Основные этапы подготовки дипломных работ
Дипломные работы выполняются на основе изучения и анализа материалов учебной и научной литературы (учебников, учебных пособий, монографий, периодических изданий, в том числе и на иностранных языках, нормативной литературы и т.д.), документальных материалов по избранной теме, а также фактов и статистических материалов, полученных из личного опыта работы, проведенных экспериментов, наблюдений и т.п. Первым этапом [3] подготовки дипломной работы является выбор ее темы. При выборе темы необходимо учитывать: – актуальность (научную и практическую ценность, уровень разработки); – личный опыт практической деятельности (особенно для студентов заочной формы обучения), интерес к той или иной проблеме, необходимость расширения диапазона своих знаний и профессионального уровня с учетом будущей служебной деятельности; – возможность подбора необходимого материала и проведения исследования в целом, наличие статистических данных; – возможность последующего более глубокого исследования проблемы, например, при подготовке кандидатской диссертации. После выбора темы, ее осмысления и уяснения целевой установки дипломной работы определяются (с помощью научного руководителя) объект, предмет и границы исследования, тем самым устанавливаются объем и масштаб «поисковой» деятельности. На втором этапе производится сбор, накопление и изучение научной и учебной литературы, нормативных документов, материалов, опубликованных в периодической печати, и т.п. Главной целью этого этапа является научно-информационная деятельность студента, то есть составление библиографии, целенаправленный подбор соответствующего материала и его глубокое изучение. Для этого необходимо владеть знаниями современной библиографии и иметь навыки:
– работы с указателями, каталогами, обзорами и т.д.; – использования справочных систем типа «Гарант», «Консультант» – поиска информации в ведомственной сети ФТС России и сети Интернет; – работы с научной и учебной книгой (литературой). Поиск необходимой информации целесообразно вести по нескольким направлениям путем ознакомления: – с нормативно-правовыми документами; – со справочной литературой (энциклопедиями, справочниками, словарями и т.п.); – с основными фундаментальными источниками по теме дипломной работы (монографиями, учебниками, реферативными и периодическими научными изданиями по теме и т.д.); – с каталогами-указателями источников, имеющихся в библиотеке Академии и других библиотеках. Для сбора фактического материала необходимо максимально эффективно использовать все виды проводимых практик. Во время преддипломной практики следует активно вести подбор статистических данных, характеризующих современное состояние рассматриваемой (исследуемой) В зависимости от объема изучаемого источника и ценности его отдельных положений для исследователя используются разные формы записи, а иногда одновременно две-три. Цитирование используется, когда необходимо точно воспроизвести определение какого-то понятия, процесса или явления, подкрепить или обосновать собственное утверждение, а также выразить критическое замечание в адрес автора. Тезисыдают возможность лаконично изложить главные положения публикации в той последовательности, в которой они представлены в подлиннике. Требования лаконичности и точности изложения авторской мысли делают эту форму записи довольно сложной. Конспектпредставляет собой изложение публикации с описанием фактического материала, с его аргументацией, доказательствами, с анализом, обобщениями, выводами и подразделением текста на пункты и подпункты под их названиями. Такой конспект включает в себя цитаты и тезисы, а также может иметь таблицы, графики и рисунки.
