Цель (и) программы формирования данной компетенции у студентов вуза при освоении ООП ВПО
МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ РФ
Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение
Высшего профессионального образования
«УДМУРТСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ УНИВЕРСИТЕТ»
Факультет социологии и философии
ПАСПОРТ И ПРОГРАММА ФОРМИРОВАНИЯ
обязательной общекультурной компетенции:
«ОК-1 – способность использовать основы философских знаний
для формирования мировоззренческой позиции»
При освоении ООП ВПО, реализующей ФГОС ВПО
Направление подготовки
Профиль подготовки
Степень выпускника БАКАЛАВР
Нормативный срок обучения 4 года
Ижевск 2015
ПАСПОРТ (ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА) КОМПЕТЕНЦИИ
1.1. Определение, содержание и основные сущностные характеристики компетенции
Под компетенцией ОК-1 –«способность использовать основы философских знаний для формирования мировоззренческой позиции» понимается овладение содержанием основных философских систем, предъявляющих трансформацию, как фундаментальных принципов, так и методов философствования в современных условиях производства знания и мышления. Формирование такой компетенции направлено на достижение учащимися необходимого для получения и применения знаний и умений уровня развития мыслительных способностей; на освоение методов оперирования философской, научной и иной информацией; на обеспечение полноты, точности, глубины, быстроты восприятия информации для последовательной оценки различных сторон и явлений общественной жизни.
Место и значимость данной компетенции в совокупном ожидаемом результате образования выпускника вуза по завершении освоения компетентностно-ориентированной ООП ВПО по направлению подготовки
Компетенция ОК-1 является универсальной. Овладение ею обусловливает формирование других компетенций общекультурного и профессионального циклов, направленных как на развитие когнитивных навыков, так и на инструментальное применение этих навыков для решения задачи познавательного, исследовательского и прикладного профессионального характера в различных областях деятельности.
Принятая структура компетенции
Бакалавр должен
Знать: содержание основных философских систем, предъявляющих мировоззренческую трансформацию, как фундаментальных принципов, так и методов философствования в условиях производства знания и мышления.
Уметь: ориентироваться в современной научной литературе по основным проблемам философии; применять теоретические знания, полученные в процессе изучения курса к анализу современных концепций в области изучения научных и философских текстов; вести дискуссию по темам курса.
Владеть: навыками обобщения и логического изложения изучаемого материала; устным и письменным реферированием философской литературы.
Планируемые уровни сформированности компетенции
У студентов вуза
| Уровни сформированности компетенции
| Структура компетенции
| Основные
признаки уровня
(дескрипторы)
|
|
|
|
|
| Пороговый уровень(как обязательный для всех студентов-выпускников вуза по завершении освоения ООП ВПО)
| Знает:
1. основные разделы современного философского знания, философские проблемы и методы их исследования;
2. содержание основных этапов развития как западной, так и отечественной философской мысли;
3. основные философские проблемы в контексте различных исторических типов и авторских подходов, транслирующих различные мировоззренческие позиции
|
- формулирует специфику предмета философии, взаимосвязь философии с другими областями культуры/знания;
- перечисляет и анализирует основные этапы развития философии, её специфику в различных цивилизациях и в различные исторические эпохи.
- распознает проблематику философии, соприкасающуюся со сферой будущей профессиональной деятельности; особенности различных видов познавательной деятельности.
|
| | Умеет:
1. раскрыть смысл выдвигаемых идей;
2. представить рассматриваемые философские проблемы в развитии;
3. провести сравнение различных философских концепций по конкретной проблеме
4. анализировать и оценивать информацию, относящуюся к философской проблематике
|
- интерпретирует философские тексты;
- определяет и классифицирует учения философов по основным направлениям в философии;
- воспроизводит сущность основных философских терминов, идей и учений, направлений в философии;
- выступает с докладами по философской проблематике, а также пишет реферативные работы по истории и теории философии.
|
| | Владеет:
1. навыками работы с философскими источниками и критической литературой;
2. приемами поиска, систематизации и свободного изложения философского материала и методами сравнения философских идей, концепций и эпох;
3.Приемами алгоритмизации своей познавательной деятельности
|
- демонстрирует навыками публичной речи, аргументации, ведения дискуссии и полемики;
- применяет наиболее распространённую философскую терминологию и навыками её точного использования в устной и письменной речи;
- определяет структуру и выстраивает последовательность этапов своей познавательной деятельности.
|
| Повышенные уровни (относительно порогового уровня) (повышенные уровни могут быть: 1) по одному основному признаку, 2) по всем признакам, 3) по нескольким признакам)
| Знает:
1. основные направления и проблематику современной философии;
2. содержание основных современных философских концептов и конструктов;
3. актуальные проблемы онтологии, социальной философии, философии познания, философской антропологии.
|
- воспроизводит и сопоставляет основные этапы развития современной философии, специфику различных современных типов философствования;
- критически анализирует особенности мыслительных философских построений;
- выявляет проблематику основных разделов философского знания, а также проблематику философии, соприкасающуюся со сферой будущей профессиональной деятельности.
|
| | Умеет:
1. отметить практическую ценность определенных философских положений и выявить основания на которых строится философская концепция или система;
2. понимать и интерпретировать философские тексты;
3. самостоятельно анализировать и оценивать информацию, относящуюся к философской проблематике, планировать и осуществлять свою деятельность с учетом этого анализа.
|
- выводит практические следствия из философских теорий для анализа современного состояния науки и общества, а также проблем, стоящих перед человеком;
- выступает в дискуссии по философской проблематике с аргументированной защитой отстаиваемой позиции,
- аргументировано излагает результаты познавательной и исследовательской деятельности в виде реферативных работ по истории и теории философии.
|
|
| Владеет:
1. навыками выражения и обоснования собственной позиции относительно современных социо-гуманитарных проблем и конкретных философских позиций;
2. навыками работы с оригинальными и адаптированными философскими текстами через введение в круг философских проблем, связанных с областью будущей профессиональной деятельности;
3. навыками рассуждений и определения собственной позиции по решению важнейших вопросов философии.
|
- письменно аргументировано излагает собственную точку зрения;
- определяет значимость, актуальность и своевременность философских построений для решения тех или иных исследовательских и профессиональных задач;
- применяет в публичной речи четко выстроенную аргументацию, вступая в дискуссии и полемики по основным философским проблемам.
|
ПРОГРАММА ФОРМИРОВАНИЯ У СТУДЕНТОВ ВУЗА ОБЯЗАТЕЛЬНОЙ общекультурной компетенции: ОК1- способность использовать основы философских знаний для формирования мировоззренческой позиции при освоении ООП ВПО
Цель (и) программы формирования данной компетенции у студентов вуза при освоении ООП ВПО
основной целью программы формирования данной компетенции у студентов вуза при освоении ООП ВПО является подготовка выпускника к разнообразным видам познавательной, исследовательской и прикладной деятельности, направленной на решение задач в различных жизненных и профессиональных ситуациях.
2.2. Необходимое содержание образования для обеспечения формирования у студентов вуза данной компетенции.
Воспользуйтесь поиском по сайту: