Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Метод идеальной точки (критерий равномерного сжатия соответствует принципу Сэвиджа)




Зачетное задание

 

Направление подготовки: 38.06.01 − Экономика

(профиль Математические и инструментальные методы экономики)

 

 

Выполнил: Борисенко Никита

Дмитриевич

Группа: ДАММ-101

Проверил: к.э.н., доцент
Харитонов С.В.

 

 

Москва – 2017

 

При решении задач положим N = 2 (номер в списке группы).

Задание 1

Пусть фирма имеет возможность реализовывать свои товары на 4-х различных рынках (альтернативы А1, А2, А3, А4). При этом ставятся одновременно следующие цели: минимизация затрат на рекламу, завоевание максимальной доли рынка и максимальный объем продаж в течение планируемого периода. Исходные данные приведены в таблице.

Исходные данные многокритериальной задачи (пример)

Альтернативы, рынки Цели (критерии)
затраты на рекламу, тыс.ден.ед., f 1 доля рынка, %, f 2 объем продаж, тыс.ден.ед., f 3
А1      
А2      
А3      
А4      

 

Требуется определить оптимальные альтернативы всеми известными методами принятия решений в условиях полной определенности.

В задаче рассматриваются три критерия, потому будем применять многокритериальные методы выбора.

Значения критериев даны в различных единицах измерения, приведем их к безразмерному виду:

 

 

, , ,

, , ,

, , ,

, , .

 

Так как критерий минимизируется, то для того, чтобы все критерии стремились к максимуму, умножим безразмерные величины критерия на (-1).

Альтернативы Цели (критерии)
f 1 f 2 f 3
А1 -0,5 0,5  
А2     0,5
А3 -1    
А4 -0,25 0,5 0,3

 

Метод равномерной оптимальности

 

 

Альтернативы Цели (критерии) Критерий
f 1 f 2 f 3
А1 -0,5 0,5   -0,5 + 0,5 + 1 = 1
А2     0,5 0,5
А3 -1      
А4 -0,25 0,5 0,3 -0,25 + 0,5 + 0,3 = 0,55

 

Следовательно, согласно принципу равномерной оптимальности, предприятию выгоднее работать на рынке А1.

Метод справедливого компромисса

Чтобы воспользоваться данным методом, избавимся от отрицательности критерия , добавив константу 1, равную наибольшему по модулю отрицательному значению критерия. Тогда новые значения первого критерия будут равны:

 

; ; ; .

 

Тогда получим

 

.

 

 

Альтернативы Цели (критерии) Критерий
f 1 f 2 f 3
А1 -0,5 + 1 = 0,5 0,5   0,5 * 0,5 *1 = 0,25
А2 0 + 1 = 1   0,5 1 * 0 * 0,5 = 0
А3 -1 + 1 = 0      
А4 -0,25 + 1 = 0,75 0,5 0,3 0,75 * 0,5 * 0,3 = 0,1125

 

Результат получился аналогичный предыдущему, а именно выгоднее работать на рынке А1.

Метод свертывания критериев

Сначала положим следующие значения весовых коэффициентов:
.

Тогда функции свертки будут равны:

 

 

 

Альтерна-тивы Цели (критерии) Критерий
f 1 f 2 f 3
А1 -0,5 0,5   -0,5 * 0,2 + 0,5 * 0,3 + 1 * 0,5 = 0,55
А2     0,5 0 * 0,2 + 0 * 0,3 + 0,5 * 0,5 = 0,25
А3 -1     -1 * 0,2 + 1 * 0,3 + 0 * 0,5 = 0,1
А4 -0,25 0,5 0,3 -0,25 * 0,2 + 0,5 * 0,3 + 0,3 * 0,5 = 0,25

 

При таком значении коэффициентов значимости критериев выгоднее работать на рынке A1

Если положить , то получим:

 

 

 

Альтер-нативы Цели (критерии) Критерий
f 1 f 2 f 3
А1 -0,5 0,5   -0,5 * 0,1 + 0,5 * 0,7 + 1 * 0,2 = 0,5
А2     0,5 0 * 0,1 + 0 * 0,7 + 0,5 * 0,2 = 0,1
А3 -1     -1 * 0,1 + 1 * 0,7 + 0 * 0,2 = 0,6
А4 -0,25 0,5 0,3 -0,25 * 0,1 + 0,5 * 0,7 + 0,3 * 0,2 = 0,385

 

Таким образом, если приоритет отдается доле рынка (), то фирме имеет смысл работать на рынкеА3.

Если же фирма находится в затруднительном положении с точки зрения средств, выделяемых на рекламу. Другими словами, для нее в данный момент самым важным является минимизация затрат на рекламу, то коэффициенты значимости могут быть выбраны такие: ; .

Следовательно, в такой ситуации лучше всего работать на рынке А2.

Если задать весовые коэффициенты , то

 

При таких значениях весовых коэффициентов выгоднее работать на рынке А1.

Приведем два последних варианта решений в следующей таблице:

 

Альтернативы Цели (критерии) Критерий  
 
f 1 f 2 f 3  
А1 -0,5 0,5   -0,25 0,35  
А2     0,5 0,05 0,15  
А3 -1     -0,7 0,1  
А4 -0,25 0,5 0,3 -0,12 0,215  

Метод главного критерия

Пусть главный критерий f1 – затраты на рекламу, а остальные критерии выступают в роли ограничений, причем доля рынка должна быть не меньше 45 %, а объем продаж не меньше 85 тыс. ден. ед.

Тогда минимальное значение главного критерия f1 равно 5 тыс. ден. ед. и соответствует альтернативе А2. С учетом ограничения на долю рынка следует выбрать альтернативу A4. Но, так как еще требуется, чтобы объем продаж был не меньше 85 тыс. ден. ед., то наилучшей альтернативой в этом случае будет рынок A1.

f1 – главный критерий ,f2 45 %, f3 85тыс. ден. ед.

 

Альтернативы, рынки Цели (критерии)
затраты на рекламу, тыс. ден. ед., f1 доля рынка, %, f2 объем продаж, тыс. ден. ед., f3
А1      
А2 5=min    
А3      
А4      

Метод идеальной точки (критерий равномерного сжатия соответствует принципу Сэвиджа)

Определим сначала максимальные значения критериев. А именно ; ; . Матрица отклонений значений критериев от наилучших значений имеет вид:

.

 

Максимальные отклонения по каждой из 4-х альтернатив имеют следующие значения: 0,5; 1; 1; 0,7. Выберем минимальное из этих отклонений:

.

 

  Цели (критерии) Отклонения от max Max отклонения
f1 f2 f3
А1 -0,5 0,5 1= 0 – (-0,5) = 0,5 1 – 0,5 = 0,5 1 – 1 = 0 0,5 = min
А2 0 =   0,5   1 – 0 = 1 1 – 0,5 = 0,5  
А3 -1 1=   0 – (-1) = 1 1 – 1 = 0 1 – 0 = 1  
А4 -0,25 0,5 0,3 0 – (-0,25) = 0,25 1 – 0,5 = 0,5 1 – 0,3 = 0,7 0,7

 

Минимальное значение 0,5 соответствует альтернативе A1 – следовательно, используя данный метод, получим решение, которое рекомендует фирме планировать работу на рынке A1.

Задание 2

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...