Алгоритм поиска конкретного источника информации в каталогах библиотеки и практические советы по самостоятельной работе с научной и учебной литературой подробно изложены в методических рекомендациях «Самостоятельная работа слушателей», рекомендации по поиску информации в сети Интернет – в методическом пособии «Введение в Интернет». Данные пособия изданы в Академии и находятся в библиотеке. После изучения научной и учебной литературы, других источников информации необходимо обобщить и систематизировать собранный фактический материал, дать ему объективную оценку и интерпретацию, сформулировать рабочую гипотезу по теме исследования, а затем разработать развернутый план дипломной работы с указанием глав и параграфов. Гипотеза – это система предположений и допущений, истинность которых нуждается в проверке и подтверждении. Формулируя гипотезу, студент должен выявить противоречия в исследуемой проблеме и определить основное направление исследования. Правильно сформулированная гипотеза, как правило, предположительно указывает пути решения проблемы, определяет методы исследования, характер и объем необходимого и достаточного фактического материала и устанавливает определенный аспект в разработке проблемы. Гипотеза, направляя ход исследования, может уточняться (совершенствоваться) в процессе его проведения. Она проверяется в ходе выполнения моделирования и проведения эксперимента, сопоставляется с имеющимся практическим опытом, статистическими материалами и данными науки и либо подтверждается как верная, либо опровергается как несостоятельная. Приступая к изложению материалов исследования, студенту необходимо помнить, что дипломная работа должна иметь четкую, органичную структуру, которая включает в себя титульный лист, задание на выполнение дипломной работы, оглавление, введение, основную часть, заключение, список использованных источников и приложения. Объем дипломной работы должен составлять 75–85 страниц машинописного текста (без учета иллюстраций и приложений).
Во введениидипломной работы (3–4 страницы) излагается решаемая проблема и обосновывается актуальность темы, раскрываются ее научная и практическая значимость для таможенной деятельности, наличие законодательной базы, степень научной разработки и освещения в литературе, дается краткий перечень предшествующих работ, излагаются цели, задачи и замысел исследования, уточняются объект и предмет исследования, приводится перечень организаций и таможенных органов, на базе которых было проведено исследование. В основной части, состоящей из двух-трех глав, излагаются главные аспекты содержания дипломной работы. В первой главе, как правило, приводится обзор отечественной и зарубежной литературы по разрабатываемой проблеме, раскрываются основные понятия и сущность изучаемого вопроса, дается характеристика исследуемого объекта и проводится анализ реального состояния проблемы на примере работы таможенных органов, обосновываются цели и задачи дипломной работы, предлагаются современные подходы и пути решения исследуемой проблемы. Объем первой главы не должен быть более 30% всей работы. Вторая и последующие главы содержат описание и результаты самостоятельного теоретического и экспериментального исследования. В них в соответствии с государственными образовательными стандартами специальностей «Экономика и управление на предприятии (таможне)» и «Таможенное дело» приводятся исходные данные, последовательность проводимых расчетов, в том числе с использованием ЭВМ, излагаются результаты решения всей поставленной задачи. Широко представляется табличный и графический материал, характеризующий соответствие теоретических и экспериментальных данных результатам практики. Объем этой части, как правило, составляет около 60% от общего объема работы. Если в работе расчеты и моделирование выполнялись с использованием ЭВМ, то в тексте приводятся их основные результаты и анализ, а в приложения включаются формульные зависимости, блок-схема алгоритмов, идентификаторы и распечатка программы ЭВМ.
Необходимо, чтобы все главы и параграфы были соразмерны друг другу как по структурному делению, так и по объему. В конце каждой главы целесообразно сделать краткие выводы из предшествующего изложения, хотя это требование не является обязательным. Заключение(2–3 страницы) представляет собой изложение основных результатов работы в виде выводов и рекомендаций. В нем автор подводит итоги исследования в соответствии с выдвинутыми во введении целями и задачами работы, делает теоретические обобщения, выводы и дает практические рекомендации по использованию полученных результатов в работе таможенных органов. Прикладное значение дипломной работы подтверждается справкой о внедрении результатов исследований, проведенных слушателем (приложение 8). Данная справка является одним из приложений к дипломной работе. Важнейшее требование к заключению – его краткость и обстоятельность; в нем не следует повторять содержание введения и основной части работы. Процесс написания дипломной работы может быть различным. Положительной стороной первого варианта является возможность оперативного внесения необходимых изменений в структуру отдельных частей и содержание дипломной работы в целом до ее тщательного редактирования, без дополнительных затрат на исправление материала, который впоследствии может оказаться ненужным. При подготовке дипломной работы рекомендуется использовать различные методы моделирования, постановку и проведение экспериментов, широкое применение средств вычислительной техники. Необходимо, чтобы работа носила творческий, исследовательский характер, в обязательном порядке содержала ссылки на использованные источники информации. Освещение опыта практической деятельности таможенных организаций должно быть выполнено в органичном единстве с анализом общественно-политических и социально-экономических проблем российского общества. Главы и параграфы дипломной работы должны быть связаны единой логикой и продуманной последовательностью изложения рассматриваемой проблемы. Материал работы не следует излишне перегружать иностранными словами и сложно построенными предложениями, в то же время нужно избегать чрезмерно кратких, слабо связанных между собой фраз, допускающих двойное толкование, и т.п. Необходимо добиться лаконичности и четкости формулировок, точности определений, литературной формы изложения. В то же время работа не должна носить характер справки или доклада.
