Метод идеальной точки (критерий равномерного сжатия соответствует принципу Сэвиджа)
Стр 1 из 2Следующая ⇒ Зачетное задание
Направление подготовки: 38.06.01 − Экономика (профиль Математические и инструментальные методы экономики)
Выполнил: Борисенко Никита Дмитриевич Группа: ДАММ-101 Проверил: к.э.н., доцент
Москва – 2017
При решении задач положим N = 2 (номер в списке группы). Задание 1 Пусть фирма имеет возможность реализовывать свои товары на 4-х различных рынках (альтернативы А1, А2, А3, А4). При этом ставятся одновременно следующие цели: минимизация затрат на рекламу, завоевание максимальной доли рынка и максимальный объем продаж в течение планируемого периода. Исходные данные приведены в таблице. Исходные данные многокритериальной задачи (пример)
Требуется определить оптимальные альтернативы всеми известными методами принятия решений в условиях полной определенности. В задаче рассматриваются три критерия, потому будем применять многокритериальные методы выбора. Значения критериев даны в различных единицах измерения, приведем их к безразмерному виду:
, , , , , , , , , , , .
Так как критерий минимизируется, то для того, чтобы все критерии стремились к максимуму, умножим безразмерные величины критерия на (-1).
Метод равномерной оптимальности
Следовательно, согласно принципу равномерной оптимальности, предприятию выгоднее работать на рынке А1. Метод справедливого компромисса Чтобы воспользоваться данным методом, избавимся от отрицательности критерия , добавив константу 1, равную наибольшему по модулю отрицательному значению критерия. Тогда новые значения первого критерия будут равны:
; ; ; .
Тогда получим
.
Результат получился аналогичный предыдущему, а именно выгоднее работать на рынке А1. Метод свертывания критериев Сначала положим следующие значения весовых коэффициентов: Тогда функции свертки будут равны:
При таком значении коэффициентов значимости критериев выгоднее работать на рынке A1 Если положить , то получим:
Таким образом, если приоритет отдается доле рынка (), то фирме имеет смысл работать на рынкеА3. Если же фирма находится в затруднительном положении с точки зрения средств, выделяемых на рекламу. Другими словами, для нее в данный момент самым важным является минимизация затрат на рекламу, то коэффициенты значимости могут быть выбраны такие: ; . Следовательно, в такой ситуации лучше всего работать на рынке А2.
Если задать весовые коэффициенты , то
При таких значениях весовых коэффициентов выгоднее работать на рынке А1. Приведем два последних варианта решений в следующей таблице:
Метод главного критерия Пусть главный критерий f1 – затраты на рекламу, а остальные критерии выступают в роли ограничений, причем доля рынка должна быть не меньше 45 %, а объем продаж не меньше 85 тыс. ден. ед. Тогда минимальное значение главного критерия f1 равно 5 тыс. ден. ед. и соответствует альтернативе А2. С учетом ограничения на долю рынка следует выбрать альтернативу A4. Но, так как еще требуется, чтобы объем продаж был не меньше 85 тыс. ден. ед., то наилучшей альтернативой в этом случае будет рынок A1. f1 – главный критерий ,f2 45 %, f3 85тыс. ден. ед.
Метод идеальной точки (критерий равномерного сжатия соответствует принципу Сэвиджа) Определим сначала максимальные значения критериев. А именно ; ; . Матрица отклонений значений критериев от наилучших значений имеет вид: .
Максимальные отклонения по каждой из 4-х альтернатив имеют следующие значения: 0,5; 1; 1; 0,7. Выберем минимальное из этих отклонений: .
Минимальное значение 0,5 соответствует альтернативе A1 – следовательно, используя данный метод, получим решение, которое рекомендует фирме планировать работу на рынке A1. Задание 2
Воспользуйтесь поиском по сайту: ©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...
|