Как я отдаю себя или помогаю другим? 6 глава
И последнее, но не менее важное: многие из нас откладывают начало этого шага, потому что мы не склонны возмещать ущерб определенным людям. Мы или обижены на них, или боимся даже представить себе, как мы можем к ним подойти. Нам следует начать этот шаг и внести в список всех этих людей, даже если мы не уверены, что когда-либо сможем возместить им ущерб. Если возместить ущерб действительно невозможно, то наш спонсор подскажет нам, как выйти из такой ситуации. Перечислить все обиды, которые мешают мне подготовиться к искуплению вины возмещению ущерба. Люди, которым мы причинили зло, и как мы это зло им причинили Прежде чем мы начнем составлять список, нам следует ознакомиться с еще одной, последней концепцией: смысл “зла” в этом шаге. Нам нужно приложить усилия для того, чтобы понять, каким образом в принципе можно причинить зло, потому что наш список должен быть полным. Очевидно, что зло бывает разное. Например, если мы крали деньги или имущество у какого-то человека или у фирмы, то это достаточно очевидное зло. Кроме того, многие из нас также не стесняются признать физическое насилие или эмоциональное воздействие злоупотреблением злом. Еще могут быть ситуации, в которых, как мы без проблем признаем, мы действовали, причиняя зло, но нам может быть трудно определить, кому именно мы причинили зло. Например, мы сжульничали на контрольной в школе. Мы спрашиваем себя, этим мы причинили зло учителю? А нашим одноклассникам? А себе? А ученикам, которые пришли после нас и вынуждены были страдать от недоверия учителя из-за нашей нечестности? Ответ к этому примеру следующий: всем этим людям мы причинили зло, даже если и не напрямую. Их всех следует внести в наш список Восьмого Шага.
Наконец, мы переходим к более сложным категориям зла. Такое зло может быть наиболее опасно, оно проникает в самые ранимые уголки человеческого сердца. Например, у нас был друг. Предположим, это была давняя дружба, длившаяся много лет. Эмоции, доверие, даже личные переживания – все это включало в себя понятие дружбы, которая у нас была. Эти отношения много значили для нашего друга, так же как и для нас. Однажды, без объяснений, из-за какого-то реального или вымышленного неуважительного жеста мы прервали дружбу и больше не попытались возобновить ее. Потерять друга уже само по себе больно, не считая тяжести непонимания, из-за чего это произошло, но многие из нас причиняли другим зло именно такого рода. Мы подорвали в человеке чувство доверия, а на восстановление его понадобятся годы. Другой вариант той же ситуации: мы позволили кому-то взять вину за прерванные отношения, заставив человека почувствовать себя нелюбимым, хотя в действительности в нас просто накопилась усталость от наших отношений, а мы были слишком ленивы, чтобы сохранить их. Очень по-разному мы можем причинить серьезное эмоциональное зло: пренебрежением, своим уходом, эксплуатацией, манипулированием и унижением – и это лишь неполный перечень. “Жертвы” и “милые люди” среди нас могут сказать, что мы могли заставить других почувствовать себя ниже нас по развитию, когда мы выдавали себя за кого-то, кто лучше всех, и претендовали на моральное превосходство. Компетентные и самостоятельные среди нас могут найти имена для списка Восьмого Шага, подумав о людях, чью помощь и поддержку мы отвергали.