Не рекомендуется вести изложение материала работы от первого лица единственного числа: «я наблюдал», «я считаю», «разработанный мною метод», «по моему мнению» и т.п. Корректнее использовать местоимение «мы», но желательно обойтись и без него. Допускаются обороты с сохранением первого лица множественного лица, в которых исключается местоимение «мы», то есть фразы строятся с употреблением слов «наблюдаем», «устанавливаем», «имеем». Можно использовать выражения: «на наш взгляд», «по нашему мнению», однако предпочтительнее писать «по мнению автора» (дипломной работы) или выражать ту же мысль в безличной форме: «изучение опыта работы структурных подразделений таможенных органов свидетельствует о том, что», «на основе выполненного анализа можно утверждать...», «проведенные исследования подтвердили...» и т.п. Ссылаясь в тексте на графики, диаграммы или таблицы, следует пользоваться словами «приведены», «показаны», «изображены», «построены». Например: «Динамика оснащения подразделений таможенных органов современными вычислительными средствами (ЭВМ) приведена...» или «Уровень владения сотрудниками таможенного поста современными техническими средствами таможенного контроля (рис. 1) характеризуется...». В дипломной работе важно добиться единства стиля изложения, обеспечить орфографическую, синтаксическую и стилистическую грамотность. Типичными ошибками, допускаемыми при выполнении дипломных работ, являются: – недостаточное обоснование актуальности исследуемой проблемы и слабый анализ ее состояния; – использование устаревших статистических данных; – слабая расчетная часть и недостаточное использование при их проведении средств вычислительной техники; – отсутствие в работе иллюстративного материала; – поверхностные выводы по ходу работы, а также в заключении; – нечеткое изложение, а порой отсутствие предложений и рекомендаций по практическому использованию полученных результатов; – отсутствие ссылок в тексте работы на использованные источники; – превышение установленных объемов текстового материала; – нарушение требований к оформлению работы. Курсовая работа
Курсовая работа – самостоятельная учебная работа, носящая преимущественно исследовательский характер и выполняемая по основным общепрофессиональным и специальным дисциплинам учебного плана. Цель курсовой работы – обучение студентов самостоятельному применению полученных в процессе изучения учебной дисциплины знаний для решения практических задач, проведению анализа, обобщению и систематизации материалов специальной литературы и статистических данных, а также проведению исследований теоретических и практических проблем. Выполнение курсовой работы способствует развитию у студентов навыков самостоятельного творческого мышления, овладению методами современных научных исследований, углубленному изучению заданной темы, направления или раздела учебной дисциплины (включая изучение литературы и иных источников). В ходе подготовки курсовой работы студентам необходимо обратить внимание на новые, актуальные идеи, изложенные в современной научной литературе, нормативно-правовых материалах Правительства, ФТС и других источниках, и, по возможности, изложить самостоятельное видение исследуемой проблемы, сформулировать предложения и рекомендации по ее решению. Курсовую работу следует готовить по одному-двум вопросам, ответы на которые должны быть взаимосвязаны и глубоко обоснованы. При этом нужно иметь в виду, что в дальнейшем материалы курсовой работы целесообразно использовать при подготовке дипломной работы. Тематика курсовых работ разрабатывается ведущими преподавателями в соответствии с основным содержанием учебной дисциплины и утверждается на заседании кафедры. Курсовая работа выполняется под руководством научного руководителя. С ним согласовываются составленные студентом план и график написания курсовой работы, уточняются основные этапы и сроки их выполнения, список источников, определяется время представления работы научному руководителю, готовность доклада. План и график написания курсовой работы по форме и содержанию аналогичны плану и графику выполнения дипломной