Задачи и основы организации Единой государственной системы предупреждения и ликвидации последствий чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера
Стр 1 из 13Следующая ⇒ ВОЕННО-МЕДИЦИНСКАЯ АКАДЕМИЯ А.М. Шелепов, А.Ж. Черный, Р.Н. Лемешкин Основы организации медико-санитарного обеспечения населения в системе Предупреждения и действий в Чрезвычайных ситуациях и системе Гражданской обороны России Под редакцией генерал-майора медицинской службы А.Б. Белевитина Санкт-Петербург ВОЕННО-МЕДИЦИНСКАЯ АКАДЕМИЯ А.М. Шелепов, А.Ж.Черный, Р.Н. Лемешкин Основы организации медико-санитарного обеспечения населения в системе Предупреждения и действий в Чрезвычайных ситуациях и системе Гражданской обороны России Учебное пособие для студентов и слушателей факультетов подготовки руководящего медицинского состава, повышения квалификации и переподготовки врачей, подготовки и усовершенствования гражданских врачей Под редакцией генерал-майора медицинской службы А.Б. Белевитина Санкт-Петербург
А.М. Шелепов, А.Ж. Черный, Р.Н. Лемешкин Основы организации медико-санитарного обеспечения населения в системе предупреждения и действий в чрезвычайных ситуациях и системе гражданской обороны России. СПб.: ВМедА, 2008. – 106 с.
Учебное пособие «Основы организации медико-санитарного обеспечения населения в системе РСЧС и системе ГО» подготовлено на основе документов, регламентирующих деятельность сил и средств медицинской службы Единой государственной системы предупреждения и ликвидации последствий чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера, Всероссийской службы медицины катастроф, федеральной службы гражданской обороны. В нем излагаются задачи, организационно-штатная структура, режим функционирования служб и формирований предназначенных для предупреждения и ликвидации последствий чрезвычайных ситуаций и стихийных бедствий.
Учебное пособие предназначено для студентов и слушателей факультетов подготовки руководящего медицинского состава, повышения квалификации и переподготовки врачей, подготовки и усовершенствования гражданских врачей Военно-медицинской академии им. С.М.Кирова. В главах 3, 4 использованы материалы Закревского Юрия Петровича – преподавателя кафедры организации и тактики медицинской службы Военно-медицинской академии.
Об авторах:
Шелепов Анатолий Михайлович - доктор медицинских наук, профессор, начальник кафедры организации и тактики медицинской службы Военно-медицинской академии.
Черный Андрей Жоржевич - кандидат медицинских наук, доцент, старший преподаватель кафедры организации и тактики медицинской службы Военно-медицинской академии.
Лемешкин Роман Николаевич -кандидат медицинских наук, преподаватель кафедры организации и тактики медицинской службы Военно-медицинской академии.
Рецензент – кандидат медицинских наук, доцент Н.А. Миронкин
Издается согласно редакционно-издательскому плану академии. Введение Аварии, катастрофы и стихийные бедствия, происшедшие в последние годы в России и за рубежом, сопровождаются огромными человеческими жертвами и значительным материальным ущербом. В большинстве случаев не удается заблаговременно предсказать место и время их возникновения. Несмотря на это, перед практическим здравоохранением постоянно стоит сложная проблема оказания срочной и эффективной медицинской помощи большому количеству раненых и больных, возникающему за короткий промежуток времени. Для решения данной проблемы в нашей стране была создана Единая государственная система предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций и в ее составе в качестве функциональных подсистем Всероссийская служба медицины катастроф и медицинская служба гражданской обороны. Это и определило необходимость подготовки всего фармацевтического и медицинского персонала органов военного и гражданского здравоохранения и других административных структур РФ к действиям по оказанию эффективной медицинской помощи населению в разнообразных чрезвычайных ситуациях техногенного и природного происхождения.
