Анализ устойчивости работы САР частоты вращения ДВС по интегралу вырожденного дифференциального уравнения
⇐ ПредыдущаяСтр 2 из 2 Амплитудная часть функции имеет вид: φ=φ0∙eα∙t. Чтобы САР была устойчивой, необходимо: α=-1/2∙(FP/υ +Fd/I)<0. Два условия, при которых выполняется это неравенство:
FP/υ +Fd/I>0 или ﺍ Fp/υ ﺍ > ﺍ Fd/I ﺍ В противном случае α>0, и СПП станет расходящимся. Если неравенство не выполняется, то следует: - уменьшить трение в регуляторе (υ↓); - увеличить жёсткость пружины (FP↑). Но увеличение фактора устойчивости регулятора приводит повышению степени неравномерности, т.е. к увеличению максимальной частоты вращения холостого хода, следовательно приводит к увеличению инерционных сил в КШМ и МГР двигателя. Для нормальной же работы ДВС необходимо, чтобы его СПП имел строго определённое время затухания tп, в частности для автомобильных дизелей: tп ≤6 с. Время свободного переходного процесса зависит от зоны допустимых отклонений ∆φ=ξ∙φ0 (ξ<1);
φi=φ0∙eα∙t ≤ ξ∙φ0 или eα∙tп≤ξ
После логорифмирования имеем: α∙tп≤lnξ → tп≥6/(Fp/υ +Fd/I) Полученное выражение можно использовать и для динамического синтеза САР, если СПП имеет неудовлетворительные характеристики.
Расчёт частотных характеристик САР ДВС
Если к рычагу управления приложен периодический сигнал с частотой “к”, то колебания регулировочной координаты можно вычислить по формуле: φ=А(k)∙cos(k∙t+γ(k)) где Аk=KΨ∙KD∙αP0∙Rk-амплитудная частотная характеристика; γk-фазовая частотная характеристика.
В ТАР амплитудно-частотная характеристика имеет вид:
λ=А/А(k=0)=А0/(А0-k2∙А22+k2∙A12)
Частота при которой возможен резонанс определится следующим образом:
KP=√А0/A2'= 3,3 Гц.
Фазовая частотная характеристика:
γ=arctg(-k∙А1/(А0-k2∙А2)
Вычислим значения λ и γ в зависимости от k и вносим в таблицу 1.
Таблица 1 – К расчёту частотных характеристик.
F, Гц | 0 |
0,1044 |
0,2087 |
0,3131 |
0,4174 |
0,5218 |
0,6262 |
0,7305 |
0,8349 |
0,9392 | |||||||
К, рад/с | 0 |
0,6557 |
1,3114 |
1,9671 |
2,6228 |
3,2786 |
3,9343 |
4,59 |
5,2457 |
5,9014 | |||||||
l | 1 |
1,0396 |
1,1788 |
1,5094 |
2,3826 |
4,0289 |
1,951 |
1,008 |
0,6366 |
0,4475 | |||||||
g | 0 | -0,0515 | -0,1171 | -0,2263 | -0,4917 | -1,508 | -2,5229 | -2,7845 | -2,8865 | -2,9407 | |||||||
F, Гц |
1,0436 |
1,148 |
1,2523 |
1,3567 |
1,461 |
1,5654 |
1,6698 |
1,7741 |
1,8785 |
1,9828 | |||||||
К, рад/с |
6,5571 |
7,2128 |
7,8685 |
8,5242 |
9,1799 |
9,8357 |
10,4914 |
11,1471 |
11,8028 |
12,4585 | |||||||
l |
0,3357 |
0,2629 |
0,2124 |
0,1757 |
0,1481 |
0,1267 |
0,1097 |
0,096 |
0,0848 |
0,0755 | |||||||
g | -2,9745 | -2,9978 | -3,015 | -3,0282 | -3,0387 | -3,0473 | -3,0545 | -3,0606 | -3,0659 | -3,0705 |
Проверим полученную λ=4,029 при частоте, на которой возможен резонанс по формуле:
λ'=-1/2∙(β/α+α/β)=4,037
Получилась погрешность: 0,2%, что свидетельствует о верности проводимого расчёта.
Рисунок 3 – Амплитудная частотная характеристика САР.
Рисунок 4 – Фазовая частотная характеристика САР.
Анализ устойчивости САР ДВС по диаграмме профессора
И.А. Вышнеградского
φ+X∙φ+Y∙φ+φ=0
где X, Y – коэффициенты подобия переходных процессов.
Используя формулы этих коэффициентов, получим:
X=(I∙υ+Fd∙μ)/√(Kd∙Kp+Fд∙Fр)2∙I2∙μ2;
X=83;
Y=I∙Fр+Fд∙υ/√(Kд∙Kр+Fд∙Fр)2∙I∙μ;
Y=2,27.
Определим область нахождения точки на диаграмме профессора Вышнеградского, по полученным координатам X,Y.
|
|
Полученная точка находится в области II – колебательно сходящихся процессов.
Рисунок 5 – Диаграмма профессора И.А. Вышнеградского.
I – область апериодический сходящихся процессов (все корни действительные отрицательные числа);
II – область колебательного сходящихся процессов;
III - область колебательного расходящихся процессов (один корень – отрицательный, а два другие, выражены комплексным числом, у которого действительная часть больше нуля).
Заключение
Расчёт показал, что процесс колебаний носит затухающий характер, что свидетельствует об устойчивой работе регулятора. Были построены графики амплитудной и фазовой частотных характеристик САР. Анализ устойчивости, позволил сделать вывод об устойчивости рассчитываемой САР. Анализ устойчивости по диаграмме Вышнеградского, показал, что система так же устойчива.
Список использованных источников
1. Блаженнов Е.И.Автоматическое регулирование и управление автомобильных дизелей (элементы теории и расчёт): Учебное пособие. – Ярославль: Изд-во ЯГТУ, 2010, - 122 с.
|
|