работы (приложения 4 и 5). Основой подготовки курсовой работы служат учебники и учебные пособия по данной дисциплине, специальные научные публикации по исследуемой проблеме, а также статьи, монографии, научные отчеты, тезисы научных конференций, материалы, собранные студентами при проведении различных видов практики. Для быстрого подбора необходимых источников информации используются: список литературы, рекомендованной программой учебной дисциплины и планами семинарских или практических занятий по соответствующей теме или разделу; библиография, приводимая в конце учебников и книг, изучаемых по данной дисциплине; алфавитный и систематический каталоги библиотеки. Проработка подобранной литературы заключается в формировании гипотезы, позволяющей ответить на вопросы, рассматриваемые в курсовой работе. Курсовая работа обычно содержит: титульный лист, оглавление, введение, основную часть, состоящую из 2–3 глав (разделов), заключение, список использованных источников, приложения. Во введении (рекомендуемый объем – 2–4 страницы) четко излагается суть содержания и гипотеза, на базе которой решается проблема, обосновывается актуальность выбранной темы, ее практическая значимость, кратко излагается ее цель, место и роль в изучаемой учебной дисциплине, степень освещения в литературе, приводятся конкретные вопросы (обычно не более двух-трех), которые будут рассмотрены в курсовой работе. В основной части курсовой работы (рекомендуемый объем – 22–26 страниц) раскрываются сущность рассматриваемых вопросов, современные подходы к их решению, изложенные в современной научной литературе; приводится анализ реального состояния проблемы на примере работы таможенных органов; предлагаются возможные пути ее разрешения, а также излагаются методики и доказательства. Здесь же приводятся исходные данные, последовательность промежуточных расчетов (в том числе с использованием ЭВМ) и излагаются результаты решения всей поставленной задачи. Кроме того, могут быть представлены алгоритмы, графики, таблицы, диаграммы и т.д. В заключении (рекомендуемый объем – 2–3 страницы) формулируются общие теоретические выводы и излагаются практические рекомендации по использованию полученных результатов в практической деятельности таможенных органов. В конце курсовой работы приводится список использованных источников. При использовании информации, полученной через сеть Интернет, также делается ссылка с указанием адреса ее нахождения. Рекомендуемый объем курсовой работы (без иллюстраций, таблиц и приложений) не должен превышать 30–35 страниц машинописного текста. Статистические данные, используемые при решении поставленной в курсовой работе задачи, рекомендуется подбирать за последние нескольколет (месяцев). Курсовые работы студентов-заочников выполняются согласно учебному графику и сдаются (пересылаются по почте) в деканаты по мере их подготовки, но не позднее чем за месяц до начала зачетно-экзаменационной сессии. После поступления в деканаты и регистрации курсовые работы в установленном порядке передаются на соответствующую кафедру (название кафедры указывается на титульном листе работы). Курсовые работы, выполненные с нарушением установленных требований, а также ксерокопии к рассмотрению не принимаются. Курсовые работы подлежат обязательномурецензированию и защите. Форма и содержание рецензии аналогична рецензии на дипломную работу (приложение 7). По результатам рецензирования курсовая работа оценивается следующим образом: «допускается к защите» – «не допускается к защите». Результаты рецензирования указываются на бланке рецензии. Итоговая оценка за курсовую работу выставляется в ведомость после ее защиты. Типичными ошибками, допускаемыми студентами при подготовке курсовой работы, являются: – недостаточное обоснование актуальности и слабый анализ состояния исследуемой проблемы; – недостаточное и неэффективное использование иллюстративного материала (графиков, таблиц, гистограмм и т.д.); – поверхностные выводы, предложения и практические рекомендации; – использование информации без ссылок на источник; – нарушение требований к оформлению работы.