Проблемы организации медико-санитарного обеспечения населения в чрезвычайных ситуациях требуют углубленной подготовки студентов и слушателей Военно-медицинской академии и врачей различных специальностей. В ее основу положено изучение организации оказания экстренной медицинской помощи в чрезвычайных ситуациях мирного и военного времени. Основными задачами изучения организации медицинского обеспечения населения в чрезвычайных ситуациях (основ экстремальной медицины, медицины катастроф) являются ознакомление студентов и слушателей: 1) с понятием «чрезвычайная ситуация» и характеристикой учебной дисциплины экстремальная медицина (основы медицины катастроф), задачами и организационной структурой Единой государственной системы предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций мирного и военного времени, международными организациями, созданными для осуществления экстренной медицинской помощи; 2) с медико-тактической характеристикой наиболее часто встречающихся чрезвычайных ситуаций мирного и военного времени (аварии и катастрофы на химически опасных объектах, радиационные очаги, катастрофы на железнодорожном транспорте, природные катастрофы – землетрясения, цунами, наводнения, ураганы и смерчи, пожары и др.); 3) с задачами и организационной структурой Всероссийской службы медицины катастроф и медицинской службы гражданской обороны; 4) с современной системой лечебно-эвакуационного обеспечения населения в чрезвычайных ситуациях; 5) с организацией обеспечения медицинским имуществом и техникой учреждений и формирований службы медицины катастроф Минздрава РФ, федеральной медицинской службы гражданской обороны в чрезвычайных ситуациях и в военное время;
6) с практическими навыками по выполнению основных функциональных обязанностей по организации медицинского обеспечения и оказанию медицинской помощи населению в чрезвычайных ситуациях мирного и военного времени. Авторы учебного пособия на основе собственного опыта преподавания, используя последние руководящие документы и методические материалы по службе медицины катастроф, предприняли попытку оказать методическую помощь профессорско-преподавательскому составу данной учебной дисциплины, студентам, врачам и слушателям в формировании системных знаний, практических навыков и умений по организации оказания экстренной помощи при чрезвычайных ситуациях мирного и военного времени. Глава 1 Задачи и основы организации Единой государственной системы предупреждения и ликвидации последствий чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера 1.1 Классификация чрезвычайных ситуаций В литературе и официальных источниках существует множество вариантов определения понятия «чрезвычайная ситуация» отражающих различные подходы, цели и предназначения этого определения и терминологии. Мы предлагаем определения, используемые в официальных источниках. В Федеральном законе «О защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера», чрезвычайная ситуация (в дальнейшем ЧС) определяется как «обстановка на определенной территории, сложившаяся в результате аварии, опасного природного явления, катастрофы, стихийного или иного бедствия, которые могут повлечь или повлекли за собой человеческие жертвы, нанесла ущерб здоровью людей или окружающей природной среде, привела к значительным материальным потерям и нарушению условий жизнедеятельности людей». Определение ВОЗ: «ЧС - это внешне неожиданная, внезапно возникающая и быстро изменяющаяся обстановка при промышленных авариях и катастрофах, стихийных и экологических бедствиях, характеризующаяся неопределенностью и сложностью принятия решения, остроконфликтностью и стрессовым состоянием населения, значительным экономическим ущербом, человеческими жертвами и, вследствие этого необходимостью крупных людских, материальных и временных затрат на проведение эвакуационно-спасательных работ и ликвидации последствий этих аварий, катастроф и стихийных бедствий».
Как видим ЧС условно можно разделить на аварии, катастрофы, стихийное или иное (экологическое) бедствие. Авария – чрезвычайное событие техногенного характера, происшедшее по конструктивным, производственным, технологическим или эксплуатационным причинам, либо из-за случайных внешних воздействий и заключающееся в повреждении, выходе из строя, разрушении технических устройств или сооружений, в результате которых человеческих жертв нет или они единичны. Комитетом ВОЗ предложено определение “ Катастрофы ”, как явления природы или акции человека с реальной угрозой для жизни людей и необходимостью помощи извне. Катастрофа - это событие, при котором возникают очаги массовых поражений людей с численностью 10 и более пострадавших, требующих оказания неотложной медицинской помощи. Стихийное бедствие – это опасные природные явления или процессы геофизического, геологического, гидрологического, атмосферного, биосферного и другого происхождения такого масштаба, которые вызывают катастрофические ситуации, характеризующиеся: - внезапным нарушением жизнедеятельности населения; - разрушением и уничтожением материальных ценностей; - поражением или гибелью людей. Стихийные бедствия могут служить причиной многих аварий и катастроф. Экологическое бедствие (экологическая катастрофа) – чрезвычайное событие особо крупных масштабов, вызванное изменением состояния суши, атмосферы, гидросферы и отрицательно повлиявшие на здоровье людей, их духовную сферу, среду обитания, экономику или генофонд. Для установления единого подхода к оценке чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера, определения границ зон чрезвычайных ситуаций и адекватного реагирования на них, в соответствии с Федеральным законом «О защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера», разработана следующая классификация чрезвычайных ситуаций: - локальные; - местные; - территориальные; - региональные; - федеральные; - трансграничные. К локальной относится чрезвычайная ситуация, в результате которой пострадало не более 10 человек, либо нарушены условия жизнедеятельности не более 100 человек, либо материальный ущерб составил не более 1 тысячи минимальных размеров оплаты труда на день возникновения чрезвычайной ситуации и зона ее не выходит за пределы территории объекта производственного или социального назначения.
К местной относится чрезвычайная ситуация, в результате которой пострадало свыше 10, но не более 50 чел., либо нарушены условия жизнедеятельности свыше 100 чел., но не более 300 чел., либо материальный ущерб составляет свыше 1 тысячи, но не более 5 тыс. размеров минимальных размеров оплаты труда на день возникновения чрезвычайной ситуации и зона ее не выходит за пределы населенного пункта, города, района. К территориальной относится чрезвычайная ситуация, в результате которой пострадало свыше 50, но не более 500 чел., либо нарушены условия жизнедеятельности свыше 300, но не более 500 чел., либо материальный ущерб составил свыше 5 тыс., но не более 0,5 млн. минимальных размеров оплаты труда на день возникновения чрезвычайной ситуации и зона ее не выходит за пределы субъекта Российской Федерации. К региональной относится чрезвычайная ситуация, в результате которой пострадало свыше 50, но не более 500 чел., либо нарушены условия жизнедеятельности свыше 500, но не более1000 чел., либо материальный ущерб составляет свыше 0,5 млн., но не более 5 млн. минимальных размеров оплаты труда на возникновения чрезвычайной ситуации и зона ее охватывает территорию двух субъектов Российской Федерации. К федеральной относится чрезвычайная ситуация, в результате которой пострадало свыше 500 чел., либо нарушены условия жизнедеятельности свыше 1000 чел., либо материальный ущерб составляет свыше 5 млн. минимальных размеров оплаты труда на день возникновения чрезвычайной ситуации и зона ее выходит за пределы более чем двух субъектов Российской Федерации. К трансграничной относится чрезвычайная ситуация, поражающие факторы которой выходят за пределы Российской Федерации, либо чрезвычайная ситуация, которая произошла за рубежом и затрагивает территорию Российской Федерации. Кроме этого существует классификация чрезвычайных ситуаций по этиологическому фактору: а) Чрезвычайные ситуации техногенного характера: - на транспортных и дорожно-транспортных объектах; - пожары, взрывы; - чрезвычайные ситуации связанные с выбросом аварийно-опасных химических веществ (АОХВ); - чрезвычайные ситуации связанные с выбросом радиоактивных веществ и действием ионизирующих источников излучения (ИИИ); - чрезвычайные ситуации связанные с действием биологически-патогенных агентов (БПА); - гидродинамические аварии; - аварии на системах жизнеобеспечения; - внезапное обрушение зданий. б)Чрезвычайные ситуации природного характера: - метеорологические опасные явления (ураганы, бури, циклоны, смерчи, засухи и т. д.); - теллургические и тектонические опасные явления (вулканизм, землетрясения и т. д.); - топологические опасные явления (наводнения, оползни, сели и т.д.); - космические опасные явления (метеориты, магнитные бури и т.д.); - природные пожары. в)Чрезвычайные ситуации экологического характера, связанные с изменениями: - состояния суши; - состояния гидросферы; - состава и свойств атмосферы. г) Катастрофы социального характера, связанные со стихийной или плановой деятельностью людей: - войны и военные конфликты; - межнациональные конфликты; - терроризм; - общественные беспорядки; - голод, эпидемии и т.д.