Дополнительные усилия, которые требуются от многих из нас при идентификации категорий зла, обусловлены тем, что мы автоматически концентрируемся на периоде до нашего отказа от употребления. Для нас немного проще быть скрупулезно честными в отношении того зла, которое мы причинили, когда принимали наркотики. Тогда мы были другими людьми. Но и в период выздоровления мы все причиняли все еще причиняли зло. (Помни: не имеет значения, умышленно или нет.) Действительно, мы наверное причинили зло тем людям, с кем делились своим опытом выздоровления – другим членам сообщества Анонимных Наркоманов. Мы могли сплетничать о них, отвернуться от них, отнестись равнодушно к их боли, вмешаться в их отношения со спонсором, попытаться проконтролировать их поведение как подопечных, вести себя со спонсором неблагодарно, утаить деньги Седьмой Традиции, манипулировать людьми, используя наше чистое время как источник правдоподобия в дискуссии, сексуально эксплуатировать новичков – и это только несколько относительно общих примеров. Для многих из нас очень трудно внести все эти ситуации в список Восьмого Шага, потому что мысль о возмещении ущерба не дает нам покоя. Мы причисляем себя к тем членам сообщества Сообщества Анонимных Наркоманов, которые придерживаются высших стандартов поведения в сообществе Сообществе, и мы уверены, что другие тоже смотрят на нас с надеждой. Это факт, что наши сотоварищи в АН готовы к прощению, вероятно, в первую очередь, потому что они знают, что именно мы пытаемся сделать, но, еще раз, - нам не следует опасаться сейчас Девятого Шага. Составляем наш список Первое, что следует знать: это не тот список, который мы можем держать в голове. Нам нужно записать на бумаге каждое имя и каждый наш поступок, причинивший этому человеку зло. Если это записано на бумаге, то будет труднее забыть кого-нибудь или отказаться от возмещения ущерба. Если по какой-либо причине мы не можем использовать бумагу, то мы можем прибегнуть к магнитофону или какому-либо другому методу, одобренному нашим спонсором, и выложиться на этом шаге на полную катушку. Когда мы готовы начать составлять наш список, мы садимся, вспоминаем все, что мы знаем о зле, и начинаем писать. Некоторые имена вспоминаются сразу же. Другие могут прийти на ум только когда мы начнем мысленно перебирать категории причиненного нами зла. Нам обязательно нужно вернуться к Четвертому Шагу и проанализировать любую информацию, какую мы сможем из него извлечь.
Нам следует включить каждое имя и каждую ситуацию, о которых мы думаем, даже если мы относительно, но не до конца, уверены в том, что наш спонсор собирается сказать нам, что в этой конкретной ситуации за нами нет никакого греха. Когда мы анализируем наш список с нашим спонсором, то гораздо лучше вычеркнуть какие-то имена, чем пытаться вспомнить те имена, которые мы должны были внести в список, но не внесли. Кроме того, бывает, что мы помним инцидент, когда мы причиняли зло, но не помним имен вовлеченных в него людей. На худой конец, мы можем вписать инцидент. Внести в список себя самих для многих из нас кажется неудобным. Может быть, на ранней стадии нашего выздоровления нам сказали, что возмещать ущерб самим себе – это эгоцентричная идея, что мы должны перестать думать о себе все время и начать думать о людях, которым мы причиняли причиняли зло. Да и само понятие возмещения ущерба, причиненного самому себе, может привести нас в замешательство. Многие из нас, наверное, думали, что возмещение ущерба должно включать “вознаграждение” самого себя за соблюдение чистоты или за какое-то другое достижение. Мы могли попытаться осуществить это, покупая себе вещи, которые были для нас непозволительны, или потакая другим своим компульсивным действиям. На деле же мы возмещаем ущерб самим себе, прекращая вести себя безответственно или деструктивно. Мы должны понять, что мы сами создали себе проблемы, т.е. нанесли себе ущерб, проявив неспособность взять на себя персональную ответственность. Потом, когда мы впишем свое имя в список, мы сможем перечислить ущерб, который мы нанесли нашим финансам, собственному имиджу, здоровью и т.д. Может возникнуть деликатная ситуация, с которой многие из нас сталкивались: что если мы причинили зло нашему спонсору, а он/она об этом не знает и может выяснить это, лишь когда мы вместе будем просматривать наш список? В такой ситуации нам следует проконсультироваться у другого члена сообщества Сообщества, которого мы уважаем, может быть у спонсора нашего спонсора.
Составить список всех людей, кому я причинил зло, и описать, как именно я причинял зло каждому из них. Формируя готовность Теперь, когда мы составили список или внесли в него новые имена, которые раньше упустили, прорабатывая Восьмой Шаг впервые, пора приготовиться возмещать ущерб. В плане формирования готовности нам следует хотя бы вкратце проанализировать, что же включает в себя понятие “возмещать ущерб”. Раньше в этом руководстве мы говорили о том, что нам предстоит совершить гораздо больше, чем просто изменить наше поведение, и что некоторые из нас могут опасаться, что мы просто неспособны измениться. Мы искренны. Мы не хотим когда-либо снова вести себя по-старому, но нам вспоминаются времена, когда мы раньше уже давали обещания. Не получится ли у нас так, что мы опять будет будем действовать по-старому? Вот это именно тот момент, когда нам следует по-настоящему поверить в наше выздоровление. Не важно, как долго мы остаемся чистыми и какой именно ущерб мы возмещаем, но нам нужно поверить, что Бог, как мы его Его понимаем, даст нам силы и способность измениться. Почему просто сказать “Извините” недостаточно, чтобы компенсировать нанесенный мною ущерб? В каких-то конкретных случаях мы сразу же ощущаем готовность возместить ущерб, как только внесем чье-то имя в список. Но иногда ощутить такую готовность непросто. Очень редко бывает, что у нас нет каких-то, хотя бы незначительных, денежных долгов – либо мы украли у кого-то, либо кто-то дал нам деньги в долг, да мы его не вернули, либо одолжили на работе или взяли ссуду. Мы знаем, что возместить ущерб – это значит расстаться деньгами расстаться с деньгами, которые мы бы хотели сохранить для себя. Может пройти какое-то время, пока мы по достоинству оценим совершенную внутреннюю свободу, которая приходит к нам после уплаты таких долгов, и может быть поэтому мы не сразу достигаем готовности оплатить такие долги. Мы можем попросить помощи у нашей Высшей Силы, попросить ее дать нам готовность вернуть эти долги. Есть ли у меня финансовые долги, которые мне не хотелось бы возвращать? На что была бы похожа моя жизнь, если бы у меня этих долгов уже не было?
Какие-то долги у нас могут быть перед людьми, которые в свою очередь причинили вред нам самим. Быть готовыми возвращать такие долги нам обычно труднее всего. Каждый раз, когда мы думаем об этих долгах, мы так сердимся, вспоминая, что именно они сделали НАМ, и мы совсем забываем об искуплении своей вины. Но наше выздоровление напоминает нам о следовании духовному принципу прощения. Через молитвы или с какой-то другой помощью нам нужно добиться этого, мы можем найти это в себе и простить людей, которые тоже причинили нам зло. Есть ли за мной долги к людям, которые тоже причинили мне зло? Что я сделал для того, чтобы решиться отдать эти долги? В нашем списке могут быть и такие долги, возвращение которых мы даже себе и представить не можем. Может быть мы настолько не готовы, что даже не хотим попытаться молиться о готовности; мы не можем представить себя сочувствующими этим людям, перед которыми у нас есть долги. В таком случае нам просто следует оставить эти долги в нашем списке. Мы не обязаны возместить весь причиненный нами ущерб в один день или в какой-то определенный срок. Может пройти какое-то время, пока мы соберемся возместить тот или иной ущерб. Каждый раз, глядя на список Восьмого Шага, нам следует спрашивать себя, готовы ли мы отдать именно этот долг. Если нет, то мы можем вернуться к нему позже. Духовные принципы В Восьмом Шаге мы остановимся на честности, мужестве, готовности и сострадании. Чтобы соблюдать принцип честности в Восьмом Шаге, нам следует обратиться к своему опыту предыдущих шагов. Мы признали суть нашей проблемы – зависимость, обозначив ее решение. Это был акт честности. Мы исследовали себя и проделали бесстрашный самоанализ – такое действие закалило обретенную нами честность. Извлечение природы наших ошибок заблуждений из структуры нашей личности углубило нашу эту честность. Так