Контрольная работа
Контрольная работа – это письменная работа, выполняемая студентами самостоятельно, преимущественно по общим математическим и естественно-научным, а также специальным дисциплинам, в которой, как правило, решаются конкретные задачи. Цель контрольной работы – оценка качества усвоения студентами отдельных, наиболее важных разделов, тем и проблем изучаемой дисциплины, умения решать конкретные теоретические и практические задачи. Контрольная работа, как правило, имеет аналитическую или описательную части, может решать проблемные ситуации путем проведения численного моделирования или расчетов, в том числе с использованием ЭВМ. По типу они могут иметь характер задач, расчетов, алгоритмов, программ и т.п. Контрольные работы выполняются в учебных аудиториях Академии и домашних условиях. Аудиторные контрольные работы выполняются, как правило, под контролем ведущего преподавателя учебной дисциплины. В отдельных случаях могут проводиться в форме тестирования. Домашние контрольные работы выполняются студентами самостоятельно. Контрольные работы могут быть как расчетными, так и описательными (например, по иностранному языку, гражданскому праву, психологии и педагогике и др.). На каждую контрольную работу ведущий преподаватель подготавливает и выдает контрольные задания. Структура контрольной работы зависит от специфики изучаемой дисциплины. В общем виде контрольная работа должна содержать: титульный лист, введение, основную часть и заключение. Во введении приводится формулировка контрольного задания, кратко излагается цель контрольной работы, место и роль рассматриваемого вопроса (проблемы) в изучаемой учебной дисциплине. Основная часть контрольной работы должна, как правило, содержать основные определения, обоснования и доказательства, описание методики расчета (формулы), а также иметь ссылки на используемые источники информации. Материал работы и ее отдельные положения должны быть взаимосвязаны. Основная часть может также включать анализ теории вопроса по теме контрольной работы. Здесь же приводятся исходные данные и значения параметров в соответствии с заданием на контрольную работу. После этого излагается ход рассуждений, описывается последовательность расчетов, приводятся промежуточные доказательства и результаты решения всей поставленной задачи. В заключении формулируются краткие выводы по выполненной контрольной работе, а в ее конце приводится список использованных источников информации. Контрольные работы студентов заочной формы обучения выполняются согласно учебному графику и сдаются (пересылаются по почте) в деканаты факультетов не позднее чем за месяц до начала зачетно-экзаменационной сессии. После регистрации они в установленном порядке передаются на кафедры (название кафедры указывается на титульном листе работы) для проверки. Ведущий преподаватель после проверки на титульном листе ставит оценку («зачтено» – «не зачтено») и подписывается. Выявленные в ходе проверки преподавателем замечания фиксируются на полях работы. Контрольные работы, выполненные с нарушением установленных требований, а также их ксерокопии к рассмотрению не принимаются. Реферат
Реферат (от латинского reffere – докладывать, сообщать) является одной из форм самостоятельной работы студента и представляет собой письменную работу с кратким и систематизированным изложением современного состояния тех или иных вопросов (проблемы) обычно в области таможенного дела или другого общественного явления, вида деятельности и т.д., рассматриваемых как в литературных или иных источниках, отобранных для составления реферата, так и в материалах практической деятельности таможенных органов. Традиционные аналитические, библиографические и реферативные обзоры содержат анализ и оценку первоисточников, разбор публикаций, освещающих конкретные задачи или характеризующих исследуемые проблемы, рассматриваемые в первоисточниках, без их критической оценки и собственных рекомендаций. В отличие от этих обзоров подготавливаемые студентами Академии рефераты должны содержать оценки и предложения по решению рассматриваемой проблемы. Цель реферата – обучение студентов применению теоретических