Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Актуальная проблематика языка СМИ




Язык совр.СМИ - важнейших источник изучения активных процессов в СРЯ (Валгина)
Середина 80-х - новые слова "гласность" и "перестройка"; "Огонек" - меняет современный язык
"90-е лихие, 2000-е нулевые"
В телеречи в области произношения и акцентирования сосуществуют элитарная личность (Познер), среднеэлитарная (Миткова и Сорокина); сниженная языковая личность (Соловьев). Телеречь допускает огромное количество вариантов норм и в области лексики, и в области стилистики - специфическая стилистика масс-медиа
В настоящее время СМИ являются основой формирующейся новой литературной нормы; формирование идет по пути демократизации, исчезают авторитеты и авторитарность нормы.
В стилистической системе языка к оппозиции "книжность-разговорность" Прибавилось новое звено "масс-медийность" (снижение с преобладанием разговорного стиля, экспрессия с преобладанием эпатажности,, не сочетание стандарта и экспрессии, а победа последней в большинстве текстов.
Происходят реальные языковые преобразования в системе публицистического стиля, развивается его газетно-публицистическая разновидность, она обогащается за счет ранее маргинальных средств языка, эти маргинальные средства нейтрализуются при переходе в общее употребление. Причиной распространения таких языковых средств становится высокая степень жанровой дифференциации газетных текстов.
В языке СМИ происходит активизация процессов стилистического опрощения, которое реализуется перспективным вхождением в яз.СМИ просторечия, особых оценочных проф-х и соц-х жаргонов
Слова "беспредел", "тусовка", "обвал", "крутой" - каждое из них в процессе продвижения в речь создавало огромные словообразовательные гнезда, а они уже реализовали путь слов из социолекта в лит.язык.
Расширение практики применения иноязычной лексики, что с 1й стороны отражает объективную историческую необходимость, а с другой стороны - американомания("лайтовый", "олдовый", "смайлик")
Влияние на язык СМИ оказывают и техницизмы, которые постоянно пополняют общеупотребительный язык ("блог", "блогеры")
Слово-компонент медиа (трансформация семантической структуры): медиа-холдинг, медиа-культура, медиа-фантом, медиа - шлюха, медиакиллер, медиаст

 

2.Средства выражения оценки в языке СМИ. Общая качественная оценка (шкала оценок). Основания оценки
Язык СМИ – источник активных процессов в современном русском языке.
Развитие оценочных (аксиологических) тенденций на всех уровнях языка – основы активных процессов.
Аксиология – наука о ценностях. Аксиология как квинтэссенция современности: отражение и преображение.
1. Рациональная и эмоциональная как основное устройство языка, как конструктивное свойство языка газеты. (В. Г. Костомаров)
2. Преображение явлений языка и речи под влиянием ценностных смыслов.
Под влияние ценностных смыслов происходит преобразование не только лексических значений, но и морфологического строя языка, а именно: появляются новые части речи (слова категории оценки), новые разряды частей речи (оценочные прилагательные), новые синтаксические конструкторы (оценочные номинативные предложения).
Речь нашего современника на рубеже веков начала отражать социальные, культурные реалии глобального мира. То есть изменилась система отношений к профессии, свойствам и личностям человека к системе его оценки. Но при этом глобальном изменении появилась свобода выражения отношения к ценностям. Язык газеты теперь может выражать рациональное или эмоциональное ценностное отношение к объектному мира, к говорящему, как и самому себе, собеседнику.
В основе этого выражения лежит имплицитная шкала оценок в языковом сознании говорящего, которая состоит из семи элементов и включает в себя безразличное или среднее отношение говорящего к действительности. «погода нормальная».
Шкала оценок: очень хорошо (коммуникативный жанр – восхищение, эмоции – радость) – довольно хорошо (похвала, удовольствие) – хорошо (одобрение, удовлетворение) – нейтральная (нормально) - плохо (неодобрение, неудовлетворение) – довольно плохо (порицание, неприятие) – очень плохо (возмущение, пренебрежение, презрение, отвращение).

Эмоция-> оценка -> коммуникативный жанр. Порицание – основной газетный жанр.
Рациональное- пирог с мясом; эмоциональное- пирог -объедение, пирог- гадость.