у нас появился опыт самопознания и мы обнаружили, что мы состоим из того же, из чего и другие. Именно к такой честности нам следует обратиться в Восьмом Шаге. Нам нужно забыть о чувствах чувстве обиды, обвинениях, перестать считать себя невинными жертвами и оправдывать себя за причиненное другим зло. Нам нужно просто перечислить все это на листе бумаги! Насколько существенно определение истинной природы моих ошибок заблуждений для Восьмого Шага? Почему это так необходимо ясно осознавать свою ответственность? Принцип мужества в Восьмом Шаге заключается в том, чтобы поручить себя заботе Бога. Мы не можем ограничить наш список только теми долгами, которые, по нашему мнению, можно отдать по-доброму легко отдать. Нам нужно верить, что наша Высшая Сила дарует нам стойкость, смиренность смирение, внутренние силы и все то, что нам понадобится для прохождения через эту процедуру возмещения ущерба. Если нам нужно встретиться с кем-то, но мы боимся своих чувств при этой встрече, или нам нужно признать последствия какого-то проступка, за который нас разыскивают, то с помощью нашей Высшей Силы мы все это преодолеем. Какие есть примеры моего проявления у меня есть примеры проявления мужества в на предыдущих шагах? Как я перенесу тот свой я могу перенести тот опыт в Восьмой Шаг? Мы уже много говорили о готовности в этом шаге, особенно о сознательной готовности возместить ущерб. Но нам еще нужна и определенная готовность сделать этот шаг, а это не то же самое, что отдать долги. Прежде всего, мы должны быть готовы составить наш список. Не имеет значения, что именно мы чувствуем, добавляя в список то или иное имя, но нам нужно быть готовыми сделать это. Нам также нужно быть готовыми следовать другим духовным принципам, связанным с этим шагом. Есть ли еще какие-то имена, которые я все еще не внес в свой список? Готов ли я сделать это сейчас? Я никого не пропустил в своем своем списке? На этой стадии выздоровления становится возможным относиться к кому-то с состраданием. Пока мы не завершили работу над предыдущими шагами, думать о других нам мешали обиды, чувства вины или жалости к себе. И лишь сумев посмотреть на себя, как на обычное человеческое создание, мы начинаем замечать, что и другие тоже поступают в высшей степени человечно. Мы знаем, что временами мы сами в себе сомневаемся и чувствуем свою незащищенность, но ведь и другие чувствуют то же самое. Мы знаем, что мы готовы высказаться, не подумав, – так же, как и другие. Мы понимаем, что другие сожалеют об этом так же, как и мы. Мы знаем, что нам свойственно неправильно оценивать ситуацию и соответственно неверно неверно на нее реагировать. В результате, когда мы видим, что кто-то сегодня в своем поведении проявляет какой-то недостаток своего характера, то мы скорее сочувствуем ему, чем ощущаем досаду или раздражение, потому что мы знаем, что заставило его поступить именно так. Наши сердца смягчаются, когда мы думаем о том, что у нас те же, что и у других, мечты, страхи, увлечения или промахи. Начинаю ли я ощущать свое родство с другими людьми? Описать. Идем дальше Обсуждение каждого, даже мелкого проступка из нашего списка – вещь естественная. И не имеет значения, как долго мы остаемся чистыми или как мало у нас опыта в деле возмещения ущерба. Любой из нас может неверно оценить ситуацию, работая в одиночку, но мы часто обнаруживаем, что мы можем видеть вещи более отчетливо, если посмотрим на ситуацию с другой стороны. Нам необходимо понимание наших спонсоров. Нам необходима нужна поддержка наших спонсоров. Нам необходима проницательность и надежда наших спонсоров. Удивительно, как простая дискуссия с нашим спонсором может помочь нам открыть в себе недюжинные силы, которые живут в каждом из нас. Когда мы очистимся от помрачающих наш ум влияний и проявим истинное смирение, спокойствие и прощение, тогда мы будем готовы к Девятому Шагу. Шаг 9 Мы напрямую возместили ущерб тем людям, кому это было возможно, за исключением тех случаев, когда это могло