знаний, полученных в процессе изучения учебной дисциплины, при решении конкретных практических задач таможенной деятельности; самостоятельному формулированию выводов и рекомендаций по их реализации, Примерная тематика рефератов разрабатывается ведущими преподавателями в соответствии с основным содержанием учебной дисциплины, утверждается на заседании кафедры и приводится в учебно-методических разработках по конкретной дисциплине. При выборе темы реферата студенту необходимо учитывать ее актуальность, наличие и доступность необходимой информации, а также свой уровень подготовки и личный интерес к рассматриваемым вопросам. После выбора темы необходимо с помощью преподавателя и сотрудников справочно-библиографического отдела Академии составить список изданной по данной теме литературы, подобрать источники информации, в том числе и нормативно-правовые документы. Далее студенту рекомендуется в произвольной форме составить план написания реферата с учетом единства его составных частей, логики изложения и смысловой завершенности раскрытия исследуемой темы. Структура реферата: титульный лист, оглавление, введение, основная часть, состоящая из 2–3 параграфов, заключение и список использованных источников. Все материалы, не являющиеся насущно важными для понимания рассматриваемой темы, выносятся в приложение. Во введении (2–3 страницы) обосновывается важность и актуальность рассматриваемых вопросов в рамках выбранной темы реферата, их практическая значимость и новизна, степень освещения в литературе, излагаются конкретные цели и задачи. В основной части реферата (14–19 страниц) раскрываются главные аспекты темы: излагаются факты и подходы к решению задач, представленные в современной научной и другой литературе; проводится анализ и дается оценка реального состояния рассматриваемых вопросов (проблемы) на примере работы таможенных органов; предлагаются возможные пути решения проблемы. Текст каждого параграфа (пункта) должен завершаться краткими выводами по существу рассматриваемого вопроса. При изложении материала важно обеспечить логическую связь между отдельными параграфами. Здесь же могут быть приведены графики, таблицы, диаграммы и т.д. Важно, чтобы реферат содержал результаты творческих поисков автора. В заключении (1–2 страницы) излагаются краткие выводы и обобщения по существу рассматриваемых вопросов (проблемы). Оглавление реферата обязательно должно иметь нумерацию страниц. В тексте реферата студенту необходимо делать ссылки на используемую литературу (источники информации), а в конце реферата привести ее список.При использовании информации, полученной через сеть Интернет, делается ссылка с указанием адреса ее нахождения. Текст, графики, таблицы, диаграммы, другой поясняющий материал должны излагаться грамотно, логически последовательно. Рекомендуемый объем реферата не должен превышать 25 страниц машинописного текста. При этом иллюстрации и таблицы, оформленные на отдельных листах, а также приложения в рекомендуемый объем реферата не входят. Рефераты студентов заочной формы обучения выполняются согласно учебному графику и сдаются (пересылаются по почте) в деканаты не позднее чем за месяц до начала зачетно-экзаменационной сессии. После поступления в деканат и регистрации они в установленном порядке передаются на соответствующую кафедру, указанную на титульном листе реферата, для обязательного рецензирования. Ведущий преподаватель после проверки реферата на титульном листе ставит оценку («зачтено» – «не зачтено») и подписывается. Рефераты, выполненные с нарушением установленных требований, а также ксерокопии к рассмотрению не принимаются. Типичными ошибками, допускаемыми студентами при подготовке реферата, являются: – недостаточное обоснование актуальности, практической и теоретической значимости полученных результатов, поверхностный анализ используемого материала; – неглубокие критические оценки и рекомендации по решению исследуемой проблемы; – поверхностные выводы и предложения; – нарушение требований к оформлению реферата; – использование информации без ссылок на источник.
Воспользуйтесь поиском по сайту: ©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...
|