До сер. 80-х прошлого века в СМИ существовало явление “новояза”, “тоталитарного языка”, советского официоза. Со 2й половины появилась возможность свободного межличностного общения, расширилось кммуникат. пространство языка на основе развития многообразия печатных и электронных СМИ. Это привело к появлния искренних оценочных интенций говорящего. Как следствие, это привело к многократному расширению функц-семантического поля, оценки в сря. Главня единица этого поля – высказывание. Напр., высказываение – самооценка (“Я гений Игорь Северянин”), оценочное высказывание субъектиного типа (“Мне не нравится кофе”). В оценочном смысле всегда объединяются субъективное и объективное. Высказывание объектного типа (“Книга – учебник жизни”. “Читать книгу – наслаждение”).
В оценочном смысле объединяются субъективное и объективное. Оценочных высказываний много, они систематизированы как организаторы многочисленных жанров современной публицистической речи, которая активно влияет на русский язык. Происходит снижение языкового авторитета писателя, т.е. снижение языкового авторитета художественной речи, растет статус языка СМИ и его конструктивно оценочной функции.
Полистилизм – контаминация языковых средств, различных по языковому и нормативному статусу.
«Языковая оборона» (изобретение особенных способов выражения оценки в нестандартном ключе).
Оценка выражается не только явно, но и скрытно. И для этого скрытного выражения наметилась тенденция к иронической оценки. Даже деловая пресса ищет такие знаки для объектов реальной жизни, которые позволяют оценить ее образно. Аксиологические намерения авторов укрепляют свои позиции в языке, в целом расширяются речевые средства оценочного воздействия. В результате применения этих средств преображаются языковые явления в СМИ. Неконструктивная сниженность приводит к подрыву языковых норм. Отсюда главной опорой являются научный стиль речи, как единственный уцелевший от давления стихии сниженности.
Журналисты, как и обычные люди, отличаются критическим состоянием духа.
От нехоти до осатанелости; интенций, социо-депрессия.
Например: мент – испытывало расширение своего значения и отрицательной сочетаемости в российском политическом дискурсе, в том числе в качественной прессе.
Ментовское государство, диктатура мента, карта ментовского произвола.
Основание оценки. Примеры на каждый случай:
-интеллект., психология, эмоционально
-нормативная (прав/неправ, здоровый/больной)
-утилитарная (полезный/вредный)
-сенсорно-вкусовая – более экспрессивная из-за первичной потребности
-эстетическая (красивый/некрасивый)
-темологическая (эффективный/неэффективный, удачный/неудачный)

Таким образом, оценочных высказываний много, они систематизированны, функционируют как организаторы многочисл. жанров совр. публицистич. речи, к-ая активно влияет на рус.литерат.язык. В этой речи происходит перестройка личного речевого существования, обычного носителя языка, происходит перезагрузка языка на основе соц. значимой актуальной речи. Пр., нанотехнологии – в негатив.смысле – на-на технологии, реклама – брехлама, репортер – трепортер.
В пространстве медийных текстов на различных уровнях языка реализ.особенные предикаты воздействия. При этом происходит снижение языкового авторитета писателя, т.е.снижение языкового авторитета худож.речи, растет статус языка СМИ с его констрирующей оценочной функцией.
В постсоветском пространстве происходит аксиологизация языка и речи как отражение аксиологизации менталитета общества.
Оценочная функция постепенно подчиняет себе все речевые процессы, а они отражают язык.процессы неологизации, жангонизации, вульгаризации, криминализации в лексич.ср-вах, амероглобализация, интертекстуальность, разговорность в синтаксич.ср-вах. Пр.амероглобализации: врач-супер-герой, мегауспешность, супер-вредитель.

 

 

3.Журналист как субъект оценки и специфика его речи (критик и льстец)
В языке газеты захватываются широкие области жизни человека в их взаимодействии. В том же языке газеты языковая картина мира и языковая личность связывают начало концепта, а центральным элементом становится ценность (феномен) – субъект и объект, как объединение вечного (идеал должного) и индивидуально личностного.
Например: один костюм, один faccebook, ни одной любимой книги (заголовок)
Это меланхолическое киносновидение, причудливое и ироническое.
Долговая яма; СМИ спокойно.
В процессе реализации концепта ценностей становится очевидным оценочное триединство, которое состоит из оценочной парадигмы сознания, оценочной коммуникации парадигмы и, наконец, оценочной эмоциональной парадигмы: удовольствие, удовлетворение, неудовольствие. Автор выполняет оценочные роли: ценитель, льстец, критик, обвинитель, судья.
В языке газеты развивается тенденция оценочных речевых воздействий и глобализация оценочных текстов.
Оценочный механизм русской картины мира очень сложен и имеет диахронный и современный диалекты. Сказки – единственная форма борьбы со злом, признаваемая чувством. Отрицание в слове. В сказке ее герои последние из худших (Иван Дурак), но согласно русской пословице: «Бог дураков любит, и они становятся лучшими». В этом происходит изображение жизни посредством магии слова. «Слово и дело».
Увеличилось количество негативно-оценочной лексики в языке в течение последних двух столетий. Оценки в языке газеты становятся более прямыми и агрессивными. Все большее количество слов втягиваются в выражение оценки. Языковые средства постперестроечного периода реализуют этот процесс с помощью карнавализации языка. Выявляются слова кентавры, развиваются нехарактерные словообразовательные процессы.
Одно из основных черт человеческого языка является его укратимость. Мегадоминанта универсальна для всех культур. Правила, максимы, вербальная риторика – все это придумано человеком, чтобы упрощать язык.

 

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...