навредить им или другим людям” Как моя работа над предыдущими восьмью шагами подготовила меня к Девятому Шагу? Возмещение ущерба Что значит “загладить вину”, “возместить ущерб”? Страхи и ожидания Какие у меня есть страхи относительно возмещения ущерба? Не боюсь ли я, что кто-нибудь попытается отомстить мне или отвергнет меня? Не важно, как долго мы остаемся чистыми или сколько раз мы проходили шаги, но мы непременно ощущаем какой-то страх в ожидании начала нового шага. И это особенно явно, если у нас уже есть какой-то опыт с этим шагом. Девятый Шаг, в частности, может обусловить появление как бы полярно противоположных чувств. Например, многие из нас в этой связи начнут думать о своем прошлом опыте возмещения ущерба. У кого-то, наверное, он был очень положительным. Когда мы искупали вину перед своими возлюбленными, которые открыто воспринимали наш жест примирения, то у нас в результате оставалось чудесное чувство надежды и благодарности (признательности). И в нас жила надежда на то, что наши отношения сохранятся и улучшатся, и мы были благодарны за прощение и за то, что наши извинения были приняты. Какие еще страхи у меня связаны с предстоящим возмещением ущерба? Возмещение ущерба – прямое и косвенное Какие имена из моего списка Восьмого Шага относятся к таким вот сомнительным обстоятельствам? В чем специфика этих обстоятельств? Проблема, представляющая трудность для многих из нас, состоит в том, что за нами есть такие грехи, из-за которых мы можем потерять работу, попасть в тюрьму или понести какую-то другую ответственность. Например, если мы сами сдадимся и признаемся в совершении какого-то преступления, то нам действительно придется отправиться в тюрьму. Как это повлияет на нашу жизнь? Мы потеряем работу? Скомпрометирует ли это кого-то еще кроме нас самих, скажем, нашу семью? С другой стороны, если мы нарушили закон, как может неожиданный арест повлиять на нашу жизнь и на нашу семью? Наверное, самое лучшее в такой ситуации – это обратиться к юристу и прояснить наше право выбора. Неважно, каким образом, но нам нужно как-то признать последствия свего поведения, хотя нам не следует забывать, что именно к нашей семье могут относиться слова “за исключением тех случаев, когда это могло повредить нам самим или кому-либо другому. Мы обязаны исследовать эти ситуации весьма тщательно. Под руководством нашего спонсора мы найдем способ, как именно возместить ущерб. Есть ли за мной что-то такое, что может иметь серьезные последствия, если я начну возмещать ущерб? Что именно? Другой случай, когда мы не в состоянии напрямую возместить ущерб, но не по причине последующей юридической ответственности: человека, которому мы должны, уже нет в живых. Это бывает очень часто в АН, настолько часто, что наши товарищи разработали ряд способов, как быть в таких случаях. Наши товарищи даже сумели убедиться, что возмещение ущерба в таких случаях имеет гораздо больший эффект, чем освобождение от собственного чувства стыда. Кто-то делал финансовые пожертвования от имени того человека, кому был должен. Кто-то принимал участие в деле, о котором тот человек беспокоился. Некоторые передавали причитающееся детям того человека, которые, впрочем, и так могли оказаться в нашем списке Восьмого Шага. Способы, какими мы можем уладить подобную ситуацию, зависят только лишь от нашего воображения и уровня нашей готовности. Мы можем быть удивлены, насколько эффективным может оказаться “косвенное” возмещение вреда в ситуациях, подобных этой. Многие из нас стремятся сделать это возмещение вреда максимально непосредственным, приходя на могилу этого человека или в какое-то другое памятное место и зачитывая там письмо или просто словесно обращаясь к памяти этого человека. К тому же наше реагирование в этих ситуациях может определяться природой причиненного нами ущерба, нашими представлениями о духовности и, конечно, наставлениями нашего спонсора.
Воспользуйтесь поиском по сайту: ©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...
|