Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Кастрюля с пластиковыми ручками




Пример правильного ответа. Люди добывают в горах руду и на заводе получают из неё металл. Пластик делается из нефти, которую качают из нефтяной скважины. Кастрюлю производят на заводе и везут в магазин – чаще всего, довольно далеко от места производства. Кастрюля, как правило, служит много лет, после чего её выбрасывают.

Ананас

Пример правильного ответа. Ананас растёт на плантации в тропической стране. Чтобы он вырос, нужна подготовленная почва и вода. Транспортировка – на другие континенты, очень далеко. Хранение в холодильнике по дороге и в магазине. Люди съедают ананас и выбрасывают очистки.

(Слайд №18)

А теперь давайте посмотрим, что происходит с разными видами отходов в конце жизненного цикла. В естественных условиях все они имеют разные сроки разложения. Пищевые отходы – от 2 до 5 недель, шерстяной носок – 1 год, бумага – от 2 до 10 лет, жестяная банка – 100 лет, пластиковая бутылка – 500 лет, стекло – более 1000 лет. Что же делать, чтобы не тратить так много ресурсов безвозвратно? За ответом давайте обратимся к природе. (Слайд №19) Действительно, человечество создаёт много отходов. А есть ли отходы в природе?
В природе существует непрерывный круговорот веществ и энергии, в котором нет отходов. Используя энергию Солнца, воду, полезные вещества, содержащиеся в почве, растения производят питательные вещества, а животные их потребляют. Грибы и бактерии разрушают останки умерших животных и растений. Благодаря им эти остатки перегнивают, и образуются минеральные соли, необходимые растениям. И вновь все идет по кругу – цикл замыкается. Тысячелетиями люди создавали вещи из природных материалов – глина, шерсть, хлопок, бумага. В окружающей среде эти вещи легко перерабатывались бактериями, грибами и другими организмами. Но примерно 150 лет назад человек начал производить новые материалы, вещи и вместе с ними отходы, чуждые природе. Наша цивилизация нарушила баланс, устоявшийся за миллионы лет. Мы производим всё больше и больше твёрдых бытовых отходов. Возрастает загрязнение окружающей среды: почвы, воздуха, воды. Растёт потребление конечных, невозобновляемых природных ресурсов.  

(Слайд №20) А теперь давайте снова посмотрим на жизненный цикл вещи. Его главное отличие от круговорота веществ в природе – в том, что он, как мы видим, не замкнут. Конец и начало цикла не соединены, отходы не становятся сырьём для производства новых вещей. Вот почему возникают такие серьёзные проблемы.

Как вы думаете, что с этим можно сделать?

Выслушиваются ответы детей.

(Слайд №21) Мы подошли к ключевой мысли нашего урока. Отходы можно использовать! Если их повторно переработать, то большая часть отходов станет сырьём для производства новых вещей.

Например, можно переработать пластиковые бутылки и получить множество новых вещей: другие бутылки, пластиковую упаковку, одежду, мебель, детали автомобилей, строительные материалы.

Из использованных стеклянных бутылок изготавливают новые бутылки, из алюминиевых банок — новые банки, а из макулатуры — новую бумагу. Вместо этапа свалки возникает переработка. Жизненный цикл замыкается, и жизненный цикл продукта становится подобен природному круговороту!

(Слайд №22) Что же для этого нужно? Давайте посмотрим, какие виды отходов образуются в наших домах.

Пищевые отходы.

Бумага и картон.

Стекло.

Металл.

Пластик.

Текстиль – например, старая одежда, шторы, постельное бельё.

Опасные отходы. Ртутные градусники и лампы, батарейки, сотовые телефоны, компьютеры, картриджи для принтеров.

(Слайд №23) Как работает раздельный сбор?

Представьте, что у вас возле дома стоит 4 контейнера разного цвета.

Один — для бумаги, другой — для пластика, третий — для стекла и металла, четвёртый — прочие отходы.

Дома вы сортируете мусор и выбрасываете не в один общий контейнер, а в несколько.

Каждый вид отходов перерабатывается по-своему. Например, макулатуру измельчают, варят, отбеливают, а затем просушивают и прессуют бумажную массу. Получается новая бумага.

С пластиковых бутылок снимают крышки, отмачивают этикетки и сортируют по цвету. Затем пластик прессуют, измельчают, пропускают через паровой котел, чтобы получить вторичные гранулы — cырье для новых продуктов.

Технология переработки у каждого вида отходов своя, поэтому они отправляются на разные перерабатывающие предприятия. Вот почему так важно собирать их раздельно.

(Слайд №24) Может показаться, что переработка отходов – это очень сложно. Тем не менее, во многих странах значительная часть отходов перерабатывается. Давайте посмотрим, какие ещё способы утилизации отходов существуют и как они используются в разных странах мира.

Рассмотрим три ключевых способа утилизации отходов: захоронение, сжигание и вторичная переработка.

Захоронение на полигонах (свалках) требует огромных территорий. При этом мы теряем ценные ресурсы, которые больше не возвращаются в производственный цикл. Отходы выделяют вредные вещества и отравляют окружающую среду. Тем не менее, в России на полигоны попадает 91% всех отходов, в США – 69%, а в Швеции и в Японии – только 1%.

Сжигание отходов на мусоросжигательных заводах позволяет избежать замусоривания огромных территорий. Нередко из мусора при сжигании получают электроэнергию. Но ценные ресурсы всё равно пропадают. К тому же, при сжигании выделяются вредные вещества и остаётся токсичная зола. В России сжигают лишь 2% отходов, в США – 7%. А вот в Швеции – 49%, а в Японии – 79%.

