вещи — например, бутылку из-под воды — мы выбросим в среднем уже через 10 минут после покупки.  

(Слайд №15) Пятый этап жизненного цикла — утилизация.

Рано или поздно жизненный цикл вещи заканчивается этапом утилизации. Существуют разные способы утилизации, но в настоящее время в России большинство товаров отправляются на свалки. Их официальное название – санитарные полигоны. Захоронение на полигоне — пятый этап жизненного цикла большинства вещей. Как правило, там оказываются и наши джинсы, и смартфон, и пластиковая бутылка – то есть все вещи, о которых мы говорили.

(Слайд №16) Промежуточный вывод

Итак, на каждом из этапов жизненного цикла тратятся ценные невозобновляемые природные ресурсы. А значит, выбрасывая вещь на свалку, мы теряем и их!

Если мы прибавим к выброшенным вещам все ресурсы, затраченные на добычу сырья, производство, доставку, то мы получим настоящий мусорный айсберг — ведь как известно, айсберг на 90% находится под водой, и мы видим только вершину. Так и мы видим вещь, но не видим, какие ресурсы были потрачены на предыдущих этапах её жизненного цикла.

(Слайд №17) Задание «Жизненный цикл вещей»

Ведущий делит класс на 3 группы по рядам. Задача каждой группы — своими словами кратко описать жизненный цикл одной вещи по этапам: получение сырья, производство вещи, транспортировка, использование (без этапа утилизации).

Цель задания – закрепить идею того, что на производство вещей тратится большое количество природных ресурсов, которых мы не видим.

Чтобы прояснить задачу, ведущий зачитывает пример жизненного цикла стакана из чешского стекла:

 Первый этап – производство сырья: на месторождениях добывают песок.

 Второй этап – производство. Песок транспортируют на завод в Чехии, где получают стекло и изготавливают стакан.

 Третий этап: готовый продукт везут на большие расстояния в другие страны.

 Четвертый этап использования, как правило, очень продолжительный. Стакан служит долго и даже может передаваться от поколения к поколению.

Школьникам предлагается своими словами описать жизненный цикл для следующих продуктов.

Картонная коробка

Пример правильного ответа. Сначала люди рубят лес, добывают древесину и везут на целлюлозно-бумажный комбинат. Из древесного сырья на комбинате производят картон, а из него делают коробку. Коробку транспортируют в магазин, где она послужит упаковкой для других купленных продуктов. Её используют для того, чтобы донести купленный продукт до дома, а после этого чаще всего выбрасывают.

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...