1.2 Задачи, принципы построения и функционирования Единой государственной системы предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций Для предупреждения ЧС, обеспечения безопасности жизнедеятельности населения и уменьшения ущерба экономике страны, а в случае их возникновения – для ликвидации последствий на основании постановления Правительства Российской Федерации № 1113 от 5.11.1995г., в стране создана Единая государственная система предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций (РСЧС). В соответствии с Федеральным законом от 21.12,1994г. № 68-ФЗ «О защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера» РСЧС объединяет органы управления, силы и средства федеральных органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации, органов местного самоуправления, организаций, в полномочия которых входит решение вопросов по защите населения и территорий от ЧС, Основными задачами РСЧС являются: - разработка и реализация правовых и экономических норм по обеспечению защиты населения и территорий от ЧС; - проведение мероприятий, направленных на предупреждение ЧС и повышение устойчивости функционирования организаций, а также объектов социального назначения в ЧС; - создание и обеспечение готовности к действиям органов управления, сил и средств, предназначенных и выделяемых для предупреждения и ликвидации ЧС; - сбор, обработка, обмен и выдача информации в области защиты населения и территорий от ЧС; - подготовка населения к действиям в ЧС; - прогнозирование и оценка социально-экономических последствий ЧС; - создание резервов финансовых и материальных ресурсов для ликвидации ЧС; - осуществление государственной экспертизы, надзора и контроля в области защиты населения и территорий от ЧС; - ликвидация ЧС; - осуществление мероприятий по социальной защите населения, пострадавшего от ЧС, проведение гуманитарных акций; - реализация прав и обязанностей населения в области защиты от ЧС, а также лиц, непосредственно участвующих в их ликвидации; - международное сотрудничество в области защиты населения и территорий от ЧС, В основе построения и функционирования РСЧС лежат следующие принципы: - защите от ЧС подлежит все население Российской Федерации, иностранные граждане и лица без гражданства, находящиеся на территории Российской Федерации, а также территория, объекты экономики, материальные и культурные ценности Российской Федерации; - организация и проведение мероприятий по предупреждению и ликвидации ЧС является обязательной (функцией федеральных органов исполнительной власти, органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации, органов местного самоуправления, а также предприятий, учреждений и организаций независимо от их организационно-правовых форм и форм собственности (далее организации); - реализация мероприятий по защите населения и территорий от ЧС осуществляется с учетом разделения предметов ведения, полномочий и ответственности между федеральными органами исполнительной власти, органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации и органами местного самоуправления; - заблаговременное и дифференцированное планирование мероприятий по защите населения и территорий от ЧС и их непрерывное осуществление, как в мирное, так и в военное время с учетом разумной достаточности их объемов и сроков реализации; - согласованность и комплексность подхода к проведению мероприятий по защите населения и территорий от ЧС и по гражданской обороне (ГО); - соответствие организационной структуры РСЧС государственному устройству Российской Федерации и решаемым задачам, В мирное время органы управления, силы и средства РСЧС участвуют в подготовке государства к ведению гражданской обороны по следующим основным направлениям: - обучение населения способам защиты от опасностей, возникающих при ведении военных действий или вследствие этих действий; - разработка и осуществление мер, направленных на сохранение объектов, необходимых для устойчивого функционирования экономики и выживания населения в военное время; - создание и поддержание в готовности фонда защитных сооружений и средств индивидуальной защиты; - заблаговременная подготовка к эвакуационным мероприятиям, а также подготовка районов эвакуации населения; - совершенствование систем оповещения населения; - планирование мероприятий ГО; - обеспечение готовности сил и средств к ведению ГО, создание и содержание в целях ГО запасов материально-технических, продовольственных, медицинских и иных средств. С момента объявления состояния войны, фактического начала военных действий или введения Президентом Российской Федерации военного положения на территории Российской Федерации или в отдельных ее местностях РСЧС переводится на функционирование в условиях военного времени. Порядок перевода и режимы функционирования РСЧС в условиях военного времени устанавливаются Правительством Российской Федерации.
Воспользуйтесь поиском по сайту: ©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...
|