И наконец, самый эффективный способ – это переработка отходов. Именно этот способ позволяет беречь природные ресурсы, снизить негативное влияние на окружающую среду. К тому же, переработка отходов повышает уровень экологической культуры общества. В России на переработку попадает 7% отходов, в Японии – 20%, в США – 24%, в Швеции – 50%.

(Слайд №25) Игра «Переработай это» Внимание! На данном слайде представлена дополнительная игра, проведение которой остаётся на усмотрение ведущего (при наличии дополнительного времени – 10 минут). Если дополнительного времени не предусмотрено, игра не проводится.

Ведущий делит класс на три команды (например, по рядам). Ведущий поясняет, что на слайде перечислены четыре самых популярных вида перерабатываемых отходов.

 Пластиковая бутылка;

 Алюминиевая банка;

 Стеклянная банка;

 Макулатура.

Ведущий комментирует, что только из этих четырёх видов отходов можно изготовить огромное количество новых вещей. Порой не так уж просто догадаться, из чего было сделано вторсырьё для той или иной вещи.

Ведущий объясняет, что сейчас он будет зачитывать названия вещей (см. список ниже). Задача игроков – догадаться, из какого вида вторсырья может быть изготовлена данная вещь (из четырёх доступных вариантов). Отвечает команда, участники которой первыми поднимут руку. Побеждает команда, давшая наибольшее количество правильных ответов.

В скобках в списке указан правильный вариант ответа.

Примеры заданий:

· Войлочный чехол для планшета (пластиковая бутылка).

· Спортивный самолёт (алюминиевая банка).

· Стекловата – утепляющий и звукоизоляционный материал (стеклянная бутылка).

· Спортивная форма для футбольной команды «Спартак» (пластиковая бутылка).

· Металлические каркасы для мебели (алюминиевая банка).

· Ручки, маркеры, ножницы и степлеры (пластиковая бутылка).

· 1 миллион экземпляров книги Александра Дюма «Граф Монте-Кристо» (макулатура).

· Декоративная плитка для интерьера (стеклянная бутылка).

· Детский конструктор (пластиковая бутылка).

· Одноразовые горшочки для рассады (макулатура).

· Добавка для производства асфальта (стеклянная бутылка).

· Зубная щётка (пластиковая бутылка).

· Теплоизоляционный материал «эковата» (макулатура).

(Слайд №26) Итак, вот что мы узнали во время сегодняшнего урока.

Отходы – это ценный ресурс, который можно не выбрасывать, а использовать, перерабатывая и получая полезное сырьё. А для этого нужно менять наше отношение к отходам и развивать их переработку.

Переработка – самый прогрессивный и эффективный способ утилизации.

(Слайд №27) А теперь давайте посмотрим, что каждый из нас может сделать, чтобы уменьшить количество отходов на планете!

 Поучаствовать в экоакции по уборке территории. Участие в экоакции – это возможность вернуть чистоту парку, лесу, двору, а заодно пообщаться с друзьями на свежем воздухе. В ближайшее время наша школа как раз будет проводить такие экоакции.

 Поучаствовать в экоакции по сбору вторсырья на переработку. Заводы по переработке пластика, стекла, макулатуры и алюминия действуют во многих крупных городах. Есть и пункты, в которых каждый из нас может сдать вторсырьё на переработку.

 Уменьшать объем выбрасываемых отходов, прессуя мусор – складывать коробки из-под сока, молока, сворачивать пластиковые бутылки.

 Научиться своими руками превращать отслужившие вещи и упаковку в новые оригинальные вещи. Давая вещам вторую жизнь, мы используем природные ресурсы максимально эффективно.

 

Задание для ведущего: осветить специфическую ситуацию в регионе. В рамках подготовки к уроку ведущему необходимо выяснить:

1. какова ситуация с отходами в его регионе (например: острая проблема с загрязнением реки стоками с нелегальной свалки);

2.существуют ли в регионе предприятия, перерабатывающие вторсырьё, как они называются и где находятся (например: в 20 км от города есть завод *** по вторичной переработке стекла);

3. где находятся ближайшие пункты приёма вторсырья (если их много, указать ближайшие к школе, если пока нет — привести в качестве примера ближайший крупный город. Записать на доске адреса 2-3 пунктов приёма вторсырья.

(Слайд №28) Итак, подведём итоги!

В начале нашего экоурока мы поставили цель: пересмотреть наше отношение к отходам и понять, как начать решать эту проблему уже сегодня. Меняя своё отношение к отходам, мы можем изменить мир уже сегодня. А в будущем – построить более эффективную, «зелёную», гармонирующую с природой экономику и перестать превращать нашу планету в планету отходов и свалок.

Ещё более пятисот лет назад Леонардо да Винчи сказал: природа так обо всем позаботилась, что повсюду ты находишь, чему учиться. И действительно, всякий раз, когда мы вредим природе, мы вредим самим себе. И напротив, когда мы учимся у неё, то приходим к гармонии с собой и добиваемся выдающихся результатов.

Скажите, так что же нужно делать с отходами, чтобы жизненный цикл наших вещей стал подобен природному круговороту? (Правильный ответ: перерабатывать!).

А теперь давайте вместе сделаем что-то хорошее для природы и примем участие в зелёной акции?

Ведущий предлагает ученикам задать интересующие их вопросы и благодарит за активное участие в экоуроке.

Мы можем изменить отношение к отходам уже сегодня. Увидимся на экологических акциях!

 

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...